• Приглашаем посетить наш сайт
    Чуковский (chukovskiy.lit-info.ru)
  • Соловьева М. А.: О важном, нужном, дорогом в дневниковых записях 1930 года М. Пришвина

    М. А. Соловьева

    О ВАЖНОМ, НУЖНОМ, ДОРОГОМ В ДНЕВНИКОВЫХ

    ЗАПИСЯХ 1930 ГОДА М. ПРИШВИНА

    Сюжет сказки Николая Семёновича Лескова «Час воли Божией» [1] традиционный: в некотором царстве жил король по имени Доброхот, добра хотел всем. Решил король узнать истину: почему так не спори на все вопросы. Достали старичков: старичка Дубовичка, старичка Полевика, старичка Водовика, принесли их в плетенушечках к королю. Задал король им свой вопрос: отчего на свете доброе не спорится и не ладится? С трудом старик Дубовик прошептал: оттого, что люди не знают: какой час важнее всех; Полевик прошептал: оттого, что не знают, какой человек нужнее всех; Водовик прошептал: оттого, что не знают, какое дело дороже всех.

    Ничего не понял король Доброхот из шептаний старичков. Велел держать их в своем королевстве, пока не скажут яснее. Чудесным образом старички исчезли из королевства Доброхота. Тогда король, наученный своей мамкой-нянькой, отправил в путь-дорогу Разлюляя, верного слугу своего, на поиски некой девицы, которая больше печётся о других, забывая о себе. Вот она-то и знает отгадки на эти три загадки: какой самый важный час, какой самый нужный человек, и какое дело дороже всех. Долго ли коротко ли, шел Разлюляй дорогою и всех встречных спрашивал: какой самый важный час, какой самый нужный человек, и какое дело дороже всех. Но никто этого разгадать не мог. Наконец, встретил Разлюляй девицу: «Разлюляй подошел к девице не борзо, не с наскоку, а стал смотреть на неё издали, и лицо её ему чересчур светло показалось – всё добра полно и вместе разума, и нет в ней ни соблазна, ни страха заботного…» [1, 22]. Выслушала девица его и молвила: «Хорошо, что не задал мне дело трудное, сверх моего простого понятия, а загадал дело Божие, самое простое и легкое, на которое в прямой душе ответ ясен, как солнышко» [1, 24]. Разлюляй говорит:

    – Молви, девица: какой час важнее всех?

    – Теперешний, – отвечала девица.

    – А почему?

    – А потому, что всякий человек только в одном в теперешнем своем часе властен.

    – Правда! А какой человек нужнее всех?

    – Тот, с которым сейчас дело имеешь.

    – Это почему?

    – Это потому, что от тебя сейчас зависит, как ему ответить, чтоб он рад или печален стал.

    – А какое же дело дороже всех?

    – Добро, которое ты в сей час этому человеку поспеешь сделать. Если станете все жить по этому, то все у вас заспорится и сладится. А не захотите так, то и не сладите.

    – Отгадала все! – вскричал Разлюляй…

    … что же тогда про него скажут… как быть. И решил просто: записать эту мудрость на мехе и коже, запечатать в парчу и убрать в сундук золотой, а сундук – в теремной подвал, под семь замков и за семью печатями. Пусть лежит там до времени. И приказал Разлюляю, сосланному далеко за пределы королевского двора, на пасеку, никогда и никому не сказывать, что слышал он от мудрой и ласковой девушки. И самому забыть. И дела в королевстве пошли прежним образом. Не утруждал себя король больше мыслями: почему в его королевстве одним живется плохо, трудно, другим весело и беззаботно.

    Перечитывая художественные произведения М. М. Пришвина, дневниковые записи, невольно вспоминаешь эту сказку. Одна из «вечных» проблем в русской литературе – проблема выбора – рано или поздно встает перед каждым человеком, перед каждым героем литературного произведения. Герои произведений Н. С. Лескова – люди простые, праведники, которые сделали для себя выбор: какой час важнее, какой человек нужнее, какое дело дороже.

    В данном случае обратимся не к литературным героям – веселым и милым животным и птицам, удивительным людям, – а к самому автору. Свой выбор М. М. Пришвин сделал, входя в литературу, еще до страшных революционных событий 1917 года. Как гражданин, писатель решительно выступил против разрушения, которое несла революция, против тех методов, которыми устанавливалась новая власть, против насилия над личностью человека. Выступил своим чутким простым словом и сюжетом произведений, изображая прекрасные картины жизни природы и человека. Пришвин выбрал путь – писательский созидательный труд: создавать доброе и вечное, светлое и радостное. Наверное, поэтому в его творчестве такое важное место занимают дневниковые записи. Именно в них содержится ответ на вопрос: какой час важнее, какой человек нужнее, какое дело дороже.

    В дневниках Пришвин пишет о людях, с которыми ему приходится жить и работать в сей час: они ему нужнее всего. Дороже всего то дело, которым занимаешься в сей час. Поэтому писатель так благодарно принимал те пути, по которым надо было идти: то ли поездка, то ли командировка на новый участок работы. Он всё время в дороге. Образ дороги – один из ключевых в русской литературе. Как и герои Н. С. Лескова, так и герои М. М. Пришвина, да и он сам, всё время в дороге, в путешествии по жизни, в путешествии по своему внутреннему миру. И для всех – дороже то дело, которым они занимаются в сей час.

    Дневниковые записи называют еще социальными записями. Наверное, это справедливо. Ведь человек записывает то, что важного происходит с ним и окружающими его людьми в сей час. Какой человек сыграл определенную роль в его судьбе, необходимость присутствия другого человека в твоей судьбе в сей час, наконец, какое дело сделал сам и сделали тебе в сей час. Вот что важнее, нужнее, дороже.

    «…Быть русским, любить Россию – это духовное состояние… Ещё раз убедился в том, что мы с Л. на правде сошлись, и нет в мире более верного свидетельства нашей правды, как то, что мы сошлись» [2, 295-296]. Да, действительно, Господь людей посылает на жизненную дорогу каждого из нас, главное – не пропустить того важного, нужного, дорогого, уметь распознать вовремя. Этому Пришвин учился у жизни, этому учит своих читателей. Особенно остро это видишь в его дневниковых записях. Понимание важности, нужности, любви проходит через весь дневник писателя.

    В книге «Наш дом» Валерия Дмитриевна Пришвина (вторая жена писателя) пишет: «Пришвин не прятался во внешнюю жизнь, а возвращался к себе самому – к своим ежедневным утренним размышлениям, в которых черпал новую силу. Для чего? Чтоб вновь устремиться к другу, к человеку – единственной цели, к которой был направлен его жизненный путь» [2, 191].

    Всю свою жизнь Пришвин вел беседу с человеком, поэтому записи в дневнике короткие, приглашающие поразмышлять вслух. В конце своей жизни Михаил Михайлович определил место дневников в своем творчестве: «Я написал несколько томов дневников, драгоценных книг на время после моей смерти…» [2, 192].

    Дневники М. М. Пришвина – это и жизнь его души, и отражение жизни окружающих его людей, и записи, относящиеся к произведениям, над которыми писатель работал в настоящее время. Работа мысли и души – так можно подвести итог размышлениям над тем, что такое дневник в творчестве писателя: «Сколько раз приходит в голову, что жизнь необыкновенная и надо записывать…» [3, 635].

    В дневнике за 1930 год писатель рассказывает о тяжелых годах, которые он переживал вместе с родными и близкими, вместе с простым народом. Иногда встречаются жуткие картины-зарисовки того, что и как переживали люди. Голодные и холодные 1930-е годы: «Мы с Ефросиньей Павловной… сделали заключение: если о современной жизни раздумывать, принимая все к сердцу, то жить нельзя, позорно жить…» [3, 656], но народ верит в то, что вот сейчас придет новый человек, который знает, что делать, и все встанет на свои места, все будут счастливы. Народ ждал и встречал такого нового человека, вот как Пришвин отозвался на это событие в дневнике: «18 апреля. Мужики больше всего волнуются, что в делах хозяйства им указывают ничего не понимающие мальчишки. Молодостью, невежеством при коротенькой политической натаске объясняется возникновение такого множества негодяев среди партийцев, строителей колхозов», а 29 апреля Михаил Михайлович продолжает: «Скажи, Данило, о чем ты сейчас думаешь? – о мальчишках, – ответил он, – что вот я остарел на своем хозяйстве и землю постиг, а теперь приходит чужой мальчишка, лошадь не умеет запрячь, а учит тебя… Хуже этого ничего нет. Я об этом думаю: для чего такая напасть?» [3, 634].

    на истребление души человека?! Пришвин отвечает и себе, и Даниле, и комсомольцу, и читателю дневниковых записей: «В этом и есть жизнь сознания: каждый день отдавать отчет в своем труде и не располагаться на табельщика и бригадира: каждый внутри себя должен быть и табельщиком, и бригадиром, тогда бюрократия займет свое скромное место» [3, 635]. Да, нужен такой человек, который сам себя знает, ответственность несет за поступки. Для Пришвина важно видеть среди своего окружения людей, которые выносят тяготы бытия, помогают другим, делятся куском хлеба в прямом значении слова: «14 сентября. Серый, тихий-претихий задумчивый день. Мы с Павловной ходили к Тимофею Александровичу Ненюкову на его дачу под Новоселками на Сухманке. Старой дрожащей рукой преподносит корм своим животным, в числе которых есть и заяц. Задумываешься, он ли сделал зверей добрыми или они его» [3, 662].

    Записи 1 и 20 ноября свидетельствуют о большой нравственной работе души писателя: «Чего же вы хотите? – спросят меня. Отвечаю: – Хочу, чтобы в стране было объявлено на первом плане строительство лучших отношений между людьми и господство человека над машиной, а не наоборот, как теперь…Счастье на свете одно – это быть самим собой» и «…Мне думается, что еще можно отстаивать свою позицию, которая состоит в том, чтобы личным примером в деле осуществлять то добро, которое обещают на словах…» [3, 671, 676].

    Слова Валерии Дмитриевны Пришвиной – «Вечная дума о спасении жизни. В добро этой жизни он верил и для этой веры был рожден…» [2, 297], – подтверждают размышления писателя о важном, нужном, дорогом: нужно ценить каждый прожитый час, сей час, ценить человека, с которым ты в сей час, дорожить тем делом, которое тебе делают в сей час, и самому делать добро на пользу других.

    Примечания

    1. Лесков Н. С. Час воли Божией. Сказка // Собр. соч.: В 12 т. Т. 2. М., 1989.

    3. Записки очевидца: Воспоминания, дневники. М. Пришвин. Дневник за 1930 год / Сост. М. Вострышев. М., 1991.

    Раздел сайта: