• Приглашаем посетить наш сайт
    Мандельштам (mandelshtam.lit-info.ru)
  • Ковыршин М. А.: Соотношение религиозно-философских взглядов М. Пришвина и Д. Мережковского

    Ковыршин М. А.

    СООТНОШЕНИЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ М. ПРИШВИНА И Д. МЕРЕЖКОВСКОГО

    (к постановке проблемы)

    Эпоха русского культурного ренессанса начала ХХ века, которую, позднее, известный литературный критик Н. А. Оцуп (1933 г.) назовет СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ, была прямой противоположностью идеям и формулам материализма. Русской интеллигенции всегда было чуждо насилие в любых формах и проявлениях: отошли в сторону вопросы, связанные со свержением самодержавия, введением народного представительства, увлечением социально-экономическими проблемами. Интеллигенция в России чувствовала свою ответственность за судьбу страны. В период кризиса и перелома, Серебряный век пытался спасти мир изнутри, а не "снизу" или "сверху". Происходит полное переосмысление и смена глобальных концепций бытия индивидуально-авторскими, которые становятся всё отточенней. В обществе в целом появляется интерес к религии, эстетике и к другим видам духовных ценностей. Также, одной из ярких черт своеобразия начала века становится растворение философии в литературе. Всегда отзывчивая к настоящему, преходящему русская художественная литература в тоже время всегда была сильна мыслью о вечном, непреходящем.

    "Религиозно-философские Собрания", в которых принимали участие светское общество и духовенство. В Петербург стремится и М. Пришвин, куда он приезжает в 1904 году, и сразу входит в круг писателей, посещавших Христианскую секцию Религиозно-философских Собраний под руководством Д. С. Мережковского. Суть культуры начала века, по мнению М. Пришвина, главным образом сконцентрировалось в писателе, философе, историке Д. С. Мережковском.

    Смысл исканий Мережковского можно свести к следующим тезисам. У истоков творческой деятельности Мережковского стояли идеи народничества и мистического учения Вл. Соловьева - поиски религиозного смысла жизни и мистический символизм.

    В собственном художественном творчестве, в критических работах Мережковский всегда ограничивает себя узкой религиозно-философской схемой и доказательствами её. В этом смысле его произведения – явление целостное, последовательно утверждающее концепцию мистико-религиозного развития мира и человечества, которое движется через противоречия небесного и земного к гармоничному синтезу Истины, Добра и Красоты. Мировая история движется к некоему грядущему царству, которое объединит два начала мира - язычество и христианство, дух и плоть. В мировой истории идет постоянная борьба этих двух начал, двух правд: дух стремится к самоотречению, слиянию с Богом, плоть - к самоутверждению, владычеству индивидуальной воли. В ходе истории эти два потока разъединяются, но дух постоянно устремлен к тому высшему слиянию, которое, по мнению Мережковского, станет венцом исторической завершенности.

    – духовному началу, или к Антихристу – началу земному. В своих произведениях Д. С. Мережковский рассматривает те поворотные моменты развития человеческой истории, когда столкновение двух начал жизни - "духовного" и "земного" - проявляется, с его точки зрения, с наибольшим напряжением и силой: античность, Возрождение и так далее. Время, когда Пришвин входил в круг Мережковского, было недолгим. Для него стало очевидным, что это движение в русской культуре вырастает из культа идеи - идеи искусства. При помощи идей эти писатели искали выход к жизни и природе. Однако, по мнению Пришвина, это невозможно, так как эти идеи отрицают саму жизнь, они становятся полюсом культуры, противостоящим природе.

    Общение Пришвина с Мережковским обратило внимание писателя на русскую религиозную народность. Религиозные искания Мережковского и притягивают Пришвина, и вызывают его возмущение. Он не раз писал о Мережковском, что тот не живет, а сочиняет теории. М. Пришвин постепенно приходит к идее действия, а не разговоров о Боге, который "открывается в молчании". По словам писателя, Бог является внутри жизни, в целостной связи культуры человека с природой.

    – не сдаваться, все понять, всё отвергнуть и принять лишь истинное.

    С самых первых произведений М. Пришвин определил своих основных героев: частичный человек, герой пути, коллективный герой, существующий как группа бегло очерченных персонажей, связанных с идеей народного мира и народной души; важнейшие идеи и темы: идея целостности мира – мира как природно-исторического единства в его движении к преображению; идея пути человека к первоначалам жизни, который оказывается путём к целостности; тема исторического пути России через язычество, христианство, раскол, через Святую Русь, Московскую Русь, Петровскую Русь и "Осудареву дорогу" русской истории к современности. Пришвин по-своему осмыслил основные проблемы современности: интеллигенция и церковь, синтез язычества и христианства, христианство и русская история, человек между природой и Богом.

    – это мир времени, исходящий из вечности и к ней возвращающийся. Мир есть лишь живое целое, отдельное имеет смысл в связи с целым. Мир – сложный светоритм, который существует по закону всеобщего творчества и родства живого. Смысл мира в радости жизни. Свет и радость – глубина мира, существующего в страдании и смерти. Спасение возможно лишь через накопление добра, красоты и радости. Мотив синтеза язычества и христианства возникает у Пришвина как итог всего предшествующего развития живого, несущего в себе прошлое. Трагедия Духа в религиозном расколе и его последствия. Революция 1917 года формирует у Пришвина идею "Града Невидимого". В поисках его он приходит к мысли об изначальной божественности мира, связи Бога и мира не только в его человеческом, но и природном, животном существовании.

    "Так вот и приходят к Христу, лишь когда жизнь раскроется во всей своей жестокости и лжи" (Архив В. Д. Пришвиной. Дневник. 19. 11. 1937 г.)

    И последнее, чем дальше от нас уходит русское религиозное Возрождение начала ХХ века, тем глубже мы воспринимаем этот опыт осмысления жизни, тем актуальнее для нас становятся художественные произведения и философские концепции отдельных его представителей.