• Приглашаем посетить наш сайт
    Тредиаковский (trediakovskiy.lit-info.ru)
  • Цвет и крест.
    В телячьем вагоне

    В ТЕЛЯЧЬЕМ ВАГОНЕ

    (Впервые: Жизнь. 1918. № 10. 4 мая. С. 3.)

    Лет уже пятнадцать по нескольку раз в год езжу я из Петрограда в Елец, и никогда не случалось мне встретиться с человеком, который одновременно со мной брал бы в классе билет до Ельца. Теперь в нашей очереди многие едут в Елец – южный полюс Российской советской федеративной республики, за Ельцом где-то очень близко немцы, и потому многие берут до Ельца.

    На северном полюсе господствует принцип всеобщего мира и классовой войны, на южном – царство мешочников, без всякого принципа. Нелегко освободиться от петроградского принципа: из Петрограда я выбрался совершенно так же, как из плена, не брезгуя никакими средствами: я убежал.

    И как бывало, еду я в поезде возле места военных действий, видно в окно, как шрапнель разрывается, а тут люди в вагоне пытаются осмыслить военное разрушение и убийство, и так теперь в поезде, идущем вдоль революционного фронта, еду я и слушаю, как человек-зверь пытается подняться на две ноги.

    В нашем вагоне идет жестокий спор старушки-толстовки с большевиками, матросами гвардейского экипажа Балтийского флота.

    – Ваша программа чудесная, – говорит толстовка, – мы, толстовцы, это признаем, только не надо насилия.

    – Мамаша, – отвечает матрос, – это война!

    – Не нужно войны!

    Спорят, будто летят, а вот рядом со мною сидит человек бледный, опухший, измученный. Ему не улететь – он жертва войны. Три года тому назад он оставил семью, жену, пять маленьких, сражался в Галиции за Российскую Империю. Мне кажется, это его я видел у Ярославля на Сане, следил с наблюдательного пункта в бинокль, как он с крынкой молока пробирался вдоль Сана к нашей батарее. Вижу я, как снаряд попал в реку, взрыв обнажил дно, и солдат с крынкой исчез в белом столбе воды и дыма.

    – Погиб! – сказал офицер.

    Он ошибся: солдат ползает по земле, собирает выброшенную из Сана рыбу, пытается одной рукой нести крынку с молоком, другою – рыбу. Снаряды землю пашут вокруг него, пуля сбила фуражку. Без шапки, с крынкой молока и рыбой он достигает невредимый батареи и вручает молоко офицеру.

    Мы пили чай с этим молоком, и офицеры говорили между собой.

    – Мне страшно думать о будущем этих людей: они ожидают такого счастья от этой войны, какого не может быть на земле, в конце концов они будут обмануты.

    Заведующий хозяйством сказал:

    – Почему вы думаете, им наверно будут прощены некоторые платежи, понижены налоги.

    – И опять воевать? – раздраженно сказал болезненный офицер, –нет, покорно благодарю, я больше не хочу, эта война – последняя. Первый офицер на это возразил:

    – Вот вы, как этот солдат с крынкой, верите в то, чего на земле быть не может.

    – Нет! – сказал заведующий, – я думаю, что земельные налоги будут на время отменены, даны будут разные льготы, и все будут довольны, и этим все кончится.

    С тех пор прошло больше трех лет, и вот он, этот солдат, калекой возвращается из германского плена. Он – живой мертвец. Старый боженька из крынки молока, которую принес он под пулями своему офицеру, ни одной капли не претворил в революционную веру, – инвалид безучастен к спору толстовки с большевиками.

    – Ваша программа чудесная, – говорит толстовка, – но только убийство; как можно чего-нибудь хорошего достигнуть убийством? Юноша задумчивый, нежный и жестокий, как Робеспьер, отвечает:

    – Мамаша, если бы я мог собрать всю буржуазию, всех попов в одно место, в один костер, и мне бы досталось счастье поджечь его, – я бы поджег, я был бы счастлив.

    – Ну, и что же потом?

    – А потом, кончено, убийство: тогда мы вместе с вами, мамаша, будем проповедовать мир, люди будут счастливы.

    Мамаша, удрученная, долго молчит, долго обдумывает и, наконец, опять начинает спор.

    – Это война, – говорит она, – научила вас убивать.

    – Мамаша, а разве мы хотели воевать и убивать? Нас заставляли. Вот, если бы вы это испытали, а вы это не испытали, вы счастливая.

    – Вам нужно Бога признать, – отвечает толстовка.

    – Мамаша, нельзя ли Бога отменить или заменить слово «Бог» каким-нибудь другим словом?

    – Хорошо: пусть «душа».

    – Не понимаю «душу»: какая душа, где душа?

    – В нас самих.

    – Это совесть: у совести есть глаза, а что такое душа, Бог, тот свет?

    Я спрашиваю инвалида, как он обо всем этом думает. Я говорю ему:

    – Они хотят отменить Бога.

    – Бога? – повторил он.

    – Да, Бога, и сжечь всех купцов и попов.

    – Купцов и попов?

    – Для счастья всего человечества.

    – Как: для счастья?

    – Не теперь, а потом, не для нас, а для будущих нас.

    – Для будущих?

    – Вы что-нибудь понимаете в этом?

    – Нет, я ничего не понимаю, – меня укачало.

    Матрос говорит:

    – А мне разве жизнь дорога, я разве из-за своей жизни хлопочу?

    Мамаша спрашивает:

    – Почему же вы теперь уезжаете в деревню?

    – Подождать.

    – Немцы идут, а вы ждать?

    – Это не немцы, это наша буржуазия. Скоро у немцев будет как у нас, нужно только подождать.

    – Верите?

    – Знаю.

    – А какой вы партии?

    – Никакой партии, я сам по себе: я – человек.

    – Беспартийный – это самое вредное.

    Я спросил:

    – Что же, и нас нужно сжечь в общем костре?

    Жестокий юноша ответил:

    – Непременно.

    И Бога заменить разумом, и сжечь всех для всеобщего счастья – и жестокий и чувствительный, совсем как Робеспьер.

    Так до самой Москвы пытаемся мы в вагоне осмыслить события, но в Москве на Курском вокзале, будто в бездну, проваливаемся в это царство мешочников. Часа три мы стоим на платформе в ожидании состава поезда телячьих вагонов и, когда подают, на ходу кошками прыгаем в двери. На ногах моих сидят, плечи сдавлены. Сверху, низко так, что надо шею согнуть, настилают доски. Через щели в досках сыплются семечки, сор, льются помои, а потом и еще хуже: выйти никак невозможно. И полная тьма, хоть выколи глаза. На крышах топот, вот-вот крыша провалится. Слышно оттуда: «Красные морды!»

    – воинов Советской республики. Мешочники и «красные морды» – величайшие враги.

    Садилось солнце. На повороте я увидел весь состав нашего поезда и на крышах освещенные заходящим солнцем группы людей. Эти люди были похожи на плывущих по морю на плотах и обломках во время кораблекрушения.

    Тонет корабль, я хватаюсь за бревно, сажусь на него верхом, – я рад, что мне досталось бревно. Вот плывет мешок с сухарями, я хватаю его, я рад. Меня выбрасывает на берег – я счастлив! А корабль утонул, и много погибло людей. Но я счастлив, и счастьем моим начинается на острове новая жизнь.

    Вот так же и эти чумазые мешочники теперь на крышах вагонов, как на бревнах, плывут, жестокие, цепкие, как звери, ныне граждане единственной в мире социалистической республики, завтра – господа буржуазнейшего в мире мужицкого царства.