• Приглашаем посетить наш сайт
    Одоевский (odoevskiy.lit-info.ru)
  • Ковалюк И. Н.: Потаённо-солнечная русская душа (образ солнца в творчестве М. Пришвина)

    И. Н. Ковалюк

    ПОТАЁННО-СОЛНЕЧНАЯ РУССКАЯ ДУША

    (ОБРАЗ СОЛНЦА В ТВОРЧЕСТВЕ М. ПРИШВИНА)

    А. С. Пушкина по праву называют "солнцем русской поэзии", стоящим у родниковых истоков великой полноводной реки классической русской литературы, Пришвина же, думается, можно назвать "потаённым солнцем русской поэзии в прозе". В творчестве "охотника за собственной душой", как он сам себя называл, проявился удивительный парадокс: распахнутость озарённой солнцем добра души, устремлённой с найденной радостью к миру, к людям, , и одновременно замкнутость, своеобразный черепаший панцирь, защищающий от праздного любопытства и зависти окружающих Пришвина людей.

    Оптимизм писателя, ждущего своего читателя, которого, далёкого по времени и отделённого расстояниями, автор называет "мой далёкий друг", позволил ему не застыть в мертвенной скорлупе творчества лишь для себя и ради себя. М. Пришвин в своём завещании писал: прямого успеха не имею и меньше славен даже, чем средний писатель. Но семена мои всхожие, и цветочки на них вырастают с золотым солнышком (выделено нами. - И. К.] в голубых лепестках, те самые, что люди называют незабудками. Милый друг, если ты переживёшь меня, собери из листков этих букет и книжечку назови "Незабудки" (1, с. 384). Потаённость души помогла М. Пришвину выжить в годы единообразного подстригания под одну гребёнку, в лихолетье войны, творить даже без "прямого успеха". Но эта потаённость солнечной души писателя не является проявлением индивидуализма, который, как верно подметил Пришвин, "есть подчёркнутая слабость" (2, с. 397). Солнечной можно назвать поэтическую прозу Пришвина за её оптимизм, веру в радость и добро, за лучи мудрости, сверкающие в точных и кратких формулировках, некоторые из которых даже вошли в сборники мудрых мыслей и афоризмов.

    "Незабудок" и "Фацелии" употребляется слово "Солнце" или близкие понятия, связанные со светом: рассвет, весна света, светлый, засветится, зорька, лучится, солнечный день, светолюбивый; растения с цветком-солнцем посредине; свет разума; ярки; цветок как отображение солнца на небе; росинка солнца, сверкнувшая всеми огнями; солнечная серединка на морозном окне; апрельский свет; тёмно-жёлтый; золотые лучи; милый свет утренний. Смысл и цель жизни в понимании М. Пришвина — тянуться вверх, к солнцу!

    Это движение из тьмы к свету, по мнению писателя, свойственно не только человеку, но всей природе, это закон, который обязателен для всех, — необходимость всё время стремиться к Свету: "…и все мы движемся к свету, вместе с нами совсем рядом из тёмной земли поднимаются к солнцу деревья, былинки, соломинки, цветы и вместе с нами живут" (1, с. 504). Даже при взгляде на ёлку Пришвину представлялось "в ней её живое существо, идущее из тени к свету" (1, с. 481), а ствол видится автору "математической прямой пути всех к солнцу" (1, с. 481). Пришвин размышлял о солнечном смысле жизни человеческой до конца своих дней. Но если в начале своего творческого пути он писал только о солнце, создавал ему гимн, то в последние годы появились у него размышления о свете и тени.

    На это обратила особое внимание исследовательница Н. В. Борисова: "Тайный смысл жизненного пути человека мыслится художником как выбор между Светом и тьмой" (2, с. 6).

    М. Пришвин в начале творчества писал о ранней заре, о том, что даже "электрические фонари кричат упрямо: к свету, к свету, к свету!" (1, с. 383), а в дальнейшем много пишет о борьбе за свет, о стремлении деревьев пробиться сквозь затемняющий полог других деревьев к солнцу. Опыт жизни, наблюдения в природе и человеческом обществе позволили Пришвину сделать интересный вывод, что иногда бывает слишком много солнца, что может оказаться вредным для человека или растения, если они не подготовлены к этому. Пришвин писал, что "жизнь есть воздействие света на тень: в свете всё соединяется, в тени образуется. Всё стремится к свету, но если бы всем сразу свет, жизни бы не было: облака облегают тенью своей солнечный свет, так и люди прикрывают друг друга тенью своей, она от нас самих, мы ею защищаем детей своих от непосильного света" (выделено нами. — И. К.) (1, с. 522). Пришвин считал, что "даже свет добра бросает от себя тенью зло. Но солнце… — царство света, где нет места и времени, порождающих тень при встрече со светом" (1, с. 522).

    жизнь. Солнце — источник всего хорошего, и поэтому к нему так стремится всё живое, что даже некоторые "существа, способные так прямо, и верно, и открыто, и сияюще смотреть, что сами становятся похожи на солнце" (1, с. 522). Пришвин в своих произведениях учит нас ценить жизнь, уметь "улыбнуться солнцу при последнем вздохе" (1, с. 394). Недаром он писал о себе: "Это моё счастье — радоваться солнцу так сильно" (1, с. 394).

    Мы, читатели М. М. Пришвина, осознав значение и смысл солнца в его творчестве, можем также попытаться проникнуться этой радостью солнца, стремлением тянуться всю свою жизнь вверх, к Свету.

    ПРИМЕЧАНИЯ

    Раздел сайта: