• Приглашаем посетить наш сайт
    Ахматова (ahmatova.niv.ru)
  • Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой.
    Ницше (Nietsche) Фридрих

    НИЦШЕ (NIETSCHE) ФРИДРИХ

    (1844-1900) – философ, поэт. Испытал серьёзное влияние А. Шопенгауэра, затем эстетических идей немецкого композитора Р. Вагнера. В своём первом произведении «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) Ницше развивает идеи типологии искусства, намеченные Шиллером и Шеллингом. В философии культуры Ницше сопоставлял два сущностных начала бытия и культуры - «дионисийское», т. е. оргиастически-буйное, трагическое, и аполлоническое – созерцательное, просветлённое, логически-интеллектуальное.

    В синтезе, равновесии двух полярных начал Ницше видел идеал, которого нет в реальности и в поисках которого он обращался к досократовской Греции. Уже здесь содержится его представление о бытии как о стихийном становлении, развитое позднее в учение о присущей всему тяге к самоутверждению – «воле к власти». Самые известные работы Ницше – «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Утренняя заря» (1881), «Весёлая наука» (1882), «По ту сторону добра и зла» (1886) – имеют форму эссе и строятся как цепь фрагментов и афоризмов. Ницше обращается в своём философском творчестве к мифологии («Так говорил Заратустра», 1883- 1884).

    Главной философемой Ницше стала его идея «сверхчеловека», существующего вне идеалов, норм и ценностей, в котором русский философ Вл. Соловьёв видел прообраз Антихриста.

    «ценностей», в том числе и христианства («Антихристианин», 1888), выступая с проповедью «имморализма».

    Философия Ницше оказала огромное влияние на интеллектуальную жизнь Европы. Его учение оставило глубокий след в истории русской мысли. Ницшеанство оказало творческое воздействие на различные сферы духовной жизни России в конце XIX – начале XX вв. Широкая популярность Ницше имела несколько причин.

    Прежде всего философия Ницше заполнила идейный вакуум в России после того, как идеология народничества утратила свою привлекательность, а марксизм только нарождался. Возник спрос на яркую, сильную, независимую личность.

    считали Достоевского предшественником Ницше.

    «Ничше нравится мне», - признаётся Пришвин, искажая, как и многие поклонники Ницше в России, графический образ имени философа. Кстати, это было весьма распространённым фактом: в начале века имя Ницше писали по-разному: Нише, Ниче, Ничше, Нитше и т. д.

    «Кащеевой цепи» его автобиографический герой Алпатов, художественный двойник Пришвина, испытывает к философии Ницше сложное противоречивое чувство – притяжения и отталкивания.

    «Философия жизни» заговорит с юным марксистом на языке Заратустры: неистовый возмутитель спокойствия Ницше откроет Алпатову, что мир жизни един, целостен и существует по законам «вечного возвращения». «Воссоздавая художественную версию своей «встречи» с Ницше в романе «Кащеева цепь», Пришвин пишет о том, что книги Ницше открыли ему «настоящее знание», которое, «как метеор», на одно неповторимое мгновение ярко осветило мировое пространство» (Дворцова Н. П. Михаил Пришвин – русский Ницше? // Материалы международной научной конференции «М. М. Пришвин и русская культура. Елец, 1998. С. 20). Представление о жизни как воле, как об «аккумуляции силы», стремящейся к «максимуму чувства власти», по всей видимости, не могло его оставить равнодушным. Не случайно мотив власти, этого никогда не дремлющего демона, станет основным во многих произведениях писателя. Грандиозный проект антропологической революции Ницше перекликается в определённой мере с мыслями Пришвина о «борьбе за каждого человека». Идея «сверхчеловека» привлекала и отталкивала: трудно совместить страстное отстаивание свободы, активности индивидуума с откровенным «имморализмом», превознесением «хищного зверя» в человеке.

    «Кащеевой цепи» зарождается волновавшая писателя на протяжении всей жизни тема власти, имплицитно обозначенная в диалоге Алпатова и его оппонента Амбарова, стремящегося добыть абсолютную власть «посредством химии». Реплика Амбарова о подлинной реальности не Виты, а власти «страшно испугала Алпатова: он узнал сумасшедшего» (2, 336). Очевиден намёк на трагическую судьбу самого Ницше, впавшего, как известно, в конце жизни в неизлечимое безумие. Не случайно Амбаров отрицает не только Виту, но и мораль, проповедуя физиологию вместо любви, и то, что для Алпатова являлось таинством, у Амбарова рассматривалось как «чисто физическое удовольствие».

    «Красит человека только любовь, - запишет, раздумывая о судьбе Ницше, в дневнике Пришвин, – начиная от первой любви к женщине, кончая любовью к миру и человеку, - всё остальное уродует человека, приводит его к гибели, т. е. к власти над другим человеком, понимаемой как насилие» (8, 154). Вступая на путь власти, человек, по мысли Пришвина, должен отказаться от радости: «Спрашивается, от чего должен отказаться человек, если он желает получить власть над людьми. Вероятнее всего, он должен отказаться от радости жизни. Вот нет у меня ни малейшего желания властвовать, и зато мне дана радость жизни» (8, 500).

    Поэтому так жалок и страшен комиссар Персюк в повести «Мирская чаша», не задумывающийся о последствиях проявления своей безграничной власти. Через искушение властью проходит чистый Зуёк (роман Пришвина «Осударева дорога»), восхищающийся железным Сутуловым, который «чувствовал брезгливость ко всему такому ненужному, слабому, бесполезному» (6, 79).

    «Скажите мне, товарищ начальник, есть у вас душа?» (6, 73) – на самом деле является основным и вечным нравственным вопросом. В «Осударевой дороге» Пришвин рассказывает о страшной в своей неотвратимости власти, подчиняющей себе судьбы целых народов – о власти истории. Это она материализует силу, возводящую канал, расставляет заново великие природные декорации, превращая героев и злодеев в жалкие фигуры статистов, одних – искушая, других – запугивая, третьих – озлобляя, четвёртых – и таких большинство – принося в жертву исторической необходимости.

    «хищного зверя», которого с ужасающей откровенностью приветствовал Ницше, видя в нём скрытую сущность человека. Возможно, именно Ницше послужил толчком в рождении главной в пришвинской поэтике оппозиции человек – зверь, находящей в творчестве писателя самые различные воплощения.

    «Самая опасная охота на диких зверей является лишь забавой детей старого возраста. Единственно опасным для всех зверем, на которого нет охоты и выходят на которого лишь поневоле, – констатирует Пришвин, - это зверь, обитающий в человеке. Множество людей, сами того не зная, живут только страхом этого зверя, ненависти к нему, презрения, но ещё большее множество при каждом удобном случае сами обращаются в такого же зверя. Конечно, есть и настоящие люди, охотники на этого зверя: ими жизнь продолжается. Но нерадостна эта охота… (Гоголь) что-то вроде охоты на смерть» (8, 280-281).

    «идеи неклассического философствования», объединившие в школу «философии жизни» таких разных мыслителей, как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, Г. Зиммель, О. Шпенглер и других, были очень близки Пришвину. В течение многих лет, размышляя о феномене жизни, он расшифровывал его как «расширение человеческого «Я» – до «космического» посредством «вживания» в то, что должно быть познано» (Новейший философский словарь. М., 1998. С. 764).

    Лит.:

    Левицкий С. Сверхчеловек Ницше и человек Христа. М., 1901.

    Иванов Вяч. Эллинская религия страдающего бога // Новый путь. 1904. № 1-3, 5/6, 8, 9.