• Приглашаем посетить наш сайт
    Крылов (krylov.lit-info.ru)
  • Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.)
    1939. Страница 3

    2-го Мая снег, мы в Загорске. 3-го в Москву.

    3 Мая. Продолжается на вторые сутки дождь, и в воздухе стало так сыро, что над Москвой стали чайки летать, и так спокойно, как будто им тут и хорошо.

    Вчера вечером ехал в детском вагоне с пьяницами и детьми. Один старик в рваной засаленной куртке в одной руке держал 1/2-литровку, в другой мороженое, которое капало и текло по его рукам, по бороде. Время от времени он прикладывался к бутылке, закусывал мороженым, и тут же пел, и совал свое мороженое детям в рот.

    Раз нет быта, значит, нет правил, по которым люди живут, то какие же могут быть праздники? Конечно, только на Красной площади принудительные. И если праздники, то эти праздники начинают притягивать к себе, находятся из студентов, напр., чисто казенные люди, которым на официальных праздниках хорошо.

    Желченка всем хороша, во всем молодец, но сделалась человеком чисто казенным. Тип: казенные люди.

    Разговор с Галиной в развитие о пчелах: что у Саньки буддизм, восток, у Аксюши христианство, личность.

    Кто хочет личности, тот христианин: личность – творческое начало только в Христе.

    Кожевникову: показался кончик революции, и сразу все стало ясно: автор будет всю жизнь бесконечно сложную подгонять к тому, что надо сейчас и что, может быть, требуется по договору.

    3 Мая. Сплошной дождь, но весной небо плачет, а земля зеленеет. Магазин военного общества: мой рассказ о доме на колесах и о будущих городах (возможность спора в магазине). Мальчик (как начало Мазая): готовность его все бросить.

    Тех. редактор «Нового Мира»... и когда я дошел до смерти, он оказал сопротивление: – Нет, увольте, я жить хочу. – Вы меня не понимаете: смерть, я говорю, можно использовать для творчества и так сделать, что она не страшна будет, а, напротив, сладостна. – Как же так? – А вот взять Коккинаки. Он сразу понял. – А так-то! да если мне доведется что-нибудь достигать, я ни на секунду не задумаюсь и прыгну с вашего 6-го этажа на свой риск, на свое счастье.

    Страх смерти преодолевается простым удальством, даже прыжком за собственным счастьем. Об этом и разговаривать-то теперь нечего. Молодому человеку прямо надо растолковывать, что такое страх смерти. В страстной борьбе за жизнь преодолевается смерть, а жить они, бедные, вот как хотят!

    Смотрю в серое небо, в туман над Москвой, и мне чудится, будто слышу: ку-ку.

    Волчье лыко: углубить как рассказ и сделать примером для изображения других цветов, деревьев, животных, напр., Ранняя ива.

    1) Мазай – в военном обществе (весь план дома на колесах). 2) Первый выезд (Родион Серг.). 3) На Кубре: лужица, утка, щука. Освещение почек, волчье лыко.

    Сверх-человек и Род Розанова – противоположное разрешение вопроса о личности и обществе, данное в Евангелии Христа. Вопрос о личности поставлен для разрешения на тысячи лет, а Я короткое, и все Я проходят, как туман, сопровождающий Необходимость и Надо, и есть поправка к Хочется: то берега, а <Зачеркнуто: Хочется>...

    Герой смерти не боится, но <Зачеркнуто: этого мало, чтобы стать героем> иной сорванец, покажи ему счастье, с шестого этажа бросится: «Авось, мол, не расшибусь». Герой же настоящий не в погоне за личным счастьем теряет страх смерти, а в том, что он свое счастье находит в счастье других. <Зачеркнуто: Христоc> Человек, распятый за чувство любви ко всему человеку, есть величайший герой.

    Древние придавали человеку божественные черты, мы же теперь часто в неправильных чертах лица больше находим человека, чем в его красоте.

    Начало рассказа «Братья»: Никто никогда не сказал бы по виду Родиона Серг., что он сильнейший человек в нашем районе: лет ему под пятьдесят, ростом маленький, худенький, лицо обыкновенное, но живость чрезвычайная. Иной подумает, что Р. С. сохранил свои привычки услужить человеку от старых барских времен, на самом же деле ему тошно глядеть на вялых людей и он услуживает, чтобы поскорее с ними покончить. Сейчас он служит егерем в Торбееве.

    Начало Мазая: В одном издательстве, не очень видном, но со средствами, предложили мне сотрудничать и обещали, если я соглашусь, устроить для меня все, что только мне ни захочется.

    – Предпринимаете ли вы что-нибудь сейчас, скажите: мы вам поможем.

    – Я задумал, – ответил я, – достать себе грузовик, устроить на нем избушку и так жить в ней, как мне только захочется. Мне грузовик нужен. Можете?

    – Можем.

    Мы заключили договор, и я вскоре получил.

    Так бывает иногда лишь к старости осуществлена детская мечта: в детстве, кажется, у Жюль Верна, я читал о доме на колесах. А в последнее время проблему расселения города и деревни я стал, пусть утопически, решать именно так: дома у людей должны быть на колесах.

    И что мне теперь может мешать осуществить заветное желание жить на колесах: всех своих я устроил. Вот возьму и поеду и буду жить и писать в подвижном домике.

    Зарождение «личности» у меня с детства, и это же у Ницше, у Розанова, у Джеффериса и у всех, во всей культуре, это ее пружины: личность и общество...

    Если государство есть принудительная сила общества <Зачеркнуто: социализму то церковь – принудительная сила религии <Зачеркнуто: христианствах

    В лесу все как «Надо», т. е. что они должны до-жить. И когда вкусил Надо – Канал перестал быть сказкой, а стал делом. Но другие через Зуйка почуяли сказку и Родину.

    8 Мая. Контакт – ∞.

    То, что у Сусловой (Достоевский: уговаривает ее: «Не стоит себя этим унижать, надо проще смотреть») была «задержка» в половом удовлетворении (не могла без любви) – это женское свойство, и оно было у меня.

    Бывает, умнейшие слова, о которых говорил и писал как о мудрости – чистейшая...

    Немецкий план.

    9 Мая. Представьте себе, что Вы в юности упустили красавицу, а потом почувствовали в себе талант, схватились за искусство и сказали себе: ну, теперь я буду поступать так, чтобы не упустить эту красавицу. Тогда Вы вспомните свою агрессию, которая была причиной неудачи, и скажете: – Прежде всего в искусстве надо поступать, чтобы освободить его от всяких полезностей, служить своей красавице так, что не только лично быть корыстным, но даже и ей-то предоставить полную свободу, как будто бы она вообще и бесполезна <приписка: для всего искусства> – И когда Вы действительно добьетесь того, что будете совершенно бескорыстно служить своей красавице, она Вам отдастся и сделается всем полезной.

    всеобщей борьбе присоединяется специалист: Вы хотите заняться искусством слова, чтобы сделать красоту полезной для школы. Положение крайне трудное, легче верблюду пройти через игольное ушко, чем педагогу стать художником. Но если у Вас есть талант, то робеть нечего: талант в своем выявлении создает свою гигиену и заставляет выбрасывать все надуманное и лишнее. Почему бы не создать Вам устный рассказ-экспромт?

    10 Мая. Мы болтали, перекидываясь друг с другом, казалось нам, незначительными легкими словами. Но Б. ходил по комнате из угла в угол и ничего не говорил, он только накоплял в силу наших слов свой героизм: «Я не могу так словами, но я покажу эти слова на деле». (Пример [состояния] в лицах слова и дела): ему казалось, что там в словах было высшее – и так он не может, но он может по-своему, и это по-своему [надо] было сделать (герой: Пятница).

    12 Мая. Мороз -5, но ясно и ветер стихает. Надеемся на потепление и выезжаем. Вечер в Териброве на тяге. После ехали дальше, за Новым повернули налево и остановились ночевать в поле.

    13 Мая. Утро по тетеревам. Приехали к Усолью. Отдых на Вексе. Находка пути на Нерль. Ночь в лесу.

    14 Мая. Продвижение к воде. Устроение лагеря. Переворот в природе к теплу. (С утра борьба между облаками. Что думать: кошачьи хвосты – одно небо, медведи – другое.)

    Дачники жалуются на весну, но разве у себя-то в городских домах часто у них бывают праздники и легко ли их было устроить: а они требуют от природы, чтобы одни только праздники давала.

    К вечеру теплый дождь и радуга.

    Наши гости: трясогузки в дровах, коршун в трясогузках, журавль, чирок, вальдшнеп. Сбор лодки. Выбор лагеря.

    Контраст разрушения (торф) – Усолье и Нерль. Сухие тростники.

    Нежные отражения облаков после дождя. Два орлика.

    15 Мая. Влажное утро после вечернего дождя. Такая тишина, что Бой на кукушку лаял.

    Нигде не сказывается тишина, как в сосновом бору на моховом основании.

    Вчера складывали лодку в три ума, и в то же время все мы делали правду и каждый из нас удовлетворялся наградой от самого дела: догадавшийся тут же и награждался, и все были довольны...

    Кто-то раньше, очень давно мучился, страдал, мыслил, и мысль эта потом воплотилась и стала жить вместе с людьми, как природа: мысль вошла в состав природы. И может быть, те, кто стремится стать ближе к природе, на самом деле стремятся быть ближе к той мысли, ставшей природой, войти в ее сокровенную жизнь и, если надо будет, принять и то страдание, которое испытал человек в борьбе за нее.

    Там, где вода задерживается, возникает буйная зеленая жизнь, но и мысль человека настоящая, за которую страдал человек, тоже порождает буйную поросль.

    Сегодня ночью лягушки все, какие есть, тихонечко урчали, и даже недовольные, все, как вода, как ветер, как вся лягушка целиком, как весь человек – весной при удачах...

    На канале дети: мы, как лодку, складывали правду, но правда не получалась: канал игрушечный.

    NB. Лес как опыт жизни, «сама» жизнь – смерть.

    Общество Серой Совы и борьба против бесчувственного изучения природы.

    16 Мая. Светлый рассвет, туман над рекой, мороз и жаркое солнце.

    –3 шага разглядывать.

    17 Мая. Влажно-солнечное утро.

    Собираемся. Вслед за нами рыбаки свой лагерь (плотва идет). Там, где первобытный человек жег костер, и современный рыбак на обогретом месте тоже свой костер зажигает. И нам тоже сухая площадка первобытного человека оказалась единственным местом, чтобы развернуться машине.

    На том месте, где были мы – рыбаки, где палатка – овсянки бегают.

    Между кочками в воде миллиарды жгутиков: стал на ноги на воде, взмахнул и поднялся вверх кровопийцей.

    18 Мая. Вчера – переезд на Кубрю.

    Мрачная Нерль, дикая. И соловьиная Кубря. Вчера – гроза, но дождь незначительный, дождь пошел в ночь, теплый, мелкий. За ночь... стала одеваться черемуха, лягушачья лужа покрылась проросшей зеленой травой, явились желтые цветы и анемоны. Черемуха еще не цветет, только-только раскрылись и зазеленели почки, соловьи поют в неодетом лесу и все на виду. Полный расцвет ранней ивы. Любопытная трясогузка.

    Вчера сбор лодки в лощине.

    – Нужно терпение! – говорит Петя.

    – Нужен случай счастливый, в котором родится терпение, – я.

    Одна сторона – поля, другая дикий лес.

    19 Мая. Кубря. Ночью холодно, ясно. Утром туман над рекой и все птицы поют.

    Вчера: гнезда в неодетом лесу. Наши гости: какие? Журавль, лунь и утка, любопытная трясогузка. Туалет Клеопатры.

    Выдра – Тигра. Утки! где? вон сели на берегу. Заяц выходит.

    Смородина и черемуха вместе.

    В числе гостей и цветы.

    Река цветов.

    Узел неволи. Если губят лес, – это значит, губят свободу народа.

    И если губят моторы на плохой дороге, это губят и жизнь человека, потому что моторы – это скопления жизни человеческой: больше моторов – больше надо людей, чтобы их создавать.

    И вот идут по Ярославскому шоссе желтые изможденные люди из Архангельска: люди эти сводили северный лес.

    Идут машины, испуская свои ужасные и тоже страдальческие звуки на ямах и ухабах.

    И в этом сила государства, что оно без конца может собирать для себя свободу нарождающихся людей. Нас много, а в запасе Китай – еще больше!

    А из-за чего?

    Автомобиль на этом шоссе в два-три часа разбивает человека больше, чем, бывало, телега разбивала за эти часы. Но зато телега бежала в два часа от силы 20 верст, машина же сто. Вот это ускорение за счет сокращения жизни.

    А из-за чего?

    Культурные народы живут теперь (воюют) за счет своего прошлого, т. е. они тратят скопление энергии своих отцов, дедов и пра-пра-дедов.

    Некультурные народы делают то же самое за счет силы своего размножения, за счет энергии масс настоящего времени, – сила варвара. И вот вопрос, – это ли победит или то?

    А из-за чего?

    Это война Запада с Востоком, силы личной с силой родовой, разума с при-родой. И пусть у нас на флаге Разум, у них Род (арийцы), на деле же Разум у них, а у нас Природа.

    Любая капля воды, управляемая ветром, холодом-теплом, силой тяжести и силой других бесчисленных капель, знала сама только одно: что ей надлежит непременно соединиться с делом всей воды, и так она, единственная, представляла собой дело всех, и нет такой единственной капли, как у человека, чтобы Единственность была во имя себя самой и Единственный не мог бы слиться с другим Единственным, как сливаются две капли воды.

    При-рода похожа на воду, и человек в ней как в воде капля. Но тем отличается человек от при-роды, что каждая отдельность в нем действует силой своей отдельности. Человек понял, что в мире человеческом нет подобных капель и каждый человек чем-нибудь отличается от другого, и эта сила отличия стала силой всего человека на земле <приписка: как пила: зубчики разные, пилят зубчики, так у человека личности>.

    Культура – это скопленная сила от-личий.

    Цивилизация – это <Зачеркнуто: усвоенная> захваченная родовой силой сила отличий.

    Сила отличий есть творчество.

    И человек есть творец.

    Индивидуализм есть последствие цивилизации: индивидуалист есть растратчик культуры.

    Настоящая большая война есть процесс обмена культурной силы от-личия с силой при-роды варварства. Из-за этого и есть война.

    А кто победит?

    Конечно, варвар победит в первую очередь, но только неизвестно, какой варвар: наш, восточный, или же их, западный.

    Наш процесс «жить хочется» обертывается в общий процесс.

    Выставка художественная.

    Кузнецкий мост 18. (Книж. маг. «Советский Писатель».)

    Если мне надо, я ломаю ветви с цветами неодетых деревьев, но только держусь одного: никогда я не сломлю ни одной веточки и не сорву ни одного цветка, если это не нужно мне: зря – никогда!

    Лейка-теле: зеленели ивы и лесная группа с зелеными березами и елями.

    И еще 2 раза без бленды и 1 с блендой против солнца: волны – деревья – мельница.

    Шестерня заменима, но человек должен быть незаменим, а они поступают с человеком как с шестерней и рассчитывают на то, что их много и всякого есть кем заменить.

    5-го вечером готово: Две курицы фаршированные. Рыба, напр., щука или севрюга. Конфеты. Хлеб под Пасху. Шампанское.

    1 кило слив[очного] масла. Спальный мешок Вейнбергу. Ремешок. Пальто.

    Государство – это прежде всего механизм.

    Шел старик по улице с большим тяжелым [мешком] за спиной. Он изредка лишь вскидывал на прохожих глаза, и видно было, что в глазах этих живет ум, только не сейчас: сейчас весь ум этого человека был в мешке.

    Хороший человек? не будь плохого, как бы ты узнал, что он хорош: и чем хуже человек, тем лучше становится хороший.

    Горе наше, что люди цветут не как деревья каждый год, а только раз в жизни, и все в разное время, и у каждого человека своя весна. Вот почему, когда вся природа в мае цветет, на человека грустно смотреть – так он сер кажется в это время. И разодетые дачники своим нарядом не создают весну: не наряд весну делает.

    Исток необходимости: (чувство смерти). Исток свободы, легенды (я живу как бессмертный): теория относительности.

    Слышал иволгу.

    [Возможно,] романтизм это – но пусть! Я сам по себе...

    Кроме того, теперь это общее дело, а тогда я был личник и должен был тогда непременно быть личником и того же Маркса воспринимать не как Надо, а как мне лично вздумается. Я даже предчувствия о Марксе не имел, когда поступил в Рижский Политехникум.

    Нет, – это не я виноват, это в природе был злой и весенний холод. Как только теплый дождь [пролил] и все засверкало, [сейчас же] все засверкало. Ура! я жив и думаю:

    – Так коротка весна и так жизнь коротка, как же тут не поймать, не схватить, чтобы скорей, скорей жить успеть.

    На липе листочки вышли, но еще не расправились (мягкие).

    2 колеи: Нет, нет, я не прав, я клевещу на себя: вот едет по тропе в лучах солнца молодой, самый счастливый человек, ведь у него же велосипед! У него на спине [рюкзак], и на боку [фотоаппарат], и в штанах (это уже по секрету) автоматический пистолет по системе Коровина.

    (полдень, ярко видно небо, однако плохо).

    Думал я, ослепленный солнцем, что у озера человек стоит, в отчаянии заломив руки белые, а это осинку в ту грозу гром разбил и белые щепки от ее ствола торчали как руки, а сама, еще не одетая в полный лист, со всеми своими сережками лежала над водой.

    Леса – гряды темно- и гряды светло-зеленого, а в дали все сливается, только за далью все леса голубые.

    – Не самое главное, что делается

    – А что же?

    – То, что сделано, то что растет.

    Купить: бумажники, 200 пленок.

    Не Бог ли это? – спросил еще раз (Захар).

    Сказка о трех березах на поляне, как они оделись и стали красавицами, а простая лужа между ними стала их зеркалом в зеленой траве.

    Весной все цветы цветут силой солнца – желтой: они прямо от солнца родились, и в нем [сейчас] рождаются из почек листики.

    Для той женщины, которой надо отдаться – ничего не нужно от тебя, тут нечего придумывать, нечего готовиться, ты будешь наверно [повертываться дурачком] и совершенно бессильным, а она, всем недоступная красавица, будет глядеть на тебя и не наглядится.

    Смерть чудовищна и не победима никакой логикой, никакой поэзией, но сделайте жизнь религией, превратите ее в единое творчество Всего-человека, и смерть потеряет свое «жало».

    С красотой рождаются, но доблестный сам себе лицо создает.

    Мост между Большой и Малой правдой есть принуждение, необходимость и смерть.

    Солнце, великий множитель жизни, поднялось на горизонте.

    31 Мая. После мороза в -1/2 яркий день: какая трава, какая роса! Летит осиновый пух, весь воздух наполнен пушинками, и против солнца не поймешь, где пушинки, где пчелы.

    Кроме борьбы священного множителя (солнца) с заостренной в личности идеей есть еще борьба множителя священного с множителем тьмы и греха (сосед Резчиков).

    Прибытие народов на Канал у Зуйка как Страшный Суд.

    От сомнений в возможности написать Канал сейчас есть средство: думать, что для детей, а когда напишешь для детей, будет в этом и все.

    Бострем сказал, что он о своей беспредметности думал – это самый и есть реализм.

    Субъективно каждый думает, что он реалист.

    Критерий: признание во времени: остается там реальным.

    Снимал вылет осиновых пушинок.

    Наконец-то понял я всё, что делаю: я раскрываю душу своей матери, в этом и есть моя сила и мое счастье.

    Против Бострема: абсолютно мы не правы, и глупо даже поднимать об этом вопрос: сила массы нашей само по себе явление чудовищное. Но в отношении Европейской цивилизации мы ведем священную войну: нас, варваров, посылает священный множитель жизни...

    Они же спасают цивилизацию и тоже ведут в отношении нас, как им кажется, священную войну.

    – А если не война, то мы затеем какое-нибудь истощающее строительство.

    Конец Ежова: виноватых-то нет, их создают подхалимы.

    Диктатура Павловны: это пыль, из которой складывается государственная власть (Соф. Андр. Толстая) = и тут Баба Яга = Кащей, только Кащей тощий, а Яга толстая. (Если бы не моя сила сопротивления?) Это же у Аксюши в скрытом состоянии, только дай ей волю – и она станет за собственность, и тут война.

    комарики мак толкут. Мы ставим вопрос: какие другие явления сопутствуют комарам: время года, дня температура, среда – все в образах.

    1 Июня. Живешь – и да, и нет. Начинаешь – да! Живешь – и да и нет. Начинаешь – нет! И это последнее «нет» есть смерть.

    Я вспоминаю последнее свое «нет»: мое письмо вернулось от нее обратно нераспечатанным. Вернула ли она это письмо оттого, что я надоел, или умерла? Я не хотел этого знать и, не разбирая слов на конверте, изорвал его и выбросил. Этим все кончилось и осталось навсегда вопросом: было оно или не было?

    2 Июня. Случилось, в одном улье у нас отчего-то погибла матка. В самый взяток рой осиротел, редкие пчелы вылетали, все же остальные сидели и ничего не делали. Мы сели в Мазай и покатили лесами в [Дрезну] и к [старикам] просить матку (– Что везете? – Пчелу).

    Мысли о школе.

    Государственное начало в женщине.

    Гимнастика: пусть! Есть положения, когда надо потихоньку удирать – единственный метод.

    Тихо так, что осел и улегся осиновый пух и дорога – будто снег выпал, и заводи белые (вспышки в лесу). Описать эпоху пуха: соловьи, кукушки, но уже и летние птички: иволга, горлинка.

    В деревне: дети: вот они-то ничего знать о прошлом не будут.

    Узнал, что умер Петров-Водкин; странная была у нас с ним неприязнь.

    Когда это снилось – не знаю, но вспомнилось мне этой весной, когда я загадал кукушке просчитать сколько лет еще мне осталось жить. Кук! Мать моя умерла и потом очнулась и еще долго жила. Кукушка отсчитала: 6 лет. Мало! И сейчас же опять: будто я замер и отжил. Вот тут-то и вспомнилось.

    Когда пух летит, молодые осины переменяются в цвете из коричневого в зеленый наряд: переодеваются. Старые сеют, а молодые переодеваются, как невесты деревенские на гулянье: в годовой праздник, утром одно платье, вечером другое.

    Человеческая природа и бесчеловечная.

    Есть люди столь значительные, что весть о их кончине не так уж и обидна: они живы уже в делах своих.

    А когда чувствуешь, что переполнился, то и попустишь, всего же не возьмешь.

    Ветка осины и сломанная пушилась и давала семена.

    Как это бывает, что неприкосновенная природа была ближе к человеку, чем деланная.

    Между тем там, где сам человек, как природа – сеет хлеб – эти всходы так же прекрасны и нетронуты.

    <Приписка. Не надо гоняться за красотой, надо правильно жить, и ритм породит красоту. >

    Красота избегает тех, кто за нею гоняется: человек любит свое что-нибудь, трудится, и эта любовь и труд... и из-за любви, бывает, в то время и появится красота. Она вырастает даром, как рожь и как счастье. Мы не можем сделать красоту, а посеять и удобрить землю для этого мы можем.

    Некоторые не думают, будто можно делать силой красоту: невозможно, как сделать живого человека.

    Красиво, что само вырастет, значит, надо делать так, чтобы само росло: для этого надо пахать, удобрять и уметь убирать урожай.

    Некоторые же думают, будто можно делать саму красоту: невозможно, [так же] как сделать живого человека.

    <Приписка: (Отрывок: Толстой. Интеллигенция).>

    Ласточки падали в грязь (перед дождем – зяблики), трясогузка пела, (на телеграфной проволоке).

    Черемуха еще цветет, но не пахнет. Цветут яблони и вишни.

    Иволга и горлинка.

    Рост художественной вещи в человеке требует того безучастия со стороны художника, как глядит беременная женщина, безучастная, бездумная: наливной час, когда человек спит, а природа сама для него работает.

    Дайте работать природе – отдых человека.

    3 Июня. До утра барабанил дождь, и стало холодно.

    Аксюша: личная «плотская жизнь» подавлена церковью (девушка), отсюда любовь ко всякой плоти, к животным. Павловна во плоти, и отсюда хозяйка и от хозяйства властелин. Аксюша смотрит на власть как на насилие неизбежное и спасается от нее Господом: не я, а Он хозяин: да святится воля Твоя.

    Надо себя поставить в отношении художественном как беременная женщина: она ничего не думает, а дитя растет.

    Искусство в отношении к остальной жизни похоже на ренту, как она излагается в политической экономии: т. е. то, что сама земля дает в явном избытке, лучшая земля, сравнимо с художеством.

    Много людей прошло – умерло моих родных, знакомых, а я все жив и стою на своем месте: мне кажется, не люди, а водопад, Весь-человек переливается во всем своем разнообразии.

    6 Июня. Годы мои проходят, но я не беднею от этого.

    Мне хотелось бы, чтобы так было бы и до конца: все мои годы пройдут, – а мне станет лучше, чем было.

    <Зачеркнуто: И смерть моя стала бы новым моим рождением.>

    Культура – это сознание того, что жизнь не есть личная твоя собственность – не Я, и твое отношение к [тому], что «Я» – это только сознание, а сама жизнь не твоя и сознать ее до конца – значит, присвоить тебе невозможно.

    Личность – это сознание, но никак не право распоряжаться жизнью как собственностью.

    Личная жизнь – это значит сознательная жизнь, у нас же личную жизнь понимают как присвоение.

    Но не из чувства ли собственника жизни своей рождается сознание…

    ... через это как будто и рождается в принципе собственность, значит, сознание.

    Для одних его «Я» в отношении жизни есть право собственности: я своей жизнью могу распоряжаться, как мне вздумается.

    Для другого «Я» есть сознание, и человек тот называется интеллигент.

    7 Июня. А может быть, она так умна, что понимает мои добрые дела как маскировку в моем отступлении?

    Как будто все идет к тому, что в борьбе надо сбросить все лишнее – если ты писатель, то звание писательства, и ученость, и славу, и богатство, и сохранить в себе тот остаток живой, который может...

    Последняя иллюзия собственности – это моя жизнь: наконец-то я почувствовал, что моя жизнь не есть моя собственность.

    Машина скорее, а человеку труднее.

    Мысль о том, чтобы сбежать от Павловны, давнишняя и такая же непрестанная, как мысль о смерти. Да так часто и бывает: начнешь с того, чтобы сбежать, а кончишь тем, что не пора ли умереть и как-нибудь не просто, а тоже сбежать и скрыться, чтобы никто и не знал, жив ли ты или помер. Тут, однако, возникает стена: они подумают, что ты не умер, а сбежал за границу.

    На животных мы смотрим, как будто они вечны: соловей пел во все времена, и заяц перебегал дорогу путнику с незапамятных времен. На человека же мы смотрим отдельно, вот только и видим в нем временное существо: сегодня здесь, а завтра – нет. И так ведь именно и существуешь в том, что временное.

    Поездка на Нерль.

    Лодка + Велосипед +

    Пишущая машинка +

    Чернила, перья, ручка, карандаш +

    Акрихин, Пирамидон

    Мелкокалиберка с патронами +

    Крем для рук +

    <Зачеркнуто: Старые материалы к Каналу (переглядеть) >

    <Зачеркнуто: Бумага из Москвы>

    Разводной ключ т

    Плеть, свисток

    Пересмотреть записки прошлого года на Нерли +

    Взять Морозова «Лес»

    <Зачеркнуто: Взять Рисование>

    + Марля, кнопки, гвозди

    + Химикалии для ФЭД, весы

    Крахмальный клей

    + Термос. Верша

    + Патронный ящик, ружье 20 к.

    Барометр

    Штатив

    Мазь

    Прошу:

    1) Вычистить весь механизм аппарата.

    2) Сделать вкладыш для кассет Rolleiflex.

    3) Узнать, почему при съемке прилагаемыми кассетами происходит полное засвечивание. Если причина в аппарате – исправить, если в кассетах – проверить все кассеты.

    5) В доказательство достаточной резкости прошу дать по снимку для Rolleiflex и один для других. Прилагаю пленку.

    Государство признало меня и почтило орденом, вот и тоже ношу этот орден в свидетельство того, что я признан государством.

    В этом и есть вся сущность человеческого взгляда, чтобы видеть, что каждый человек неповторимый, единственный, протекающий в исторических берегах человечества.

    Последние осины расстаются с младенческим коричневым цветом, последние цветы на яблонях, расцветает сирень, ландыши. Дрозды вывели.

    Вот встречаются иногда и такие лица, что забудешь о временном и как будто в этом лице Весь-человек.

    Весь-человек, но что это – дух? Можно ли видеть его? – Можно. Ты гляди на человека на всякого как на временного... но, бывает, забудешь, и так...

    И в этом временном, что есть в человеке, нам [утешение]: бывают и зверские лица, ужасней крокодилова, казалось бы, с таким и жить нельзя – но подумаешь – временное! умрет, исчезнет это чудовище – и [успокоишься]. Зато, бывает, увидишь такое прекрасное, что о временном забудешь, вот так и показывается Весь-человек.

    8 натуре цвет создает место, а в фото это надо заполнять.

    9 Июня. Художество – это понятный разговор о непонятных вещах.

    Но некоторые хотят, наоборот, непонятно говорить о понятных вещах.

    Материализм как долг, как обязательство, из чего рождается «Надо».

    Все, кто в 17 году находил свое счастье в Большом деле, все теперь или погибли в глубоком несчастии, или еле-еле живут (а между тем «Большое дело» выступало в нравственной чистоте и сталкивало все «Малое»).

    Восторг Большого дела, сейчас у немцев это «Большая война»: большой подъем: на подъеме у них...

    10 Июня. В 7 вечера выехал.

    11 Июня. Ночевали в д. П-о возле плетня и ржи, вид на леса и поймы Нерли. Снимали чаепитие. (Соловьи из лесов всю ночь.) Родня под давлением (Ксюша). Рожь колосится.

    [Итларь. Ерёменцево. Хлебище, Рожново].

    12 Июня. За 21-й палец меня не хватишь!

    Человек есть смелость и риск (спор о собаке: талант).

    В воде рыба и микроб, но леший-водяной – это же человеческая рожа.

    Человек: всё в деятельность.

    Человек – человеку покорится – спор о третьем.

    Подчинить человека человеку нельзя.

    К таланту: всякий, если чего захочет, достигнет, значит, человек все может.

    – Да не всякий захочет.

    – А ты сделай, чтобы он захотел.

    Есть Бог? – Нет: невидимый, а раз невидимый – и нет. Аксюша: – А скажи, где яйца купить. – Зачем ты единоличника спрашиваешь?

    Лес и комар. Лес нас комаром, как шубой, одел, – вот сколько было, что белый свет стал серым, и лес нас комаром, как шубой, одел.

    Можно жизнь устроить такую, что записать все точно как есть, и будет для всех интересный рассказ (Мазай).

    Вчера: появление пьяного философа и борьба его с мальчишками (изгородь, на ней как воробьи).

    Перемещение философа с пола в переднюю, в сени и когда холод – на печь и потом спор.

    Гости: чайки вывели, чирок, ворона. Просушка вещей.

    13 Июня. В больших горах, как на Кавказе, мне чудится былое страдание и муки земли. Только вода радует, прямо на глазах размывая камни, сглаживая прямо на глазах уступы былой борьбы. Может быть, и у нас в Московской области тоже когда-то было, и только с течением воды и времени все сгладилось, и холмы наши стали похожи на улыбку земли.

    Под ольхой возле самой нашей стоянки бился холодный родник, и он стал нам как ледник: молоко.

    Сват – одинокий ум – улегся в родник на холоде.

    Из спора: талант не дал, а захотел человек и достиг: нет таланта от природы, если дать развитие, каждый будет талантом.

    Петя застрял в ключе, и весь колхоз с детьми выручал.

    Переезд через Бырдиху и лес на Песчаную.

    Мальчик ответил: – Я знаю.

    И колхозник после того: – А коли вы нашим детям добро – мы вам первую рыбку.

    50 лещей прорвалось. – А кто их считал?

    Песчаная:

    Гости: Желна, ее дети, кулик, сорока, кулик по листикам кувшинки.

    Сергибус.

    Наши враги: комары.

    14 Июня. Пусть на всем свете жизнь будет приведена в единство с подчинением человеку, но тогда надо же наконец составить себе понятие о человеке: какой должен быть человек, чтобы ему заслуженно, а не просто хищничеству была подчинена вся жизнь. Человек этот, во-первых, должен быть Весь-человек как одно лицо, и каждое лицо было как Весь-человек.

    Чай в кабинке: оставил три комара после мысли о человеке. Всякое живое существо, если почует свое заключение, становится задумчивым и кротким. Только комар, заключенный даже в такую тесноту, что только-только человеку дунуть, все равно и в тесноте будет играться.

    15 Июня. Жара и комары. Совещание о капитуляции.

    Речной перекат. Завернул брюки – как танки, проходят речушки, выглядывая через щелку, хлопотливые стайки головлей. И эта рябь на песке, точно отвечающая ряби на воде...

    Гости: Синие стрекозы.

    Бутоны купав.

    Трепещет и крутится листик на паутине.

    Золотистые струйки – отсвет песчаного дна.

    Реализм – правда, и всякий художник, даже беспредметник, хочет быть реалистом, показать жизнь как она есть.

    Природа как некое данное, недра, из которых народился и сам человек.

    И как же это не видят, что весь этот мир в человеке, и сам человек состоит из всего, и Весь-человек заключает весь мир.

    Она сказала: Расстреляй меня, но я все равно скажу: Бог есть! – А я сказал: Расстреляй меня – а я человеку не подчинюсь, и если нельзя, силы не хватит, сдамся ему как врагу и при первом случае от него убегу. Человек человеку может подчиниться только для чего-нибудь третьего. Один скажет: – Давай, товарищ, строить мост. – Для чего? – спросит тот. – Люди будут ходить через реку. – Хорошо, – ответит другой, – давай. – И оба товарища подчинились мысли построить мост для людей.

    Лещ пошел, волну пускает на мелких местах. Реку вчера закрыли, река стала неузнаваемая.

    Лужа кишит головастиками, и кулик сидит, нос опустит и вынет, а трясогузка тоже тут – свидетелем.

    Дергач (гость).

    Медведка (гость) – на что она похожа? не поймешь, а между тем есть же что-то в человеке, отвечающее этому уродству.

    Гармония – это когда что-нибудь в природе вызывает ответ в человеке.

    Стол заказов.

    Вечное перо и чернила –

    Патроны

    Аптечка

    <Зачеркнуто: Пленка>

    Часы

    Спальный мешок Леве

    <Зачеркнуто: Снаряжение> Экспедиция.

    Марля

    <Зачеркнуто: Палатка>

    Ветчина. Горох.

    Бетал (Сайд).

    «Я» – это все, что мог бы сказать Евгений Медному всаднику.

    17 Июня. В 11 утра прибыли на Кубрю и купались – 7 вечера приехали в Загорск и выдержали нападение Павловны: оказывается, я должен был ей найти прислугу.

    Надо проститься, надо расстаться, не оскорбляя прошлого: было хорошо, а теперь того давно нет, и нечего волноваться, злиться – чего нет, того нет. Это необходимо нам разойтись, т. е. мне отказаться от всякой мечты о ее помощи. Ее стремление – чтобы мною владеть – стало теперь эгоистическим, потому что ей нечего мне дать.

    Колодец высох, и надо с этим помириться, как с искусственными зубами.

    Найти страну непуганых птиц как данное или же создать ее самому: Данная и Созданная. (Дать и Создать, Бог дал и сам создал.)

    Савин – освобождение и тюрьма советская, похожая на Ужасы комариного царства.

    Хозяйство – женщина и государственность – социализм – число (то же и у…

    [Говорят], что надо весь стог сена перещупать, чтобы найти в нем одну мышь, да мало того! стог сена перебуровишь, а мышь не найдешь.

    Из Азии я сделал метод «первого глаза», углубляясь через «родственное внимание», можно находить в повседневной жизни...

    На свою жизнь я смотрю как на жизнь Всего-человека в личном моем отражении. Мне стыдно думать о себе, до того жизнь моя бедна и сам я так беден нужными способностями. Но одна способность замечательная – это постоянно чувствовать, что через меня проходит Весь-человек, и если хорошо вдуматься, то я могу постигать его ход. Эту способность я использовал для писания, и все написанное мной есть моя биография, похожая на след моллюска, передвигающегося медленно по песку под водой.

    21 Июня. По пути в Москву:

    – А я приехала и уехала.

    – Ну, так что: отметилась?

    – Отметилась.

    – А это и есть самое главное.

    Разговор с Борисом Александровичем Емельяновым

    о соли и ордене.

    22 Июня. Московская жара.

    ... Пришла весна в Москву, и однажды в теплое утро вынесли столик, вынесли самовар, потом вышла молодая женщина хромая, молодая горбатая и меньшая красавица, и дети, и зятья с портфелями, – один выпил стакан на ходу и ушел, другой вышел и ушел на службу. А бабушка так и не вышла. И так день прошел, и другой прошел, и третий прошел, и лето, бабушка не вышла. И вся весна прошла, и лето, и осень, – бабушка так и не вышла.

    Вот этот переход от человека-типа к человеку лица (Все-человеку) и есть решающий в сознании: можно так перейти, что «тип» исчезнет и вместо лица получится принцип. Тут-то и происходит столкновение правды большой и малой. До того может дойти иссушение жизни принципом, что малая правда станет единственной истинной правдой.

    Очки, гвоздичное масло, крем для рук.

    Чудесная долина и трое лупятся в карты – и так и надо! так живет вся природа: никто не любуется чем-то, а каждый делает свое, – на то и весна: каждый занимается, чем ему хочется.

    И вот тоже Яловецкий.

    23 Июня. Пасмурно, моросит теплый дождь. Приступаю к «Северу».

    Вспоминается разговор с Емельяновым: я ему говорил о своем счастье, что нет в нем ничего в настоящем и все в будущем, мое счастье как весной света: облака летние, а на земле снег и мороз. Но летние облака – это будущее, и в этом будущем содержится наше счастье.

    Эту идею в «Север»: «Настоящее – это потребительская ценность жизни, а будущее – это производственная. Наш канал весь в будущем, и ценность жизни для нас – ценность производства».

    Христианство и церковь находятся между собой в том же отношении, как коммунизм и государство.

    Павловна (как крестьянка) целиком отдавалась хозяйству (так и мать моя), и так она работала для детей своих, обеспечивая им будущее, но самих детей она почти не видела. Теперь дети выросли и ушли. Она завела себе утку, курицу и гуся и этим игрушечным хозяйством (ни для чего!) подавляет всю мою жизнь. Вывод: планы, будущее, производственная ценность и вся работа для этого обязывают к видению Лица Всего-человека.

    Человек был похож на быка, грузный, упрямый и в то же время чувствительный и такой необразованный, что когда надо было сказать о быке семментальской породы, выговаривал: сентиментальный бык.

    Ул. Циолковская, дом Циолковских.

    24 Июня. Дождь окладной, теплый. Пчелки рады отдохнуть хоть денек.

    Вчера был Горский, пророк воскрешения отцов. До того маньак, что в «Медном всаднике» видит воплощение идей Федорова: Евгений чего-то добивается, – чего? найти невесту. И находит ее домик, но домик пуст. Ему остается воскресить ее... Значит, Пушкин федоровец.

    Если с утра до ночи годами, десятками лет думать об одном и том же, – сколько же можно набрать аргументов! И как и чем оборониться от них обыкновенному смертному? Все кажется смертному, что по рассуждению пророк прав. Единственное, что остается смертному, это требовать чуда: пусть воскресит.

    Пророк – это неудачник, преодолевающий физику своей неудачи физикой своего желания: до того сгущает желание, что оно действует как физическая сила, и в этом-то и есть чудо.

    Было чудо сотворения Гамлета, – это чудо естественное. А то будто бы бывает чудо, и тем оно «чудо», что рождается неестественно.

    Как я ждал тогда чуда! но все-таки, несмотря ни на что, она умерла. О, я силился и после смерти ее воскресить всю жизнь, и Марья Моревна воскресла, но не для меня. За нее мне дали славу.

    Собрать, расширить «Лисичкин хлеб» в книгу «Дети». Детство.

    Увлекательность техники, занимательность: все забывается, все что-то для людей выходит, а перед людьми дурак дураком.

    24 Июня. Дождь и холод после жары. Письмо от Разумника, что на свободе и «реабилитирован». Слух о смерти Мандельштама.

    Привез с вокзала Галину с новорожденной Еленой.

    Горский узнал в моих рассуждениях о лице Всего-человека христианство. Но это ничего не значит, раз в лице Сверхчеловека узнают Христа.

    Люди сошлись на цветущем лугу возле прекраснейшей речки и дуются в карты: и не цвети цветы на лугу, они бы не пришли сюда и [не] дулись бы в карты. Они берут от весны то самое, чем она сильна: они делают то, что им хочется.

    И когда пройдет весна и упадут семена и птицы петь перестанут, – эти картежники тоже уйдут и будут делать, как все, что Надо. Пусть же будут благословенны все весной, кто совершает то, что ему хочется, еще придет время, когда необходимость заставит делать, что Надо.

    26 Июня. Возвратились роскошные дни. Дядя Костя: – И пусть меня сожгут, чтобы я не вонял! – То же Вас. Ив.: – Бога нет! – за счет отрицания определяется индивидуальность, и аналогично в интеллигенции: рационализм есть первая ступень интеллектуального варварства.

    Пришли на цветущий луг и дуются в карты, другой услыхал кукушку и ну считать, сколько лет ему еще остается жить, третий прислушался – понял соловья и тут же уснул: соловей заливается, а он-то храпит. Вот тем-то и чудесна весна, что совершается великое Надо, а каждому кажется, будто весной он может наконец-то жить, как ему хочется. Вот-то и дуют в карты, вот и храпят и считают кукушку, и самое, самое чудесное: шепчут друг другу «люблю» влюбленные, и все человечество сливается со всем миром, и каждому влюбленному кажется мир совершенно прекрасным.

    На дереве этом все листики были разные и каждый по-своему трепетал. Но зато и крепок же был ствол, соединяющий всех в могучем всеобщем для всех листиков Надо.

    Приехал Разумник.

    27 Июня. Летний дождь и гроза. Рассказы Разумника о русском народе. – Как же это мало сказалось в литературе? – Потому что Россия была кустарная страна и православное христианство укрывало зло. Революция – это в отношении покоя кустарной России было явлением зла.

    И вышел из революции Чужой человек, и начался процесс отчуждения.

    Каждый уголок земли тогда жил в своеобразии. Революция дала идею общей жизни (колхоз), и это отвлечение сопровождалось отчуждением.

    Курорт и кустари (в Кабарде) = Медному Всаднику.

    Абиссиния = Чехия и пр.

    При такой неправде и таком отчуждении как же и не появиться окаянству, ответному на сознательное зло (ради будущего добра).

    В этом об-общении (от-влечении) и заключается отчуждение людей и сопровождающее это явление зло.

    Курорт и кустари: курорт для неизвестного, безымянного человека...

    Поглощение живой индивидуальности Процессом, Большим делом, Цивилизацией и т. п.

    То же явление и при наступлении капитала на кустарей, и то же самое при наступлении Социализма: то же расширение и отчуждение людей между собой.

    Переменяются люди не внезапно от мысли, приходящей в голову...

    «Практический идеализм» (Серая Сова о Канадском правительстве).

    «В лесу человек иногда очень скоро превращается или в настоящего человека, или в обезьяну».

    Цветут шиповники. Зеленая ряска наглухо сдвинулась и закрыла все отражения в лесной реке.

    Или это белым клочком береза через темную елку просвечивала, или белая бабочка села на ель... Нет: не бабочка, не береза, а это белая корова... Потом белое пятнами само двинулось... бабочка! и нет: это белая корова стояла под елью и чистила себя, протирая о ствол.

    Мазай: 1) грязь 2) домкрат 3) колесо 4) долить 2 банки аккумулятора. Машка:

    1) Грязь аккумулятора.

    2) Крючки

    4) Гудок

    5) Карбюратор.

    Снимал дятлов, – как трудно! но «хочется», и выходит чудесно, если же «надо»...

    29 Июня. После грозы довольно прохладно и ясно. Наганивали гончих. Снимали дятла. Птица погибает, когда у нее повреждено крыло. Но дятел бежит на дерево вверх по стволу и живет на дереве, как мы дома: дятлу дерево и есть дом. Это одна из самых независимых от человека птиц.

    «Надо».

    Людей покоряет не зло, а добро.

    Есть люди, которых нельзя покорить никаким насилием, но стоит им сделать добро, – и они на всю жизнь становятся пленниками своего благодетеля. На этом вся природа стоит: покормите получше птицу, зверька, и они становятся ручными.

    Так вот и Серая Сова, получив от Канадского правительства возможность осуществить свою идею охраны Бобрового Народа, остается связанным этим добром и тактику своего начальства называет «практическим идеализмом».

    И тот приходит, умница, делает добро идеалисту и так использует его для общего дела. Так что «практический идеализм».

    Добро вяжет человека больше зла: «я буду век ему верна», – на этом стоит вся любовь женщины, и вся власть происходит от преданности благодарного человека. Отсюда и два лица Бетала: одно – милого товарища, другое – насильника. Человеку жить хочется, помоги ему жить, и он повадится к тебе, будет просить у тебя. И людей таких масса, и ты будешь массой владеть, и она по твоему велению будет уничтожать твоих врагов. Т. е. кто дает пищу («счастье»), тот и властвует, и против этого реальной силы нет. И потому это должно принадлежать не капиталисту, а обществу, – социализм против класса властелинов. Класс пролетариев должен передать власть коммунизму (всем).

    Ив. Ив. был служителем культа и верил в Бога, но ему пришлось снять сан, и вместе с тем как бы по чувству долга [он] перестал рассуждать: никакими соблазнами нельзя было выудить критику. Но был однажды случай: мои злые пчелы, плохие ульи, пчелы закусали попа до того, что он закричал: – Стахановская работа! – Я воспользовался этим: – А что это, стахановская? – То, – ответил он ожесточенно, – что похуже, да побольше, числом взять, а не делом, самому выдвинуться, а нас обойти. – И пошел, и пошел.

    К происхождению «Надо»: «Хочется» – это Личность, «Надо» – общество.

    «Надо», но разные люди по-разному понимают это Надо, и это свое отдельное понимание общего Надо приходится охранять, и так в борьбе за Надо складывается борьба за свое понимание, за свое достоинство, честь, за себя.

    Так и будет Падун: Надо складывается в борьбе капель.

    Все будущее стоит на том чаянии, что, может быть, оно станет моим настоящим... Без этой личной, живой связи не может быть будущего.

    Весна тем хороша, что кажется, будто чего тебе хочется, то самое и есть благо для всех...

    путь, и мало того, что неинтересно, а может быть, немного и вредно: иного это собьет, и он пойдет к общему делу не своим путем, а моим, значит, ему самому чужим.

    30 Июня. Лодку на Торбееве проверяли. А вечером, когда сидели на террасе, ужинали, небо такое было чистое, такое умытое, и на столе васильки и раковые шейки.

    1 Июля. На этом и стояла гордость и честь старых революционеров, чтобы остерегаться как можно больше получать от людей имущих что-нибудь даром: они понимали, что это «даром», обязывая, связывает больше насилия.

    Еще я думал этой ночью, что сила числа, как у нас это поняли, непобедима, потому что она основана ведь на любви к жизни: соединитесь все, кто хочет есть, пить, учиться, одеваться и достигать счастья.

    А то, чем я с малолетства живу, что ношу в себе, вынашиваю всю жизнь, – это что я должен быть самим собой и дать такое, чего еще в мире не было: ко всему, что было, прибавить нечто свое:...

    Так что, с одной стороны, не победимая ничем власть Числа (размножение), с другой – тоже непобедимое стремление человека быть личностью встречаются и силою своего выражения в борьбе дают характер эпохи. Сейчас у нас господство Числа...

    (Бенкин, латыш, автомастер, вернулся, и в тот же гараж, в тот же дом, в ту же квартиру к своей семье. А упрятавший его Захарчук, уполномоченный НКВД, расстрелян: мастер выдержал и победил, а то прошло, и сколько этого такого прошло.)

    Эти фигуры властелинов, возникающие и исчезающие, как пузыри, являются попытками стать личностью.

    Человек рождается личностью, но дальнейший рост его состоит в борьбе за себя с силой числа, стремящейся обратить его в цифру Числа.

    Любовь к женщине похожа на воз-рождение (на второе рождение) личности, – этой любви злейший враг Число. Победа Числа в будущем обещает насилие в любви, обращение ее в колхоз, производящий человека (Колхозчел).

    Но не делай своей прежней ошибки: не исходи из временного для построения вечного, господству Числа есть срок.

    Рационалисты в своем движении, исчерпав силы Ratio, становятся мистиками, и эта мистика слабосильная.

    2 Июля. Снимал диких уток на безымянной речке с белыми и желтыми кувшинками, возле ржи, в виду леса. Раковые шейки и всякие медоносные травы обступили меня, как будто старые, милые друзья снова вышли из прошлого и обступили меня.

    глядела, как мы ели судака. Цветет рожь с запозданием. Поспела земляника, показались грибы, пока еще черные.

    Утка вышла на берег в траву и обирала перышки, а утята черненькие все кучкой прилегли возле нее.

    Говорят, что клевера погибли и взяток будет небольшой.

    «Весь-человек», заключенный в его Надо. Тут все потеряли безнадежно свое природное Хочется и частью за свое, частью за чужое отвечали, делая общее Надо.

    Взяться бы, схватиться за свой кончик жизни, своим детским Хочется радостно делать, что Надо для всех, но где тут. Мой путь, дорогой друг, тоже лежал через Общее Надо, но я, мне кажется, сумел правильно стать: мне казалось, будто я встретил следы своих детских босых ножек и пошел, и пошел... Но зачем об этом говорить?

    – Как зачем! – спросишь ты, – если ты открыл свой собственный путь к общему Надо, то зачем же молчать: надо открыть его всем.

    – Вот в том-то и горе, мой дорогой, мне тоже раньше казалось, что стоит открыть мой собственный верный путь, и все пойдут по нём. Это большая ошибка и пустая работа: мой личный путь для другого будет чужим путем: путь к такому Надо, чтобы оно стало как Хочется, может быть только своим.

    Десятки лет, чуть ли не с тех пор, как дети мои начали только лепетать, я учил их, чтобы они за короткое время свое молодое успели схватиться за свое любимое и влиться в жизнь за его достижение и через это потом жить и делать не как Велят, а как Хочется... Нет!

    3 Июля. Солнечные, но не жаркие дни, – в июле редкость!

    Не так живи, как , а так живи, как Бог Велит.

    «Надо» – это есть Бог.

    «Несть бо власти, аще не от Бога» – это значит, что как бы ни был ненавистен властелин, но раз он властелин, то в его власти содержится тоже и Надо, которое он выполняет помимо своего желания.

    Как бы там ни было плохо, а Маня, деревенская девочка, окончила курс и едет в деревню свою к отцу образованной барышней.

    – что каждый ручей, чтобы влиться в реку и потом достигнуть Океана, должен сам отыскать свой собственный путь до общей воды.

    Так перед каждым из нас стоит непременно личный вопрос, закрывающий общее Надо. Ведь как ручей, – он пробежит, а другой не этим открытым путем, а непременно другим путем должен бежать и создавать его сам.

    Часто и нам тоже кажется, будто вот я открыл свой путь и теперь это для всех: этим моим путем побегут все без труда.

    Это ужасный и горький обман, «спасти» можно только себя самого на своем пути, и твой пройденный путь повторяется лишь в дураке: спасителем можешь ты быть лишь только для дураков.

    Ты можешь спасать Реку, пополняя ее водой, но ручьи сами спасут себя тем, что сольются с Рекой и войдут со всей водой в Океан.

    «вожди».)

    Символист – это кто осознал себя таким и тем подчеркнул, и этой чертой сознания уничтожил свой собственный путь, в который, конечно, входил и символизм. Это было действенное и волшебное начало в составе творческого процесса, но раз оно осознано, вынуто из целого и заключено в «изм», оно переходит в лабораторию для исследования, как, например, мертвое сердце животного, но само по себе мертво – для самой жизни уже не годится.

    Верно, так и Бога люди хотят заключить в какой-нибудь Изм и сделать полезным для жизни.

    Я на Бога смотрю как на предвечное Данное, из которого я и сам исхожу, повторяя: да будет воля Твоя! Нет на земле существа, против которого я не мог бы стать как Брут против Цезаря. Но Бог не человек, и если я восстану на него, то Он даже и не разглядит меня, чтобы сказать свое: – И ты, Брут!

    Так Я. Но говорят, что если взять самый высокий на земле обелиск и положить на него копеечную марку, то эта марка в отношении всего обелиска будет жизнь человека на земле в сравнении с жизнью всей земли. Говорят, что со временем копеечная марка человечины перерастет все Предвечное Данное и выйдет за пределы его. Но Я? Мне-то что? Скажите, какое мне дело до процесса разбухания копеечной человечины за пределы Вселенной: Я сам по себе, и быть самим собой – все мое назначение.

    «Князь» в юности был так предан царю, как Богу, и верность свою считал священной. И было недопустимо для него, чтобы когда-нибудь царь сказал ему: – И ты, Брут'

    [Келлер] отказался от присяги Временному правительству и сказал: «Можно раз присягать». Но Брут, присягнув Цезарю, поднял на него руку. Есть ли что-либо выше личной верности? Предполагается: общественное благо. Но раз ты разрываешь присягу, ты разрушаешь личность свою, и ради общего блага ты сам лично должен погибнуть: это есть смерть твоя. Так, совершив то, что Надо, Брут сам погибает. И так Прометей, друг человека; но «Христос» есть сам как человек, погибая за человечество, остается в единстве и верности к Богу, и он делается сам Бог. Умирая как человек, он остается Богом и поручает нам всем стоять за Бога в себе: богочеловек. Так и вся смерть: умирая, человек расстается с человеком и делается Богочеловеком (сверхчеловеком = творческий процесс).

    И что я написал о символизме, – разве не то же самое надо написать и о Боге: что сознание – это не только открытие Закона, Правила и Метода, но в то же время и разрушение вечного Закона, Правила и Метода. Сознавая, ты вылетаешь над водой, как рыба, чтобы, описав серебряную дугу на солнце, снова погрузиться в родную стихию, а там опять сверкнуть водой и опять погрузиться..

    Раздел сайта: