• Приглашаем посетить наш сайт
    Сологуб (sologub.lit-info.ru)
  • Зайцева Н. В.: Идея всеобъемлющего гуманизма в рассказах Михаила Пришвина для детей

    Н. В. Зайцева

    ИДЕЯ ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕГО ГУМАНИЗМА

    В РАССКАЗАХ МИХАИЛА ПРИШВИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ

    Творчество М. М. Пришвина уникально. Как оригинальный художник он занимал особое место среди отечественных детских писателей XX века. Его наследие – это целая художественная энциклопедия, в которой представлен мир живой природы. Голос писателя-природоведа талантливо, ярко, актуально звучит и сегодня. В произведениях Пришвина соединилось все: и научное знание, и поэтическая любовь к родной природе, и жажда постижения ее таинственного и манящего мира.

    «Война с Днепром». Тема господства человека над природой характерна для культурной традиции западного общества, в том числе и российского. Отсюда известное выражение, сорвавшееся с уст главного героя произведения И. С. Тургенева: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Но это не означает, что такой подход к природе правильный. В русской литературе XX века сложилась и совершенно иная традиция отношения к природе. Это идея единства человека и природы. Именно с таких позиций выступает в своем творчестве М. М. Пришвин.

    Разговор о мире растений, животных, птиц писатель ведет, оперируя нравственными категориями добра, красоты, духовной чистоты, гуманного совершенства. Идея всеобъемлющего гуманизма, охватывающего не только и не столько суть человеческого мира, но мироздания в целом, ярко, самобытно проявилась в коротких рассказах Пришвина для детей. Писателя часто упрекали в асоциальности, в уходе от злободневных для общества тем. Художнику в упрек ставились его природоведческие произведения, с иронией называли «певцом природы». Но, говоря о природе, Пришвин, как показало время, убеждал общество, что для человека важен не социальный гуманизм, то есть утвержденное миром людей человеколюбие, а гуманизм нравственный, который вне времени, вне человеком установленных законов.

    Короткие рассказы Пришвина для детей – это и произведения для взрослых. Писатель простыми словами говорит о самом главном, как человеку остаться человеком.

    Глубоко нравственно звучит рассказ «Ребята и утята». Он проникнут философской мыслью о стремительной и властной силе жизни, которая увлекает утят в опасный путь. Но не менее философично звучит финал, когда баловство мальчишек перерастает в осознание важности происходящего. Именно в охватившем героев душевном порыве Пришвин показал всепонимающую суть человека – быть добрым и внимательным к живым существам: «И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята:

    – До свидания, утята!» [1, 14].

    «Золотой луг». В нем автор в занимательной форме говорит об удивительных открытиях в природе и человеке. Главный герой – внешне не привлекательный, почти без запаха, скромненький, желтенький одуванчик. Единственно, чем интересен всем с детства – возможностью позабавиться, дунуть на отцветший белый шар, так чтобы легкие семечки на своих парашютиках разлетелись далеко-далеко. Но автор делает настоящее открытие, что неинтересный, на первый взгляд, цветок, если за ним понаблюдать, может стать самым интересным, ибо он часть огромного удивительного мира природы, неотделимого от мира человека. «С тех пор, – заключает автор, – одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали» [2, 14].

    Полон радости открытий рассказ Пришвина «Лисичкин хлеб». Само название уже интригует, заставляет задуматься. Писатель нацеливает читателя на собственные наблюдения, помогая услышать говор леса, увидеть весь многообразный мир природы.

    В своих произведениях Пришвин утверждает, что мир полон чудес, что человек должен видеть и слышать их. Для художника нет растений вообще, а есть кукушкины слезы, заячья капуста, петров крест, кровавая ягодка костяника, красная брусника, голубая черника белые грибы. Нет животных и птиц вообще, а есть лисица, гусь, землеройка, пчела, журавль, ворона, овсянка. В его рассказах упомянуты, наверное, все звери, птицы, растения средней полосы России. Они в пришвинских описаниях становятся живыми, они кукуют, шипят, гудят, ложатся спать и просыпаются, лес шепчет, гриб выбивается из-под листьев словно богатырь.

    Рассказы Пришвина о природе познавательны в своей основе. Они дают читателю конкретные знания о жизни леса, животных, птиц. Но не менее важным для писателя были воспитательные цели. Ранее К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой уже отмечали сильное нравственное воздействие природы на человека. М. М. Пришвин продолжает эту традицию. Его моральные уроки неназойливы, они лишены излишнего дидактизма. Носителями нравственности в произведениях художника являются сами герои: ястребы, жаворонки, ежи, утята и т. д. Анимизм – основной художественный прием рассказов Пришвина для детей. Но писатель не очеловечивает обитателей мира природы, они показаны им в их естественном поведении, повадках, «мышлении». Природная душа открывается при общении, столкновении с человеком. Интересен в этом плане рассказ «Наш сад (Рассказ старого садовника)». Время действия «очень давно, ещё в царское время и даже не при последнем царе», но как актуально его звучание в контексте сегодняшней культурной ситуации. В рассказе представлены два взгляда на сад. Один – видение сада художником, которое открывает нечто такое, что заставляет человека становиться мудрее, добрее. Так под воздействием созданных художником картин рассказчик навсегда определяет вектор своего жизненного пути – быть садовником, воплотить картину в жизнь, создать такой «незабываемый сад, без противных старых заборов», в котором «чем дальше, тем становится всё лучше и лучше, и плоды разные умоляют тебя их попробовать…» [1, 7].

    Другой взгляд – прагматичный, потребительский. Так смотрит на сад герой, прозвище которого говорит за себя – Проглот. Это злой человек, вор, способный на убийство, чтобы доказать силу своего зла. Его душа, «как кошелек», в который только можно складывать деньги. Душа же художника вмещает и землю, и небо, и сад. Она объемлет все. В народе это называется великодушием, о котором настойчиво и убедительно говорит автор таких удивительных произведений.

    человек, общество в целом.

    Примечания

    2. Пришвин М. Золотой луг. Рассказы. М., 1988.

    Раздел сайта: