• Приглашаем посетить наш сайт
    Батюшков (batyushkov.lit-info.ru)
  • Цвет и крест.
    Отзвуки войны

    ОТЗВУКИ ВОЙНЫ

    Власть и пахари

    (Очерк был подготовлен к печати (Речь. 1914. Сент.),

    но по указанию цензуры изъят из набора.)

    народ, но в такое время все становятся как бы грамотными. Как будто можно бросить камень в пруд и запретить воде волноваться.

    Живу я в довольно глухом месте, нарочно посылаю в город три раза в неделю, и все-таки, если что-нибудь совершается выдающееся, большей частью узнаю я от кого-нибудь из местных малограмотных людей. Так вот и в этот раз чуть ли не раньше газет узнал я от простых мужиков про события возле Государственной думы.

    Понятие, выбранное парламентской историей и произнесенное теперь у нас, вызвало из недр простого народа широкий отклик совести. И еще бы не вызвать, когда каждый, самый даже темный крестьянин, понимает, что не армия виновата, а внутренность, снабжающая армию. Можно себе представить, какое впечатление на простой народ на почве больной «внутренности» вызвало известие о министерстве общественного доверия. Ответственное министерство в народе называется просто «ответственностью». Спросишь говорящего об ответственности, кто и перед кем должен отвечать.

    Ответят – сподручники.

    Так называется правительство.

    – Перед Государем, народом и Думой.

    Иногда прибавят, что Государственный Совет – это лишнее, от него только путаница.

    Иногда кроме сподручников называют хищников-купцов, всех, кто наживается на несчастье войны, а то даже назовут какое-нибудь лицо, более других виноватое в недостаточном снабжении армии. Странно бывает послушать, как этот народ, мирный и малосведущий в истории, начинает теперь по-своему обсуждать понятия, выработанные историей других народов.

    Первую весть об этой «ответственности» занес мне Хорь. Мне уж не раз приходилось писать здесь, что у меня есть сосед-хуторянин, тот самый не умирающий тургеневский Хорь, который в противоположность самому углубленному Калинычу, занят вопросами общественности.

    – В Думе заявили ответственность, – сказал Хорь. И сейчас же добавил: Теперь ему пощады не будет. «Его» Хорь назвал по имени, главного виновника в недостаточном снабжении армия.

    – ... вовсе Россия, – продолжал Хорь, – но, может быть, теперь будет у нас настоящая власть.

    – Какая же это будет власть? – спросил я.

    – Административная, – ответил Хорь.

    Конечно, я был поражен: в другое время кто же больше Хоря этого бранил нашу административную власть, слушая его беспощадную критику, можно было считать его за отчаянного революционера, говори он свои речи не на своем уединенном хуторе, а в селе, так давно бы ему в кутузке сидеть, и тут вдруг этот же Хорь понимает ответственное министерство как торжество административной власти.

    – Что эти суды и пересуды, – говорит Хорь, – таскался я много лет по судам, нам нужна власть твердая, короткая, неукоснительная и справедливая.

    – Может быть, такая божественная власть?

    – Божественная власть, конечно, такая, только до Бога далеко, а у нас на земле власть административная.

    Понятно было одно, что это не та наша обыкновенная власть, а новая, идеальная, – пахарь взалкал по хорошей власти.

    Я залюбовался клеверным полем:

    – Какая благодать!

    – Благодать-то благодать, – усмехнулся Хорь, – да недалеко уйдешь с такой благодатью.

    Он хотел сказать, что нет ничего лучше клевера, да вот приходится оберегать его.

    – Народ не может оберегать себя, - сказал Хорь, – народ этого не любит и не может. Нужна власть. Наше правительство слабое: не знает времени. Правительству нужно время знать. Теперь время такое, что каждого нужно выслушать, понять, исполнить, что желает народ. Время сейчас народное. А вот дай, перейдет срок, и он опять всунется к полям, замолчит: пожалейте тогда, делайте, что хотите, ваше от вас не ушло и не уйдет во веки веков, потому что народ власть не любит. Ихнее от них не уйдет.

    – Вернется народ в поля, – сказал я, – опять произвол?

    – И опять произвол, а потом опять чистка.

    – И так до скончания века, одно и то же?

    – До скончания века, до последнего Страшного Суда.

    – А потом?

    – Потом так и останется: власти больше не будет, и народ будет сам, последние будут первыми, а первые в огонь. Только до того времени далеко, сейчас народ без власти не может.

    Православный с загулючей улицы

    (Впервые: Речь. 1915. № 217. 9 авг. С. 2-3.)

    Покидаю литературные конюшни и с котомкой странника отправляюсь смотреть, как собирается Русь для встречи врага.

    Как все изменилось! Прошлый год в это же самое время я ехал по этой же самой реке Мете на ее единственном пароходике. Купчик в каюте второго класса хвастался перед барыней, только что благополучно убежавшей из Германии:

    – У нас всего много!

    – А у них даже соль десять пфеннингов.

    – У нас две копейки.

    – Мясо у них...

    – Мясо у нас объяснено.

    – Мука...

    – Мука объяснена.

    Купчик не давал барыне высказаться: масло, крупа, дрова - всего теперь много в России, и все теперь «объяснено» губернатором.

    Теперь этот купчик молчит. Я слышал, как его в третьем классе допекали мужики, что вот, когда у мужиков не было хлеба, он продавал муку по 2 р. 40 к. за пуд, а теперь у мужиков он покупает по рублю.

    Купчик больше не хвалится. А барыня в трауре: потеряла на войне близкого человека. Барыня полушепотом исповедуется, видимо, совсем незнакомой ей женщине купеческого звания:

    – Всякий, даже каторжный труд я взяла бы как милость Божью, лишь бы не это одиночество. Думала раньше: дом, хозяйство, садик любимый – это уж при мне на всю жизнь, а теперь на все смотреть не могу...

    – А все-таки жизнь ваша легкая! – неожиданно ответила вдове женщина купеческого звания:

    – Как?

    И обе женщины, как два государства враждебных перед войной, жутко молчат...

    По-прежнему в это время докашивается на лиманах сено, а на гористых лесах – жнут женщины рожь. Но только радость свою, очи свои прекрасные закрыла теперь мать-пустыня; жнут и косят люди так, чтобы насытиться.

    – Грибы или ягоды?

    – Пробки! – отвечают мальчики.

    Они пробки собирают: у заливных берегов реки осели пробки; множество деревушек на берегу реки, в деревушках годовые праздники, и сколько бутылок выпивалось прошлый год, столько пробок оставил весенний разлив на берегу. Множество пробок, у одного мальчика их целая пирамида.

    В шалаше у знакомого Алексея Васильевича, разговаривая о пробках, мы оба радуемся, что нет на Руси больше пьянства, а когда вечером стало холодно, перед едой Алексей Василия неожиданно воскликнул:

    – Вот бы по стаканчику!

    И так пожелал, будто выпил, и, уже выпивший, стал душевно рассказывать:

    – Побывал в Петрограде, подивился: пьют какую-то ханьжу. Спрашиваю, как делается. – А просто, говорят, смешай горячий спирт с квасом, вот и будет ханьжа. Перед праздником говорю себе: «Олешка, ты чем хуже других?» – и купил, еще купил себе большую газетину: Выпью, думаю, и почитаю; завернул бутылку в газетину... шишки еловые! хорошо! Налил спирту в стакан по нижнее пятнышко, квасом долил, выпил – что за диво! Напиток, говорили, дерзкий и опасный, а действия нет. Налил еще спирту по середнее пятнышко, половину за половину квасом налил, выпил – ничего! В третий раз наливаю по верхнее пятнышко, сижу, дожидаюсь – ничего, будто квасу напился. Газетину смотрю... шишки еловые! в газетине большими буквами напечатано: «Конец Европу!». Слава тебе, Господи! и даже перекрестился. Конец врагу Европу, дерзкому, матушка Русь одолела лукавого злодея. Читаю...

    Алексей Васильевич вдруг переменил свой веселый шутливый тон:

    – ... читаю, а черти клещами за слова, черт знает что бормочу, похолодел даже: вот она какая ханьжа, вот она куда бьет! Входит Яков Макарыч. «Угости!» – говорит. – «Сделай милость», – отвечаю. Выпил он раз и два. «Почитай теперь!» – говорю. Читает, а я хохотать, и он хохотать. Щекочут нос черти, бормочем слова, как при столпотворении вавилонском. С тех пор закаялся пить ханьжу, самое это последнее дело; тому это пить, кто уж и родителей не почитает.

    – Цела! – ответил он, – вот, почитай.

    Беру газету и читаю «Конец Европы»:

    «Национальное сознание и национализм – явление XIX века. Кристаллизуются национальные государства. Национальные движения XIX века противоположны универсальному духу средних веков, которыми владели идеи всемирной теократии и всемирной империи и которые не знали национализма».

    – Вот тебе и конец Европу, – смеется веселый Василич, – ну, дальше!

    – Национализм есть партикуляризм; империализм есть универсализм.

    – А не знаете ли вы этого человека, вот кто писал это? – спрашивает мой слушатель.

    – Знаю, человек православный.

    – Вот и я думал тоже: православный он человек, только, видно, как и мы с тобой, православный с загуляевой улицы.

    Наше чтение слушали и в соседней палатке. Когда мы улеглись на сене и замолчали, я слышал:

    – Хитрый человек, Библию знает!

    – Библию знает-то – хитрый? Ничего ты не понимаешь! Хитрый человек – это кто изобретает полезное, а Библию знает-то – проходимец.

    – Проходимец, а сыт.

    – Ну, так что: завернут ему в бумагу селедочный хвост, возьмет эту бумагу, попишет, а ему за это деньги.

    – А может быть, он профессор?

    – Профессор того хуже: еще что наколдует.

    С котомкой странника и фельетоном Бердяева «Конец Европы» возвращаюсь я назад в свою литературную конюшню. Бедные люди открывают мне глаза на бедность нашего богатого ученого слова. Красным карандашом я подчеркиваю иностранные слова фельетона очень распространенной газеты, весь лист становится красным. Потом я нахожу другой фельетон «Конец интеллигентского сознания» и подчеркиваю: «Сознание нашей интеллигенции не хотело знать истории как конкретной метафизической реальности и ценности. Оно всегда оперировало отвлеченными категориями социализма, этики и догматики, подчиняя историческую конкретность отвлеченно социологическим, моральным или романтическим схемам.

    Раздел сайта: