• Приглашаем посетить наш сайт
    Кантемир (kantemir.lit-info.ru)
  • Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой.
    Преподобный Анатолий Младший (Потапов)

    ПРЕПОДОБНЫЙ АНАТОЛИЙ МЛАДШИЙ (ПОТАПОВ)

    (1855-1922) – оптинский старец, иеросхимонах. Память его празднуется 30 июля/12 августа, а святые мощи находятся во Владимирском храме – усыпальнице Оптинского монастыря.

    Преподобный Анатолий Младший происходил из старинного московского купеческого рода. В Оптинский скит Александр Потапов пришел в возрасте 30 лет, через 3 года был пострижен в рясофор, а в сорокалетнем возрасте – в мантию с наречением нового имени Анатолий.

    Поскольку оптинского старца Анатолия (Зерцалова) уже не было на свете, отец Анатолий (Потапов) стал именоваться Младшим.

    Вместе с будущим великим старцем Нектарием служил келейником у преподобного Амвросия.

    1906 год – особо знаменательный в духовной биографии отца Анатолия: он был посвящен в иеромонахи и назначен духовником Шамординской обители, оставаясь им до своей кончины.

    Народ сразу потянулся к прозорливому старцу. Огромные очереди к нему, подлинное уважение многочисленных мирян, больных, особо страждущих – все свидетельствовало о глубокой признательности и любви народа. Известен случай, что однажды сам настоятель Оптиной Пустыни архимандрит Ксенофонт не мог протиснуться к старцу на исповедь из-за огромной толпы.

    В монастыре, в келье при больничной церкви Владимирской иконы Божией Матери старец Анатолий принимал народ, как правило, до глубокой ночи, оставляя для сна не более двух-трех часов. Особенно почитали его крестьяне, - они знали великую духовную силу «любимого батюшки». Отец Анатолий по праву считался народным старцем, ибо лучше других понимал страдающую душу простых людей.

    Люди тянулись в монастырь как в духовную лечебницу, к своему любимому старцу - маленькому, сгорбленному старичку, кроткому, смиренному. Казалось, что этот прозорливый учитель жизни был живым воплощением любви, согревавшей измученные сердца.

    оптинского старца накануне Февральской революции о судьбе России, о судьбе царской семьи. Он глубоко почитал Николая II и горячо молился о нем. «Судьба царя – судьба России», - предостерегая, повторял он.

    Когда грянула Февральская революция, отец Анатолий был в Москве. Почитатели оптинского старца спрашивали его о будущем: «Будет шторм, - отвечал старец, - и русский корабль будет разбит. Да, это будет, но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. Не все же, не все погибнут… Бог не оставит уповающих на Него. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо. А что после шторма бывает? Штиль… И явлено будет великое чудо Божие, да. И все щепки и обломки волею Божией и силой его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе, и пойдет своим путем, Богом предназначенным. Так это и будет, явное всем чудо» (Горбачева Н. Оптинские старцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006. С. 268).

    После революции гонения обрушились и на Оптину Пустынь, а вскоре последовал и арест старца. Однако через неделю он вернулся и продолжал укреплять окружающих.

    В 1921 году отец Анатолий принял схиму. К этому времени он очень ослаб, но по-прежнему принимал народ, утешал, напутствуя не отступать от православия и с терпением переносить скорби.

    29 июля 1922 года в Оптину Пустынь приехала чрезвычайная комиссия, члены которой грозно допрашивали старца.

    «приготовиться». Наутро 30 июля келейник нашел его мертвым.

    Среди имен известных людей, с которыми встречался или которых приходилось видеть Пришвину, значится и оптинский старец Анатолий, о чем он свидетельствует в своем дневнике.

    «Имена известных людей, которых мне в жизни приходилось видеть: Розанов, Мережковский, Ремизов, Гиппиус, А. Белый, Сологуб, Бальмонт, Брюсов, Ал. Толстой, Куприн, Б. Зайцев, Клюев, Есенин, Иванов Вячеслав, Иванов-Разумник, Горнфельд, П. Струве, Т. Барановский, Философов, Карташов, К. Чуковский, Милюков, В. Чернов, Керенский, Милославский (Мстиславский), М. Горький, Л. Андреев, С. А. Венгеров, И. Игнатов, М. Гершензон, Н. Бердяев, А. Коновалов, Бабушка Брешко-Брешковская, Л. Троцкий, Савинков, Мечников, Бонч-Бруевич, Н. Семашко, С. Маслов, Мария Спиридонова, А. Блок, графиня С. А. Толстая, Ф. Шаляпин, худ. Петров-Водкин, И. Билибин, гр. Мар. Ник. Толстая, Оптинсеий старец Анатолий, протоиерей Устьинский, Легкобытов, М. Кузмин, Н. Лосский, Авг. Бебель, Либкнехт, проф. Вунд, проф. Оствальд, проф. Бюхер, Шмоллер, Вагнер, проф. Вальден, Зиммель, имп. Вильгельм, В. Фигнер, Н. Морозов, худ. театр: Немирович-Данченко, Бутова, Н. Н. Лопатин (Дедещевы) (Пришвин М. М. Дневники 1920-1922. М.: Московский рабочий, 1995. С. 134).

    «в страшной опасности от голода и холода», Пришвин вспоминает старца Анатолия: «На площади революции (Сенной) – (старое название площади в Ельце. – Н. Б.) хоронили 14 удавленников, оставленных казаками на ст. Боборыкино.

    Вспомнили вечером про Оптину Пустынь, старца Анатолия – неужели «там теперь конюшни и казармы» (Пришвин М. М. Дневники 1918-1919. М.: Московский рабочий. С. 318).

    Лит.:

    Житие Оптинского старца Анатолия (Потапова). Оптинская пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы).

    Оптинский патерик / Сост. мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006.

    Цветочки Оптиной пустыни. Воспоминания о последних Оптинских старцах о. Анатолии (Потапове) и о. Нектарии (Тихонове). М., 1995.

    Горбачева Н. Оптинские старцы. М.: Московское подворье Свято-Троицкой Лавры, 2006.

    Пришвин М. М. Дневники 1918-1919. М.: Московский рабочий, 1994.

    Раздел сайта: