• Приглашаем посетить наш сайт
    Булгаков (bulgakov.lit-info.ru)
  • Ковыршина О. А.: Диалог прошлого и настоящего в романе М. Пришвина "Осударева дорога"

    О. А. Ковыршина

    ДИАЛОГ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО В РОМАНЕ

    М. ПРИШВИНА "ОСУДАРЕВА ДОРОГА"

    Своеобразным итогом многолетних творческих и идейных исканий М. Пришвина стал роман–сказка "Осударева дорога". В романе главное не сюжет, не конкретные исторические события в их неповторимых подробностях и деталях, а философские размышления автора о движении времени, о взаимосвязи прошлого и настоящего.

    "Осударевой дороге" повествуется о разрушении старого эсхатологического сознания староверов, не принявших этот мир, и о нарождении нового оптимистического миропонимания, связанного с идеей общественного преобразования. Драматическое столкновение прошлого и нового приобретает для М. Пришвина глубокий философский смысл, служит канвой для размышлений над сложными религиозными, социально-этическими проблемами.

    Писатель рассказывает об устоях жизни поморских староверов. Поморы из поколения в поколение передавали законы своего общежития, свою веру, преступить которую считалось величайшим грехом. Они как бы застыли в традициях древнего благочестия и в то же время были пламенно непреклонны в борьбе со слабостью "новолюбцев" в быту. Их идеалом была жизнь по уставу, по правилу, а не по слабому человеческому желанию. Так проходили годы, десятилетия, даже Гражданская война почти не изменила быта и нравов поморских староверов. Как и прежде, выходили на рыбный промысел, как и в старину, пели былины, молились по неисправленным Никоном книгам. Казалось, ничто не властно над устоями староверческого быта. Но вот наступило новое время, время утопических идей и ломки привычных норм жизни. В эти таежные, холодные места пришли люди, вооруженные техникой, и смело взялись за преобразование края. Конфликт прошлого и настоящего М. Пришвин изображает через столкновение двух противоположных моралей: старой, христианской и новой, социалистической.

    Герои "Осударевой дороги" отстаивают свои нравственные идеалы. Они как сказочные герои лишены портретной и психологической детализации. Мир старообрядчества представлен фигурами глубоко верующей Марьи Мироновны и ее брата, потомственного помора Сергея Мироновича. Они являются носителями народной памяти и морали. Идейные противники героев-обаятельная Маша Уланова, женщина, обладающая большой душевной теплотой и силой, творец нового мира Сутулов, человек творческого разума и несгибаемой воли. Противостояние настоящего и прошлого, нового и старого занимает М. Пришвина. В центре внимания автора - социально-утопические взгляды строителей новой жизни и традиционалистские идеи старообрядцев. Героиня "Осударевой дороги" "мирская няня" Марья Мироновна – душа апокалипсическая по своей основной настроенности и устремлённости. Она живет чувством неизбежного конца, измеряя жизнь свою и близких приближением очистительного огня: "Придёт время, все вместе сгорим. Весь свет будет гореть" (1, т. 6, с. 17).

    Апокалипсическое мирочувствование старообрядцев связано со стихией огня : пылали костры самосожжений старообрядцев, пылали монастыри, где прятались ревнители старой веры. Религиозные верования противников Никона очень напоминали древнейшие представления "о той огненной реке, которая потечёт в последний страшный день", и в который "подобает всякому роду человеческому пройти сквозь огонь, да искушённые огнём очистятся все племена и просветятся телеса их, аки солнце" ( 2, с. 111).

    Конец света откладывается на неопределённое время, но не отменяется, и его предчувствие наполняет народную душу. Не случайно Марья Мироновна лишь иногда выходит "из той памяти своей о конце мира, Страшном суде и возвращается к общему нашему чувству радости жизни здесь, на земле" (1, т. 6, с. 46). В ревнивом сохранении чистоты, свободы своего нравственного мира героиня отстраняется от скоротечной земной жизни, устремляется к Судному дню не как к концу, а как к преображению. Она обращается к будущей вечности. Истинное царство Марья Мироновна ищет во времени – ищет в грядущем, окрашенном апокалипсически.

    "Мирская няня" - человек, закованный в суровые правила прошлого. Земное существование есть, по её мнению, лишь приготовление к жизни настоящей, вечной. От того, насколько праведно ты жил на земле, зависит спасение души. Потому так ревностно оберегают старообрядцы свои суровые традиции и обычаи, ставят целью сохранить верность заветам прошлого. В их замкнутый, обособленный мир вторгаются новые люди. И Сутулов, и Маша Уланова знают своё место в жизни, свою задачу. Строительство великого водного пути, укрощение грозного падуна – это лишь часть грандиозного плана создания самого справедливого общества "восстановления" человека. Новые люди тоже устремлены к будущему, но не к Судному дню, как старообрядцы, а к созданию рая на земле. По определению Марьи Мироновны, они – "безбожники". Начальник строительства Сутулов – выходец из старообрядцев – "немоляков". В своём стремлении изменить мир он отрешается от прошлого, памяти предков. Сутулов чувствует брезгливость ко всему слабому, ненужному, бесполезному, тому, что отдаляет его от конечной цели: строительства новой жизни на земле. Маша Уланова обладает большей душевной теплотой и чуткостью, нежели её соратник, но и ею движет желание изменить, перестроить действительность вопреки всему.

    Объясняя происходящие вокруг изменения, она говорит Марье Мироновне: "Ты о конце думаешь, а мы о начале. Тебе кончается свет, а нам начинается" (1, т. 6, с. 49). Спор между старым и новым о земной и вечной жизни неразрешим. Для старообрядцев земная жизнь – временная, а люди, подобные Сутулову и Улановой, считают, что на земле надо устраиваться прочно и хорошо. Потому и Бог староверов с его беспощадным огнём на весь мир кажется новым людям страшным, а вера для них – сказки вредных и сумасшедших старух.

    Строители новой жизни призваны не спасать людей, а "делать так, чтоб лучше было" (1, т. 6, с. 74). Эта глобальная задача оправдывает и возможные потери. Новые люди дорожат каждым мгновением и приносят в жертву собственные и чужие человеческие жизни ради будущего : "…не напрасно мы живём на свете, есть какое-то великое дело у людей на земле, и если оно коснулось тебя, то беречь себя незачем" (1, т. 6, с. 116).

    Личный аскетизм, готовность жертвовать собой ради убеждений роднят новых людей с суровыми старообрядцами. Но этим сходство и ограничивается. Если старое всё устремлено к вечности, то новое овладевает настоящим, отбрасывая прошлое ради будущего. Единственным непримиримым противником нового становится Марья Мироновна. Остальными людьми окончательно овладевает "слабость" - так называет "мирская няня" пристрастие людей к земной жизни. И теперь о будущей вечности думает на острове она одна. Даже Сергей Миронович, перечитавший не один десяток тяжёлых староверских книг, спорит с сестрой. Его разговоры, сомнения ввергают душу Марьи Мироновны в смятение и негодование. Она всячески стремится удержать Сергея Мироновича в старой вере, отчитывает его за то, что разрешил поселиться у себя строителям и помогает им советами.

    Однако старому помору открывается другая правда:

    "Нехитрая штука заморить себя на земле для жизни небесной. Трудно, и в этом и есть сила человека, чтобы на земле жизнь устраивать, как на небе"… Как будто туман какой-то стоял возле Сергея Мироныча всю жизнь, а теперь кто-то стоял возле него и опахалом дым разгонял, и открывалась ясность на всё, и наступала внятная тишина" (1, т. 6, с. 168).

    – вызов идее "невмешательства" в течение земной жизни. Если ранее старообрядцы отстранялись от участия в общественной политической жизни, то теперь Сергей Миронович видит в построении нового общества великое государственное дело. Более того, он всей душой на стороне новых людей и готов оказать им помощь.

    Видя, что все её попытки остановить движение нового безуспешны, Марья Мироновна покидает Надвоицы и уезжает на Карельский остров, где ложится в гроб в ожидании светопреставления. Ждёт-дожидается героиня огня Апокалипсиса, но мужская стихия огня отступает перед натиском иной женственной силы – силы воды.

    "М. М. Пришвин рассказывает новый космогонический миф, оживляющий древнюю, как мир, мифологему "потоп" (2, с. 87). Вода выступает здесь в качестве испытанного материала для создания нового мира, в котором "весь разбитый падающий человек соберётся и будет идти всё вперёд и вперёд" (1, т. 6, с. 213).

    "Мирская няня", не дождавшись огня, в конце концов покоряется рукотворному потопу. М. М. Пришвин позволяет себе даже слегка подшучивать над героиней: "Мирская няня, увидев, как посыпались в воду несчастные мыши, чуть-чуть как будто бы даже и улыбнулась, пожалела и в своё оправдание сказала им :

    После того она с силой ударила по воде веслом, и ещё, и ещё. Карбас разогнался, вышиб окно и выплыл вон из могилы на свет. И весь свет великий беспредельный принял к себе мирскую няню и открыл ей:

    "Свет, дорогая старушка, не кончается, а только-только начинается" (1, т. 6, с. 177 ).

    Марья Мироновна вынуждена изменить христианскому долгу и вернуться в село, которое живёт уже по новым законам. Сбывается пророчество героини: "Если божья воля на то будет, как вы говорите, так меня к вам же она и принесёт, ежели уже я вам так-то уж гораздо нужна" (1, т. 6, с. 139). Марья Мироновна покоряется божественному провидению, покоряется земной жизни, но внутреннего коренного перелома она не испытывает. Героине предстоит смириться с новым, принять его как данное.

    "Осударевой дороги". В романе писатель обращается к ускользающим мгновениям человеческой жизни, сквозь которые он умеет чувствовать вечность. Реальная, суровая жизнь поморов, северный пейзаж, традиции – всё, что видит и слышит герой-повествователь здесь и сейчас, хранит в себе неиссякаемую правду прошлого. Прошлое ощущается в каждом улетающем мгновении. "Возникает мотив неустранимости прошлого, ибо, отвергаемое сейчас, оно должно вступить в грядущее и остаться в вечности" (2, с. 204). Героиня "Осударевой дороги" Маша Уланова первой осознаёт, что между старым и новым миром есть какая-то связь, и ей хочется это драгоценное в прошлом взять с собой в новый мир.

    то религиозно, то морально, то социально, но все они ищут правды, спасения, устремляясь в будущее.

    ПРИМЕЧАНИЯ

    Раздел сайта: