• Приглашаем посетить наш сайт
    Хемницер (hemnitser.lit-info.ru)
  • Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой.
    Бергсон (Bergson) Анри

    БЕРГСОН (BERGSON) АНРИ

    (1859-1941) – французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Доктор философии (1889), с 1914 года – член Французской академии. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1927).

    Был первым Президентом Комиссии Лиги наций по интеллектуальному сотрудничеству. Умер в 1941 году в оккупированном нацистами Париже. Наиболее известные работы Бергсона: «Введение в метафизику» (1903), «Творческая эволюция» (1907), «Восприятие изменчивости» (1911), «Сновидения» (1914).

    Философские взгляды Бергсона формировались под влиянием спиритуализма, восходящего к Мен де Бирану. В центре философской системы Бергсона – жизнь, интерпретируемая как некая целостность, что, безусловно, отрицало механицизм и догматический рационализм. Сущность жизни, утверждал философ, может быть постигнута не рассудочным путем, а с помощью интуиции, непосредственно проникающей в предмет. Интуиция рассматривалась Бергсоном как «инструмент прямого контакта с вещами и сущностью жизни как длительности» (История философии. Энциклопедия. М.: Интерпрессервис; Книжный дом, 2002. С. 99).

    В философии Бергсона особое внимание уделяется собственной жизни сознания, которая дана каждому непосредственно. Философ постулирует многомерную модель сознания, первичным фактом которого выступает свобода.

    Большое место в его концепции принадлежит самонаблюдению, которое позволяет выявить, что жизнь есть непрерывная изменчивость сознания, а формой психической жизни является длительность, которая имеет прежде всего временной характер.

    Время для Бергсона – «не априорная форма внутреннего созерцания, но само содержание внутреннего чувства, созерцания «я», непосредственный факт сознания, постигаемый внутренним опытом» (История философии: Энциклопедия. М., 2002. С. 99).

    Бергсон исследовал динамическую природу времени, «длительность восприятия» в связи с проблемами сознания, сверхсознания, а также бессознательного, интуиции, сновидений и т. д.

    Главное в его метафизике – это концепция эволюции органического мира, идея жизни как некоего метафизически-космического процесса, «жизненного порыва», который проходит через человека. Творческая сущность человека связана с его иррациональной интуицией, этим божественным даром. Для Бергсона творчество и творческая личность выше интересов социума и рода.

    суть.

    Учение Бергсона оказало серьезное влияние на прагматизм, персонализм, экзистенциализм, а также на философию истории А. Тойнби.

    Идеи Бергсона были очень близки Пришвину.

    В философских взглядах Бергсона Пришвин нашёл подтверждение многим своим догадкам. Импонировало, безусловно, понимание интуиции как «высшего рода знания»: «Абсолютное может быть дано лишь в интуиции, тогда как всё остальное исходит из анализа. Интуицией называется тот род интеллектуального вчувствования, или симпатии, посредством которой мы проникаем во внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что в нём есть единственного и, следовательно, невыразимого. Напротив, анализ есть процесс, сводящий предмет к заранее известным элементам, т. е. общим ему и другим предметам» (Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1909. С. 198).

    Интуиция есть целостный подход к вещи, сопереживание предмета как некоего единства во множестве, слияния с предметом изнутри. Пришвин всегда отдавал предпочтение интуиции перед интеллектом: «Худший вид рабства, – записывает он в дневнике, – это быть рабом интеллекта, интеллект владеет, но отдаваться интеллекту – значит, отдаваться в рабство (фанатики)» (Пришвин М. М. Дневники. 1920-1922. М.: Московский рабочий, 1995. С. 138). «Разум, - вторит ему Бергсон, - снабжает человека логикой твёрдых тел, к которым применимы законы механики, логики и геометрии» (Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1909. С. 3). Не отрицая преимуществ интеллекта по сравнению с инстинктом и интуицией, Бергсон находит возможным подчеркнуть, что по своей сути он не предназначен к постижению жизни: «…мысль - только проявление, один из видов жизни, - как же она может охватить жизнь?» (Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1909. С. 3). Инстинкт «отливается по форме жизни… интеллект трактует все вещи механически, инстинкт действует, если можно так выразиться, органически» (Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1909. С. 141).

    «вспыхивает именно тогда, когда дело идёт о наших жизненных интересах. Её свет освещает наше Я, нашу свободу, то место, которое мы занимаем в целой Вселенной, наше происхождение, а также, может быть, и нашу судьбу; правда, этот свет колеблющийся и слабый, но он всё же проясняет ту ночную тьму, в которой оставляет нас интеллект» (Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1909. С. 229). И феномен переживания собственной личности, по мнению Бергсона, связан с интуицией в большей степени, чем с интеллектом: «Существует, - утверждал Бергсон, - по крайней мере одна реальность, которую мы схватываем изнутри, посредством интуиции, а не просто анализа. Это наша собственная личность в её истечении во времени. Это наше длящееся Я. Мы можем не переживать интеллектуально чужой вещи, но своё собственное Я мы непременно переживаем» (Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1909. С. 199). Понимание собственной личности как течения и непрерывной изменчивости душевных состояний, как потенциальность в её чистом виде корреспондирует с представлениями Пришвина: «Что значит существовать (по Бергсону)? - вопрошает в дневнике Пришвин. - Наиболее достоверное есть наше собственное существование. Существовать - значит меняться во внутренних своих состояниях, причём само состояние так же меняется, словом, психологическая жизнь непрерывна. Прерывность получается, потому что наше внимание схватывает лишь наиболее освещённые точки всего нашего состояния и так разделяет на отдельные состояния…» (Пришвин М. М. Дневники. 1920-1922. М.: Московский рабочий, 1995. С. 213).

    Жизнь невозможно уложить в рамки закономерности. Это то, до чего наука добраться не может, это, в представлении Бергсона, порыв, поток, целостность, бесконечность становления, каждый момент которого есть творчество.

    Пришвин, вслед за Бергсоном, признаёт, что «…мир был в творческом порыве, как задуманная картина в решении художника. Порыв этот разошёлся в трёх направлениях, как ветер на перекрёстке: растений, животных (инстинкт) и человека (интеллект)» (Пришвин М. М. Дневники 1920-1922. М.: Московский рабочий. С. 213).

    «линия развития, которая заканчивается в человеке, не является единственной. На расходящихся в другие стороны путях развивались иные формы сознания, не сумевшие освободиться от внешних стеснений и не справившиеся с собой, как это сделал ум человека, но всё же выражающие нечто постоянное и существенное для эволюции движения» (Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1909. С. 135).

    Прикоснуться к жизни и к творческой эволюции можно лишь с помощью понятия «длительность», в которой прошлое неразличимо сливается с настоящим и будущим. «Длительность» у Бергсона не совпадает с представлениями о времени в традиционных философских системах: «Вселенная существует во времени. Чем больше углубляемся мы в сторону времени, тем лучше мы понимаем, что время означает изобретение, творчество форм, непрерывное изготовление абсолютно нового» (Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1909. С. 17). С помощью понятия «длительность» Бергсон осмысливает сознание: «Длительность предполагает, следовательно, сознание; и уже в силу того, что мы приписывали вещам длящееся время, мы вкладываем в глубину их некоторую дозу сознания» (Бергсон А. Длительность и современность. СПб., 1923. С. 43).

    Едва ли будет большим преувеличением отметить, что категория времени является центральной в пришвинской картине мира. Он, по его собственному признанию, «вертится всю жизнь» около того, что называет «властью сложенных мгновений»: «Верчусь около философии времени, потому что без этой философии невозможно понять глубоко современность. Что думать о времени прошлом! Оно безгранично уёмисто, мертвецам там делать нечего, там – мир. И будущее время, эта страна неоткрытых радостей – бесконечно вместимо, и там тоже не за что спорить, там мир. Но время настоящее, которое между рождением и смертью – это время тесное, и тут идёт борьба за минуту, за мгновение – тут непрерывная война против всех властелинов мгновений.

    Посмотрите на мир природы, где бьются за мгновения жизни и крокодилы – пожиратели, и бабочки, у которых не существует даже кишечника. Все они бьются по-разному за мгновение, и даже бабочка, снимая пыльцу с цветка, отнимает её у другой. И весь этот мир бьющихся между собой властелинов мгновения целиком сосредоточен в душе человека» (8, 433).

    Лит.:

    История философии. Энциклопедия. М.: Интерпрессервис. – Книжный дом. 2002 (Мир энциклопедий).

    Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.

    Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1909.

    Бергсон А. Длительность и современность. П., 1923.

    Лосский Н. О. Интуитивная философия Бергсона. П., 1922.

    Раздел сайта: