• Приглашаем посетить наш сайт
    Лесков (leskov.lit-info.ru)
  • Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.)
    1925.

    Пришвин М. М. Дневники. 1923-1925. Книга четвертая. – М.: Русская книга, 1999. – 416 с.

    1925 год

    1 Января. Убил лисицу и двух беляков. Тепло. Порошка летит.

    Вот теперь только ясно вижу, что прошел через какие-то ворота жизни из теснин в долину.

    В романе нужно прежде всего единство лица, то есть – чтобы все действующие лица, незаметно для читателя, были составными элементами одного сложного существа.

    В жизни мы разделены друг от друга и от природы местом и временем, но сказитель, преодолев время и место (в некотором царстве, в некотором государстве при царе Горохе), сближает все части жизни одна с другой, так что показывается в общем как бы одно лицо и одно дело творчества, преображения материи. При таком понимании сказка может быть реальнее самой жизни (Дон-Кихот и Санчо – самый яркий пример такого сближения).

    Это один процесс творчества, который приводит к ясности, а другой процесс – строительство самой жизни, когда нужно в добытую сказку вдвинуть время и место,– есть ли это дело художника? Нет, это дело человека, но труд художника, поскольку он тоже человеческий труд, дает прекрасный пример воплощения, потому что, делая свое любимое дело, он посредством этой любви преодолевает скуку труда и в то же время трудится, как и все.

    Спасителем человечества (от Кащеевой цепи) будет тот, кто приобщит каждого работника видеть в своем труде творчество жизни (значит, чтобы часть узнала себя частью целого – коллектив).

    Революционер разбивает время (отказ от прошлого) и место (интернационал) (мысли о революционере разработать) – вызов судьбе.

    Мы живем, преодолевая власть времени и места, и если запечная старуха-труженица вдруг молодеет и становится, как девушка, услыхав от маленького внука его первое «ба-буш-ка», то, значит, она преодолела время.

    – Ты судьбу свою вызываешь на поединок, этого я не могу.

    – Но разве ты в своем декадентстве и осушении болот на свои средства тоже не вызываешь судьбу?

    – Нет, у меня дело совсем другое, не я судьбу вызываю, а это она, сама судьба, меня вызвала.

    – Мне это непонятно, это какая-то ваша новая красивость из мистики.

    – Нет, это простонародное понимание жизни, у них судьба ведет, у вас экономическая необходимость, но если я на твоем языке скажу, что меня к новому строительству вызывает сила экономической необходимости, ты меня поймешь, но так мне нельзя говорить.

    – Тоже не понимаю, мне кажется, именно меня вызывает эта такая твоя судьба, а ты <иедопис.>.

    [Запись на полях]:

    Революционный перелом состоит в перемене сказки (фабулы творчества).

    Фабула творчества крестьянина: мы все от Адама и по Адаму равны, небесный хозяин сотворил нас равными. И земной хозяин, царь, есть подобие небесному, и если не совсем сходятся они, то виноваты чиновники.

    Счастье матери беспредельно, потому что, когда она даже совсем и состарится, ее ожидает встреча с ребенком своего сына: «ба-бусь-ка!»; меня судьба ведет <недопис.>.

    2 Января. Петя говорит: «Тут другая лисица идет, Соловей гонит двух. А может быть, это собака?» – «Может быть». Мы стали на позиции, в кустах мелькнуло рыжее, из-за дерева показалась голова. Я выстрелил. И все с великой радостью бросились к убитой лисе. Но, подбежав ближе, я увидел ошейник, и вдруг, оказывается, лежит убитый пойнтер. Боясь преследования, мы стали удирать болотами, потеряли направление и, проплутав часа два, пришли, как зайцы, на старое место (в страхе и люди бегут кругами). Но самое главное в этом было то особенное чувство, которое нельзя назвать только страхом, в этом чувстве история страны, личности, характера (материалы для анализа: темно... обреченность... я не виноват, но, как виноватый, икона: Господь покарает... не могу лгать, а нужно).

    [Запись на полях]:

    (Сказка магнитной стрелки, заключенной в коробочку, и называется компас. Можно положить в карман эту коробочку и ходить в лесу, сочиняя новые сказки, потому что одна сказка заключена в коробочку и всегда укажет, где идешь.)

    3 января. Высокая моховая кочка, увитая плетями клюквы, была как самое мягкое кресло, возле нее стоял пень – зимой, под снегом, в рост человека – спиленной березы, на этом пне выдавались плоские сухие грибы, как раз, чтобы поставить на один из них чашку, на другом положить кусок хлеба. И так сидеть хорошо на этой моховой кочке, ожидать, пока согреется чайник. На этой лесной поляне было десятка два елей, и ни одна из них не похожа была на другую (понаблюдать в лесу типы деревьев) (один брат в лесу на войне, другой в лесу в тылу).

    Цикл непродуманных, ненажитых лично идей, которые сухо засели в голову из литературы времени богоискательства:

    1) Ницшеанство (эстетизм, индивидуализм) – Ницше сказал сверхчеловекам: «Я – бог» и тем свернул себе шею. Гиппиус говорит: «Я – это Ты в моем сердце возлюбленный».

    Ницше был эстет, и это (эстетизм) привело его к ошибке. Что значит эстетизм? плен какой-то... Но вот Добролюбов пробует от бумаги перейти к человеку: молчание и строительство жизни: секта. Тот же Дон-Кихот – Ницше. Нет спасения и в мережковщине (рассудительность).

    Чан: пророки. Все они, как декаденты, так и хлысты и социалисты, претенденты на престол, и в сущности спорят о стиле трона, который каждый из них творит для себя: каждый скрывает в себе царька. И, падая, одни ломают себе шею, другие идут ко всенощной, третьи язычники: в Крыму в Коктебеле «кадетская партия».

    Решение как будто в натуре, но если и это в принципе, то получается Коктебель. Как будто в инстинкте, но если инстинкт в принципе, то получается Интуитивизм. Почему? Потому что претензия порождает сказку, а не жизнь, один живет кое-как до времени, пока не станет царем: тогда сразу иное, автомобиль и все прочее. А иной живет недурно, талантлив, но мало, и строит себе личину (Горький, Мережковский).

    – Каждый из них потому декадент, что стремится кончиться и сделаться царем. Я же не царь, а раб – Божий?

    – Не знаю.

    – Чей же?

    – Чей? Я раб того человека, который придет и, взглянув на мой труд, скажет: «Ты не зарыл свой талант в землю, я это возьму»,– и вдруг, как Пушкин, возьмет и восславит всех, не зарывших до него в землю свой талант. Я раб того Светлого человека, который есть сам в себе, а не претендент на престол.

    Им нравится смерть, потому что им всем хочется кончить себя и жизнь и сделаться царем.

    – Почему вы осушаете болота?

    – Это очень интересно и полезно.

    6 Января. Сочельник.

    Дульсинея. Если бы возможно было с ней встретиться, то было бы или разочарование, или обыкновенная любовь. Но именно потому, что нельзя с ней встретиться, возникает Дульсинея. Это мост к невозможному, сила бессильного (Дон-Кихот).

    Были такие слова против войны, что если предоставить самим солдатам решать, то все бы ушли домой. Теперь стали новые слова против нашего социалистического государственного строя, что если предоставить Америке у нас свободно распоряжаться своими капиталами, то все граждане перешли бы на службу Америке и притом, если потребуется, с натурализацией.

    Так оно так, конечно, и лучше бы как-нибудь работать гражданином мира, но как перешагнуть через родину, через самого себя? Ведь только я сам, действительно близкий к грубой материи своей родины, могу преобразить ее, поминутно спрашивая: «Тут не больно?», и если слышу «больно», ощупываю в другом месте свой путь. Другой-то разве станет так церемониться, разве он за «естественным богатством» железа, нефти и угля захочет чувствовать человека?

    Вот, верно, как-то через уважение к родным, некоторым друзьям и, главное, через страстную любовь к природе, увенчанной своим родным словом, я неотделим от России, а когда является мысль, что ее уже нет, что она принципиально продалась уже другому народу, то кончается моя охота писать и наступают мрачные дни. И если опять я принимаюсь за работу, то исключительно благодаря близости Санчо (Павловны), умноженного ребятами.

    Патриотизм, сущность его, по-видимому, и состоит в отношении интеллигенции к народу, подобному Дон-Кихота к Санчо; только у нас... (вот сейчас случилось, что через двойные рамы избушки гуси услыхали, узнали голос Павловны и все подошли к стеклам, а Павловна им задушевным голосом: «Гуси мои, гуси милые!» и сейчас же нам: «Ну и жирны!» А я думаю о своем, о Дон-Кихоте и Санчо, и говорю Павловне: «А что как они узнают?» – «Что?» – «Да что ты их резать собираешься».– «Ну, так что?» – «Заклюют тебя!» Павловна страшно рассердилась: «Как же они посмеют, да ведь это Бог их мне послал в пищу за мои труды, вот у Тютюшкиных все гуси сами передохли, у Савелкиных хорь поел, у Елизаровых – лисица. Им не обязательно от хозяина умирать, это как Бог, тут без Бога ничего не поймешь, а я слышала, еще матушка родная говорила: «Как скотину резать ведут, так она радуется»).

    Хорь

    На Воргаше снег опушил пни, лежит, и всюду отверстия, и туда, кажется, нырнула лисица.

    Охота на лисицу

    Лес. Двухдневная пороша, и все снег идет. И все-таки в Карачуновском болоте Соловей выкопал лисицу. Как она выскочила из зеленого частого угла ельника на белую поляну, как улыбнулась мне издали и метнула хвостом. Под изгородь, а Соловей не может пролезть – в обход. На Воргаше в поломанном лесе, по бревнам выше роста человека показывается она, и за ней Соловей, и свалится. Бегут по опушкам, пересекают поляну, два следа-товарища. Как Соловей сокращает загибы. Бывает, в непролазном болоте я запутаюсь в следах, разглядываю, думаю, вынимаю компас, а Соловей без компаса знает во всякую минуту все стороны, умеет, не думая, сразу разобраться, обойти или, понюхав воздух, только понюхав, бросается, и зверь вылетает. На все лесное и сотворенное силами природы тысячелетней у него есть ответная сила находчивости, которая у нас является только в редкие минуты творчества. Но вот он выбегает на дорогу, где по лисьему следу в одну и в другую сторону проехали сани. Дорога сделана людьми, тут Соловей робеет, он смущается, лай прекращает, бежит в одну сторону, вострит уши, глядит то в одну сторону, то в другую, пробежит расстояние небольшое, а кажется ему, очень долго прошло – нет! верно, пошел след в другую сторону; и так, не осилив в этот конец, бросается в другой, бежит, бежит, и кажется ему, дороге нет конца: человеческая дорога бесконечна; как же так бесконечна? он струсил, испугался, сел, задрал нос кверху и воет, воет. Мы слышим этот вой далеко: «Помогите, помогите!» Мы очень спешим. И Соловей, увидев нас, бросается к нам, ласкается, куда мы пойдем, туда он, сдается. Мы двое расходимся по дороге: один в одну сторону, другой в другую. Находим сметку, кричим: «Во-во-во!» Соловей бросается через нас в казенник и на тропе исчезает и наполняет лес лаем. Теперь мы опять в его власти.

    [Запись на полях]:

    Снег падает, и лес за снегом – сказка. Сказка снега, пересекающих следов хорька, горностая. Там, вырываясь из снега, тетерева... А обратно вся сказка оставлена, и чуть наклонишь голову на чей-нибудь след, звенит – рябчик? а это в ушах.

    Путь пробега: <10 строк на полях нрзб.>.

    [Запись на полях]:

    Затерли след лисий: по лисьему следу в расписных санях <1 нрзб.> сваты проехали: вперед и взад; вперед ехали – просватали, взад – помчались за вином.

    Безумие Соловья: его лай. Следы-товарищи, сходятся, расходятся, схватываются вновь.

    Сказка тихого утра после пороши с легким морозцем: все застыло. И вдруг действие: гон.

    Конец: остановил и лает, а я застрял в зарослях. Выстрел: гоп – го-оп!

    Гон попал в полосу зайцев, тропа твердая, нога не проваливается, вот соблазнился, пошел по зайцу, но бросил и вернулся. Тетерева из лунок и с ними куропатки.

    [Запись на полях]:

    Лесная дорога засыпана, только намеками означены колеи, и по этим колеям в две строчки прошила лисица, до чего аккуратно, след к следу, как на швейной машинке.

    Промелькнула лисица с раскрытым ртом. Выскочил красный зверь на белую поляну – лисица, злая, с улыбкой,– хотя у этой злой улыбающейся собачки такой огромный хвост, как будто ей его и девать некуда.

    – мороз, замерзли.

    Гон, а красноглазый русак – тропит – <1 нрзб.> – сметка, тихо за кустом лежит – <1 нрзб >.

    Время в гоне исчезло, и кажется, мы летим с огромной быстротой, и так мы опомнились верст за двадцать, может быть.

    Где мы?

    Так свечерело – а где мы? Компас. По стрелке, полянками, от полянок светлее, но темнеет. Что, если не выберемся. И когда выбрались, неприятно было смотреть на темную полосу леса: чуть влево взяли – и не выйти бы.

    Бой умирающей лисицы с Соловьем, ее злоба: уши прижала <1 нрзб.> на него. Где мы? Крепнет мороз. Трещит: леший орехи грызет. Слушаем: гонит! достиг ли?

    Зеленый дятел.

    Не до сказок теперь! – Не до сказок, я знаю, но она явится, как след по земле... нашим следом охотник идет, и он потом расскажет о нас.

    Надо сделать, чтобы в романе были все-таки все мои люди и даже фабула выходила из пережитого. Маруха – Людмила, Марфа – Мария Николаевна, весталка Дуничка, старые девы: фрейлина, Лидия.

    Люди живут не по сказкам, но непременно у живого человека из жизни складывается сказка, и если, пережив, оглянуться на прошлое, то покажется, будто жизнь складывалась сказкою... Вот я свою сказку уже начинаю замечать.

    – Но зачем это тебе нужно?

    – Я не знаю зачем: это чувство себя самого, моя жизнь.

    – Твоя личная жизнь, но кому это интересно?

    – Это интересно всем, потому что из нас самих состоят «все». А ты как, разве не через себя самого узнаешь людей, общество?

    – Ну, да это психология, специальный вопрос, мне этими тонкостями некогда заниматься, у меня есть дело общественное, которое поглощает меня самого совершенно.

    – Ты что же, отказываешься от развития своей личности?

    – Временно да.

    Писать по символам – это все равно, что жить по сказкам.

    Дуничка

    Если бы на свете правда была, эта учительница за свой подвиг должна бы получить крест св. Владимира, а она даже не получит и Станислава. Но почему же медный крестик, повешенный себе самому на шею закоренелым преступником, больше значит у Бога, чем Владимира и Станислава всех степеней?

    – Потому что Бог принимает страдание, а радость сама собой награждается.

    – Но ведь крест Станислава тоже есть крест, как и тот, медный и страшный.

    Был крест деревянный, на котором распят человек, и бывает медный крестик, какой иногда вешает сам себе на шею закоренелый преступник, и бывает крест очень милый, украшенный эмалью и золотом, Станислав, Владимир, Анна со степенями и ленточками – все называется крест.

    Сергей сказал:

    – Наше сознание определяется экономической необходимостью.

    – Я это слышал,– ответил Михаил,– это верно, пока ты сам находишься в кругу известных понятий. Но я считаю источником сознания разлуку.

    – Слепая Голгофа!

    – Но и хорошо, что слепая: для моих людей никакой зрячей Голгофы не может быть. Для другого человека тело твое – просфора, кровь – вино, а крест – Станислав 1-й, 2-й и 3-й степени. Кто же там, на фронте, что-нибудь видит, где та личность, взявшая на душу это страдание? Весь фронт – это не я, а другой человек, Санчо Панса, ожидающий, что за его муку его наградят губернаторством. Они все там ожидали награды: перерождение земли, а <3 нрзб.>.

    – Бывает, никакая деятельность разума не может успокоить, и человек помешается, если не получит удовлетворения в чувстве. В это время иные получают признание, как поэты,– и этим удовлетворяются, считая, что писать стихи есть их призвание, других женят тетушки, третьим доктора советуют обзавестись бабенкой.

    13 Января. Собираюсь ехать в Москву (пробыл дома с 3-го Декабря по 13 Января – 1 месяц 10 дней). В Москве пробуду до 20 Января. С 20-го по 15 февраля – три недели, потом в Переславль, чтобы к 1-му Марта устроить переезд. Теперь же надо набирать денег.

    Рассказ «Немезида» – 5 черв.

    Охотничьи рассказы – 125,5

    Халамеева ночь? (50 р.), «Красная Новь»?, Волчки?, «Охотник» (15 р.).

    14 Января. Сегодня я приехал в Москву и думаю, почему бы не поохотиться мне здесь за червонцами с такою же страстью, как за лисицами?

    Начинаю обедом в «Известиях» до 1 ч. дня, когда там еще никого нет и прислуга разговаривает между собой. Они спорят о каком-то бедном человеке, который ежедневно приходит, спрашивает себе стакан чаю и бесплатно съедает целую корзиночку хлеба. Одни говорят, что ему надо отказать, другие жалеют: «Куда же, бедному, деваться?» – «Хлеб наш хороший!» – «А не питательный, как сено, лошадь от сена не работает, нужен овес».– «Все лучше, чем тарелка супа без хлеба».– «А он не партийный?» – «Ну, какой там партийный...» – «Нет, отчего же, я говорю, ежели он, может быть, коммунист, так у него это от мыслей».– «Каких там мыслей?» – «Не есть, не пить». Все хохочут. «Ну, человек, вот уже из пятого ребра!» – «А не из собачьего же он хвоста».

    Клавдия Васильевна Кожухова, Покровка, Введенский пер., д. 9, кв. 2 (Катерина Вас.).

    Тел. 90-63, дв. брат Петр Кузьмич (с 11 дня до 5 час. веч.).

    Смертный пробег

    Охотничьи рассказы

    Весеннее

    – 1/2 лист.

    У Правдухина 2. Гусек – 1/4 лист.

    Летнее

    В «Охотнике»

    3. Ярик – 1/4.

    4. Кроншнеп – 1/4

    Осеннее

    Воронский 5. Анчар – 1/3

    Зимнее «Охотник» 6. Гон

    7. Смертный пробег – 1/4

    Изучение края

    Статья с жизнью кустаря 1/2 лист., 1/4

    Природа 1/4 лист.

    Шмель 1/2 лист.

    Волчки-погонщики 1/2 лист.

    1-го Марта в Переславль.

    До 1-го с 17-го Января 1У2 мес. (на две недели есть – значит, на 1 месяц 100 руб.– есть 100 руб.).

    С 1-го Марта <1 нрзб.>: 15 февраля: Смертный пробег – 200, Перевал - 200 = 400 руб.

    1 1/2 месяца за детей в Ленинск. 100 руб.= Переезд: 100 руб.

    11 утра – «Охотник» (Звонок к Правдух.), 1/2 12-го – «Кооперация», 12 ч.– Коноплянцев.

    1 ч. д.– Воронск. Обед. 5 час.– Клав. Вас., 6 час.– «Известия» (звонок) <1 нрзб.>, 7 – Руднев.

    19 Января. «Жизнь» – Конв. (звон, к <1 нрзб.>). 12 д. Смирнову; обед до 1/2 2-го; 2 ч.– Воронский; домой 1/2 6-го; к Бутурлину – 8 в. Чтение.

    20 Января. Смерть Ленина.

    Как будто бросили в поле вагон, <1 нрзб.>, чтобы прицепиться к другому товарному и везти груз по назначению, и так он стоит среди поля с обнаженными буферами...

    Иван Сергеевич Кожухов был в сознании до последнего вздоха и не знал, что умирает. «Почему я вас не вижу?» – сказал он и умер (глаза умирают раньше).

    Клавдия Васильевна – лад (спокойствие и воля, любовь – это большое дело, и, спокойно оставив медицину, отдалась делу любви).

    Позиция Ивана Сергеевича: никто не виноват, всякого надо понять и простить. Белые или красные? хотел сделать добро, охранить евреев, соблазнился делом любви и лада (а надо было скрыться): на меня теперь все смотрят, все ждут.

    22 Января. На завтра. 11 – 1 ч. фотография. 1/2 2-го – «Охотник» (деньги). Позвонить в «Круг» (2-03-81). Позв. <1 нрзб.>. Купить: платье – 3 чер., гильзы 24-го калибра. Суббота: деньги в «Огоньке»: 140 р. + «Охот.» 60 р. = 200. 23-7 февр. - 15. Три недели.

    [Запись на полях]:

    Характеры людей на охоте: 1) доктор-хирург, 2) Руднев, 3) Стеклицкий.

    45 + 70 = 115; 20 - в Союз, 5 - дорога = 25 р. Купить: 3 р.– 24 калибра гильзы; 95 руб.

    23 Января. Клавдия Васильевна Кожухова услыхала, что дочери Стеклова нужен «личный секретарь». Пошла туда, спросила, какие обязанности личного секретаря. «Постирать, когда подмести пол, а когда я не ночую, постеречь квартиру».– «А сколько же за это вознаграждение?» – «Два червонца».

    Так коммунистка обходит вопрос о прислуге, им ведь нельзя иметь прислугу. А Клавдия Васильевна ведь в Медицинском была.

    Анекдот:

    Старуха плачет у Ленинского мавзолея. Милиционер: «Не плачь, бабушка, Ильич умер, а идеи его живы».– «Да, да, батюшка,– отвечает старуха.– Ильич умер, а иудеи-то живы!»

    25 Января. Выезжаю в деревню до 12-го – четверг утра – рабочее время с понедельника 27-го по четверг 12-го = 17 дней. Написать «Журналист-исследователь».

    4 Февраля. Так вот и работаю, и все выходит, как задумал, делаю нечто, не видя себя (без себя): так делают секретари.

    Мировой секретарь (не сам, Сальери).

    – Моцарт.

    Филипьев (энц. словарь) - Стенбут

    Разумн., Коноплянцев - Пришвин

    Руднев - Савин

    Лебедев

    Афанасьев

    Игнатов - Плеханов

    Дьякон - Поп

    Меньшевик - Большевик

    Разумник - Поэты

    (Эрудиция) Мережковский - Розанов

    2-й Адам 1-й Адам

    Ад – Несчастье, страдание.

    Рай – счастье, радость

    Запредельные.

    «Преодоленная бездарность»: литература (Брюсов) – корова (Афанасьев).

    Этим людям – «тот свет» , и это они выдумали социализм, рай на земле – выдумали, глядя на Моцарта, что тот здесь.

    7 Февраля. У Бруссона («Анатоль Франс в халате») среди изречений Франса есть одно мне очень близкое: «Чтобы отрицать почести, нужно сначала их заслужить».

    Признание, почесть, юбилей, статуя – признаки, чисто внешние, какого-то достижения, удовлетворения в чем-то, конца (2-й Адам, Секретарь, их семейственность, их отношение к революции).

    Есть у Франса общее с Розановым, например, о Наполеоне: потому что он не способен был любить женщину, то стал разрушителем (я это очень понимаю: «жизнь вовне»).

    – она (женщина) бесконечно одинока, нет удовлетворения внутри себя, и оттого по временам, как вулкан, извергает разрушающую злобу. «Месячные дни». Лидию я могу раскрыть до конца при помощи других женщин: Дунички, Мани (Лопатиной) и революции (2-й Адам).

    Милый Лева, ты говоришь, что людская масса сама по себе не способна выйти из своего рабского состояния, а нужно дать им материальную приманку (фунтик соли? кооператив и т. д.) и что в этом состоит экономический материализм. Так, завлекая, перетаскивать их в другой, лучший мир... Но почему ты не думаешь, что, съев твои фунтики соли, они не вернутся к себе, к своим бабам?

    Экономический материализм хорош как практический корректив всякой порождаемой личностью идеи. Но если положить это в основу творчества, то все равно, что виноградник полить сероуглеродом.

    8 Февраля. Приходил С. А. Клычков, сказал, что Воронский вернулся на свой пост редактора «Красной Нови». Едва ли от этого прибавится лучшего. Болезнь проникла в самую глубину, и ужасный признак ее, что писатели не своим языком говорят. Это очень характерно: языки смешались, а без своего языка не может быть писателя.

    Я и Лева, отец и сын, в одном положении: Лева смотрит на комсомольцев и думает: «Вот я бы мог быть настоящим комсомольцем»,– а те в упрек ему ставят, что он сын писателя. И сколько уж я перенес здесь всего, не выпуская из рук вожжи, работая во всех советских журналах, и все до сих пор несу на себе проклятие какое-то.

    литературе единственный писатель, у меня явилось раздражение, даже злоба к писателям, и к своему сочинению такое отношение, это вот напишу, издам его для того, чтобы ударить их по харям. Это от духовного голода, от нищеты и вполне естественно. С этим надо бороться, отступая глубже и глубже к себе самому, с одной стороны, и, с другой, как можно больше стушевываясь в обществе (личину вырабатывать)

    Жизнь по газетам. Карикатура работы Дени (художник Дени, бледный, полуистерзанный господин, работает с Сосновским).

    Передовая («Правда» № 31): «В каждый данный момент в нашем Союзе Республик имеются, само собой разумеется, определенные законодательные положения...»

    Навыки командования. Тип комсомольца. Волков – «Ленинская улыбка».

    Связаться.

    «Энгельгардтовский метод».

    Завоевать себе расположение деревни – для советской власти сделаться хорошей, доброй. Состояние небывалое в России; если бы это было достигнуто, то действительно можно было государству привлечь на свою сторону весь мир.

    Убивают кулаки. Оказывается: кулаки убивают.

    Углубление, оборудовать уголок, уголок фабзайчат, тренировать.

    Массовые постановки. Октябрины и красная свадьба, вечер вопросов и ответов. Плановые рамки. Комсомольские активисты.

    «А что будет, если мало-помалу их совсем ободрать?»-«Множество живет влиянием друг на друга посредством сказок, мы лишили их всякого влияния, и каждый, даже самый маленький из них, останется сам собой» (обиженный дурачок-водонос бросил ведро и сказал: «Я такой же, как Ленин!» Доктор А. П. Покровский, сын священника, в 50 лет первый раз задумался о существе Божьем и сказал: «Значит, Бога нет, если бы Он был, то не могло бы случиться такого безобразия»).

    Такое состояние ободранного, голого человека бывает и в обыкновенной жизни при семейной катастрофе с каждым почти. «Бога нет!» – восклицает он. «Это отчаяние»,– говорит другой и, переждав немного, начинает «утешать». Теперь исчез утешитель, и всякий маленький длительно, как сам великий Творец, смотри в ничто.

    И тогда вдруг открывается как бы целая новая планета радостных пессимистов: за спиною Ничто, а впереди день, хоть день, да мой! Так живет всякий зверь: за спиною охотник, в спину уже влеплен заряд, а ноги тащат дальше (судьба Николая Алпатова должна быть изображена, как зайца), его выгоняют из дому, он бежит оврагами, с ним гончая, собака поднимает зайца и гонит. Николай бежит. Ест баранку, во время еды заметил цветок земляники, ужасно обрадовался и т. д. Но охотник гонит его дальше, дальше, и так зайчик человека будет доведен до последней судороги и неподвижности с открытыми глазами. Этот зайчик Николай (победитель). Другой брат, Михаил – сказочник (поэт): как иного пугает смерть, так его труд, туга, бремя, которое несут все, и, чтобы избавиться от этого страха, он работает грубую работу, корчует, осушает болота, имеет детей и все не может убежать от этого: все это, в конце концов, взято им на себя добровольно. Этот трепет от одного взгляда на туман, на зарю, на звезду – этого нет у тех людей.

    «Страна радостных пессимистов».

    10 Февраля. «Внутренний немец»: «Вильгельм на аэроплане летал к помещикам» и т. д., в конце концов, внутренний немец – буржуазия. Последний этап разрушения внутреннего немца ударил по середняку. После этого центральная власть окончательно утвердилась и, прибрав всех к рукам, начала все сначала: внутренний немец опять вывернулся вовне и стал всемирной буржуазией. Началась война против всего света: значит, предмет опять исчез.

    Алпатов думал,– чужие идеи, которые начинались не из сердца и приводили к открытиям науки, иногда очень полезным людям, иногда вредным. Другие идеи были такие, что начинались в сердце, и это были идеи свои, потому что, если захотеть и заглянуть в себя, то в создании их и сам участвовал. Такая была идея Отечества. Верного в себе самом Алпатов находил из этого Отечества пейзаж и родной язык, остальное было чужое. Он думал, что, наверно, у культурных народов есть настоящее Отечество и они знают, из-за чего они дерутся, а Россия среди этих стран – неудачница, русский мечтае тот ом, что другие просто имеют. Если бы испытать чувство обладания отечеством, то, может быть, не стоило бы драться из-за этого, как отвергнуть то, что есть у всех, чего хочется самому, о чем судить как следует не имеешь права. И какая цена тому нищему, который отвергает богатство? Вот если бы он, богатый, отверг...

    Россия шла воевать, потому что «так вышло» – нужно, стало быть, и в то же время событие это не простая война, тут, казалось, конец всему прежнему и новое начало, так непременно же это нужно и должно кончиться хорошо: кончается плохое, слепое бытие...

    Если я пожалею человека, то, значит, я в этом чувстве уже оказал интернационал и на этом пути я могу объявить себя наконец интернационалистом. Но я не понимаю, как, будучи столь мирным человеком, интернационалистом, я возьмусь за меч. Можно защищать свой дом, детей, но как я буду бить других людей за интернационал?

    Мэтр сказал: «Чтобы иметь право отвергнуть почести, нужно их получить». Другими словами: «Чтобы кончить обед, нужно хорошо наесться». Так Европа – сытая, а Россия голодная...

    Нигилист праведно

    Петербург был на болоте, как прекрасный цвет какого-то растения с ядовитыми семенами. Далеко по стране, в самые глухие углы ветер заносил семена, и так незаметно вся страна обсеменялась злом. А там под сенью прекрасного дерева это не видели и, встречая, не узнавали свое же семя взошедшим не на болотной, а на здоровой земле.

    Растите же густо, наполняйте всю страну, корявые дети прекрасного болотного цветка, пока никому нельзя будет больше дышать и не возьмутся все за перемену, вытравление, очищение земли.

    Забудьте, садовники, розы и лилии, помогайте расти этим цветам! – Вот было время, а он хотел теперь же на этом зараженном месте выращивать нежнейшие цветы, согласованные с природой богатой земли.

    Неудачник.

    Моцарта) («преодоленная бездарность» и «обнаглевшая бездарь»). И вот из этого-то, на этой почве как-то внутренне вырастает путь преодоления «союзом трудящихся»,– как сальеризм начинает трудом и кончает убийством, так социализм направлен на Моцарта и непременно на Бога. В этом обществе не может быть людей милостью Божией (благодатных)

    Искромсал статью редактор – мичман Раскольников, переписав ее своим стилем; Воронский страха ради иудейского изрезал мой рассказ, очень правдивый. И все это надо терпеть, считая в этом великом строительстве нового мира себя самого случайным, слишком утонченным явлением. Но когда доходит вплотную вопрос об оценке всего совершенного революцией, откуда же взять эту оценку, как не из себя самого. Значит, я-сам должен быть больше своего художества? К сожалению, я-сам есть только художник, претендующий как таковой на первенство перед людьми государственными.

    Картина войны, эти люди, зарывшиеся в землю и там проводящие годы, и люди в тылу с газетами, ресторанами и теплым ватерклозетами,– это была действительно картина мирной жизни, представшая сознанию.

    Многие впервые увидели, какое явление представляет наша обыкновенная мирная жизнь, в которой мы благодаря привычке не замечаем войны.

    Война была как смотр нашей обыкновенной жизни. Зрение являлось у людей, потому что в окопы попадали многие из неокопных людей, способные чувствовать весь ужас окопов.

    «Огонька» 140 руб. «Вестник Коопер.» или «Красная Новь» – 60 руб., «Журналист» – 200 руб. = 400 руб.

    Мотор уч. Космод. и Дмитр. Искин («Известия»), Воронск., «Охотник», «Кооперация», Сем. Маслов, «Огонек», «Немезида»(?).

    Вы, мне кажется, имеете в постоянном подозрении мою советскую совесть, но я в отношении советской власти, клянусь вам, чист не менее, чем был чист Моцарт перед Сальери: ведь Сальери был типичный парт-человек.

    Антонова сеча

    Книга нашей совести

    – Если ты любишь животное и проповедуешь жалость к нему и сам признаёшь, что нужно есть мясо, то если ты честный человек, иди на бойню, убей штук 20 коров, а потом садись есть котлеты.

    – Так, если ты признаешь необходимость государственной власти, то возьми ее в свои руки. Ты все время бранил людей власти, возьмись же сам, попробуй.

    – Война и революция. То и другое как манифестация элементов нашей обыденной жизни. Война: жизнь в окопах и в тылу – два мира. Но и обыкновенная наша жизнь - два мира. Особенность войны, что она, как картина, представляет нашу же обыденную жизнь сознанию.

    – Точно так же революция развертывает картину власти. Как человек верующий иногда теряет веру, ознакомившись с тайнами монастыря, так простолюдин, на первых порах став лицом к лицу к власти, потерял спокойствие.

    – История осознания простолюдином войны и революции как эволюция представления о враге: 1) Немец – враг (отечество), 2) Немец превращается во внутреннего немца: душат шпионов, 3) Внутренний немец-помещик (Вильгельм прилетел на аэроплане к такому-то помещику и забрал планы), 4) Внутренний немец продал Москву и Петроград (письмо с фронта), 5) Внутренний немец – буржуазия (начало революции), 6) В поисках внутреннего немца (врага) дошли до середняка, и тут оторопь: я, во мне самом внутренний немец (за обедом у крестьянина: «А он, этот самый немец, с тобой за одним столом сидит, из одной чашки, одной ложкой ест.– Вот оно что!»).

    Несмотря на все, мир прекрасный существует тут, на земле: движение мысли, совести, чувство красоты (творчество). И все это сохраняет в своей личности инженер и художник Михаил Алпатов, называя все «сказкой». Его задача консервативная: во время разгрома сохранить людям сказку. Он не ребенок (хлебнул всего), но как художник ребенок: услыхав от крестьян сказку, что будто бы все эти болота были когда-то золотой луговиной, он принимает это взаправду, работает как инженер и открывает засоренное русло подземного источника. В этом искании стока изображается процесс творчества на фоне разгрома. Капризная, парадоксальная личность, взрослый Курымушка.

    Его брат Николай – представит нам картину фронта перед революцией, бежит как дезертир. Естественный животный страх и во время революции. Над ним охотник, он заяц.

    Брат Александр, доктор, по легкомыслию обрадовался революции просто как обыватель, бросил семью и уехал с фельдшерицей охотиться. Он нужен для того, чтобы изобразить его жену, а жена для Лидии, сестры Алпатова: обе женщины как два необходимые мира.

    Сюжет: открытие золотой луговины инженером Михаилом Алпатовым (мечтательная сторона социализма, в тончайших намеках, золотой туман, грядущее).

    Действие, очень быстрое, дается чередование исторических событий, отражаемых в жизни семьи Алпатовых (именины со скандалом в духе времени, смерть матери накануне революции, все братья съезжаются и т. д.).

    13 Февраля. Ходит, ноет, воображает, что расходится с женой, на самом же деле именно только теперь и сходится с ней, отливаясь в форму бесконечно терпеливого мужа. Так и все мы, переливаясь в уже вперед заготовленную для нас форму,– болеем.

    излишние против других мучения от строя современной жизни: я до того слил свое существо с искусством слова, что только через это свое положение и смотрю на все. Между тем искусство это не очень даже и нужно в современной жизни. По наивности своей я хотел в этом писании дать всего себя, а боги считали твою талантливую болтовню ценной лишь для того, чтобы немного подвеселить быт. Я в очень глупом положении... Я считал себя с гордостью чуть ли не единственным писателем в Москве, а оказался единственным глупцом.

    Владимир Александрович Перелешин – до 9 утра дома (95-63) и потом 3-74-35.

    Халтурин – Леонтьевск., 7, кв. 8.

    – Москопромсоюз.

    Кукольная артель – Ольховка, 12, Вера Григорьевна Оралова, рано утром: артель безработных.

    Рус. -Америк. кооп. мех. завод 33-60.

    Арт. Прессмеполл, Нижняя Масловка, 43, к инж. Семенову.

    Деревообделочники 2-49-44, 1-я рамочниха 1-37-27. 1-я арт. портных.

    Ортопеды – механик. Никитские ворота.

    14 Февраля. 10 утра – Оргбюро. Купить: Пир., белье.

    15 Февраля. Охотничий рассказ. Мороз. Воды налило в дупла. И пошло рвать! Соловей гонит до конца. Всякий беляк ходит по-разному, один, поднятый, через полминуты вернется на лежку, другой сделает огромный круг, но тоже вернется. Бывает, возвращается на первый круг не совсем на то же место, а второй еще подальше и так движется спиралью, старый ходит большим кругом, молодой малым, пугают <1 нрзб.> чащурой. Но, кроме всего, у каждого зайца есть еще что-нибудь такое свое, что никак на ходу это не подведешь. Однако есть для всех общее правило: непременно где-нибудь, как-нибудь да попадет опять на пройденный след. И охотник этим пользуется, он спешит становиться на след.

    Но вот вышло нам совсем небывалое. Рано поутру мы подняли беляка, он сделал маленький круг и возвращался на лежку тропкой, спокойно бежал прямо на меня. Я наметил себе одно дерево, что, когда заяц к нему подбежит, я выстрелю. И вот почти в тот самый момент, как спускать мне курок, вдруг это самое дерево треснуло с такой силой звука, что мой ружейный выстрел вслед за этим треском показался, как из оловянного пистолетика. Заяц от треска дерева прыгнул в сторону, дробь легла сзади.

    что в дупле была вода непромерзшая и вдруг от сильного мороза, расширяясь, разорвала ствол. Но перед этим внезапным морозом были долгие дожди, все деревья были так пропитаны <1 нрзб.> водой, и вдруг начало их везде рвать. Заяц, я видел, бросился от выстрела Мороза в осинник по прямой, но на пути его опять разорвало дерево, и он опять бросился. И начало, и начало рвать, как на позициях, и обезумевший заяц помчался дуром. Мы тоже, долго пробуя остановиться на следах, бросали весь план... <1 строка нрзб.>

    Соловей не отзывается. Замерзаем. Руки, как грабли. Гремит коробок. Елку обчистить сверху до низу (юрта, очаг). Мороз нашептывает: брось все, легче так жить... а нужно бороться. Или не нужно?

    Я шел полем на станцию ночью и думал о французском «Отечестве» по Р. Роллану, что такому отечеству нет подобия в России. Когда началась война, то мы думали не о том, чтобы защищать свое отечество, а, скорее, найти его. Мы думали, что после этого мы наконец завоюем для своего народа право хоть на какую-нибудь мало-мальски сносную жизнь. И когда ударил гром, мы подумали: ну, довольно потрудился русский народ, еще немного – и у нас будет хорошо. Это потом, в февральские дни, когда мы очнулись вдруг без царя, просияло в самом воздухе: необычайным светом и счастьем озарились все люди, и стали воистину братские дни. Но...

    Мне стало больно вспоминать, до того, что я, верно, для того, чтобы заглушить боль, и звук этот свой собственный, как волчий вой, наполнил всего меня ужасом, я вдруг очнулся и увидел себя на пустынной снежной дороге, на небе луна, я один, совершенно один...

    В церковь Гусек ходил только маленьким, после засовестился: одежонка уж очень плохенькая. Вот, думает, собьюсь, обзаведусь и буду, как люди. А пока что, когда люди в церковь, он на охоту. Неделя за неделей, год за годом – и вышло ему так, что не только образить себя мало-мальски в своем хозяйстве, а даже и в батраки пришлось наняться. Не пил <2 нрзб. >, а крестьянин сразу поймет, из-за чего опустился Гусек: из-за бабы, конечно! Фиона была злющая, своенравная, и это с Гуська и с Фионы, кажется, Пушкин написал сказку о рыбаке и рыбке. Попади ей в руки синь-росинка – и сейчас на базар за баранками, за сахаром, да так вот и прошло все, как через решето.

    вернется и будет снова хозяином. Фиона тоже была при договоре, на этом порешили и записались в книгу. Это была обыкновенная заборная книга из мясной Багрова, на обложке ее был золотой бык и золотые слова: «Мясная Багрова с сыновьями». Других договоров не полагалось писать, записали в золотую книгу, и кончено.

    И так пошло. В последний раз жеребенка продал перед самой революцией, последние промотал деньги Гусек <2 нрзб.>. Его оставили сторожем...

    18 Февраля. Москва.

    Вернулся из Переславля. На улице имени Володарского в Переславле, известной раньше под кличкой Свистуха, хоронили коммунистку, убитую мужем, вчера в красном гробе со всеми партийными почестями отнесли в дом, а сегодня из дома под колокольный звон несут в церковь. Она забрала в свои руки имущество и грозилась даже все взять как партийная, а мужа выгнать. Муж был работяга, тихий человек, долго выносил постепенное свое обезличивание и наконец не выдержал: изрубил жену топором в куски. На Свистухе некоторые говорили – дурак! а некоторые – дурак, дурак, а бабам наука.

    Бывает, древний город с остатками прекрасных памятников старины завлекает и заклинает <недопис.>.

    выступили на фоне низменных мещанских строений необычайно ярко. Древние зодчие вообще работали так, что окошки справа и слева, двери, крупные украшения не приходились одно к одному, не складывались, и даже не было ни одного кирпича в орнаменте, чтобы сложился с другим кусок в кусок. Они работали, как природа, обличая (индивидуализируя) каждую мелочь. Время продолжило дело художников, работая желто-зелеными мхами на кирпичах, муравой на стенах и разным быльем. И так мало-помалу дело человеческих рук пришло в полное согласие с делом природы, так что строения на горах и прекрасное Плещееве озеро внизу сошлись к одному, как будто их создали друг для друга,– сказочный городок.

    Все население края, крестьяне и рыбаки, очень бедны и, по их словам, работают на «продналог». Как особенно жестокий и нелепый случай взимания налога привели мне вот в каком примере. Один крестьянин не вносил налога. У него описали сани и свинью. После описи крестьянин рассудил так: они продадут задешево, лучше уж я сам продам. И, продав хорошо сани и свинью, уплатил налог и пени. Совсем было успокоился, как вдруг является комиссия: «Где сани, где свинья?» И узнав, что проданы, оштрафовали мужика. Так вот этого никак не мог понять мужик, за что же его оштрафовали, он сделал с выгодой против государственной комиссии, уплатил и налог и себе осталось,– и его же оштрафовали.

    Если все так, то 1-го Марта переедет она, я – 7-го. Лидии, Воронский, «Охотник», «Беднота».

    20 Февраля. В 1 ч. Воронский, в 7 в. Зозуля. Заказное Смирнову.

    21 Февраля. Как ни работай над собой, как ни бейся, умный человек, сильный человек, талантливый человек, все равно до конца дней твоих остается в тебе нечто такое, чем не ты заведуешь, а другой.

    В толпе у оклеенного столба сказали:

    – Навсегда!

    Я поднял голову и прочел тему лекций:

    – «Почему климат Москвы изменился навсегда».

    – Виноградные сады разведем.

    И тому, что на юге мороз, тоже радовались:

    – А там все померзло.

    Что, вы думаете, это революционный народ? что он радуется сокрушению последних твердынь, влиянию тяги земной на себя для чисто человеческого творчества?

    «Ничего подобного!» Это просто дешевый народ у столба собрался, зеваки, пустомели, готовые за виноградную веточку отдать все дивные сказки Мороза.

    А я это берегу в себе, и, как французу нужно зачем-то его непонятное нам отечество, так мне нужен пейзаж. Мне нужно, чтобы все приходило вовремя. После морозов сретенских и ужасных февральских метелей пришла бы мартовская Авдотья-обсери проруби, становилось бы вовремя жарко, налетало оводье и комарье около Акулины-задери хвосты, и так начался бы великий коровий зик, в июне непременно бы тоже был конский зик, и в Августе попы ходили за новью – поповый зик.

    Скажу чистосердечно: мне поп для молитвы совершенно не нужен, мне нужно только, чтобы он ходил вовремя, чтобы он с оводьем, зиком конским, коровьим давал бы исходную точку опоры моему немеряному воображению.

    Как художник, я страшный разрушитель последних основ быта (это мой секрет, впрочем): я разрушаю пространство и говорю: «в некотором царстве», я разрушаю время и говорю: «при царе Горохе». Совершив такую ужасную операцию, я начинаю работать, как обыкновенный крестьянин-середняк, и учитывать хозяйственные ценности, как красный купец. Этим обыкновенным своим поведением я обманываю людей и увожу простаков в мир без климатов, без отечества, без времени и пространства.

    – Освежились, очень освежились! – говорят они, прочитав мою сказку.

    Мне нужен быт не для быта, конечно, а для объяснения моего с массой, нет у них быта – нет у меня языка, и я на холостом ходу верчусь без ремня передаточного: занимаюсь стилизацией.

    Если мороз исчезнет из России, непременно и быт исчезнет, заведут виноград, и кончено: едят виноград, сплевывают семечки. Вот почему я против изменения климата, и это мое сопротивление близорукие люди принимают за контрреволюцию, не представляя себе, что простым разрушением быта, без творчества новой фабулы не может быть никакой революции.

    [Запись на полях]:

    (Василий Федоров. Наседкин к Муратовой (Евгения Владимировна). Микитов – почтовая станция Бобыново Смоленской губернии. Кислово.)