• Приглашаем посетить наш сайт
    Гончаров (goncharov.lit-info.ru)
  • Афанасьев Ю. Ю.: Старообрядцы и "новые люди" в романе М. Пришвина "Осударева дорога"

    Ю. Ю. Афанасьев

    Старообрядцы и «новые люди»

    в романе М. Пришвина «Осударева дорога»

    «Осударева дорога» – сложное, многоплановое произведение с идеологизированным содержанием. В нём разворачивается борьба различных мировоззрений за господство на олимпе Истины. Основной конфликт в романе строится на столкновении двух взглядов на жизнь - старообрядцев и «новых людей». И в результате этого противостояния победа оказывается на стороне тех, кто хочет ускорить время, обратить всё к будущему, организовать, как следует, земное бытие самых разумных существ.

    «Лесах к “Осударевой дороге”». Оказывается, писатель собирался в данном произведении отстаивать «коммунизм против индивидуализма». Более того, после победы Советского Союза в Великой Отечественной войне Пришвин встал на сторону большевиков и признал их историческую правду в контексте общественного обновления.

    Но переписывать историю и забывать о временах перековок писатель не собирался. В «Осударевой дороге» он вспомнил одну из былых ошибок «страны советов», но цель этого поступка оказалась прозаической – повлиять на реальную жизнь, научить, разоблачить или предупредить. Однако писатель был готов существовать и в наличной культурной реальности, если его не услышат. Пришвин старался преодолеть свои «предрассудки в оценке современности». Он «пытался увидеть … во всём советском времени некое созидательное, творческое начало…» [1, с. 15].

    В свете вышесказанного становится понятно, почему в своём финальном романе «Осударева дорога» писатель представил строительство Беломорско-Балтийского канала не просто как государственное дело, «общее дело», а как событие космического масштаба, связанное со стремлением «собрать воедино человека».

    человека трансформируют ядро его внутреннего мира, как цепь поведенческих актов, поступков самых разумных существ Земли отражается в «зеркале души» каждого из них, выводя на тропу жизни, на которой тёмные и светлые полосы поочерёдно уступают место друг другу.

    Писатель не просто создал в рамках своего произведения художественные образы старообрядцев и «новых людей». Он словно бы сделал прошлое и настоящее самостоятельными действующими лицами.

    «Новые люди» появляются на «горизонте» старообрядческого мира на моторной лодке с белым парусом. И это средство передвижения по воде становится для последних символом «перехода» времени. Марья Мироновна не хочет быть свидетельницей каких бы то ни было преобразований своей архаической среды, а Сергей Мироныч – не против внедрения в его бытие чего-то нового, основанного на достижениях науки и техники. Когда представители передовых взглядов на жизнь постучали в дверь дома Сергея Мироныча, то «богатый и могутный рыбак» радушно их принял, тем самым дав своё согласие на осуществление ими грандиозного замысла по «обузданию» «падуна».

    Здравомыслящий человек понимал: «Старики … о царствии небесном думали … а нынешняя молодёжь: давай хором, коня да дом!» [2, с. 37]. И он поддерживал порывы молодого поколения, в то время как Марья Мироновна называла их «слабостью». «Мирская няня» считает, что жить нужно так, как написано в Священном Писании: по принципу «так надо», в ожидании светопреставления. Но Миронычу такая жизнь кажется никчемной: никто из его предков конца света так и не дождался. И если его сестра, «мирская няня», в «Сказании о венике» видела в поступке людей нарушение всяких религиозных догм («и жить-то хочется, и гореть надо» [2, с. 20]), то умный рыбак разглядел в легенде силу людского единства. «Нехитрая штука заморить себя на земле для жизни небесной, – думает он. – Трудно, и в этом и есть сила человека, чтобы на земле жизнь устраивать, как на небе» [2, с. 168]. Да и Сутулов, представитель «новых людей», убедил его в том, что жизнь нужно «устраивать» на земле. По мнению человека «страны советов», необходимо отбросить все свои желания и отдаться «общему делу». Верный план – гарантия успеха!

    «захочется сделать», то это «будет как надо». Контраргумент Сутулова силён: «… пусть другому до смерти захочется людям кроить черепа так только за то только, что он рискует, и подставлять свою голову…» [2, с. 40]. Сутулов не может согласиться со взглядом на жизнь Марьи Мироновны: «В этом Писании план на жизнь небесную: тут … с жуликами, там ангелы и архангелы» [2, с. 40]. Однако Мироныч понимает, что на самом деле Марья Мироновна живёт по принципу «так хочется». Действительно, Марья Мироновна любит командовать, ей нравится ухаживать за больными детьми, пить «финский кофей»… В её сознании существует определённый круг ценностей и спектр поведения, за рамки которого она не желает выходить в силу своих убеждений. А вот Сутулов живёт по принципу «так надо». Всё его сознание подчинено одной мысли: отдавать приказы, не отвлекаясь на что-либо постороннее, ради претворения в жизнь мечты советского режима – построить канал! (Хотя и начальнику покурить хочется).

    К пониманию того, что нужно на «земле жизнь устраивать», приходит и Зуёк. Изначально и он принадлежит к старообрядческому сознанию. Однако поиск истины как Пришвиным, так и этим героем приводит к тому, что они видят жизнь «новых людей» более целесообразной, чем существование архаическое, далёкое от достижений науки. Правда, писатель и герой мечтали об ином мире, «лучшем, чем этот», а в результате они оказались заложниками наличной реальности. Однако нельзя сказать, что мировоззрение Зуйка складывается в результате общения с большевиками. Обуреваемый желанием властвовать над другими людьми, он лишается «работы» курьера и оказывается в «конюшне», где на него серьёзное влияние оказывает заключённый Волков, говоря ему о том, что в нашем мире вечна только мысль, позволяющая человечеству развиваться духовно и интеллектуально. Архетип вечной идеи состоит в рождении добра, когда зло торжествует. Однако Зуёк не осознал до конца идеи умного человека. Озлобленный на мир людей (ему не дали возможности покомандовать другими, потом тоска по «общему делу»), Зуёк следует за Куприянычем в тайгу, чтобы стать «царём природы». Но Куприяныч «бросает» его в лесу, обернувшись «гу гуем». Только старообрядец мог последовать за оборотнем и остаться один на один с природой, оказаться на плавине с животными, словно Ной из Ветхого Завета, и суметь воскресить в себе память предков.

    Однако впоследствии Зуёк не случайно выбирается на «звериную тропу», оказывается на островке вместе с несколькими видами животных, разводит костёр, добывает (точнее, отнимает у медведей) рыбу для собственного потребления, догадывается превратить свой островок в плавину. В одиночестве помор почувствовал в себе соединённую силу людей. Он осознал, что значит жить в соответствии с гармоническим совпадением общественного «надо» и личного «хочется».

    «хочется» совпадает с «надо» для всех, окажется истинным победителем и творцом. Взрослые же стремятся заковать себя в цепи необходимости. Чтобы вырваться из плена, люди должны вновь и вновь открывать в своих душах мир детства. Тогда каждый осознает, что такое настоящее общее дело, почему нужно дорожить не своей жизнью, а жизнью всего человечества. Вот почему ребёнку проще принять что-то новое в мире людей, чем взрослому человеку, привыкшему оперировать в своём повседневном бытии привычными стереотипами. Этим и объясняется причина того, что Зуёк смог прийти к пониманию следующей мысли: «Даже звери слушаются, если вперёд сам себе прикажешь и послушаешься себя самого, как начальника» [2, с. 211].

    «единству действия». В связи с этим в контексте «Осударевой дороги» возникает понятие «начальник». «Начальник» - человек, умеющий самому себе отдавать приказы. Он обладает свободой, но эта кажущаяся свобода. Может быть, это один из самых несвободных персонажей, он словно привязан к своему месту.

    В сознании Зуйка есть только два начальника – дедушка Сергей Мироныч и сам Сутулов. Сергей Мироныч приказывает – и это нужно для всех, хотя, может быть, ему хочется чего-то другого. Сутулов же в отличие от помора не стремится «юлить», «хитрить» в общении с людьми, он чётко следует заранее придуманным властью схемам строительства канала. И когда Сутулов говорит Миронычу о необходимости обмотать крест его дома проволокой, старик «уступает» молодости. Правда, через какое-то время и Марья Мироновна, и её брат ужасаются тому, что цепь Антихриста стала охватывать весь мир. «К ногам старика в длинном староверском кафтане упала первая жертва строительства – дикая утка без головы …Покачал старец головой… но про себя… подумал: “Дома годится”. Так оно всё пошло и пошло: с одной стороны, всё никуда не годится, свет кончается, а с другой стороны – всем от строительства что-нибудь и перепадёт, и это нельзя бросить, и всё это годится там, где свет не кончается, а только-только начинается…» [2, с. 43].

    Однако Мироныч не так жесток по отношению к людям, как Сутулов. Сутулов может «бросить в лес тысячу человек»: жизнь других для него ничто.

    Однако совсем иной взгляд на природу у Марьи Мироновны и Маши Улановой. Для первой «великая стихия» - это храм благочестия, достойный восхищения, для второй – универсум, в деле преобразования которого раскрываются лучшие качества личности.

    – знаковое противостояние старообрядцев и «новых людей». Правда, они находят общие темы для разговора. Их объединяет желание делать другим людям добро. Но парадигмы мировоззренческих установок двух представительниц прекрасного пола различны. Несовпадающие моменты их взглядов можно показать на примере оппозиций: ожидание светопреставления/ «жизнь начинается»; пассивность с нечастыми проблесками активности/ активность, действенность; вторжение в старообрядческую жизнь «новых людей» - негативное явление (одна из причин – неуважительное отношение к её идеалам)/ закономерное явление. Однако Марья Мироновна в том случае, если будущее покажет её неправоту, готова присоединиться к обществу: « …если божья воля на то будет, как вы говорите, так меня к вам же и принесёт, ежели уже я вам так-то нужна» [2, с. 169]. И её пророчество сбылось.

    «общего дела». Вот почему представительница «новых людей» первой бросилась «заделывать» «пробоины» канала, и её примеру последовали заключенные. И оказалось спасено дело, на которое было потрачено много сил и человеческих жизней (хотя прямо об этом не говорится в произведении, но мы можем так утверждать: гибель Васи Весёлкина – аллегорический, собирательный образ-символ всех людей, отдавших жизнь «общему делу»; постоянная угроза «завалов»). Маша Уланова, скромная, мягкая женщина, проявила себя как «железная леди». Она соединила в себе два начала («надо» и «хочется») и, может быть, продолжит движение к абсолюту человеческого совершенства. Маша Уланова, стремясь преодолеть все препятствия, ведёт за собой множество людей к Великому Всеединству. «Мы хотим собрать воедино всего человека, чтобы каждый жил не для себя одного, а вот как листики на дереве: ни один листик на всём дереве не сложился с другим, а каждый работает по-своему на всё дерево. Каждый на всех, и все на каждого» [2, с. 49].

    Несложно заметить материнское отношение Маши к строительству, во время которого проявились её лучшие качества, её «хочется» утешить, понять, обрадовать, обогреть. И если в произведениях классиков прекрасные порывы души героев оказывались «задавленными» под напором всех тягот жизни, то в «Осударевой дороге» всё лучшее в Маше раскрывается с неимоверной силой. И это лучшее оказывается тем, что Маше до смерти «хочется» и в итоге совпадает с общественным «надо».

    Роман «Осударева дорога» – это своеобразный гимн самопожертвованию, стремлению отдаться «общему делу». И одни это делают подвигом, другие – творчеством, третьи – заботой о других людях вне зависимости от общественного и профессионального положения.

    «Я расту из земли» // Собр. Соч.: В 3 т. – Т. 1. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2006.

    2. Пришвин М. М. Собр. Соч.: В 8 т. – Т. 6. – М., 1984.