• Приглашаем посетить наш сайт
    Гоголь (gogol-lit.ru)
  • Колядина А. М.: Принципы организации текста в дневниках М. Пришвина

    А. М. Колядина

    ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТА

    В ДНЕВНИКАХ М. ПРИШВИНА

    (ДИАХРОНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

    Как отмечает М. Ю. Михеев (1), рукописи дневников М. Пришвина втрое превышают объем собственно художественных произведений автора. Пришвин относился к людям, которые вели дневники всю жизнь. В записях одномоментных жизненных впечатлений отразился генезис личности писателя. Вся его проза несет на себе отпечаток дневниковости. Это перволичное повествование, изложение истории души. Дневник Пришвина часто является черновиком для создания новых текстов, в нем смешиваются функции записной книжки (предназначена для самого автора) и собственно дневника (предназначен для печати).

    Целью исследования было сопоставить записи нескольких лет с 1914 по 1939, выявив закономерности ведения дневника Пришвиным. Представим пример характеристики дневника 1917 года по избранным критериям.

    1. Количество записей за год.

    Дневник 1917 года включает 99 условных подневных записей.

    2. Особые пометы при записи. В одной записи может быть объединено несколько дней (24-28 февраля, 13-15 марта, 2-4 апреля). С другой стороны, день 31 марта Пришвин фиксирует в дневнике дважды: а) сравнивает Россию с новой землей; описывает собрание сибиряков; сообщает, что 7-10 выезжает в Хрущево; напоминает самому себе: "не забыть о словах еврея Кугеля в самом начале революции при споре о монархической республике" (2, с. 264);

    б) приводит разговор с самим собой о том, как "сумеет поставить себя Совет рабочих и солдатских депутатов, чтобы приобрести доверие всюду" (2, с. 265).

    3-4. Начало и окончание записей. Записи 1917 г. начинаются с 24-28 февраля (случай объединения нескольких дней в пределах одной записи) и заканчиваются 31 декабря.

    5. Периодичность и время ведения дневника. "часто Михаил Михайлович ложился спать пораньше, для того, чтобы скорее наступило утро, когда он запишет минувший день: вечером он, по его признанию, был "не работник", он не верил своему вечернему восприятию и, по-видимому, до вечера не сохранял необходимых рабочих сил" (2, с. 5). Только три раза есть указание на то, что записи велись утром. Например, 3 марта: "Утром: почта пришла, дымка курится в трубах фабрик…" (2, с. 250). Есть только одна запись, указывающая на то, что Пришвин мог вести дневник и вечером ― 28 февраля: "Кончается длинный, длинный день <…> К Ремизову добраться не решаюсь <…> От швейцарихи утром все новости <…> Вечером возле нашего дома стрельба" (2, с. 245). Причем опять автор дневника возвращается к прошедшим событиям, восстанавливает их (вечером говорит об утре, 6 марта мог писать о делах, совершившихся 5 марта). Если была бессонница, мог писать дневник ночью, об этом говорит единственная запись: "1-го сентября в ночь на 2-е" (2, с. 357). Часто записи прерываются на 2-4 дня, и писатель сожалеет о том, что не получается вести дневник ежедневно. Например, 6 и 7 марта: "Пропустил день записать и не помню теперь" (2, с. 254). Количество записей по месяцам: в марте ― ведет дневник 20 дней месяца (1,2, 3, 4,5, 6,7,11, 13, 14, 15, 17, 18, 23, 25, 26, 27, 30, 31, 31), в августе - 14 дней (1, 2, 3, 4, 7, 9, 10, 15, 17, 18, 19, 20, 24, 28), в июне - 13, в июле - 12, в мае - 9, в октябре - 8, в сентябре и ноябре - 6, в феврале - 4, в декабре - 3.

    6. Жанры. По мнению Михеева, на жанр дневников оказывают влияние следующие жанровые разновидности: а) записные книжки; б) мемуары; в) жанр исповеди и покаяния; г) эпистолярный жанр; д) анекдот; е) афоризмы, изречения; ж) записи и пересказы собственных снов; к ним примыкают также притчи; з) путевые заметки; и) фенологические наблюдения типа "Грачи прилетели"; к) разговоры с самим собой. Если рассуждения о смысле политических событий занимают в дневнике 1917 года большое место, то фенологических подневных мало. Например, 2 апреля записывает: "Вот и Пасха пришла. Первую весну в своей жизни я не чувствую, и не волнует меня, что где-то на реках русских лед ломится, и птицы летят к нам с юга, и земля, оттаивая, дышит. Потому что война, а когда война, то лишаешься не только тишины душевной, а даже стремления к ней" (2, с. 266).

    Записные книжки. Например, 31 марта: "Сопоставить Россию с Министерством (губернию ― с департаментом, а министров и чиновников с их отделами ― помещиками с имениями", "Не забыть о словах еврея Кугеля…" (2, с. 264). Нередко записные книжки у Пришвина выполняют функции черновика. В дневнике 1917 года есть записи, которые потом останутся, например, в "Осударевой дороге". Таких записей (связанных с указанным текстом) две. 10 сентября: "Петербург говорящий ― это река с голышами: шумят голыши каждый по-своему и думают, что они движут воду реки. И не знают и не ведают, что море их гонит, оттого они и шумят" (2, с. 363).

    21 декабря: "<…> мы зажгли <…> свечу и продолжали беседу <…> простой человек из чайной сказал: Хулиганчики разные хулиганят и винному делу, лупают из винтовок, топят в Фонтанке людей, в тюрьмы сажают буржуев праведных и благоразумных. А придет час, и покаются, какие хорошие станут. Выйдут из тюрьмы тогда буржуи праведные и скажут в умилении: хулиганчики, хулиганчики, сколько в вас было божественного!" (2, с. 394) В "Осударевой дороге" Пришвин "божественное" заменит на "душевное".

    "Мне вспомнилось из своих записанных наблюдений: в г. Варнавине…" (2, с. 256). 30 октября: "У Ремизова старик Семенов-Тяньшанский по-старчески, учительно <…> говорил…" (2, с. 381).

    Записи снов и притчи. Например, 15 июня Пришвин рассказывает притчу: "В ненастное время, когда все богатые красивые птицы умолкают и прячутся, вылетает <…> худая серая птичка Пролетарий и наполняет сад однообразным металлическим звуком: "Пролетарии всех садов, соединяйтесь!" (2, с. 306). Сны приводятся 19 мая, 11 июня, 3 июля, 14 октября. Например, 3 июля: "Сколько лет уже прошло с тех пор, а все еще снится: вижу лежащим себя на каком-то диване…" (2, с. 327).

    Эпистолярный жанр. "Пантелимон Сергеевич! Только я собрался было поблагодарить Вас за идею…" (2, с. 281).

    Два раза встречается упоминание Пришвиным сказки:

    18 июня: "Сказка о быстром тельце. Теленок захотел присоединиться к человеческому быстрому времени и, когда попал в этот круг, в три дня стал быком и попал под реквизицию" (2, с. 312).

    3 июля: "На колу собственности (или сказка про Белого бычка). Два времени: в юности за марксизм попал в тюрьму (оторвался теленок, не ведавший поля и взятый прямо из зимней избы…" (2, с. 328).

    В дневнике 1914 года интервалы между записями составляют от двух до семи дней. В дневниках 1925 и 1939 годов пропуски сокращаются. К середине 1920-х в дневниках появляются записи на полях. Их содержание разнообразно. Пришвин, например, фиксирует легенды, творческие планы относительно романа "Кащеева цепь". Также в это время в дневниках появляются элементы планирования: указываются дела на день, расходы и др. Собираясь в путешествие, Пришвин составляет список необходимых вещей. Записи в поздних дневниках, насколько можно судить по 1939 году, становятся преимущественно ежедневными, но более короткими. Их отличия от ранних состоят, например, в том, что Пришвин ведет фенологические записи как ученый, а не как поэт.

    Структура дневника расплывчата, существуют мелкие "подзаголовки", которые, с одной стороны, являются набросками для будущих рассказов, очерков, сказок (хотя точно сказать о жанре набросков невозможно), с другой ― формой для повествования о собственных бедах. Например, в 1914 году их чаще по одному, в записях от 23 января, 10 февраля, 18 мая, - по два.

    В 1917 году в одном дне может находиться одна зарисовка (24 мая ― "Депутат", 6 июня ― "От земли и города", 11 июня ― "Протокол или самосуд"), две (19 мая ― "Безлошадные", "Голос одинокого"), пять (21 мая ― "План Германии", "Узел", "Власть и смирение", "Духов день", "Насилие"), восемь (9 мая ― "Страх перед Европой", "Барин из погоревших", "Самолюбие", "Гражданка Ростовцева", "В день майского ненастья", "Диктатура", "Доверие", "Граждане, выметайтесь!").

    В 1918 году таких заголовков особенно много, до пяти в записи. Например, 20 января 1918 года ("Воля невольная", "Просим воды и хлеба", "Жизнь есть эволюция", "Оса и кузнечики", "Двенадцать Соломонов"). Остаются подобные вставные элементы и в 1922 году. В дневниках 1925 и 1939 годов они отсутствуют.

    мысль.  Ее писатель либо облекает в иносказательную форму (3 июля 1917 года: "На колу собственности (или сказка про Белого бычка)" (2, с. 328), либо примеряет эту ситуацию на своего двойника. В записи от 11 мая того же года, например, таким alter ego становится Иван Михалыч. Одно и то же событие, понравившуюся фразу крестьянина Пришвин включает в разножанровые наброски текстов. Почти каждое явление жизни, которое тревожит писателя, он обыгрывает, проговаривает несколько раз (часто трижды). Например, размышления о "внутреннем немце" в дневнике 1917 года возникают 11 марта, 21 мая и окончательно мысль Пришвина становится понятной 20 июня. Повторяющихся мыслей/сюжетов в дневнике этого года (вместе с сюжетом о "внутреннем немце") девять. Например, вопрос "Кому на Руси жить хорошо?" и попытки ответа на него возникают в дневнике 29 июня, 11 июля, 21 декабря.

    Мысль

    Например, сначала автор дневника сам отвечает на свой вопрос ― 29 июня: "Кому на Руси жить хорошо? ― У кого никакого дела с землей нет" (2, с. 321).

    11 июля выясняется, что ответ был дан крестьянином: "На вопрос мой одному крестьянину, кому теперь на Руси жить хорошо, он ответил: "У кого нет никакого дела с землей" (2, с. 321).

    21 декабря Пришвин точно передает фразу 11 июля, воспроизводит финал этого разговора и свою мысль по его поводу: "Солдат ответил: "У кого нет дела с войной", купец ― с торговлей. Словом, всем плохо выходит".

    Значит, если есть какой-нибудь смысл в событиях, то смысл этот заключается в сознании людей, в жертве своим настоящим для будущего. Тогда я опять спросил крестьянина, чем он теперь жертвует. Он ответил, что ему плохо, но жертвы он не приносит. Солдат сказал: "Довольно жертв!" Купец: "Мы сами жертвы, а какому Богу ― неведомо".

    "все эти люди ждут или чают чего-то лучшего ― огромная масса людей только чающие, как те калеки, которые ожидали движения воды в Силоаламской купели" (2, с. 395).

    ПРИМЕЧАНИЯ

    2. Пришвин М. М. Дневники: Книга первая. Дневники 1914-1917 гг. М., 1991.

    Раздел сайта: