• Приглашаем посетить наш сайт
    Батюшков (batyushkov.lit-info.ru)
  • Мезинов В. Н.: Педагогические идеи в художественных произведениях М. Пришвина и Ив. Бунина

    В. Н. Мезинов

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

    ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ПРИШВИНА И ИВ. БУНИНА

    Русских писателей всегда привлекали дети, в которых они старались раскрыть те непреходящие ценности, которыми детство одухотворяет всю человеческую жизнь. Стремясь понять человека, они открывают истоки духовного роста своих маленьких героев: семья, родители и учителя, окружающая природа и обстановка быта, история Родины и великая русская литература. Не прибегая к прямолинейному дидактизму, истинный художник слова подает педагогические идеи через художественный образ, через художественную ткань произведений: их мы обнаруживаем в особенностях конфликтов, в перипетиях отношений между персонажами, в истории развития характеров героев, в их душевных переживаниях. Так, например, в произведениях М. Пришвина и Ив. Бунина ребенок является тем живым центром, вокруг которого кругами расходятся философские, духовно-нравственные и педагогические проблемы. Интересны в этом отношении произведения М. Пришвина: "Кащеева цепь", "Кладовая солнца", "Соловей", "Лесной хозяин", "Сочинитель" и др., Ив. Бунина: "Далекое", "Цифры", "У истока дней", "Первая любовь", "Над городом", "Восемь лет", "В деревне", "Кукушка", "Снежный бык", "Танька", "Красавица", "Дурочка", "Жизнь Арсеньева".

    В произведениях ярко раскрывается противоречивость возрастного становления ребенка, когда постепенно происходит смена представлений, взглядов, способов поведения, характерных для беззаботного детства, болезненного отрочества, эмоционального юношества.

    В художественном творчестве Бунина, его дневниках и письмах выражены взгляды писателя на процесс воспитания. Особенно отчетливо они вырисовываются в романе "Жизнь Арсеньева", значительная часть которого посвящена истокам дней главного героя. "Бунин считал, что детство это не просто жизненный этап, имеющий свой конец. Оно, по его мнению, остается в человеке навсегда, а все то, что заложено в душу ребенка в детстве и отрочестве, не может не отразиться на характере зрелого человека. Он неоднократно в своем творчестве напоминал, что дети – это наше прошлое, в них растет наше будущее. Мы были ими, они станут нами и будут жить дальше, после нас" (3, с. 116 –131). В "Жизни Арсеньева" Ив. Бунина с первых страниц прослеживается, как ребенок узнает, постигает мир, как он откликается на внешние впечатления бытия, как, когда и почему формируются у растущего человека чувства добра, справедливости, радости, страсть к путешествиям, познанию мира и себя в нем. Роман дает нам возможность понять, что освоение мира ребенком — не простой способ накопления знаний, впечатлений, умений и навыков ("слишком скудно знание, приобретаемое нами за нашу личную краткую жизнь"), а духовно сложный процесс, в котором участвует все существо человека ("есть другое, бесконечно более богатое, то, с чем мы рождаемся").

    Как истинный художник Бунин не прибегает к прямолинейному дидактизму. Его произведения говорят нам о том, что писатель, особенно присматриваясь к детству, стремился понять человека в бесконечной перспективе духовного развития. Стимулятором духовной жизни, по Бунину, может быть творчество, деятельность человека, семья, социальная среда, природа, православная культура. В педагогике Ив. Бунина роль абсолютной силы, определяющей смысл бытия, играет жизнь, наполняющая собой космическое пространство. Смысл жизни, деятельности человека определяется мерой участия его в гармонизации космоса. Основой стремления к гармонии является имманентное свойство сознания, ищущего равновесия, соответствия между человеком и внешним миром. Достигнутое соответствие трактуется писателем как нравственность, которая не сводится к совокупности норм и правил, выработанных и присвоенных человеком, но есть деятельность по достижению соответствия. Поэтому нравственность, по Ив. Бунину, активна и требует от человека творчества. Следовательно, жизнь есть непрекращающееся созидание личностью себя и мира по законам гармонии. Гармония, нравственность, творчество у Ив. Бунина являют степень человеческого в человеке и в то же время носят трансцендентный характер, поскольку с одинаковой степенью относятся к социуму, к природе, к Космосу. Смысл педагогического влияния на ребенка в том, чтобы помочь ему идентифицировать себя как носителя национальной православной культуры.

    Выстроенная на таких философских посылках педагогическая система должна открыть человеку его место в окружающем мире, масштаб которого колеблется от социальной группы до Универсума.

    Представление Ив. Бунина о воспитании как помощи в духовном росте человека помогает решению целого ряда задач современной педагогики, важнейшей из которых является задача духовно-нравственного воспитания. Для педагогической практики представляется важным, что вместе с произведениями Ив. Бунина в ценностный ряд вошли: детство, ребенок, Родина, православие, образование, обучение и воспитание, благонравие, трудолюбие, благородство, любовь и др.

    Углубленный теоретический анализ генезиса педагогических идей писателя помогает осмыслить идеи русской педагогической мысли о сущности национального образования и воспитания и, надо полагать, дает возможность более полного раскрытия путей формирования ценностных ориентаций личности будущего учителя.

    Мир маленького героя романа М. Пришвина "Кащеева цепь" Курымушки - это особый мир, в котором он живет своими мечтами, идеями, мыслями, своим пониманием окружающей его действительности, своим отношением ко всему происходящему. Он приписывает жизнь и сознание каждому объекту, который встречается на его пути. "Какой-то Банк схватил маму, и она теперь будет на него работать…Кто это Банк и где он?" (5, с. 17), "Что же там под голубым небом и палящими белыми лучами полдневного солнца? Там — то самое страшное, желтое, непроходимое поле пшеницы, где живет ужасный кровавый гусак" (5, с. 36).

    Одна из главных особенностей мира Курымушки — образное мироощущение. М. Пришвин называет детское постижение мира поэтическим. Маленький герой романа Курымушка сочиняет свою сказку о жизни, о могучем и ненасытном в своей жадности Кощее, опутавшем своею цепью и долы, и нивы, и души свободных, счастливых людей. Здесь причудливо переплетаются быль и вымысел, увиденное и услышанное. Он не просто придумывает. Он верит в свой воображаемый мир и живет в нем, хотя прекрасно знает, что в реальном мире нет ни Кощея Бессмертного, ни Ивана-Царевича, но он воплощает в эти образы добро и зло, и каждый раз выражает свое личное отношение к плохому и хорошему. Сказочные персонажи — Марья Моревна, Кощей, Большой Голубой — являются для него вполне настоящими, придуманные и реальные истории для него трудно различимы. Благодаря сказке маленький герой познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.

    Сказочный материал в сознании Курымушки видоизменяется. Наивная ненависть мальчика к сказочному Кощею, беспокойство за судьбу Марьи Моревны обращены к живым людям, окружающим Курымушку.

    Кощей выступает в сознании мальчика как первопричина всех зол. Он опутал своей цепью всех людей, всю землю. И эта страшная цепь разъединяет людей, отделяет их друг от друга. Интересно, что Кощей для Курымушки может выступать в разных образах, то в образе Амвросия, то в лице Банка.

    То, что происходит в воображаемом пространстве, вызывает у Курымушки самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, совершенно реальны.

    Воображение играет в жизни ребенка Курымушки огромную роль. Оно проявляется у него довольно часто и допускает значительно легкий уход от действительности. Воображаемый и реальный мир у Курымушки не отделен четкой границей, как, например, у взрослого человека.

    Своеобразно показано в романе восприятие Курымушкой мира взрослых. Все, что ребенок слышит от взрослого и что видит сам, он пытается привести в порядок, установить закономерные отношения, в которые укладывается непостоянный и сложный окружающий мир. Взрослый выступает перед Курымушкой и как источник новых знаний, и как сказочный герой, способный разрешить сомнения, загадки, ответить на многие мучающие его вопросы. Он по-своему воспринимает непонятные слова и значение им определяет из своего жизненного опыта, поэтому часто он делает неожиданные для окружающих его взрослых выводы.

    М. Пришвин приоткрывает тайну узнавания, постижения мира ребенком, он акцентирует наше внимание на то, как откликается душа ребенка и его сознание на внешние впечатления бытия. Писатель пытается понять, что из увиденного, пережитого и запомнившегося входит навсегда в жизнь героя, в его сущность, определяет его личность, призвание, судьбу.

    он поэтичен, как сама природа. Его привлекают зеленые луга, яркие цветы, жуки, птицы, звери. Ночная охота на перепелов как раз дает нам возможность почувствовать органическую связь ребенка и природы. В романе именно Курымушка дает нам возможность почувствовать тишину, таинственность звуков ночи, запахи хлебов, прохладу зари. Именно его глазами мы видим, как "давно уже небо покрылось звездами. Месяц взошел. И тысячи малых земных звезд засияли на стеблях озими, на сапогах, на чекмене, на бороде Гуська, на завязанном мешке, где в тьме притих голосистый. Все птицы притихли. И лишь лягушки-турлушки ведут свою вечную трель от вечерней зари и до утренней" (5, с. 27).

    – это эпизоды его взросления, становления, самопознания. Роман показывает, насколько всеохватен этот процесс – возрастное преображение личности, ее переход в новое качество как субъекта познания, общения, самоизменения.

    Поразительно совпадение состояния Курымушки с состоянием героя романа Ив. Бунина Алексея Арсеньева: сила искусства передает одновременно и универсальность, и уникальность философской рефлексии человека, размышляющего о сущности мироздания, о человеке в нем, о родстве всех людей.

    В небольшом по протяженности временном отрезке жизни героя писателю удалось показать целую эпоху взросления ребенка, его становление как целостной личности. Противоречивость мира прошла через сознание, чувства, поступки, отношения ребенка: он открыл любовь и ненависть, добро и зло, сиюминутное и вечное, красоту и безобразие.

    В произведениях органично представлены все процессы, характеризующие взросление человека: изменения в эмоциональной сфере, интеллектуальной, волевой сферах, в поведении и общении, познании и самопознании. Они изображают трудный для исследования процесс, "как из жизни ребенка в этой социальной ситуации необходимо возникают и развиваются новообразования, свойственные данному возрасту" (Л. С. Выготский).

    – и в этом его условность. Условность же образа героя и всех происходящих с ним перемен, воплощенная в события жизни, в эпизоды, факты отношения с людьми и миром, в описания внутренней жизни, - дает возможность понять и уникальность, и всеобщность становления личности ребенка, наполняет ценностным смыслом все, что происходит с героем. Научное объяснение ориентировано на принцип "так должно быть", художественное описание на "так может быть", "так возможно". Оно представляет возможный вариант становления героя (Арсеньева, Алпатова), а не ребенка вообще, которого в природе не существует.

    Сравнивая художественные описания становления личности ребенка у Бунина и Пришвина, приходишь к мысли о неизменности многих характеристик взросления ребенка: пробуждение "Я", самосознания, развитие диалогического отношения к миру, пробуждение философской рефлексии, мечты, фантазии, воображения, развитие нравственного сознания, эстетическое восприятие природы, утрата детских иллюзий и многое другое. Об этой константности многих моментов становления личности ребенка разного исторического времени можно судить по произведениям Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, В. В. Набокова, Б. К. Зайцева и др.

    Духовная обстановка в гимназии — следующее важное событие в жизни ребенка, исследуемое и М. Пришвиным и Ив. Буниным. Первые впечатления от гимназии были настолько неожиданны для маленького героя романа бунинского романа, что начало своей гимназической жизни он назовет "ужасным". "Три четверти того, чему нас учили, было равно ни на что нам не нужно, не оставило в нас ни малейшего следа и преподавалось тупо, казенно. Большинство наших учителей были люди серые, незначительные, среди них выделялось несколько чудаков, над которыми, конечно, в классах всячески потешались, и два-три настоящих сумасшедших".

    Картина гимназической жизни Курымушки, представленная в романе Пришвина "Кащеева цепь", в целом соответствует высказыванию Ив. Бунина. Вместо привычных и понятных человеческих лиц в гимназии возникают какие-то странные неприятные маски учителей. Обезьян — таково прозвище инспектора, любящего читать смешные рассказы Гоголя. "Угодить ему просто: нужно громче всех смеяться. Когда он читает, то хохот идет в классе, как в обезьяньем лесу". Заяц — надзиратель, "сам всего на свете до смерти боится, но ябедничает, доносит, нашептывает". Козел — учитель географии, слывущий у учителей и учеников за сумасшедшего, "тому, что на ум взбредет, и с ним все от счастья". Но ужаснее всех учитель математики — Коровья Смерть. "Далеко слышался в коридоре стук костылем. Коровья Смерть приближался, в классе все мертвело и мертвело. А когда Смерть вошел и сел на кафедру, Курымушке все стало бледно вокруг и слабо в себе".

    Важно отметить, что школьная жизнь описывается в произведении в первую очередь глазами ребенка, гимназиста Миши Алпатова. Объективный повествователь отходит на второй план, уступая место высшей оценивающей инстанции — детскому переживанию. Уже первые дни гимназической жизни Миши Алпатова принесли ему целый ряд неизгладимых впечатлений: первые издевательства учителей, их равнодушие, первые "единицы", первые незаслуженные наказания. И понял Курымушка, что "учителя — враги классу". Первые потрясения, испытанные в гимназические годы, показаны в романе как серьезный рубеж в становлении характера Миши Алпатова.

    всего учителя волновали знания, причем знания, далекие от реальной жизни ребенка. В результате учение теряло смысл, в конечном счете, приводило к отчуждению от гимназии. Характер подобного педагогического процесса можно охарактеризовать как игнорирующий личность и ущемляющий ее потребности жить полнокровной жизнью. Таким образом, устоявшаяся схема организации педагогического процесса исключала возможность приобретения опыта общения не только ребенком, но и учителем. Командно-бюрократический стиль общения – основной метод работы с учеником. Авторитарный нажим, силовые методы – все это создавало стрессовую педагогику. И в результате, в кондуите Курымушки выстроились единицы. Низкая успеваемость, второгодничество, многие гимназисты не заканчивали гимназию, не доучившись, как Алексей Арсеньев, покидали ее стены.

    Педагогическая деятельность подчас приводит к острым конфликтам между педагогом и классом, педагогом и отдельным учеником. Проблема педагогических конфликтов стала предметом научно-теоретического анализа и обобщения.

    Но какая бы ни была создана подробная классификация конфликтных ситуаций в педагогическом процессе, на практике она поможет мало, если в реальной жизни не воспитаны быстрая реакция педагога, живость его мышления, умение предпринять подчас нестандартный ход, мгновенно оценить возможные последствия решения. Именно поэтому педагогическое сознание должно быть обогащено фактами описания педагогических конфликтов, трудных педагогических ситуаций, которые воспроизведены в художественных текстах. Таких фактов много, и они могут стать предметом теоретического анализа и осмысления.

    Один из педагогических конфликтов между учителем географии и учеником описан М. Пришвиным в романе "Кащеева цепь".

    В описании Пришвина мы видим подробное воспроизведение конфликтной педагогической ситуации: ее повод, начало диалога, поведение сторон, когда никто не хочет идти на компромисс, кульминация, педагогическое решение, его последствия.

    — одна из главных в русской литературе о детстве: впервые представленная в очерках Н. Г. Помяловского, она образовала целую литературную традицию и в текстах мемуарных (В. Вересаев, В. Фигнер, А. Белый), и в текстах художественных (С. Т. Аксаков "Детские годы Багрова-внука", Н. Г. Гарин-Михайловский "Гимназисты", А. И. Куприн "На переломе", Б. Никонов и А. Яблоновский "Гимназические очерки" и т. д.).

    Художественное исследование М. Пришвиным и Ив. Буниным человека, явлений действительности, особое внимание к природе детства, проблемам нравственности, духовного воспитания позволяет рассматривать их творчество в качестве источника педагогического знания о законах природы детства.

    Для М. Пришвина и Ив. Бунина детство есть та ответственная пора жизни, тот начальный этап "в общем порядке человеческой жизни", когда перед ребенком постепенно открывается окружающий его мир и когда закладывается основание всему тому, что потом человек пронесет через всю свою жизнь.

    Конечно, анализируя лишь отдельные эпизоды жизни человека, трудно воссоздать целостную картину его взросления, развития, однако, без эпизодов невозможно представить целостный процесс становления человека. Произведения художественной прозы расширяют сферу педагогического знания, становятся его источником. Изучение художественных описаний детства имеет сущностное значение для педагогики, для рассмотрения периодов воспитания и становления, в их целостности и взаимосвязи; в понимании каждого периода как значимого для бытия, самоосуществления человека; для раскрытия тех внутренних предпосылок, которые в значительной степени определяют результат направленного влияния, воспитания.

    ПРИМЕЧАНИЯ

    2. Бунин И. А. Собр. соч.: В 4-х т. М., 1988. Т. 3. 543 с.

    4. Педагогическое краеведение Липецкой области. Елец, 2000.

    5. Пришвин М. М. Кащеева цепь. М., 1984. 496 с.