• Приглашаем посетить наш сайт
    Набоков (nabokov-lit.ru)
  • Новая земля
    Круглый корабль

    КРУГЛЫЙ КОРАБЛЬ

    (Впервые опубликовано: «Русские ведомости», 1911, 1 января)

    Кто бывал у святых колодцев, где поклоняются чудотворным и явленным иконам, замечал, конечно, что верующие люди, искупав младенцев, оставляют их рубашки и крестики тут же, у колодца, на ветках ближайших деревьев. Крестики потом, конечно, падают на землю. И есть в народе такая примета: найдешь крест с лицевой стороны – он сам придет, найдешь с исподней – нужно его искать...

    Я слышал эту легенду недалеко от Оптиной пустыни и вспоминаю теперь в Петербурге, раздумывая о последних трех или четырех годах своих наблюдений. Между моими знакомыми есть люди, верующие так ясно и просто, что кажется, будто Христос к ним сам пришел, а есть ищущие, и из этих ищущих для многих стоит глухая стена.

    Прошлый год я был на Рождестве у братца Иванушки и стоял в громадной толпе пьяниц, проституток и трезвенников, начавших при помощи братца новую, хорошую жизнь. Иванушке нужно было как-то доказать нам, что Христос родился без плотского греха, от чистой девы. Должно быть, это была ему очень нелегкая задача. Он волновался, разводил руками, приводил всякие примеры. Как ни кинь – все выходило, что человеку без греха никак нельзя родиться.

    – А все-таки он родился без греха,– сказал братец.

    – Без греха, дорогой! – ответила толпа.

    – Слышите,– показал братец на окно,– гармонья играет, пьяницы идут с разными музыками.

    – Прости, дорогой! – сказали в толпе.

    – А вы собрались без музыки и пьянства, без греха, вот он и тут!

    – Тут, дорогой!

    И правда, нечаянно, негаданно явился Христос в это собрание. Каждое слово, сказанное братцем, после того как поняли, что он тут, было великой милостью. Все жадно ловили, будто пили, его простые, не имеющие в записи никакого значения слова.

    – Вы тут были и пили! – сказал в заключение братец.

    – Напоил, напоил, дорогой,– отвечала толпа.

    Под конец все по очереди пошли прикладываться к образу, который был около братца. Прикладывались, однако, не к образу, а к руке братца и даже к его одежде. Уходили из дома со светлыми лицами, получив пузырек масла, ладан и по две медных копейки.

    – Не объедайтесь! – было последнее слово братца.

    Он ушел. Электрическая лампочка, освещавшая сверху его лицо, погасла.

    Что же было сказано? Вспоминал я потом и ничего особенного не мог вспомнить. Сказано не было ничего. Все вышло само собою. Христос пришел к этим людям сам. Крестик был найден с лицевой стороны.

    где скрыт от грешников град Китеж. Я вспоминаю ночь, проведенную среди людей, ожидающих утреннего звона в невидимом царстве, и свои какие-то неясные думы. Я был где-то в давно пережитых веках и смотрел оттуда на здешний мир. И в моем воображении в эти русские леса приходил какой-то светлый иностранец не с одним электричеством, а со словами утешения этим людям-призракам, фатально лишенным общения с миром. И казалось в эту ночь, что открывается какой-то путь от керженской сосны до эллинской статуи. И вот, если бы в эту ночь явился на Светлое озеро Иванушка и загорелась над его головой электрическая лампочка, то и она светила бы в тайном согласии с его немудреными словами.

    2. СВЕТЛЫЙ ИНОСТРАНЕЦ

    – Наша беда,– говорил изящный хозяин,– в том, что это не мы, а говорить мы так должны, будто это мы...

    – Ложь? – спросил молоденький студент.

    – Нет,– ответил наш культурный хозяин,– не ложь, потому что я верю, что за нами явятся те, которые будут говорить, как и мы, но только те будут настоящие. Мы же так пройдем, что-то начнем и уйдем.

    – Церковь,– отвечает хозяин,– вспомните детство, когда вы верили, свое прошлое и других, передумайте историю, начиная с себя.

    – Не могу, все как-то растеряно,– сказал студент.

    – Есть и другой путь,– ответил хозяин,– скажите мне, что вы любите в искусстве, в литературе?

    – Кнута Гамсуна! – выпалил студент. Наш хозяин улыбнулся. Ему, классику, последний крик европейской литературы был неприятен.

    – Нет,– сказал хозяин,– новейшую иностранную литературу я не люблю, назовите что-нибудь из русской.

    – Из русской,– задумывается студент,– из русской больше всего я люблю декадентов.

    Это еще было хуже для нашего хозяина.

    – У вас дурной вкус,– сказал он,– поймите раз навсегда, что по форме русская литература не ушла дальше «Капитанской дочки» Пушкина. Читайте это, учитесь понимать красоту в простоте. И когда вы себя к этому приучите, то увидите, что самое простое и совершенное творение есть Евангелие. Вы полюбите его, и вам откроется другой путь...

    – Все равно,– ответил студент,– я никогда не пойму тайну воскресения Христа во плоти, не духовно, а во плоти.

    «Как,– спрашивал он,– отвечать на такие наивные, но неизбежные вопросы?» Стали разбирать, что значит слово «плоть». Воскресение плоти,– объясняли ученые юноше,– только тогда понятно, если исходить не из материалистического мировоззрения. Тогда и слово «плоть» будет значить нечто другое.

    – Теперь,– говорили ученые,– новейшие гносеологи как раз и работают над этим вопросом.

    И разговор принял специальный философский характер.

    В бесконечной осложнённости этот и другие разговоры из квартиры нашего хозяина переходили в Религиозно-философское общество. И там каждый отдельный оратор высказывал свое особенное мнение о вопросе согласования религии и культуры, русской культуры и мировой. Все, о чем спорила когда-то русская интеллигенция на почве материалистического и идеалистического миросозерцания, тут выступало в новом освещении религиозно-философского сознания.

    Прошло много таких собраний. Тот молоденький студент стал говорить смело о грехе, об искуплении, о человекобожестве, и богочеловечестве, и богосыновстве.

    «Но что,– спрашиваю я себя,– сталось с образом того светлого иностранца, который мне виделся в Керженских лесах?»

    Не могу сказать, чтобы он совершенно исчез, но он как-то распылился на много отдельных личностей, и перед каждой из них, несмотря на всю утонченность и искренность исканий, была будто непереходимая пропасть в сознании того, что он делает не общее, а частичное дело. А дело Христово – ведь цельность прежде всего.

    Христос к этим людям, как они ни стремятся к нему, сам не приходит, крест ими найден не с лицевой, а с исподней стороны.

    3. ЧАН

    На эстраде залы, где происходили религиозно-философские собрания, часто поднимался спор о русском народе. Одни говорили, что русский народ вообще склонен к упрощению жизни («нисхождению и совлечению»), другие, напротив, указывали на сектантскую и староверческую напряженность религиозной воли. Одни говорили, что народ и интеллигенция есть одно, другие, напротив, будто между народом и интеллигенцией такая пропасть, что ноги поломаешь, когда доберешься. Все эти, в сущности, очень простые и общеизвестные интеллигентские разговоры, облеченные в ткань новейших религиозно-философских терминов, неподготовленному человеку не так-то легко были доступны для понимания. Между тем один из присутствовавших в зале, по виду совершенно простой и необразованный человек, до того, кажется, все хорошо понимал, что оратор только откроет, бывало, рот, а он уже смеется, да так ехидно, как настоящий сатир.

    – Чего вы смеетесь? – спросил я его однажды, выходя с собрания вместе с ним на улицу.

    – Да как же мне не смеяться,– ответил сатир,– разве можно, как они хотят, все звезды по одной пересчитать? Надо найти звезду одну, настоящую, а потом и считать не нужно.

    – Настоящая звезда – бог? – спросил я.

    Он хихикнул.

    – Вот и вы тоже про бога,– сказал он,– оставьте вы его в покое. От бога остался только звук,– сказал он через некоторое время серьезно. – Мы заблудились в диком темном лесу, напугались, стали звать бога. Этот наш звук услыхали, явились к нам с факелами и стали говорить: «Я знаю бога, я знаю бога». И повели за собой. «Где же он?»– спрашивали странники вожатых. «На небе!»

    – Смеяться тут нечего,– сказал я сатиру.– попробовали бы сами распутать узел.

    – Очень просто,– ответил он,– людям нужно пуп отрезать от неба, чтобы они были на земле и чтобы знали одно: бог на земле.

    – Значит, вы отрицаете культуру,– сказал я,– как же быть без культуры?

    – Да никак,– ответил сатир,– ваша культура теперь вся распукалась, так сама и развалится.

    Не помню, когда еще в своей жизни я встречал такие неожиданности: сатир вдруг превратился в пророка. Человек, исходивший русские леса, степи и горы, теперь шел по Невскому проспекту и говорил, как пророк:

    – Свершился круг времен: прошла весна, лето, наступает время жатвы. Чающие бога скоро предъявят иск обещающим. Спросят чающие обещающих, а у тех не бог, а звук. Время жатвы приблизилось. Нивы побелели. Грачи табунятся.

    Маска сатира была сброшена, передо мной был человек, до того презирающий культуру, до того верящий в какого-то своего бога здесь, на земле, страшного, черного, что те уважаемые ученые и талантливые люди на эстраде клуба казались малюсенькими пылинками, поднятыми случайным ветром перед ураганом.

    Этот сатир-пророк, узнал я, не затем ходит в наше Общество, чтобы учиться, а хочет привлечь на свою сторону интеллигенцию.

    В них есть что-то большое,– говорил он,– в них есть частица того, что и у меня, но только они с небом играют... Шалуны! – не раз повторял сатир-пророк.

    Слушая этого сильного человека земли, я не раз мысленно сопоставлял его с образом моего светлого иностранца. «Что, если бы они соединились в одно,– думал я,– и есть ли пути к этому?» Так, увлекаемый любопытством к тайнам жизни, я попал куда-то на окраину Петербурга, в квартиру новой, неизвестной мне секты. В душной, плохо убранной комнате за столом сидел старый пьяница и бормотал что-то скверное. Вокруг за столом сидели другие члены общины с большими кроткими блестящими глазами, мужчины и женщины, многие с просветленными лицами. Между ними был и пророк с лицом сатира, посещающий религиозно-философские собрания.

    – Я – раб того человека,– сказал он, указывая на пьяницу,– я знаю, что сквернее его, быть может, на свете нет человека, но я отдался ему в рабство и вот теперь узнал бога настоящего, а не звук...

    – Как же вы поверили? – спросил я, с отвращением вглядываясь в лицо пьяницы.

    – Как я в это чучело поверил? – сказал сатир.

    Он рассказал свою биографию. Когда-нибудь и я расскажу о русском купце, бросающем свое положение, семью, все, скитающемся в степях, в лесах в поисках истинного бога.

    – Я убедился, что ты более я,– сказал пророк,– и отдался в рабство этому скверному, но мудрому человеку. Он принял меня, он убил меня, и я, убитый им, воскрес для новой жизни. Вот и вы, интеллигенты, должны так умереть и воскреснете с нами.

    – Нет, мы должны знать вперед, ради чего мы умрем, а то как же поверить, что воскреснем,– сказал я.

    – Воскреснете! – хихикнул сатир. – Посмотрите на всех нас, как мы в рабстве познали друг друга, мы как в чану выварились, мы знаем не только, у кого какая рубашка, чулки, а всякую мысль, всякое желание знаем друг у друга. Бросьтесь в чан и получите веру и силу. Трудно только в самом начале.

    Чучело, в котором жил будто бы бог, властвовало над этими людьми. Пьяница,– узнал я подробности,– не только пользовался имуществом и заработком своих людей, но требовал, когда ему вздумается, их жен, и они покорно отдавались не чучелу, а богу, который в нем живет. Так жили эти люди. Я не упускал их из виду более двух лет, и на моих глазах совершилось воскресение их. Однажды они все одновременно почувствовали, что в чучеле бога уже нет, что они своими муками достигли высшего счастья, слились все в одно существо,– и выбросили чучело, прогнали пьяницу.

    в чан.

    – Шалуны! – сказал сатир и куда-то исчез.

    ***

    из себя и заставляет сердиться. В последнее время начали всплывать на поверхность столичной говорящей и пишущей «братии» самозванцы из народа. Они, получив способность к членораздельной речи от той же самой интеллигенции, обливают ее помоями и все как бы от имени народа. Сами они только что разорвали связь с народом, не замечают этого, не понимают всей сложности души культурного человека и требуют от него невозможного: забыть свою личность и броситься в чан.

    Вот одна из таких книжек, на обложке которой изображен разбитый тонущий корабль. Другой неясный корабль выступает из тумана. Первый корабль – символ интеллигенции, второй – народа. Смотрю на эту обложку и думаю, какой же этот новый народный корабль. Мне вспоминается мое путешествие по Северному Ледовитому океану с поморами на рыбацком судне. Моряки тогда рассказали мне, что во время Парижской выставки один помор-судостроитель решил представить туда русский корабль невиданной формы. Долго думал архангельский помор и наконец решил сделать корабль круглым и самому отправиться вокруг Скандинавского полуострова в Париж. И выехал... Круглый корабль проплыл благополучно горло Белого моря, но в океан не вошел. Последний раз его видели лопари у Святого Носа.

    – Хороши невиданные круглые корабли,– просятся у меня злые слова в ответ на обвинения самозванцев из народа,– но только такие корабли тонут.

    Разделы сайта: