• Приглашаем посетить наш сайт
    Булгарин (bulgarin.lit-info.ru)
  • Чистякова Н. А.: Краеведческий дискурс в жизни и творческом наследии М. М. Пришвина

    Н. А. Чистякова,

    КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ДИСКУРС В ЖИЗНИ

    И ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ М. М. ПРИШВИНА

    Постановку данной проблемы в отечественном пришвиноведении считаем своевременной. Мы попытаемся в этой статье остановиться на некоторых положениях темы, достаточно интересной и перспективной, «М. М. Пришвин и краеведение».

    В своё время замечательный писатель Виталий Бианки заметил, что «краевед прежде всего – исследователь, маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это помогает ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных… Таким охотником, таким маленьким Колумбом, может быть всякий: только начать, а там увлечёшься, что и не бросить…» [1]. Эти слова можно с уверенностью отнести к нашему писателю-земляку М. М. Пришвину. Практически всю свою жизнь он занимался вопросами краеведения и сам был увлечённым и страстным историком и исследователем российской провинции.

    Накапливать опыт краеведа Пришвин начал ещё в Хрущёвско-Елецкий период (1918 – лето 1920 гг.). В 1918 году писатель предлагает новым властям в Ельце свою помощь. Он работает учителем русского языка и географии, преподаёт в «трудовой школе второй ступени», в том же здании бывшей мужской гимназии, из которой был исключён.

    Михаил Михайлович организовывает городскую библиотеку. По поручению отдела народного образования спасает от уничтожения и разграбления книги из барских усадеб Елецкого уезда и свозит их в Елец. И первой в его плане стоит библиотека дворян Стаховичей.

    Писателя интересует родной край, его история, он пытается возродить краеведческую работу в городе, составляет план исследования берегов Быстрой Сосны и Тихого Дона, читает лекции о краеведении, пишет статьи. Весеннее хождение по делам краеведения Пришвин назовёт образно: «Соловей на кладбище».

    В трудный 1919 год он заведует всеми библиотеками Елецкой округи. Несмотря на тяжелейшие условия жизни, писатель хлопочет над созданием городского архива, организует краеведческий музей.

    В дневниках 1918-1919 гг. читаем следующие записи:

    «1. Мягкая мебель собрана из имений Хвостова, Бехтеева, Лопатина, Челищева, Поповки. Великолепные часы с инкрустацией…

    Барометр ртутный…

    Шкафы с книгами. Библиотекарь сбежал…

    2. 28 марта. Зародился план исследования берегов Быстрой Сосны и Тихого Дона.

    3. 9 апреля. Этнография – описание жизни народа. Утренняя прогулка в Печуры. Свобода духа. О краеведении (подч. нами – Н. Ч.).

    Любовь своего края через собственность… Любовь или привычка. Отличить: нужно взглянуть со стороны. Странничество. Для этого нужно воспитать свой вкус…  

    Цель моих статей – указать такой путь, чтобы каждый, прочитав и обдумав написанное мной, мог бы немедленно приступить к делу изучения своего края. В основу дела я положил чувство прекрасного, настоящая красота есть пища души…

    Как своё дело, свою задачу – чтобы каждый понимал изучение края…» [2, c. 241, 272-273].

    Таким образом, М. М. Пришвин считал краеведение делом глубоко важным для любого человека, подчёркивая тем самым его большую роль в познании действительности. Рассматривая основные подходы к краеведческой работе, писатель много размышляет. В набросках «К лекции о краеведении» читаем: «Вспомните, когда вы блуждали в лесу или зимой в поле, и вот показался лес, показались деревья, это лес ваш, это деревня, где вы выросли, но вы не узнаете места и рассматриваете его как посторонние, - как оно вам кажется, как представляется? Но вот вдруг вы узнали его – и все очарование исчезло – своё место, цветы, вы обрадовались другой радостью, что можно отдохнуть в нём, и забыли очарование, как сон. Это два совершенно разных чувства. И вот ещё два разных чувства: вы смотрите на землю и луг, покрытый цветами, и вам кажется, что это только у нас так хорошо. Но вы смотрите на разлив, и вам представляется океан и радость всего мира. Чтобы узнать, чтобы понять свой край, нужно заблудиться и увидеть его вновь и удивиться, и полюбить, и узнать по-новому…» [2, c. 275].  

    Важно отметить, что М. Пришвина волнуют те изменения, которые происходят в послереволюционной России. Родина для него всегда была домом. Он говорит и пишет о гибели российской культуры, уничтожении девственной природы.

    В смоленский период своей жизни (1920-1922 гг.) писатель учительствует и занимается организацией музея усадебного быта в бывшей усадьбе купцов Барышниковых. Интерес к занятиям по краеведению не ослабевает. В дневниках 1921-1922 гг. имеется конспект уроков и практических занятий для учащихся:

    «Август. Алексино.

    I. Природа верхнего Приднепровья.

    1) Формы поверхности и строение земной коры.

    2) Климат.

    3) Растительный и животный мир.

    II. Население.

    1) История края.

    2) Этнография.

    3) Промыслы.

    4) Пути сообщения.

    Практические занятия: фотография, этнографические записи, музейное дело, раскопка кургана» [3, с. 196].

    Позже М. М. Пришвин попытался художественно обобщить, систематизировать накопленный опыт краеведческой работы. Он опирался на свою живую практику, использовал наблюдения собственные и своих учеников. Наиболее ярко это было показано в произведениях 1925-1926 годов «Журавлиная родина» и «Календарь природы». В них раскрываются основные подходы и принципы краеведения.

    «Я принял решительные меры, - пишет М. Пришвин, - чтобы стать ближе к природе, созвал музейный совет и сделал доклад об изучении края. У меня есть свой краеведческий опыт и шевелится в голове что-то вроде метода. Сущность этого краеведческого метода состоит в том, чтобы обыкновенным земляческим чувством края, в котором заключается и чувство природы и даже, несомненно, художественный синтез, пользоваться для понимания лица края, по крайней мере, на равных правах с обыкновенными научными методами изучения. Мне кажется, что замечательный следопыт из простого народа стоит одного или даже двух хороших учёных…» [4, с. 177].

    «Назови мы свою поездку просто экскурсией, то едва ли удалось бы заманить с собою молодёжь: экскурсия с тех пор, как вошла в курс, перестала иметь обаяние, но мы назвали поездку на попе экспедицией, и к нам примкнули не только младшие следопыты, а ещё и несколько студентов, которых мы назвали “робинзонами”» [4, с. 227].

    Михаил Михайлович был убеждён, что возможна коллективная форма краеведческих занятий. Поэтому конкретное содержание этой экспедиции всецело было определено местными условиями далёкой деревни, подготовленностью, опытом и эстетическими вкусами самого Пришвина и его коллег. Юные краеведы выбрали дело по своим способностям, интересам и вкусам. Одни вошли в этнографическую группу, другие – в археологическую, третьи разделились на «следопытов» и «робинзонов». В очерке «Экспедиция на попе» читаем: «Мы задумали с историком исследовать языческий обряд “крапивное заговенье” в одном отдалённом селе, я мечтал этим языческим обрядом в момент наибольшего развития производительных сил природы закончить фенологические наблюдения этой весны.

    …хорошо бы взять с собой юных краеведов и фауниста Сергея Сергеича для исследования природы Кубри (река. – Н. Ч.), потом есть у нас молодой художник, есть фотограф, есть ботаник, геолог…» [4, с. 221].

    По мысли писателя, в занятиях краеведением целесообразно объединить усилия учителей разных специальностей. Это сближение диктуется единством целей обучения и возможностью охватить большой круг вопросов, связанных с изучением края.

    Картины природы окрестностей Плещеева озера, интересные встречи с населением этих мест, своеобразие быта, яркие фенологические наблюдения, описанные во многих очерках, способствовали формированию вдумчивого изыскателя локального материала. Важной в этом вопросе является и помощь населения, особенно местных знатоков края. В очерке «Зацветание орешника» Михаил Пришвин пишет: «Кто эти люди? Какие-то мелкие служащие, техники, считаются в городишке за полудиких людей, но они природные следопыты-краеведы, фенологи, и подлинное – не сентиментально-мещанское и не книжное, не от Руссо и Толстого – чувство природы сохранилось только у них. Вот из каких людей и надо искать себе сотрудников по изучению края» [4, с. 185]. В этих очерках учитель Пришвин выступает внимательным и чутким наставником, всячески способствуя развитию инициативы и самостоятельности юных краеведов. Он показывает пример настойчивости и упорства, разыскивая со своими питомцами новые интересные факты в истории края.

    «Робинзоны» читаем: «Я пользуюсь для изображения края своей врожденной способностью объединять пережитое, впечатления от жизни, от прочитанного и представлять всё в лице…

    Своё внимание я отдаю тому краю, который меня интересует, и так получается край как живое существо…» [4, с. 228].

    Итак, в заключении попробуем сделать некоторые выводы.

    1. За всю свою долгую жизнь М. М. Пришвин накопил солидный опыт краеведа-исследователя.

    2. По мнению писателя, «каждый может заниматься краеведением, тот, каждый, кто любит свой край».

    4. В творческом наследии писателя (дневники, художественные произведения) освещены педагогические принципы организации школьного краеведения, определено основное содержание и виды учебной и внеклассной краеведческой работы, описаны методы её организации и проведения (преимущественно на материале географии, фенологических наблюдений, истории, археологии, фольклора, топонимии Ельца, Смоленска, Подмосковья).

    Список литературы

    1. Бианки В. Слово о краеведении // Комсомольская правда. – 9 февр. 1964.

    – М., 1994. – 383 с.

    – М., 1995. – 334 с.

    4. Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. – Т. 3. Произведения 1924-1935 годов. – М., 1983. – 542 с.

    Раздел сайта: