ДЖЕМС, Джеймс Уильям
(1842-1910), философ, основатель прагматизма, психолог. Выдвинул новый «прагматический» критерий истины. Согласно этому критерию истинно то, что отвечает практической успешности. Единственная реальность, в представлении Джемса, - непосредственный чувственный опыт индивида. Согласно Джемсу, мысли, как и вещи, состоят из ощущений и впечатлений.
В психологии Джемс развивает концепцию «потока сознания» - непрерывно сменяющих целостных и индивидуальных психических состояний, отражающих физиологические процессы в организме. На первый план Джемс выдвинул принцип активности психической жизни и примат в ней воли и интереса.
Психика, утверждал Джемс, обладая «функциональной ценностью», является орудием биологического выживания человека. Разработанная Джемсом концепция физиологической природы эмоций стала одним из истоков бихевиоризма.
Философия Джемса была весьма близка Пришвину. «Чтение Бергсона и Джемса… Не знаю, верно ли учение прагматизма, но я, не зная этого учения, именно им пользовался» (Пришвин М. М. Дневники 1918-1919. С. 59). Такое признание не случайно.
В дневнике Пришвин неоднократно обращается к У. Джемсу. И Пришвин, и Джемс исходили из признания родственности или внутренней однородности человека и мира, взаимного проникновения Я и мира. И философ, и философствующий писатель пытались понять взаимоотношения человека со вселенной. Исследователи философского наследия Джемса отмечают, что он «высказывался в пользу такой картины мира и соответственно такой философии, которые принимали бы близость, родственность мира человеку. Джемс не мог допустить, что человеческие идеалы, нравственные цели, стремления не имеют и никогда не получат отклика со стороны вселенной, что всё это в конечном счёте исчезнет без следа» (Мельвиль Ю. Уильям Джемс // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1993. № 3. С. 72). Но ведь это – основной лейтмотив всего творческого наследия Пришвина, у которого жизнь человека и космоса, человека и вселенной взаимосвязаны: «всё гармонирует со мной, что гармонично в тебе, о вселенная» (Мельвиль Ю. Уильям Джемс. С. 73).
Художественная мысль писателя бьётся над выбором способов и средств воссоздания великого
Всеединства мира, а Джемс, в молодости увлекаясь Марком Аврелием, разделял его взгляд, согласно которому «всё сплетено одно с другим, и священна эта связь, и почти ничего нет, что чуждо другому» (Мельвиль Ю. Уильям Джемс. С. 73). Характерно, что Пришвин в дневнике цитирует Джемса, в частности, его мысль о целостной модели мира: сам факт цитирования подтверждает близость позиций: «Когда молодой человек впервые усваивает мысль, что мир со всеми его частями, соединёнными между собой и движущимися, то есть, одной шеренгой, представляет собой огромное целое, он испытывает такое ощущение, точно узнал какую-то особенно великую идею, и с пренебрежением смотрит на тех, кто ещё не поднялся до этого возвышенного взгляда» (Джемс) (Пришвин М. М. Дневники 1920-1922. С. 63).
Любопытно, что в своей известной работе «Что такое прагматизм» Джемс ссылается на мнение Оствальдта, лекции которого слушал в Лейпциге студент М. Пришвин: «Несколько лет тому назад я заметил, что Оствальдт, знаменитый лейпцигский химик, превосходно пользовался принципом прагматизма в своих лекциях по натурфилософии, хотя он и не называл его своим именем: «Все виды реального, – писал он мне, – влияют на нашу практику, и это влияние и есть их значение для нас. На своих лекциях я обыкновенно ставил вопрос следующим образом: что изменилось бы в мире, если бы из конкурирующих точек зрения была верна та или другая? Если я не нахожу ничего, что могло бы измениться, то данная альтернатива не имеет никакого смысла» (Джемс У. Что такое прагматизм // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1993. № 3. С. 83).
«Она – наше более или менее смутное чувство того, что представляет собой жизнь в своих глубине и значении. Эта философия только отчасти заимствована из книг. Она – наш индивидуальный способ воспринимать и чувствовать биение пульса космической жизни» (Джемс У. Воля к вере. М., 1997. С. 209).
Джемс для Пришвина стал выразителем того, что ему было особенно важно: это недоверие к профессиональной философии, к голой абстракции, к притязаниям на законченную истину, это, наконец, утверждение, что застывшей, независимой от человека истины не существует. «Субъективное человеческое на всём оставляет след» (Джемс У. Воля к вере. С. 232).
Лит.:
Джемс У. Воля к вере. М., 1997.
Джемс У. Что такое прагматизм // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1993. № 3.
Мельвиль Ю. Уильям Джемс // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1993. № 3.