• Приглашаем посетить наш сайт
    Шмелев (shmelev.lit-info.ru)
  • Калашникова Л. В.: Калужский край в дневниках, письмах М. Пришвина и документах ГАКО

    Л. В. Калашникова

    КАЛУЖСКИЙ КРАЙ

    В ДНЕВНИКАХ, ПИСЬМАХ М. ПРИШВИНА

    И ДОКУМЕНТАХ ГАКО

    Долгое время считалось у исследователей жизни и творчества М. Пришвина, что писатель не жил на калужской земле и всякое утверждение, что Брынь - калужское село, считалось вымыслом, сказкой. Однако публикация писем к писателю А. М. Ремизову опровергает это утверждение (1, с. 157-209). В Дневниках М. Пришвина упоминаются монастырь Оптина Пустынь и оптинский старец Анатолий (Потапов) среди прочих имен, которых знал писатель (2, с. 134). Это записано 1 февраля 1921 года: "Имена известных людей, которых мне в жизни моей приходилось видеть: Розанов, Мережковский, Ремизов, Гиппиус, А. Белый, Сологуб, Бальмонт, Брюсов, Ал. Толстой, Куприн, Б. Зайцев..., гр. Мар. Ник. Толстая, оптинский старец Анатолий..." (1, с. 171).

    В письме от 14 июня 1909 года к А. М. Ремизову Михаил Михайлович писал: "Послал фельетоны в Русск(ие) вед(омости), к(ото)рые должны мне дать 200 р(ублей). Теперь дожидаюсь денег, как только напечатают, отправлюсь с семьей в Оптину Пустынь, где и проживу осень, навещая оттуда мать. Если же не напечатают, то и не знаю, что делать". В газете "Русские ведомости" за июль и август 1909 года были опубликованы произведения М. М. Пришвина: "Как я укреплял тещу Никифора" – (18 июля, с. 2); " Дубовый дол" – (1 августа, с. 2); " Как быть с мужиками?" – (23 июля, с. 2). Поездка в Оптину Пустынь состоялась, иначе бы не было в Дневнике М. Пришвина такой записи за 29 октября 1919 года: "Вспоминали вечером про Оптину Пустынь,старца Анатолия – неужели и там теперь конюшни и казармы?" (3, с. 318-348). И это вспоминалось писателю в суровое время Гражданской войны, когда большая часть Елецкого уезда была занята красными, остальное - находилось у белых. Жители уезда не знали, по какой же они земле едут и решали, что едут они по " нашей земле" (3, с. 317).

    В Оптину Пустынь М. Пришвин поехал поздней осенью 1909 года с семьей. Во Владимирской церкви о. Анатолий (15. 02. 1855 – 30. 07. 1922) принимал народ без ограничения. К 1908 году число приходивших к старцу Анатолию так увеличилось, что настоятелю монастыря архимандриту Ксенофонту не удавалось протиснуться сквозь толпу, чтобы попасть на исповедь к старцу.

    Старец Анатолий – Александр Алексеевич Потапов родился 15 февраля (по ст. стилю 1855 г.) в Москве в старинной купеческой семье. После окончания училища он служил приказчиком в Калуге. После смерти матери Александр поступил в Оптину Пустынь и был определен келейником к преподобному Амвросию. В 1888 послушник Александр был пострижен в рясофор и остался келейником у о. Амвросия до его кончины - 10 октября 1891 года. 5 июля 1899 года о. Анатолий был рукоположен Калужским епископом Макарием в сан иеродиакона, в 1906 году был рукоположен в сан иеромонаха и почти одновременно указом Калужской духовной консистории был назначен духовником Казанской Амвросиевской женской пустыни в Шамордино, и исправлял это служение до своей кончины – 30 июля 1922 года (4).

    Преподобный Анатолий считался "народным старцем", православные люди называли его "утешителем". Исповедь у старца обновляла и возрождала души верующих. Совершая исповедь в келье, преподобный обычно подводил посетителя к божнице, ставил на колени, давал читать вслух общее исповедание грехов, а после каждого он исповедывал наедине. Во время исповеди он горячо молился за своих духовных чад. После же исповеди давал наставления, всегда поражавшие точностью и прозорливостью (5). Конечно, встреча со старцем Анатолием произвела на писателя огромное впечатление, ведь он вырос в родном краю под обаянием двух великих старцев: Амвросия Оптинского и Льва Николаевича Толстого, об этом писал Михаил Михайлович в своем Дневнике. У соседей по Хрущеву - Ростовцевых было посажено дерево по благословению оптинского старца Амвросия (1812 – 1891).

    Александр Михайлович Гренков родился 23 ноября (по ст. стилю) 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря, закончил в 1830 году Тамбовское духовное училище, а в 1836 – Тамбовскую семинарию, преподавал в Липецком духовном училище в 1838-1839 годах. Он пришел в Оптину Пустынь в 1839 году. После смерти оптинского старца Льва в 1841 году послушник Александр стал келейником оптинского старца Макария. Летом 1841 года послушник Александр был пострижен в рясофор, а 29 ноября 1842 года - в мантию и наречен Амвросием. 4 февраля 1843 года о. Амвросий был рукоположен в иеродиакона, а 9 декабря 1845 года – в иеромонаха. Здоровье о. Амвросия пошатнулось, он простудился и заболел и с тех пор уже никогда не смог поправиться. По благословению о. Макария он занимался переводом книг. После смерти старца Макария 7 сентября 1860 года о. Амвросий стал на его место, а с 1862 года он был назначен братским духовником. Множество людей всех сословий и званий обращались к нему за духовной помощью. Любовь Александровна Ростовцева, соседка Пришвиных, подчинила свою волю старцу Амвросию (6). В рассказе "Ландрин" М. Пришвин писал: "Смутно мне вспоминаются с детства такие же советы старца и что Марфинька в то время смеялась над глупостью этого и удивлялась, как старец не гонит от себя этих баб " (7, с. 35).

    В Дневнике Михаил Михайлович написал, что дерево, выращенное по благословению о. Амвросия из Оптиной Пустыни, было срублено человеком: "роста маленького - не крестьянин, пришел из города ", в апреле 1918 года (3, с. 67-69).

    Пришвин видел и понимал, что никакая святыня не остановит большевистского наступления на Россию, что в основе большевизма лежал " разрыв с космосом ", "претензия на универсальность", что революция отбрасывала Россию на периферию мировой истории: "Мы теперь провинциалы от интернационала" (3, с. 348)

    Стремление к посещению святых мест объединяло сына и мать. В 1910 году, после смерти Л. Н. Толстого 7 ноября (20) 1910 года, М. Пришвин поехал вместе с Марией Ивановной (1841-1914) в Ясную Поляну. Они побывали на могиле Л. Н. Толстого, встретились с Софьей Андреевной и Андреем Львовичем, но им не понравилась атмосфера Ясной Поляны и они решили съездить к сестре писателя – Марии Николаевне, которая жила в Шамординском монастыре, находящемся в 12 км от Оптиной Пустыни. Старая белевская дорога, по которой ехали Пришвины, шла мимо Оптиной Пустыни и не заехать в этот монастырь они не могли, да и Валерия Дмитриевна Пришвина в книге "Путь к слову" очень дипломатично упоминала об Оптиной Пустыни (11). Мы составили схему поездок М. Пришвина по калужской земле, чтобы было понятно и наглядно представлено посещение калужских монастырей писателем в начале ХХ века.

    В 1910 году Михаил Михайлович приехал с семьей жить в калужское село Брынь. Старинное торговое село Брынь (Толстошеево) было центром волости Жиздринского уезда и имело в начале ХХ века 2390 жителей, около тысячи было старообрядцев. В селе была суконная фабрика и винокуренный завод дворян Рябининых; Преображенская церковь (1830) и при церкви была школа, работала и земская школа. Ежегодно проходили ярмарки: Святительская, Вознесенская, Преображенская. Крупные землевладельцы были в с. Брынь Толстые - 3287 д. Почтовый адрес села был - ст. Брынь, Калужская губерния (9, с. 64, 90, 98)

    В письме от 12 мая 1910 года М. М. Пришвин писал А. М. Ремизову из Брыни: "Пишу Вам наскорях, прямо после приезда, чтобы дать Вам адрес для присылки Аполлона (журнала) и чтобы Вы знали вообще о мне и о том, что Вы для меня существуете прочно" . Он дает Алексею Михайловичу адрес "Почт.(овая) ст(анция ) Брынь Калужс(кой) губ(ернии)" (1, с. 177-179). В этом письме он писал: " Вы себе и вообразить не можете, как пахнуло на меня подлинной Россией здесь, в этих Брынских лесах... Перед моим окном огромное озеро, ловят рыбу. За озером лес, страшный, "немыслимый", как здесь говорят, - тянется за сотню верст, переходит в Брянские леса, где живут настоящие бродяги, настоящие медведи и волки; как хорошо будет переплыть озеро на ялике, поймать по пути здоровенную рыбу и подойти к опушке этого леса настоящего. Что там тетеревей и всякой всячины!" (1, с. 177-179).

    Странно, что до сих пор в биографии писателя Пришвина отсутствует калужский период жизни. В Брыни семья Пришвиных жила с мая по 23 сентября 1910 года. 23 сентября 1910 года село Брынь сгорело. В калужском архиве ( ГАКО ) есть документы о пожаре в Брыни. Найдена телеграмма губернатору С. Д. Горчакову от исправника уездного полицейского управления В. Д. Ильинского Жиздринского у. "Вчера час дня Брыни произошел пожар сгорело 52 дома крестьянских 10 домов купеческих 20 лавок пожарный сарай инструментом казенная винная лавка казенное имущество сгорело деньги цена убытку до 200 тысяч погорельцы разместились уцелевших домах жертв нет причина пожара неосторожность огнем подробности почтой. Исправник Ильинский" (10).

    Михаил Михайлович написал А. М. Ремизову в письме из Белева 28 сентября 1910 года: "Извещаю Вас, дорогой Алексей Михайлович, что село Брынь сгорело 23 сентября, я и моя семья спаслись в чем были, мои вещи, литературные материалы, рукописи и все книги, вообще решительно все сгорело. Я теперь должен начинать все снова" (1, с. 180). Материалы о пожаре в Брыни нашла в ГАКО краевед Л. П. Паутова В рапорте исправника В. Ильинского говорилось, что мальчик Ефим Трошин, который был в услужении у потерпевшего от пожара мещанина Василия Егоровича Жарова, с построек которого начался пожар, курил на сеновале и от неосторожного обращения с огнем Брынь сгорела (11).

    сыновей Льва и Петра; воспоминания невестки, жены Льва, Галины Борисовны Фосс, чтобы исчезли белые пятна в биографии русского писателя, философа М. М. Пришвина, и, конечно, нужно продолжить издание его Дневников.

    ПРИМЕЧАНИЯ

    1. Пришвин М. М. Письма М. М. Пришвина к А. М. Ремизову // Русская литература. 1995. № 3.

    2. Пришвин М. М. Дневники. 1920-1922 гг. М., 1995.

    3. Пришвин М. М. Дневники. 1918-1919 гг. М., 1994.

    5. Преподобные оптинские старцы: Жития и наставления. М., 1998. В т. ч. об о. Анатолии, с. 355-385.

    6. Послужные списки монашествующих Калужской епархии // ГАКО. Ф. 33, оп. 3, ед. хр. 1806, л. 81 об. л. -82 л.

    7. Пришвин М. М. Дневники. 1923-1925 гг. М., 1999.

    8. Пришвина В. Д. Путь к слову. М., 1984.

    11. Рапорт // ГАКО. Ф. 937, оп. 1 , ед. хр. 1772, л. 85- 86.

    Раздел сайта: