• Приглашаем посетить наш сайт
    Гончаров (goncharov.lit-info.ru)
  • Цвет и крест.
    Сила вещей

    СИЛА ВЕЩЕЙ

    (Из дневника)

    (Впервые: Воля народа. 1917. № 182. 1 дек. С. 1.)

    29 ноября

    Все еще в газетах употребляют слово «обыватель», хотя его давно уже нет – какой это обыватель, если про черный день ничего отложить не можешь, и вещи обывательские исчезли. И какой тоже герой, если сила его только в силе вещей (прим<ечание>: бессилие Крыленки при убийстве Духонина).

    Футуристы (литературные большевики) очень неглупо написали еще до войны одну пьесу, в которой бунтуют вещи и нет человеческих лиц.

    Победила сила вещей, потому нет героев и не за что жизнь свою отдавать тому, кто ищет подвига, не герой действует, а просто деятель, и потому лик у него деревянный.

    Бессильная злоба одеревянила и лица обыкновенных людей на улицах – это люди завоеванного города, которые теряют свой цвет и становятся робкими тенями человека.

    Как жертвовать собой, если то, из-за чего жертвуют, – попрано и разрушено до основания.

    Скажут: «переходное время».

    А где же человек? Разве можно хотя бы на одно переходное мгновение оставить его?

    Некуда убежать: вся Россия теперь такая же завоеванная страна, и люди ее повсюду одинаково, как мыши, заняты поеданием каких-то припасенных крох. И что будет последнее – никто не знает.

    Я слышал в одном большом собрании истерический крик одной девушки:

    – Все кончат женщины!

    Никто не понял тогда смысла этого крика, но теперь все больше и больше начинаешь понимать, что значит это пророчество.

    То, что в мужчине культивировалось раньше как героизм, выродилось в Нелепое, а вечно женственное перешло в Естественное, в очередь женщин за полфунтиком хлеба.

    В спальнях институток слуги царского строя распоряжаются именем Российской социалистической республики – вот Нелепое.

    А у лавочки против Смольного, женская очередь перед нарисованными на дверях лавочки булками, – это Естественное.

    – Хлеба нет!

    Очередь шарахнулась в другую лавочку и слилась с другой очередью, и все женщины, женщины. Лавочник вышел и обрезал хвост: те, которые он отрезал, хлеба не получат. Не эти ли женщины прислали к нам в редакцию письмо с тридцатью тремя подписями?

    – Будьте так добры, господин редактор, напечатайте наше письмо, так как мы, бедные женщины, пока больше ничего не можем сделать, а душа исстрадалась ужасно, готовы все подписавшиеся принести свою жизнь во славу народа.

    «Во славу народа принести жизнь!» - пишут полуграмотные женщины под диктовку голода.

    А вот самое письмо:

    «– Это письмо написано слезами женщин и проклятием всей души.

    – Ленин, опомнись!

    – Что ты делаешь?

    – Ты ведь Иуда!

    – Ах, ты!

    – Кровожадный! Проклятие тебе от бедных женщин. Наше проклятие сильно».

    взялся истерический крик в большом собрании – что войну и также революцию закончат женщины, и Нелепое погибнет в Естественном, силою тех же вещей.

    P. S. Началом перелома в силе вещей я считаю не 28, день Учредительного собрания, а день винного праздника в Зимнем дворце, с чем, вероятно, согласится и комиссар по борьбе с пьянством в Петрограде, Иван Бызам.

    Раздел сайта: