• Приглашаем посетить наш сайт
    Татищев (tatischev.lit-info.ru)
  • Туранина Н. А.: Метафорическое видение мира в художественном дискурсе М. Пришвина

    Н. А. Туранина

    Метафорическое видение мира

    в художественном дискурсе М. Пришвина

    Индивидуально-авторская метафора есть не что иное, как инструмент познания мира, поскольку она базируется на установлении ассоциативных связей, сходств и различий между явлениями мира и создаёт на этой основе новые личностные смыслы, которые представляют субъективное отношение творца к миру, его видение, его трактовку действительности. При этом автор обязан учитывать связанные со словом, которое подвергается метафоризации, комплексы значений, ассоциаций, образов, существующих в сознании носителей языка.

    Автор помещает метафору в определённую художественную среду, в которой она, с одной стороны, подчиняется общим законам авторского идиостиля, с другой стороны, расширяет, обогащает его. Метафорические выражения формируют индивидуальную систему отражения мира, которая находится тем не менее в соответствии с этнокультурными традициями и имманентной способностью языка называть мир.

    Анализ 2433 индивидуально-авторских метафор, выделенных путём сплошной выборки из собрания сочинений М. М. Пришвина в 8 томах, показал, что основной в творчестве писателя является субстантивная метафора (1175 единиц). Глагольной метафоры почти в полтора раза меньше (798 единиц). Далее следуют метафоры адъективные (причастий – 98 единиц, прилагательных – 188 единиц) и адвербиальные (33 единицы). Отдельную и довольно многочисленную группу составляют свободные или несвободные словосочетания, компоненты которых могут принадлежать к разным частям речи (прилагательное + существительное, существительное + существительное в разных падежных формах и т. д.) – 137 единиц.

    В составленном нами (в соавторстве с А. Н. Чумаковым) «Словаре метафорических образов М. Пришвина» словарная статья содержит заголовочную единицу, контекст, в котором слово реализует своё метафорическое значение, указание тома, страницы, года, относящихся к данному контексту.

    Примеры словарных статей

    Говорить

    Вода разделилась: одна вода говорила, что вот этот путь раньше приведёт к цели, другая в другой стороне увидела короткий путь (5, 38, 1940).

    Вот только ленивая прибойная волна рассыпается и говорит нам: здрав-с-твуйте, здрав-с-твуйте (1, 208, 1908).

    Ни одного звука… И всё-таки что-то говорит… Пустыня говорит… (1, 255, 1908).

    Полунощное солнце на севере всегда это говорит: кончилось всё человеческое (6, 181, 1948).

    Одна волна, перекатываясь, говорит что-то другой (6, 361, 1953).

    Колодец

    Мне нужно спешить доставать слова из своего глубокого колодца (5, 378, 1951).

    Из глубокого колодца её (возлюбленной) духа (8, 366, 1940).

    Я тему свою, как пустую бадью, опускаю в глубокий колодец (4, 585, 1936).

    Рычаг писателя… при таланте доставал из недр родного народа слова, похожие на подвижные эмбрионы иной новорожденной жизни. Зачем же, казалось, особенно раздумывать о причинах и проверять колодцы, если выходит хорошо? (4, 429, 1934)

    А тот тёмный листик, опускаясь всё ниже и ниже, достиг наконец такой глубины в снегу, что и вовсе стал недоступен солнечным лучам и там, в глубине, оледенел и сделался донышком сосуда, наполненного доверху водой. Отдыхающие на дереве птички насмотрели в снегу этот драгоценный для них колодец (6, 134, 1948).

    Околица

    Каждый страстный охотник является обладателем огромного и многим вовсе неведомого чувства природы. Прямо же тут, близко за околицей, для него начинается волшебный мир. Душа его, как у пьяного, куда-то летит в переменах… Ему нужен трофей – доказать, что мир чудес существует и начинается совсем близко, прямо же тут, за околицей.

    Настоящий поэт своё видение чудесного мира, его истинную правду утверждает стройным хором звуков. В этот хор вступают друзья поэта, и правда поэта между людьми утверждается: за околицей мир чудес существует (6, 300, 1953).

    Количество контекстов, реализующих метафорический потенциал слова, различно и колеблется от одного до тридцати семи, метафорические номинации расположены в алфавитном порядке. В словаре представлены различные формально-грамматические типы метафоры: субстантивные, глагольные, адъективные, адвербиальные, а также метафоры-причастия и свободные или несвободные словосочетания, компоненты которых могут принадлежать разным частям речи ( + существительное, существительное + существительное в разных падежных формах).

    собой сверхфразовое единство.

    Метафорическая плотность художественных текстов М. М. Пришвина общеизвестна. Многие метафоры великого писателя и мыслителя, изначально являвшиеся окказиональными, вошли в русскую речевую культуру и практически приобрели статус языковых. Несмотря на это, они не потеряли своей эстетической ценности и смыслового потенциала, а метафорический образ мира, созданный писателем в прозе и дневниках, содержит в себе ещё много неоткрытых философских, художественных, мифологических и языковых тайн.

    Список литературы

    – М., 1982.

    2. Туранина Н. А., Чумаков А. Н. Словарь метафорических образов М. Пришвина. – Белгород: ИП Данилюк, 2007. – 226 с.