• Приглашаем посетить наш сайт
    Карамзин (karamzin.lit-info.ru)
  • Силина Л. А.: В мире лирико-философской прозы А. Левитова и М. Пришвина: проблема жанра и художественные искания

    Л. А. Силина

    В МИРЕ ЛИРИКО-ФИЛОСОФСКОЙ ПРОЗЫ

    А. ЛЕВИТОВА И М. ПРИШВИНА:

    ПРОБЛЕМА ЖАНРА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ

    Волею судеб Липецкий край подарил миру плеяду знаменитых прозаиков и поэтов. С липецкой землей связана родословная А. Пушкина, М. Лермонтова, Ив. Бунина, М. Пришвина. Но есть еще одно имя, которое хочу вспомнить в связи с творчеством последнего. Это имя Александра Ивановича Левитова, нашего земляка, родившегося в селе Доброе Лебедянского уезда Тамбовской губернии. Художественное наследие этого прозаика относится к 60-70–м годам ХIХ века. Однако несмотря на значительный временной интервал между творчеством этих писателей, в поэтике их произведений, на наш взгляд, много общего.

    Творчество А. И. Левитова относится к тому периоду развития литературы, когда происходит процесс смены жанров, стилей, повествовательных форм, происходит обновление литературных приемов. Эти проблемы стояли в центре внимания писателей и критиков тех лет. Наряду с проблемами литературного стиля обсуждается проблема повествования и весьма остро ставится вопрос о месте и роли жанра повести, рассказа, очерка. На смену большой эпической форме (роману) приходят малые жанры. Жанр традиционного русского романа уже не отвечал потребностям таких великих русских писателей, как М. Салтыков-Щедрин, Л. Толстой, Н. Лесков. Каждый из них находил для себя приемлемую жанровую форму (сатирический роман-хроника, рапсодия, литературная легенда, роман-эпопея, проблемная повесть). 

    Именно в 70-е годы XIX в. в наибольшей степени происходит расцвет творчества А. Левитова, который пришел в литературу почти одновременно с Г. Успенским, В. Слепцовым, Ф. Решетниковым. Каждый из этих писателей по своему индивидуален. Они также являются новаторами в процессе формирования прозы обозначенного периода. Новой оказывается не только проблематика, тематика, композиция, герои, конфликт, но и манера повествования, жанр произведения. Распространение получают "полубеллетристические, полупублицистические очерки" (1, с. 335), философско-психологические, философско-лирические очерки и рассказы, очерки-миниатюры, аллегорически-сказочные этюды, сцены и т. д. Происходит заметное усиление лирико-философского начала в эпических жанрах.

    Все это в полной мере проявилось в творчестве А. Левитова, где своеобразный сплав лирики и прозы. Лирические описания и размышления, замечательные пейзажи, философско-публицистические отступления и удручающая действительность повседневного существования слиты воедино. А. Левитов по своему творческому дарованию реалист и романтик одновременно. Синтез реализма и романтизма накладывал особый отпечаток на произведения писателя. Своеобразие поэтики его произведений заключено в использовании таких средств художественной изобразительности, как иносказание, аллегория, романтическая образная система, олицетворение, усиление лирического субъективного начала. У Левитова свободная композиция произведений, синтетическая, сложная жанровая форма. Из-под его пера выходят изумительные по своей лиричности очерки и рассказы, пейзажно-психологические эскизы, этюды, сцены.

    Пейзаж у Левитова особенный, проникнутый тонким лиризмом, особое предпочтение писатель отдает изображению ночных сцен: "Таким образом поля, и дороги, и вешки – все это глубоко задумалось в своей обычной вечерней думе, между тем как и с высоты неба и из самой глубины непроницаемой дали веяло на вас каким-то едва слышным шорохом, сыпалось и неприметно вливалось к вам в душу что-то в высшей степени сладостное и томительное…" (2, с. 64). Важное значение для левитовской прозы имеет цветовая гамма. Ночные пейзажи изображены в темных тонах, но не лишены лиризма и величия. Зато в очерках "Дорога" и "Степь" нарисованы замечательные "светлые" картины природы.

    Писатель обладал даром чувствовать и слышать природу. У него растения, река, деревья, даже огонь, дождь и солнце одарены словом, звуком: "Гробовая тишина властительно разлилась по улице и ночь, сопровождаемая ею, медленно проходила, вселяя мучительно-сладкий ужас в сердца людей, способных понять эту каменную поступь и забывать все на свете при виде красоты этой, непостижимо-величественной…" (2, с. 79). Звукопись, музыкальность, лирическая тональность левитовских произведений своими истоками уходит в фольклор.

    В творчестве А. Левитова прослеживаются две главные тенденции. С одной стороны, невероятно чуткое отношение к природе, с другой - особое внимание и интерес к внутреннему, духовному миру человека. Живое, одухотворенное постижение природы, ее величественной красоты, писатель соотносит с великими страданиями, нищетой и забитостью народа ("Типы и сцены сельской ярмарки", "Дворянка", "Девичий грешок", "Петербургский случай"). Писатель возлагал надежды на просвещение народа, советовал жить "по-божески" и проникновенно до самозабвения любил Россию: "Я почему-то глубоко верю в будущее России и надеюсь, что мы не пропадем". Метафоричность, поэтичность, сентиментальность прозы А. И. Левитова возвышается над грубостью удручающей действительности.

    Для того чтобы понять сходство художественных систем двух, казалось бы, совершенно разных писателей, следует отметить особенности художественного метода М. Пришвина.

    М. Пришвина, как А. Левитова, называли лириком в прозе. Он обладал большим художественным дарованием. Сходство с Левитовым обнаруживается уже в ранних произведениях ("В краю непуганых птиц" 1907-1908 г.), где сливаются две доминанты: эмоциональная лиричность, метафоричность повествования, выражающаяся в активизации авторской личности, и изображение реалий действительности. Писатель ценил "вечную" суть крестьянской души ("В краю непуганых птиц", "Адам и Ева" и др.). Тема Родины, родной природы будет основной в его творчестве.

    Пейзаж и образ природы у М. Пришвина отличается от пейзажей, созданных в русской классической литературе ХIХ века, функция которых сводилась быть либо фоном, на котором разворачиваются события, либо помогать раскрыть внутреннее состояние, чувства героя. У М. Пришвина природа представлена во множестве подробностей, деталей, она движется, живет своей собственной жизнью, неподвластной человеку. Писатель должен уметь настолько глубоко чувствовать, чтобы уловить шепот снежинок, увидеть пробуждение утренней природы, различать тона в шуме дождя ("Времена года", "Незабудка"). Характерными приметами пейзажей М. Пришвина являются звук, движение и образ тишины ("симфония природы", "музыка красных и желтых листьев"), метафоричность. Пришвинские эпитеты сближают его произведения с народными песнями, с фольклором. Это ощутимо в миниатюре "Из-под тучи", в которой создается динамическая картина, все явления природы одушевлены. Автор использует эпическую инверсию. Произведение построено в плавном песенном тоне.

    "общее" в "частном".

    Таким образом, поэтика левитовских и пришвинских произведений сопоставима в следующих аспектах:

    - описания природы, лирико-философские размышления составляют основу их произведений;

    - сближение эпического и лирического начал в повествовании;

    - повествователь – это и рассказчик, и герой, и носитель авторской концепции;

    - метафоричность повествования;

    - тенденция к взаимопроникновению жанров и жанрово–типологическое многообразие произведений (повести, рассказы, очерки, эскизы, миниатюры, дорожные заметки, эпизоды, сцены, сказки-были).

    В заключение необходимо отметить, что каждое время предлагает свои концепции, идеи, свой взгляд на мир и человека, принципы и приемы повествования. Однако в творчестве А. Левитова и М. Пришвина произошла взаимосвязь идей, средств художественной изобразительности и жанров.

    ПРИМЕЧАНИЯ

    2. Левитов А. И. Очерки и рассказы. Воронеж, 1980.

    Раздел сайта: