• Приглашаем посетить наш сайт
    Кузмин (kuzmin.lit-info.ru)
  • Иван-Осляничек.
    V. У святого колодезя

    V

    У святого колодезя

    В день Николы Вешнего солнце в окошко глядело, жаворонок пел над полями, благовест Семибратского монастыря собирал воедино людей и полоски разделенной земли. По дороге из Юрьева шли три женщины: одна в сарафане с красными цветами, другая в сарафане с белыми цветами, третья женщина была под годами, и сарафан у нее был в темных цветах.

    – Милые! – говорила женщина в сарафане с темными цветами, – есть теперь люди, Бога не сознают, говорят:

    – Бога нет.

    – Милые, а это кто же нам посылает? Бог, милые девушки, Бог!

    Молодые девушки плохо слушали: что им было до старого Бога, когда молодой Бог в окошко глядел на утренние росистые поля и молодой звонарь весело звонил: «Девки в лентах, бабы в бантах».

    Благовест все креп и креп. Со всех трех сторон сходился народ. С четвертой, где нет ни сел, ни деревень, показалась черная старушка со свечкой в руке.

    – Чья это старушка? – спросили девушки.

    – Судьба! – сказала женщина в темных цветах.

    – «Девки в лентах, бабы в бантах», – звонил теперь вовсе близко молодой звонарь.

    юрьевские женщины у Святого колодезя наполнили пузырьки святою водой и сели на лавочку под ракитами. На ракитах пел соловей, в роще куковала кукушка.

    – Ты о чем будешь спрашивать? - шептались одна с другой женщины на лавочке, на камнях, на пнях.

    У одной поросенок хворал, у другой корова, у третьей дочка засмыслилась.

    – Милые, – говорила женщина в сарафане с темными цветами, – судьба женская еще во чреве матери отпечатана.

    – У всякого есть своя доля и мера, - отвечала ей какая-то женщина с меднокрасным лицом, с окровавленными ногами.

    – Крапивой, крапивой на ночь обложи, завтра ноги живые пойдут, – сказала женщина с темными цветами.

    – Как звать тебя? – обрадованная советом, спросила нездешняя женщина.

    – Меня зовут Марфой – сказала женщина в сарафане с темными цветами.

    – Ну, вот же спасибо тебе, Марфа, за твою крапивушку. И земно ей поклонилась.

    – А меня зовут Татьяна Одинокая, я не здешняя, – молвила женщина с медно-красным лицом.

    И, понизив голос, с лицом, обращенным к Марфе, но глазами, далекими отсюда, шептала:

    – Вот что, Марфуша, шла я сейчас полями и видела, чья-то старушка со свечкой все доли обошла. Чья это, Марфушка? Тяжело вздохнув, ответила Марфа:

    – Судьба, Татьянушка, у всякого есть своя доля и мера.

    Седой старичок, опираясь на костыль, тихо поднимался в гору, откуда бежала св. вода. В руках у него был какой-то медный сосуд и св. Копие. Старец помолился в часовне.

    – Для чего водица? – спросил он первую женщину, подавшую ему пузырек с водой.

    – От поросеночка, батюшка; не знаю, какого оставить поросеночка: пестренького или беленького.

    Женщина спросила просто, без страха, как у простого хозяина. Какой-то чужой молодой человек, одетый по-городскому, глядя из толпы на старца, спрашивал Марфу:

    – Кто он, откуда он у вас?

    – Как откуда? – удивилась Марфа. – Бог послал. От Марфиных слов показалось чужому, будто Бог – простой белый старик и живет вместе со всеми под соломенной крышей.

    – Какой поросенок потверже?

    – Пестренький потверже, – ответила женщина.

    – Во имя Отца и Сына и Святого Духа, – благословил старец женщину и, отпуская ее, сказал:

    – Оставь пестрого.

    – Что он тебе сказал? – обступили первую женщину другие.

    – Он велел мне пестрого оставить. Послушаешься меня, говорит, и будет тебе во всем хорошо.

    Другие женщины теснились возле старца с пузырьками святой воды, одна за другой спрашивали о своих мелких делах. Одна показала больную грудь, другая вынула из мешка больную курицу. Старец со светлой улыбкой окропил водой больную грудь и больную курицу, и улыбка его, не утомляясь в святой воде, переходила на баб, на кур, на поросят, на жениха и невесту, на старушек-бобылок лежачих, что все больны, как не зацепить их, на жадных старушек, что все с клубочками сидят и шьют на то время, когда руки владеть не будут, на домовитых хороших старух, что, не помня себя, работают до гробовой доски для своей семьи, и на девушек в сарафанах с белыми и красными цветами, и на весь крестьянский скот и живот.

    – Я по мужнину делу, – шепталась Марфа с полюбившей ее Татьяной Одинокою. – Видела я, Татьянушка, вещий сон: приходит ко мне Богородица...

    Татьяна перекрестилась.

    – Да, Татьянушка, приходит ко мне в сонном видении Матушка Пресвятая Богородица, хорошая женщина, вся в белой одежде, с ребеночком в руках, и говорит тихим, ласковым, хорошим голосом: «Марфа, чтобы ни было с тобой нынче, не бойся. Будет тебе всякое искушение, - не искушайся. И будет тебе обида великая – не обижайся. И страсть будет - ты не стращайся. Искушению не поддавайся. Страсть будет – зажги страстную свечку, обида будет – поставь Ивану-Осляничку обидяющему свечку: он сымет обиду твою. А после искушения обиды и страсти выйдет тебе женское счастье. И показала дитя.

    – Слава Тебе, Господи! – перекрестилась Татьяна Одинокая.

    – Мальчика мне показала, Татьянушка,– продолжала Марфа. – И было мне искушение: приходит сам начальник в избу и деньги дает мне за Ивана-Осляничка, большие деньги. «Это, говорит, не Иван, это Христофор, у него не ослиное было лицо, а это он у Господа выпросил себе ослиное». Ну, уж нет, говорю ему, батюшка, по-ученому, может быть, и Христофор, а по-нашему Иван-Осляничек обидяющий». И как только это вымолвила, вспомнила сон – и отошло искушение.

    –Слава Тебе, Господи! – опять перекрестилась Татьяна Одинокая.

    – После искушения приходит ко мне мой бешеный, пьяный-распьяный, прости Господи, царство ему небесное.

    – Пером землица! – промолвила Татьяна Одинокая.

    – Подавай, – кричит, – корову, пропью! – Я коровушку перед тем в хлев спрятала: он давно добирался до Зорьки. Спрятала я коровушку, а она, как услыхала, что он бьет-то меня, и зареви: немо так, немо заревела. Побежал он туда и вымя ее вырезал, и выменем хлоп меня по лицу.

    – Окаянный!

    – Господи, Боже мой, – молюсь я, – Иван-Осляничек обидяющий, сыми обиду мою. – Твержу молитву, хочу свечку поставить Ивану-Осляничку, а рука-то тянется к Воину.

    – К Ивану Воину тянется.

    – К нему тянется. И раз, и другой раз не принимает, а я все твержу: «Иван-Осляничек обидяющий, сыми обиду мою».

    В третий раз принял свечу. Стало мне светло на душе и радостно.

    – Снял обиду?

    – Снял, Татьянушка, обиду, а за обидой-то страсть приходит: несут его.

    – Мужа?

    – Стефана несут. Какой бы ни был муж, а муж: жалко. Ручки у него золотые были: трезвый муху не придавит, пьяный – весь в диаволах. Положили его на куте и ушли, я свечку в головах поставила, думала: кончился. И только я свечку поставила, он открывает глаза и покойницким голосом говорить мне: «Я еще поживу». Встает с лавки, идет ко мне...

    – Покойник?

    – Вот уж и не знаю: впала в беспамятство, а как опомнилась, он возле меня на полу мертвый лежит.

    – Для чего водица? – спросил в это время старец последнюю перед Марфой женщину.

    – От мужа, батюшка, муж дерется.

    – Муж дерется, – повторил старец, – надо терпеть.

    – Терпела, отец мой, терпела, знает Господь да темная ночь, как я терпела, мочи нет.

    – Мочи нет.

    – Прости, батюшка, утопиться хотела.

    – Что ты глупишь!

    – Сказывай!

    – Перед Светлой заутреней приходит ко мне...

    – Ну, приходит к тебе.

    – Перекрестись, говорю, немытое рыло, время ли теперь: Господь во гробе лежит.

    – Хорошо сказала, правда твоя!

    – А он самосильно лезет. Собралась я с последним и спихнула его. Охнул и пошел вон из хаты.

    – Напрасно так. Не властна жена мужу отказать. Ты откажешь, а он другую найдет; ты же виновата будешь.

    – Ну, сказывай.

    – Стало мне жалко мужа, вышла а на двор, а он...

    Прости, батюшка, вымолвить страшно.

    – Сказывай.

    – А он с телушкою...

    Старец опал в лице, ушел в себя и вернулся с ответом.

    – Женщина, на ком хочешь вину искать? Зачем ты ему отказала? Не властна жена мужу отказать.

    – Судьба моя горькая...

    – Судьба твоя с пьяницей жить. Что же делать? Надо терпеть.

    – Терпеть, батюшка.

    – Уши не растут выше головы: против судьбы не пойдешь. Он скажет, а ты перемолчи.

    – Так, батюшка.

    – А если муж скажет слово, а жена десять, так уж тут мало хорошего. Ты женщина, тебе надо терпеть. Судьба твоя такая. А пьяному нет судьбы.

    – Пьяный весь чужой.

    – Есть еще что? – Да, батюшка, та телушка бутеет.

    – Корову продай мясникам, – зашептали вокруг женщины, – это бывает; у нас тоже причинала корова от свекра.

    – Для чего водица? – спросил старец Марфу, последнюю женщину.

    – Видела я, батюшка, сон: приходит ко мне в сонном видении Богородица и говорит мне ласковым, хорошим голосом: «Марфа, будет тебе искушение – не искушайся. Будет тебе страсть – не стращайся. Обида будет – не обижайся. А после обиды и страсти будет тебе женское счастье». И показала дите, мальчика.

    – Женщина! – молвил старец, – не ложен твой сон. И ничем ты не мятись, и не пугайся покойником. Нужно ему было. Нужно ему было семя человеческое на земле оставить. Туда ему нельзя было взять.

    Старец помолился и общим большим крестом благословил всех и все; и больную грудь женщины, и больную курицу, и жениха с невестой, и старушек-бобылок, добрых и жадных, и коров, и телят, и поросят, и Татьяну Одинокую, и Марфу, и будущее дитя ее, семя человеческое.

    Разделы сайта: