• Приглашаем посетить наш сайт
    Чуковский (chukovskiy.lit-info.ru)
  • Берендеева чаща.
    Путик

    ПУТИК

    Река в лесу, предоставленная своей собственной воле, начинает с того, что на себя же и валит береговые деревья. Мы едем по Коде до тех пор, пока человек здесь не оставлял реки своим вниманием, расчищал для пропуска бревен своих и стружков. Без такой человеческой работы верховье лесной реки не только на лодке, но и пешком, берегом часто вовсе непроходимо. Деревья тут валятся, и вода, как испуганная, бросается в сторону; там она опять подмывает деревья, все заваливается на широкое пространство ломом, заболачивается, и это малопроходимое место здесь называется лама, или занаволока. В такой занаволоке подчас не только на стружке ехать нельзя, но даже и не поймешь, где же все-таки есть какое-нибудь движение воды, где основное русло.

    Общая тропа охотников, избегая капризов нечищеной реки, идет несколько одаля от Коды по левой стороне. Но деревья валит не только река, ветер тоже хороший мальчик, и часто поперек тропы лежат великаны. Большинство этих деревьев разрублены пешеходами для нас, новые упавшие мы разрубаем, хотя, конечно, перелезть гораздо легче, чем разрубить: мы, как и наши предшественники, не для себя разрубаем.

    – А для себя – как начинает свой путик в лесу человек? – спросил я Осипа.

    – Как первый человек начинает,– сказал Осип,– это я могу вам показать на себя: мой путик на Коде достался мне от отца и моему отцу – от деда, а дальше рассказать может только вот кто...

    И он показал на одно из невинных существ, дитя пожаров и времени, называемых в народе лесными шишигами: в черном призраке этом были и руки, и ноги, и даже светящиеся щелки-глаза, через которые несказанной прелестью сияла лесная глубина. Это был последний остаток давным-давно сгоревшего леса, вокруг же был все новый лес.

    – Так вот,– продолжал Осип,– дед наш сказывал: отец его, наш прадедушка, был при пожаре. Я после отца сел на Коду, но старик, мой дядя, прогнал меня с Коды. «Довольно,– сказал он,– ты тут посидел, ты молод, я стар, иди в Чащу, там богато». И я пошел в Чащу. Вот приедем, я все покажу. Избу свою, клеть. Немало уж и я сижу в Чаще, на месте поваленных мной деревьев березки выросли уже, и порядочные.

    Губин, пока Осип говорил, наверное, все думал и думал о моем вопросе: с чего начинает в лесу человек, если идет не по общей тропе? Надумав что-то, он сказал после Осипа:

    – Под какую-то речку, под какой-то ветер выбрал себе человек в лесу место, затесывает человек на дереве свое знамя, делает топором свои рубыши – и говорит:

    «Путик наш!»

    – Вот оно, мое знамя,– останавливает Осип,– вот мои рубыши, когда я еще на Коде сидел: эта Воронья пята – мое знамя, эти свежие рубыши – стариковы, рубанул, когда меня с Коды прогнал.

    Воронья пята – знамя Осипа – была вырублена точно по оттиску на песке лапы ворона: один рубыш во весь топор, и по сторонам два коротеньких полурубыша. У старика на том же дереве были свои заметки, похожие на клинопись, и, кроме того, отдельно были заметки стрелками для малых охотников, которые, конечно, учатся, ходят за старыми.

    Выждав Осипа, Губин спокойно продолжал:

    – Так первый человек в лесу ставит знамя,
    и говорит первый человек: «Путик наш!»
    Если же другой человек переходит путик,
    первый человек затесывает дерево,
    первый человек ставит на дереве большой крест,
    и другой человек понимает:
    «На мой топор не ходи!»

    Так мы идем по общей тропе с болота на холм, с холма спускаемся опять в болото, и у нас в руках для болотных переходов по кладям особые палочки – с вилкой на конце: палочка называется рашмак, вилочка – россошина; такой рашмак с россошиной никогда не подведет, россошина не даст палочке при опоре на нее сразу погрузиться в болото.

    – скроется – и холодно (под колодьями снег), покажется – и станет жарко, и чем-нибудь запахнет хорошим лесным. Поднимаясь на гриву Большой Клык, когда солнце богато светило, вместе с теплой сыростью испарений пахнуло какой-то особой атмосферой, окружающей, вероятно, весь холм Большой Клык, скорее всего это было похоже на легкий запах стойлового навоза и тончайший запах грибов.

    Невиданный лес обступил нас, необычайное зрелище открылось, когда мы из болота вышли в бор-беломошник: земля была покрыта белыми, разве чуть-чуть зеленоватыми, похожими па апатитовый матовый свет, волнами, и на этих легких волнах были не слишком частые – далеко видно! – румяные сосны. Тут мы только и поняли происхождение запаха, окружающего холм Большой Клык: этот белый олений мох только что вышел из-под снега, влажный был, разогрет и наполнил своим тонким ароматом весь бор. Там и тут на белом мху были темные пятна, следы пребывания здесь диких оленей. Их было тут так много, что, по словам охотников, можно было в недели две наготовить мяса для работающих в лесу на всю зиму. Но стрелять оленей запрещено. Почему запрещено? Мы так объясняем охотникам: рядом находится область Коми, где занимаются все оленеводством, для освежения крови домашних оленей хорошо иметь запас диких.

    – Дикие олени, наверно, легко сходятся с домашними?

    Губин ответил:

    – Если мало идет диких оленей
    и много идет домашних,
    дикие уходят к людям из леса.
    Если мало идет домашних оленей
    и много идет диких,
    домашние олени бросают людей,
    им не люди нужны: олень любит оленя.

    Мы так напряженно ждем увидеть в этом волшебном лесу диких оленей, но, кажется, в болотах уже начала показываться любимая оленями трава волосатик, и они, наверно, теперь паслись где-нибудь в больших сурадьях. Лучше оленей, однако, и дороже всего была для нас встреча в беломошнике одного до крайности простого и трогательного выражения приязни людей друг к другу в диких лесах. На общей тропе, где шли старые и малые, сильные и слабые, срублены были деревья: из них одно большое дерево было укреплено на пнях, другое – повыше: на первом, чтобы сидеть, а ко второму – прислониться спиной усталому человеку. И это маленькое сооружение носило название беседки, не в подражание беседкам дворянских садов, а и вправду для беседы: разные же люди идут по общей тропе, старые и малые, бывает, кто и отстанет, а тут на месте отдыха все сходятся, все отдыхают и непременно беседуют, рассказывают друг другу, кто что заметил в лесу. И мало ли что бывает: о всем беседуют. Вот и нам раза два на пути встретилась белка, мелькнула раз одному, другому,– мы тогда промолчали. А теперь, отдыхая в беседке, вспомнили про белку, и охотники наши согласно признали, что эта белка была ходовая: белка эта куда-то проходит и скорее всего здесь не остановится, и здесь эту белку больше никто не увидит. Здешняя белка, по словам их, идет «под суслон»: вот если во время жатвы белки много придет, она вся здесь задержится, и промысел будет богатый. А что кукушка сейчас в бору без отдыха кукует, это она в севалку дует, чтобы люди поскорее бы сеяли. И то же сейчас, когда в верховьях рек начала куковать она, должна показаться рыба хариус – очень вкусная. Мы так о всем беседуем, о чем вздумается; и даже об этих двух березках, выросших на месте срубленных деревьев, Губин сказал:

    – Хороша елочка, если одна растет,
    а две елочки сошлись – у них ссора.
    Много елок – темно и страшно.
    Приходит человек, рубит большие деревья,
    человек строит избушку и клеть.
    Проходит малое время, и наместо елей
    вырастают березки, и вся избушка в березах.
    И весело! Да и одну березку где-нибудь увидеть
    весело, и скажешь: скорей всего тут был человек.

    – то сухими сучьями колят глаза, то нога утопает в их тяжелом долгомошнике. Среди них даже и весну не узнаешь, а встретишь березку в хвойном лесу, и будто это букет цветов на окно.

    Много ли деревьев нужно для охотничьей избушки? Десять хлыстов на стены, пять на потолок, шесть на все другое, всего двадцать одно дерево и пять – семь дней работы одному топором, без пилы, без гвоздей. И после того избушка обрастает березками, стоит десятки лет, быть может, и сто лет стоит, и на далекие сотни верст люди знают эту избушку и так же говорят о ней, как мы в населенных местах о каком-нибудь городке.

    С общей тропы мы свернули на ледянку, проложенную здесь не очень давно, потом вышли на старый путик Осипа. Тогда Петя, шедший впереди для стрельбы рябчиков, сказал:

    – Путик опять на ледянку выходит.

    – Не путик на ледянку,– поправил его Осип, а ледянка вышла на мой путик: я ходил здесь еще в царское время.

    Было довольно смешно слышать этот спор о первенстве ледянки с путиком: по ледянкам нынче и автомобили пускают, а путик – это едва заметный след одного человека на траве, на грязи, на песке, и постоянно, если идешь путиком, проверяешь себя по засечкам на дереве.

    Мало-помалу глаз привыкает, и мы сразу же замечаем всюду расчищенные и посыпанные песком пятачки, называемые гуменцами, возле этих пятачков видны ямки, из которых доставался песок для гуменцев: колодцы. Птица сверху замечает такое гуменце, и ей тут вероятней всего надо выклевать камешки, быть может, крупный песок, необходимые ей для перетирания пищи: птица тут бегает, кувыркается, чистится. Если гуменце рассчитано на рябчика, то силышко подвешено на высоту кулака над гуменцем: на такой высоте рябчик держит голову, когда бежит, а чтобы головой он непременно в сило попадал, пустота внизу под силышком заполняется еловой лапкой. На глухаря сверх высоты кулака ставится еще большой палец, а чтобы птица не улетела с силышком, к нему привязана веревочка, плутиво, и на этой веревочке чащина (ветка для груза).

    Обо всем этом Осип нам подробно рассказывает и тут же на примере объясняет, как именно и где надо ставить сило, в каком месте на рябчика, в каком – на глухаря и на поль-ника. Но Губин этими рассказами не доволен и терпеливо ждет случая: чуть только Осип замолкает, он начинает выпевать свою былину:

    – Весною на путике счищаю гуменце,
    посыпаю гуменце желтым песочком,
    оглаживаю маленькой лопаточкой.
    Солнышко сверху смотрит на мое гуменце,
    садится птица на вершину дерева.
    Видко!
    Панет птица на землю,
    все видко!
    Бежит птица по тропе,
    все видко!
    Птица привыкает и любит гуменце.

    – Погоди читать! – остановил Осип,– мы это и так все понимаем, ты вот лучше прочитай им, как повадился медведь ходить по твоему путику.

    Губин с большим оживлением стал выпевать:

    – Хожу я весной по своему путику,
    нога моя давит на мох,
    выжимает нога воду из моха,
    бровки путика обсыхают,
    по краям вырастает сладкая травка,
    на травку выходит олень,
    за оленем приходит медведь,
    ходит медведь, не торопится.

    Осип засмеялся:

    – Не торопится! Куда же медведю торопиться, у медведя изба-то с собой!

    Губин продолжал:

    – Осенью расставляю свои силышки,
    тысячу силышек на своем путике.
    Каждый день собираю рябцов и тетерю,
    и медведь собирает, сколько ему надо.
    Медведь мною не обижен.

    – Шкура дешевая,– разъяснил Осип,– и зверь опасный, не стоит он того, чтобы им заниматься.

    – Наверно же у вас на медведя есть отпуски?

    – Были,– ответил Осип,– да теперь хорошие забыли,– читаем «Живые помощи».

    – Неужели от медведя псалом царя Давида читаете? – спросил я.

    – И от зверя, и от птиц все «Живые помощи».

    – И помогает?

    – Об этом не справляемся.

    – А вот как читают от медведя в Карелии,– сказал я полушутя, не подозревая, что становлюсь проводником суеверия:

    – Выйду я, не молясь,
    стану хребтом на запад, лицом на восток.

    тын золотой от земли и до неба.
    И чтобы не перелезть через тот тын
    волку, и рысю, и широколапому медведю.
    Ключ в море. Замок в гору. Аминь!

    очень даже любит там на водицу смотреть, как она переливается при месяце («лучше этого во всем кино нет ничего!»), а между тем как же он умоляет меня записать ему этот отпуск!

    Я отделался на время тем, что обещался, когда придем на место, дать ему отпуск из своей книжки на ворона.

    – А ворон,– сказал Осип,– пакостит еще больше медведя! Спасибо, если дадите от ворона. Ну, читай! – приказал он Губину.

    И Александр продолжал о медведе:

    – Хожу я по своему путику,

    Разобрал потолок, вынул мешок,
    положил на землю,
    второй мешок муки спустил, третий,
    пять мешков муки спустил

    А на моем путике были две елки.
    Остановились две елки по сторонам путика.
    Одна елка говорит:
    – Тебе идти!

    – Ты иди!
    Обе елки тесно стоят, возле путика.

    – Ну погоди читать,–сказал Осип.– Сейчас я все покажу на примере.

    И вскоре, действительно, возле путика мы увидели, тесно стояли два большие дерева, как бы уговаривая друг друга идти вперед по дорожке. Оба дерева были просверлены насквозь: через эти дырочки когда-то была продета веревка и к концам веревки привязана петля из довольно толстой цинковой проволоки. Медведь, собирая свою дань на путике, проходит между елками и попадает в петлю, а веревки, крепко привязанные за другие деревья, затягивают петлю на шее медведя.

    – Жив ли был медведь-то, когда ты пришел? – спросил Осип.

    – Медведь был жив, и я ему сказал:

    «Я тебя не трогал и не хотел трогать.
    Шкура твоя дешевая, и ты опасен.
    Зачем ты хотел взять у меня муку?
    ».

    – Ну, это ты маленько приврал,– сказал Осип,– живали мы и без муки, на одних ягодах.

    Так за разговорами незаметно добрались мы до Каргавы (приток реки Коды), и все, что нес с собой Губин, мы оставили в клети охотника себе на запас, даже не замкнув клети. С этого места Губин должен был вернуться, но я думал – он еще отдохнет, пообедаем вместе, чаю попьем: человек-то уж очень хорош, жалко расстаться. Но когда Губин, уложив вещи, вылез из клети и я сказал ему «спасибо!», он понял, что я за все «спасибо» сказал, что слова мои были последние. Он повернулся и пошел, и мы не скоро только поняли, что он совсем ушел.

    – Какой хороший человек! – сказали мы.

    И Осип на это:

    – На короткое время мы все хороши.