• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой (tolstoy-lit.ru)
  • Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой.
    Введение

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    «ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    ИМ. И. А. БУНИНА»

    Культурологический словарь

    Елец – 2009

    Н. В. Борисова

    МИХАИЛ ПРИШВИН:

    ДИАЛОГИ С ЭПОХОЙ

    ВВЕДЕНИЕ

    В культурологическом словаре «Михаил Пришвин: диалоги с эпохой» отражены творческие контакты писателя с наиболее крупными западными и русскими философами, мыслителями, политическими деятелями, поэтами, прозаиками, оказавшими серьёзное влияние на формирование «художественной философии» и «эстетического мировоззрения» писателя. Исследуется мощный пласт философской мысли, «переплавленной» в художественных интенциях Пришвина и отмеченной серьёзными раздумьями в дневниковом дискурсе писателя: Бёме, Бергсон, Джеймс, Ницше, Бебель, Вернадский… Амплитуда философских вопрошаний Пришвина поражает: «философия жизни», анализ проявлений сознательного и бессознательного, интуитивизм, философия времени, прагматизм, марксизм, средневековая мистика – всё «переплавляется» мощным интеллектом писателя, долгие годы находившегося, по его собственному признанию, в поисках «философского камня».

    Пришвин испытывает необходимость внутренних диалогов, обращённых в первую очередь к тайне национальной мысли, к важнейшим идеям и направлениям отечественной философии.

    В словарных статьях, посвященных художественно-философской рецепции мыслительных инвариантов Вл. Соловьёва, Вл. Вернадского, Н, Фёдорова, Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Розанова и др., намечаются новые стратегические подходы к изучению творческого наследия писателя. Представляется, что нельзя по-настоящему понять «художественную философию» Пришвина, не осознав его творческого диалога с русским философом Вл. Соловьёвым. Речь идёт прежде всего об основном инварианте философии Вл. Соловьёва – положительном всеединстве. Анализ пришвинской рецепции позволяет рассматривать художественный дискурс писателя как своеобразную дорогу к всеединству, как взыскание «целостности мира», который «подзаконен» всеединству с его принципом всеобщего Блага, Истины и Красоты. В представлении Пришвина деструктивные проявления – «трещины» в мировом целом – не могут остановить мощного стремления к объединению всех частей органического и неорганического единства. Отсюда – и пришвинская философия природы, жаждущей преображения и просветления («Осударева дорога», «Кладовая солнца», «Жень-шень» и др.).

    В словарных статьях, анализирующих диалог Пришвина с такими русскими философами, как Бердяев, Булгаков, Фёдоров, Вернадский и др., содержится материал, связанный с «космическим ощущением» писателя.

    Следует подчеркнуть и особое место в творчестве Пришвина проекта «общего дела» Н. Фёдорова, направленного на материализацию «бывшего», материализацию культурной памяти, что нашло отражение во многих произведениях («Мирская чаша», «Башмаки», «Кащеева цепь», «Жень-шень» и др.).

    Большое внимание в словаре уделяется «внутренним диалогам», которые вёл Пришвин со своими соратниками по перу. Эстетические взгляды, философия поэтов и писателей XIX и Серебряного века во многом определили креативные стратегии Пришвина, специфику его художественного метода, своеобразие стиля, концепцию «творческого поведения». Перекличка с современниками, «притяжение» и «отталкивание» писателя в диалоге с ними сформировали специфический «синтетизм» художественного сознания Пришвина, своеобразие авторской антропологии, структуру текстопорождающих мотивов «фабульных» произведений, «новую мифологию». Отмечен смысл «внутренней оппозиции» писателя по отношению к режиму, этапы формирования литературной репутации.

    дневниковые книги – прихотливое, субъективное, но верное, правдивое по существу отражение истории и культуры XX века. Пришвин – не бесстрастный свидетель. Через его жизнь, судьбу, сознание прошла эпоха двадцатого столетия. Каждый участник этой поразительной летописи – учёный, философ, поэт, прозаик, критик – оставил свой след в творческой биографии писателя, дневник которого стал «деланием жизни», живым свидетельством времени.

    Словарные статьи панорамно раскрывают и магистральные искания художника, и побочные литературные и экстралитературные факторы, и внутренний мир писателя, и его разветвленные связи с современными и историческими проявлениями национальной и мировой культуры.

    Раздел сайта: