• Приглашаем посетить наш сайт
    Тредиаковский (trediakovskiy.lit-info.ru)
  • Цвет и крест.
    Обрадованная Россия

    ОБРАДОВАННАЯ РОССИЯ

    (Впервые: Русские ведомости. 1914. № 187. 15 авг. С. 3.)

    Теперь, когда мир попрал все законы христианской культуры, где-то в глуши Новгородской губернии долетают до моего слуха такие слова:

    – Слава Тебе, Господи, вся Россия обрадована, воистину Христос воскрес!

    Изумленный этими словами, спрашиваю крестьянина, в чем дело, чем обрадована Россия.

    – Казенку закрыли, – ответил крестьянин серьезно.

    Перекрестился и прибавил:

    – Все стали как красные девушки, воистину Христос воскрес.

    Эти слова увели мою мысль далеко в историю кабаков, из которых выходила всякая бунтовщицкая, разбойничья голь вплоть до последних нынешних хулиганов. Я рассеянно спросил крестьянина:

    – Куда же пьяницы делись?

    – Оделись, ваше благородие, их теперь не узнаешь, человек вошел в свой вид.

    И указал мне на рабочего, занятого прессованием сена:

    – Вот они тоже были этим занявши.

    Я подошел к рабочему, прессующему сено.

    – Простите, – сказал он, – мы люди слабонервные, нас к вину тянет сила.

    – Магнит.

    Он пояснил мне удивительное свойство силы «магнит» из одного человека делать двух: самый смирный на свете – один человек и самый буйный на свете – другой человек, а сила-магнит делает так, что самый смирный делается самым буйным. Вот он теперь две недели не пьет, зарабатывает в день полтора рубля, оделся, обулся, пришел в человеческий вид.

    Я спросил бывшего пьяницу, почему же раньше он не пробовал записаться где-нибудь у священника, дать обещание.

    – Не могу, – ответил он, – считаю это за грех, вроде хотя бы за рыцарство.

    «рыцарство», когда человек Бога испытывает.

    Еще больше удивила меня на днях встреча с одним стариком: человек он крайне правый, но вечно зол на начальство, повторял всему и каждому на тысячу ладов, что начальство у нас – немцы и поляки; в случае войны этот старик всегда пророчил беду. Теперь я встретил его и говорю:

    – Вот вы говорили, а смотрите, как дружно поднялся народ.

    – Слава Тебе, Господи, – перекрестился он, – видел я, как шли, и уж, признаюсь, всплакнул.

    – Как же раньше вы говорили?

    – А раньше было другое, теперь казенку закрыли.

    Вот опять: там смирение христианское является будто бы после закрытия казенки, тут умный и прямо мудрый старик объясняет взрыв патриотических чувств закрытием казенки. Все это наивно и грубо, но так убедительно.

    А вот еще из обрадованной России: вот я приезжаю в знакомый трактир, заказываю себе чаю, меня окружают толпой крестьяне, мещане, прасолы и подают лист бумаги.

    – Пиши, – говорят.

    Вся эта гурьба людей просит меня в резких словах написать Государю прошение, чтобы закрыть казенку на все время войны.

    – Знаем. Пиши, что вместо вина жертвуем по пяти рублей с головы.

    Я был уверен, что, скажи я одно слово, и они принесут деньги, и они были уверены, что вся Россия принесет – как один человек принесет – деньги.

    – Не лучше ли подоходный налог? – спросил я.

    – Так нельзя, – ответили они, – могут обидеться, скажут, не в свое дело суетесь, а то так просто, что готовы по пяти рублей с души вместо вина. А когда кончатся деньги, опять по пяти и еще.

    – Пока не одюжим врага...

    Раздел сайта: