П. П. Львов
О НАШЕМ ЗЕМЛЯКЕ М. ПРИШВИНЕ
(ТРИ ПЕРИОДА ЖИЗНИ М. ПРИШВИНА В РОДНЫХ МЕСТАХ)
Пройдите в Ельце от краеведческого музея к улице 9-го Декабря. Вы тотчас увидите справа в глубине двора старинное двухэтажное здание, которое в настоящее время является средней школой № 1 им. М. Пришвина. Здесь в свое время была мужская гимназия. Главный вход туда был когда-то со стороны Манежной улицы (теперь ул. Ленина). Красиво озелененный двор придавал фасадной части здания приятный вид.
В 80-х годах XIX столетия здесь, в Елецкой мужской гимназии, учились выдающиеся русские писатели Ив. Бунин и М. Пришвин. О них в Елецкой средней школе №1 постоянно напоминает литературно-краеведческий уголок, основанный в 1965-1966 годах учительницей литературы Г. И. Саевской. В экспозиции, посвященной М. Пришвину, есть немало экспонатов (фотоснимки, сборники произведений писателя) с дарственными надписями его жены Валерии Дмитриевны Пришвиной, приславшей для школьного литературно-краеведческого уголка эти экспонаты.
Имя нашего прославленного земляка Михаила Михайловича Пришвина неразрывно связано с Елецким краем и с Ельцом, который писатель в своем романе "Кащеева цепь" называет родным городом.
Детство и юность Пришвина проходили, как известно, недалеко от Ельца. В том же романе автор пишет: "Родился я в 1873 году в с. Хрущево, Соловьевской волости, Елецкого уезда...
Мне выпала доля родиться в усадьбе с двумя каменными белыми столбами вместо ворот, с прудом перед усадьбой и за прудом –уходящими в бесконечность черноземными полями". Хрущево и Елец прочно вошли в биографию Пришвина.
Были три относительно продолжительных периода времени, когда писатель жил в Ельце. В каждом из них обращают на себя внимание переломные моменты, влиявшие на формирование личности писателя и на его судьбу.
Годы жизни автора "Кладовой солнца" до революции, связанные с его пребыванием в Ельце, нашли яркое художественное отражение в романе "Кащеева цепь", носящем автобиографический характер.
Первый период жизни писателя в Ельце – гимназические годы. Оторванный от любимой матери, от деревенских ребят, с которыми связывала тесная дружба, лишенный приволья родных полей, маленький гимназист чувствовал себя одиноким в городе. Постепенно он привыкал к новой обстановке, знакомился с Ельцом, присматривался к его своеобразному, веками складывавшемуся облику, слушал предания и рассказы, связанные со славным историческим прошлым города, и, по-видимому, именно в это время в мальчике начинало формироваться чувство гордости за свою родную страну, частью которой был и старинный город Елец.
Занятия в гимназии не могли заинтересовать учеников. Среди учителей было немного педагогов, любивших свое дело, дававших ученикам хорошие знания. О таких Пришвин сохранил добрую па-мять. Но большинство учителей были просто чиновниками, относились к занятиям по-казенному, некоторые не имели никакой склонности к педагогической работе, были людьми сухими, несправедливыми.
Первым испытанием для формировавшегося характера Пришвина была смелая, но по-детски наивная попытка вырваться из сковывавшей его обстановки гимназической жизни, уехав тайком "в счастливую страну Азию".
Второклассник Пришвин – главный организатор бегства – и трое его приятелей постарше, запасшись всем, по их мнению, необходимым для дальнего путешествия, сели в лодку и поплыли по реке Сосне в Азию. Через сутки они были пойманы и возвращены в Елец. Последовало наказание беглецов.
Бегство гимназиста Пришвина было не только порывом к свободе, это было зародившееся в мальчике неудержимое стремление разведывать все неизведанное, это было первое в жизни "путешествие" неутомимого путешественника, каким стал впоследствии будущий автор книги "За волшебным колобком". На всю жизнь сохранил писатель в своей памяти впечатления, связанные с его бегством в "Азию".
Страстно увлекавшийся чтением книг, стремившийся все узнать и понять, наблюдавший с детства жизнь простого народа, задумывавшийся еще подростком над серьезными вопросами жизни, горячий протестант против всякой несправедливости, Пришвин, учась в гимназии, нашел близких друзей среди старших товарищей. Это были Николай Семашко – будущий революционер и крупный политический деятель, Дмитрий Нацкий и некоторые другие. Семашко вовлек юного Пришвина в подпольный гимназический литературный кружок.
Большое значение для воспитания в будущем писателе любви к прекрасному, к искусству, любви к творчеству имела его дружба с художником М. Н. Горшковым. (Пришвин жил в доме Горшковых).
Этот художник–энтузиаст старался передать своим елецким друзьям уменье видеть в простом и как будто обычном прекрасное и передавать это в искусстве. Такие же качества выявились позднее у художника слова М. Пришвина - певца русской природы.
С годами росла независимость натуры Пришвина, уменье постоять за себя. В апреле 1889 года у него произошло резкое столкновение с учителем географии В. В. Розановым. Розанов был человеком умным, но учительская работа не интересовала его. Вскоре он ушел из гимназии, уехал из Ельца и стал позднее известен как философ и публицист.
Исключение из гимназии явилось новым серьезным жизненным испытанием для будущего писателя. Он уехал в Хрущево. Было ему нелегко. Близкая родная природа, тишина бесконечных полей успокаивали его. Юноша решил заниматься самостоятельно и позднее сдать экстерном экзамены на аттестат зрелости. Но благодаря заботам матери ему удалось, уехав в Тюмень, где жил его дядя, закончить там VI классов реального училища и сдать затем экзамены экстерном за седьмой класс. Однако будущему писателю еще суждено было возвратиться в родной город и в течении 2-х лет жить там.
В 1893 году Пришвин поступил в Рижский политехникум на химико-агрономическое отделение. Будучи студентом, он включился в деятельность революционного марксистского кружка, был арестован и просидел около года в одиночной камере тюрьмы. Это явилось третьим и самым серьезным жизненным испытанием на пути формирования характера личности молодого Пришвина, испытанием, проверившим силу его убеждений, стойкость, мужество, верность товарищам. После освобождения он был выслан в Елец под гласный надзор полиции. В дни студенческих каникул Семашко, Пришвин и другие товарищи по гимназии любили организовывать семейные вечеринки, там звучала гитара, мандолина, пелись революционные песни.
В январе 1899 года, когда Семашко уже не было в Ельце, эта группа молодежи приняла участие в организации новогоднего концерта для городских и сельских учителей, что способствовало установлению связи со многими передовыми учителями, работавшими в деревне. По истечении срока полицейского надзора Пришвин, не получивший разрешения возвратиться в Рижский политехнический техникум, решил заканчивать свое высшее образование в Германии. Ожидая получения заграничного паспорта, он не один раз ездил в Хрущево, и родная обстановка, как всегда, благотворно влияла на него. Наконец, разрешение на поездку за границу было получено. Так, в 1900 году, закончилось второе относительно продолжительное пребывание будущего писателя в Ельце.
Через 17 лет Пришвин, уже по своему желанию, снова непродолжительное время жил в родном краю. Это произошло после Октябрьской революции, когда Пришвин стал уже признанным писателем. Он, как и многие другие русские писатели, принял Октябрьскую революцию, хотя в первые годы после нее не сразу понял неизбежность некоторых не всегда оправданных суровых действий и разрушений, когда пришли в движение миллионные массы народа. Вообще революционность его была несколько романтична, хотя он и принимал деятельное участие в революционной работе, будучи студентом.
Агроном по образованию, Пришвин весной 1918 года приехал вместе с женой, (речь идет о первой жене М. М. Пришвина Ефросинии Павловне; писатель намного лет пережил ее) и двумя сыновьями в Хрущево, чтобы самому обрабатывать землю и научить крестьян рационально вести хозяйство.
подробно повествуется в монографиях, посвященных жизни и творчеству Пришвина. Писатель, покинув Хрущево, перебрался в Елец и здесь отдал свои силы и знания культурно-просветительской работе.
Он снова пришел в здание Елецкой мужской гимназии, с которой связаны были его первые жизненные испытания, но пришел теперь сюда уже по поручению Отдела народного образования в качестве учителя. В мае 1919 года Пришвину было дано поручение начать в Ельце краеведческую работу "организовать население г. Ельца и уезда в деле изучения местного края". В выданном ему документе указывалось, что "все предметы, имевшие значение памятников искусства и старины, подлежат ведению т. Пришвина". Ему поручали также на некоторое время работу заведующего библиотекой в селе Стегаловка.
Работая в Ельце, Пришвин жил в доме гимназического товарища Коноплянцева (дом этот, находящийся в Детском пер., ельчане знают''). С террасы дома открывался прекрасный вид на город. В свободное время писатель подолгу любовался Ельчиком, его живописно заросшими берегами, подолгу смотрел на открывавшиеся перед ним знакомые с гимназических лет места в родном городе.
В конце лета 1919 года Пришвину пришлось пережить опасные дни, когда Елец подвергся бандитскому налету мамонтовцев. Какой-то мамонтовский офицер возымел желание "спасти писателя от большевиков" и с этой целью прислал за ним двух казаков. Самообладание и находчивость помогли Пришвину скрыться от своих "спасителей" и от смертельной опасности, неожиданно возникшей перед ним на одной из улиц Ельца, когда группа киргизов, входивших в состав мамонтовского отряда, приняла Пришвина за еврея (по внешнему облику) и хотела расправиться с писателем.
Пришвин пробыл в Ельце до середины 1920 года. Таким образом, третий раз в своей жизни он находился в родном крае, в Ельце, и работал здесь. Один только вид родных мест, даже изображенных на картине, являлся для писателя стимулом духовной энергии. У Пришвина была написанная его двоюродной сестрой картина. На ней изображены каменные столбы у въезда в Хрущевскую усадьбу, пруд и вид на поля. И вот что мы читаем в одной из дневниковых записей писателя, сделанной в 1953 году: "Лежу и днями смотрю на картину Хрущево... и кажется, так много в ней чего-то, и мое духовное питание этой картинкой никогда не кончится"...
"Черный араб", повесть "Жень-Шень", сказка-быль "Кладовая солнца", поэма в прозе "Фацелия", чудесные рассказы для детей и многое другое, созданное им, принесли Пришвину славу выдающегося писателя. Но невозможно представить себе творчество этого художника слова без его поэтических миниатюр о природе. М. Горький, высоко ценивший талант Пришвина, писал ему: "... такого проницательного знатока природы и чистейшего поэта ее, как Вы... в нашей литературе не было". Для писателя-патриота, каким явил себя Пришвин в своей жизни и в творчестве, чувство любви к народу, к Родине и поэтическое чувство природы сливались воедино.
Простая, не блещущая яркими, величественными видами, и тем не менее волнующая наше сердце природа Елецкого края с ее коврами цветов на лугах и васильками в поспевающей ржи воспитали с детства в будущем писателе необыкновенно глубокое понимание жизни природы, чувство единения человека с нею, что так восхищает нас в поэтических миниатюрах автора "Времен года".
Расставшись с Елецким краем и с Ельцом, Пришвин всегда помнил о них. О счастье жить в родных местах он так писал Д. И. Нацкому в марте 1953 года: "Одно счастье у Вас уже есть: Вы живете среди своих предков как верный сын..."
"счастливой, невозвратимой поре". И Пришвин записывает: "Рожь подымается, ударил перепел. Боже мой! Это ведь тот самый, какой мне в детстве кричал..."
Так рождалась поэтическая миниатюра, овеянная поэзией детских лет. Есть в Ельце одна книга Пришвина, подаренная им своим елецким знакомым и находящаяся теперь в частном собрании И. Г. Сильвестрова. Надпись на этой книге полна скрытого в ней чувства горячей любви к родному краю: "Земляки! поклонитесь моей родине. М. Пришвин". Эти волнующие слова с совершенно необычным для дарственной надписи обращением глубоко потрясают. Елецкий край и Елец на всю жизнь оставили в душе писателя обаяние родных мест, незабываемых детских впечатлений и романтически-дерзновенных мечтаний юности.