• Приглашаем посетить наш сайт
    Булгаков (bulgakov.lit-info.ru)
  • Цвет и крест.
    Война слов

    ВОЙНА СЛОВ

    (Впервые: Воля народа. 1917. № 124. 21 сент. С. 1.)

    Из тех, кто был на Демократическом совещании, никогда не забудет красивую, представительную фигуру одного грузина, который сказал:

    – Грузия достаточно сильна, имеет много оснований требовать кое-что для себя, но не хочет усложнять и без того сложное положение государства.

    Эти простые слова были многими поняты так, будто сын умирающей за дверью матери сказал: «Мы собрались в лучшей комнате нашей матери, она еще жива, нехорошо теперь делиться, подождем».

    И простые слова на время в собрании стали победными.

    Еще смелее сказал другой грузин:

    – Здесь были представлены все национальности, кроме русской.

    Правда, почему-то грузины, поляки, мусульмане, украинцы, решительно все народности заявляют «о любви к отечеству и народной гордости», но великорусы... только соберешься с духом предстать и подумаешь: «Ну их к черту, жулик на жулике». Да еще как-нибудь повернешь все и в свою пользу: «Предстательством Отцов Святых и Пресвятыя Пречистыя Богородицы достаточно представлены».

    Так раздумывая, встретился я глазом с представителем родного мне черноземного края, типичным человеком от «третьяго элемента», и еще одним из деятелей 1905 года – эти люди – не охотники национально предстательствовать и вид у них обыкновенный. За ними разные новые интеллигенты, всякие кооператоры, разные интеллигенты без старой интеллигентской гимназической и университетской муштры, с готовыми формулами и резолюциями, все это организовано и подведено до такой степени, что мышь не проскочит, а не то что какая-нибудь национальная черноземная фигура в черкеске и с кинжалом.

    Язык девяти из десятка ораторов – тот гладкий, без всякой задержки язык, которым пишутся газетные статьи и который так презирают настоящие художники слова. И невольно приходит на ум, почему слово человека земли, назовем такого человека Сидящим, почему это слово не такое, как у Посланника.

    Вот, например, из моей записной книжки речь деревенского оратора:

    – Товарищи, друзья! Вы не подумайте, ежели я большевик, то я узурпатор или подобен Дон-Кихоту! Я дерзаю, а вы, господин буржуаз, трусите: у вас еж по пузу бегает!

    За такой уродливостью речи вы слышите силу варвара-скифа, но почему же Посланный сюда, в столичное Совещание, говорит исключительно по-мещански, так, что слова его кажутся туго накрахмаленными и остриженными бобриком. Слова же бородатые почему-то остаются там, при Сидящем.

    Упрекнут меня, скажут, что вот нашел время, чем заниматься. Нет, друзья, товарищи, я ищу красоты, без которой быть ничего не может, я ищу увидеть здесь, в Народном собрании, лицо своей родины. Не нахожу этого, и в сотый раз спрашиваю, почему Посланный так непохож на Сидящего, отчего те наказывают стоять за лад и единство, а эти только и знают, что делятся.

    Посланный говорит:

    – Облеченный всем полномочием частных и групповых интересов, заявляю требование о немедленном всеобщем демократическом мире!

    Для этого есть у нас великие и простые слова: О мире всего мира!

    За этими словами в церкви следует жертва.

    «Требуем!» и петушком, петушком пробивает себе дорогу к раздору.

    – Пораженец! – кричат ему.

    Бунтарь в ответе опять выставляет целое войско накрахмаленных слов.

    – Оборонческие партии, детищем которых является это собрание...

    Война обессиленных слов... совершенно такая же, как в местностях с различными народностями, на границах, в Галиции.

    – Я, – говорит, – стою за однородное.

    Ей очень аплодируют.

    И она уже не своим прежним детским, душевным голосом кричит:

    – А если буржуазия не...

    «не»...

    – То тогда пусть узнает...

    Что узнает, за шумом я не расслышал и спросил. Мне ответили:

    – Призывает к погрому буржуазии!

    Не думаю, чтобы она, такая, могла призывать к погрому, но половина собрания так понимает слова Ангельской душки, а другая бушует от радости.

    Забылся я тут, прикурнул, задремал, и снилось мне, что разговор продолжается.

    Кто-то из ораторов говорит:

    – Русская революция виновата перед французской своим принципом бескровности; получается лицемерие: тут признается бескровность, а там самосуд.

    Другой отвечает:

    – Нужно открыть форточку, необходимо признать принцип крови.

    Как известно, словесная война за мир всеобщий и демократический не закончилась, и ее постановили вести да полной победы, до полного истощения слов.

    Раздел сайта: