• Приглашаем посетить наш сайт
    Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)
  • Попова И. М.: Пришвинская философия природы в романистике В. Максимова

    И. М. Попова

    ПРИШВИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ

    В РОМАНИСТИКЕ В. МАКСИМОВА

    Осмысление природы как общего космического начала, в которое как его неотъемлемая частица включен человек, было свойственно не только М. Пришвину, но и В. Максимову. Тема природы как "зеркала человека", представленная в одном из значительных произведений М. Пришвина 1930-х годов, повести "Жень-шень", получает своеобразное продолжение в романах В. Максимова "Семь дней творения" (1971) и "Заглянуть в бездну" (1985). Земля и в целом вся природа предстают после революционного переворота 1917 года в воображении писателя как только что "созданные из хаоса Богом, еще не оформленные до конца руины", сотворен и "новый человек", но это "антитворение", поэтому кругом дымящиеся развалины, среди которых бегают "невзнузданные кони". Даже любовь главных героев романа - адмирала Колчака и Анны Тимиревой - не может вернуть первородную гармонию мира в их исстрадавшиеся души.

    "белыми мухами". Так обычно обозначается в художественном тексте вьюга и метель, а не весна. Цветение земли сопровождается в восприятии Анны гнилостными процессами - "прелью" и "застоявшейся кухней". Гармонию весенней природы нарушают автомобильный и паровозный шумы. Пейзаж воспринимается Анной в глухом пространстве комнаты, где "сухо и сумрачно" и где ее собственный голос кажется ей чужим, "выплывающим в окна откуда-то со стороны" (1, т. 7, c. 7). Это происходит потому, что возлюбленного уже нет на земле. А когда он был рядом, то в кровавом потоке Гражданской войны "сияло солнце и пели певчие птицы, вишневый дым клубился над садами" (1, т. 7, c. 9).

    Хронотоп автора-повествователя в романе "Заглянуть в бездну" выявляется только через пейзажные зарисовки, которых довольно много по сравнению с другими произведениями В. Максимова.

    Пейзаж не только изображает обстановку, характеризует эпоху, отражает авторское мировосприятие, но и является зеркалом человеческих чувств. Так, изображая поездку адмирала Колчака на фронт в Екатеринбург, повествователь сравнивает природу со спекшимся или "полустертым" чертежом, что говорит о чувстве полной безнадежности, от осознания невозможности спасти Империю от распада. Описания долгой дороги, лютых холодов и грустного белесого неба, несмотря на подчеркивание боевого духа солдат, свидетельствуют о пессимистическом взгляде повествователя на происходящее.

    В летних пейзажах тоже преобладает суровое, холодное, скорбное мировосприятие. В "знойном мареве" видна россыпь темных фигурок: "Издалека казалось, что они не передвигались, а плыли поверх нескошенной травы, устремляясь туда, где на крутом изгибе речного берега сгрудились впритык друг к другу тесовые крыши облепившего его села. Фигурки плыли в полной тишине, и, глядя со стороны, можно было подумать, что происходит безобидная игра в "детские солдатики" (1, т. 7, c. 121). Неестественность, автоматизм, бесчувственность подчеркивается в этом эпизоде.

    Войска "уходят из станицы Инокентьевской: пространство похоже на мираж, галлюцинацию", потому что нет даже следов жизни человека: "Вчерашний мороз сменился слепящей метелью, на протяжении вытянутой руки уже исчезло всякое представление о пространстве. Шли по наитию, следом за проводником. В этом движении что-то было сомнамбулическое, настолько оно выглядело бессмысленным и хаотическим" (1, т. 7, c. 193).

    "В представлении Пришвина любые процессы, нарушающие сбалансированное бытие вселенной, как бы малы и незначительны на первый взгляд они ни были, неизбежно отзываются на всем существе жизни, на всем разнообразии ее неповторяющихся форм. Нарушается не только гармония, но и сам творческий дух теряет свою одухотворяющую силу" (2, с. 165). Эта же идея пронизывает описания природы через человека и изображение человека как зеркала природы у Владимира Максимова.

    Один из героев романа Владимира Максимова Андрей Лашков, будучи потомственным крестьянином, "не замечает" своего разлада с природой до тех пор, пока в его душе "сидит порча", тлетворный дух революционера, уверенного в своем гегемонизме. Природа для подобных Лашкову - только средство достижения придуманных пролетарскими идеологами политических целей. Только пройдя через все круги социального ада, пережив коллективизацию, сталинщину, Великую отечественную войну, Андрей успокаивает истерзанную душу, излечивает ее природой: он удаляется в лес, где работает лесничим. Только тогда он обретает душевное равновесие и силы для дальнейшей жизни. В начале повествования Максимов помещает символический эпизод: Андрей видит во сне простреленное со всех сторон поле, по которому он ползет в смертельном ужасе. И вдруг он замечает у кромки горизонта дерево, которое и укрывает его от "смертельного воя". "Душа голубиная" появляется у человека тогда, когда он погружается в потрясающий своей гармоничностью мир природы.

    Важными концептами в романах Владимира Максимова становятся сквозные образы-символы леса (дерева), травинки, неба, звезды. Причем все герои, начинающие путь восхождения к Истине и Вере, проходят один и тот же этап: внезапно обнаруживают страшное несоответствие между слаженностью и мудростью связей в природе и нелепой дисгармоничностью человеческих отношений. Ощутив это, герои видят неповторимость каждой былинки, наделенной своим собственным ликом. Даже лужи воспринимаются как "запечатленная Богом" индивидуальность, с которой можно вести беседу.

    Андрей Васильевич "только в лесу, в общении с ним, в единении с ним чувствовал себя покойно… Теперь он лежал лицом вверх, глядел в истекающее последним осенним закатом небо, и знакомый мир вновь заполнял его, и собственная жизнь представлялась ему предельно осмысленной и многим необходимой (1, т. 7, c. 91).

    Автор уверяет через своего героя, что природа приобщает всякого к тому вещему единству всего сущего, каким не может одарить душу ничто более. Поэтому "гибель любого дерева, куста, да и просто ветки, в особенности неестественная, насильственная, воспринималась Андреем Васильевичем как глубоко личная и невосполнимая потеря" (1, т. 7, c. 91). Величие природы пробуждает в человеке не только чувство единения, но и осознание своей малости, ничтожности по сравнению с Творцом, ведет от гордыни к смиренномудрию.

    "поперхнулся от растерянности, до того тихим и безмятежным оно ему увиделось… Перед этим сквозным простором Андрей показался себе убогим и беспомощным кутенком…" (1, т. 7, c. 156).

    "им перейдена какая-то очень важная черта, вещий какой-то рубеж, после чего жить ему будет яснее, проще, просторнее" (1, т. 7, c. 166). Герой начинает жить "в согласии с самим собой".

    Пришвинская мысль о том, что "спасать мир надо не гордостью человека своим сознанием перед миром низших существ, а согласованием творчества своего сознания с творчеством бытия в единый мировой творческий акт" (2, с. 165), подтверждается судьбами героев романа Владимира Максимова, которые, лирически переживая земную красоту, открывают в ней высший смысл своего повседневного и, казалось бы, незначительного бытия.

    "Глядеться в зеркало вечности, выступать всегда победителем текущего времени" - вот смысл человеческой жизни по Пришвину (3, т. 7, с. 84), хранителю в этом смысле традиций русской классики, воспринятой положительно и Владимиром Максимовым.

    ПРИМЕЧАНИЯ

    "Православие и русская культура" // Цит. по: Дунаев М. М. Православие и русская литература. М., 2000. Ч. 6

    3. Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. М., 1984.

    Раздел сайта: