• Приглашаем посетить наш сайт
    Брюсов (bryusov.lit-info.ru)
  • Родная земля (отклики деревенской жизни)
    Как я укреплял тещу Никифора

    КАК Я УКРЕПЛЯЛ ТЕЩУ НИКИФОРА

    (Впервые опубликовано: «Русские ведомости», 1909, 14, 18 июля)

    1. МОЛОДАЯ ПУСТЫНЯ

    Никифор – жидкий мужичонко со светлой бородкой. В рубашке, я знаю, он – худой-прехудой и похож немного на Мефистофеля; теперь же, в нагольном полушубке, выглядит ощипанным козлом с остатками бороды. В глаза такой мужик смотреть долго не может: что-то прималчивает, к чему-то прислушивается.

    – Ну, и дорога! – говорю я.

    – Никуды,– соглашается он.

    До сих пор весна и осень превращают наши дороги в топь невылазную. То грязь, то раскиселевшие сугробы. Когда грязь – мажешь ее широкими полозьями, когда сугроб – месишь месиво. Заехали в лог, полнущий воды.

    – Ноги вверх! – советует Никифор, а сам лезет прямо в топь в своих чудесных «амбурских» сапогах.

    То лошадь провалится, то мужик. Боимся, как бы лошадь ногу не сломала.

    – Дорога, нечего сказать!

    – Дюже, дюже неспособно. Удивительно голо кругом. Вехи и те повалились. Boт она молодая пустыня!

    Выбрались из лога на пригорок, вмазались в грязь.

    – Неспособно. Лошадь угрелась. Не сгонишь.

    Вся эта равнина, как траншеями, прорыта длинными балками. Со склонов бегут в них ручьи, совсем невинные и славные на первый взгляд. Бежит такой ручеек и вдруг скроется в черной рыхлой земле; но, невидимый, слышен: будто где-то на скотном дворе молоко цедят. Так овраг начинается. Все склоны изрезаны красными оврагами.

    Идешь иногда весной по зеленому склону, и радуешься, и думаешь: для чего непременно деревья,– наши крестьяне любят простор и зеленую даль? И вдруг земля раскрывается под ногами, не зеленое, а красное в глубине, и дрянь какая-то сочится на дне. Будто болячки в анатомических атласах. Бывает, сойдутся так к одному месту четыре-пять таких оврагов, и вот, если спуститься вниз, в нашей равнине – горы, глиняная Швейцария. Бывает, тут сохранится еще узенький гребешок – прежняя дорога, по этому гребешку, расскажут, лет пять уже не ездят и даже мертвеца боятся носить, ходят только к обедне.

    – А давно ли,– разведут руками,– была тут славная и близкая дорога!

    Поставить бы плетенку на пути первых ручьев, и ничего бы не было.

    – Почему вы этого не сделали? – спросишь в одной деревне.

    – Да ведь это тем нужно было сделать,– покажут рукой на другую деревню.

    А те покажут сюда и скажут:

    – Энтим нужно было позаботиться.– Или просто: – Так, не заведено отцами.

    В этой молодой пустыне люди еще не жили сознательно, а сколько испорчено на веки веков! Сколько на этой прекрасной, черной земле всяких ссадин и болячек. Сколько тут чья-то рука неуклюжим долотом долбила и бросала, долбила и бросала. Если такая мать, то какие же должны быть дети?

    И бог послал нам поглядеть на детей. На пути – избушка караульщика помещичьего хутора. Лошадь измучилась, качается.

    – Заедем?

    – Прикоротимся.

    Старика дома нет, только жена его и дочь, с глазами смелыми, но голыми, без стыдливости. Старуха мелом отмечает семнадцатый утренник. Молодая люльку качает, спрашивает нас,– будет ли война? Она – солдатка.

    – Нет,– успокаиваю я,– войны не будет, солдат вернется.

    – А хоть бы и не вернулся! – смеется женщина.

    – Вот что! – удивляюсь я и подзываю к себе девочку посмотреть, отчего у нее такой неестественный румянец на щеках.

    – Краской накрасила! – говорит она и глядит так же смело, как и мать.

    – Как же без отца-то,– спрашиваю я мать,– если он не вернется?

    – Это не его,– смеются бабы,– это – еще девичья.

    – А вот эта?

    – Эта – его, солдатская.

    – А в люльке?

    – Эта – после. А вот война будет, так и вдовьи пойдут. Все хохочут: старуха, молодая, девочки, Никифор. Семья какая-то голая, будто овраг.

    – Смелые! – говорю я Никифору, выходя из избы.

    – Артельные! – ответил он,– На артели сделана, в артели росла: тот дерганет, тот щупанет,– баба молодая. Вот и рожает. А дети у ней частые.

    – Как же они будут жить без отца, если тот не захочет вернуться?

    – Не вернется. Отписал уж им. Плохо: от земли отвыкли, землю им не пересилить. Охоты не хватает на землю.

    – Куда же денутся дети?

    – Да так... Как Сережкины: подросли и кто куды. Так и тут: одни будут рожаться, другие подходить, третьи отходить...

    – Без конца!

    – Так и пойдет чередом. Откормит грудью, завихрится и опять рожать, и опять кормить, а те подрастать и отходить, подходить и отходить.

    2. НИКИФОР И ЕГО ТЕЩА

    Об оврагах, чересполосице, скудости жизни уже столько говорено, что нового сказать невозможно. Все это на месте так приелось, пригляделось, что в другое время так-таки ничего бы и не заметил. Но теперь совсем другие времена. Пусть это все выглядит как есть, тем приятнее знать, что взялись же за ум: есть новый закон.

    – Никифор, – спрашиваю,– знаешь ли ты что-нибудь про новый закон?

    – Ей-богу, не знаю, у нас теперь все тихо и смирно, безобразней нету, ничего не знаю.

    – Не то... Я про новый закон о земле, про укрепление наделов.

    – Есть слух, а говорить нельзя.

    – Какой слух? Говори!

    – Есть слух: бабий закон вышел. Сказывают: баб уключатъ можно. Ежели есть в деревне вдова, солдатка и всякая такая порожняя женщина, а у этой бабы есть вдовий надел, так уключить можно.

    – Уключить?

    – Вдовий надел уключить. И вдова, сказывают, будет, как мужик, землею владеть, хозяйствовать и продавать. И ежели есть такой закон, я тещу укреплю, потому что она – порожняя, вдова.

    – Тещу! Да разве она жива?!

    ... Я вижу опять перед собой эту умирающую женщину. Я тогда зашел в сени к Никифору укрыться от дождя. Он позвал меня в избу. Там, как только мы вошли, как мыши, прыснули ребята на печку; остались внизу только жена Никифора да древняя старуха на лавке.

    – У меня,– рекомендовал Никифор свою семью,– баба – что пенек, ребятишки – что жуки.

    – А это мать? – спрашиваю я про старуху.

    – Нет,– отвечает,– теща, помирает.

    Старуха повернулась к нам черным лицом, глаза у нее тусклые, как студень, но все-таки ясно видна искра сознания, даже любопытства и вкуса к последним отзвукам жизни.

    Никифор прямо говорит ей в глаза:

    – Распростал бы господь. Поскорей бы прибрал.

    – Развязал бы нас с ней! – повторяет жена.

    Старуха глядит и глядит на нас. Я говорю Никифору:

    – Человек еще не умер, а ты так...

    – Да она же не работает,– удивляется мне Никифор.

    – Только руки вяжет! – вторит жена.

    «святого земледельческого труда».

    – Мальчики,– указываю на печь,– тоже не работают.

    – Мальчики – другой разговор,– от тех мы ждем перемены.

    – Ну, девочки, те уже вовсе бесполезны, замуж уйдут. Никифор подумал и говорит:

    – Да и наши же матери были девочками! Так он сам разбил свое трудовое оправдание желать смерти старухи, но все-таки не унимается:

    – Да поглядите, что в ней, высохла вся, краше с погоста ходят.

    Запах от старухи ужасный.

    – Вы,– говорю,– вымыли бы.

    – Мыть,– отвечают супруги,– нельзя. Всю зиму не мыли. Отмочишь – завоняет и не продохнешь.

    – Да она же, может быть, поправится!

    – Избави бог!

    ... Так я познакомился тогда с тещей Никифора; думал, она давно уже умерла, и вот теперь опять слышу о ней в связи с новым законом.

    – Неужели жива?

    – Слава тебе, господи,– весело говорит Никифор,– жива, поправляется.

    – Вот разузнаю только, ежели есть вдовьи наделы – уключу.

    «Теща – из другой деревни,– соображаю я,– она – вдова, детей у нее нет, а земли целых три десятины. По прежним порядкам земля после смерти старухи перешла бы к обществу, теперь же ее можно укрепить, «уключить», и она перейдет к Никифору. Земля у нас – двести рублей за десятину; он продаст землю и получит шестьсот рублей».

    – Да,– продолжает мечтать наследник тещи,– ежели вправду есть вдовьи наделы, ежели вправду можно порожних женщин уключить, то, как только маленько дорога пообвянет, запрягу я телегу и свезу ее к земскому, уключу, а там уж и бог с ней, помирай.

    – А как раньше помрет? – беспокоюсь я за судьбу Никифора.

    – Зачем... Без времени бог не возьмет. Поправляется. Стало быть, она тут нужна.

    3. У ТЕТУШКИ

    Вскоре по моем приезде в деревню у тетушки вышел обычный спор с сельским батюшкой о значении Петра Великого.

    – Вчера,– начала она,– я читала на ночь «Арапа Петра Великого» Пушкина. Какой все-таки колосс был Петр!

    – Писатель Пушкин заблуждается,– принял вызов батюшка,– в настоящее время его уже таковым не считают.

    – Вы поднимаете трудные, неразрешимые вопросы,– сказал я, боясь длинного и горячего спора.

    – Весьма важные вопросы! – согласился батюшка.

    – Очень серьезные вопросы! – согласилась и тетушка, сдерживая гнев.

    Оба смолкли, довольные, что они и тут, в глуши, могут поднять серьезные вопросы.

    Вот тут-то я и поставил между столь несхожими людьми темой обсуждения новый закон. Я рассказал им случай с тещей Никифора: как новый закон буквально спас старуху от смерти; раньше просили бога, чтобы она умерла, теперь просят, чтобы она жила. Такое чудесное свойство закона! Я сказал также, что решил принять в судьбе Никифора участие: я укреплю его тещу и тем даже сделаю маленькое государственное дело.

    – Государство заблуждается! – строго перебил меня батюшка.

    – Я тоже против,– сказала и тетушка,– куда безземельный денется? Приезжает раз вот так ко мне один землеустроитель советоваться. Я его спрашиваю: «Куда же безземельный денется?»

    – «Кто это,– говорит он,– безземельный? Это – неспособный, лентяй, к черту его!»

    Тетушка не успела кончить речь: вошла Фекла с живыми пескарями. Я подумал было, зная характер барыни, что она пошлет кухарку туда же, куда послал землеустроитель безземельного. Но нет, она внимательно разглядела и сказала: «Жарить». И продолжала:

    – «К черту!» – говорит. Разве так можно? Вот сейчас в гостиную Фекла с пескарями вошла, а я бы, не разобравши дело: к черту!

    – Одно слово,– сказал батюшка,– государство заблуждается. Этот закон против пятой заповеди. Вот случай в моем приходе: у одного старика был сын, у сына – мальчик. Этот мальчик услыхал откуда-то про новый закон и расскажи старику. Тот поднялся с печи, укрепил землю и говорит сыну: уходи от меня куда знаешь, на мой век хватит. Сын ушел, купил себе чрез землеустроительную комиссию участок земли и стал жить отдельно. А старик за это время деньги пропил и приходит к сыну с поклоном. «Нет,– сказал сын,– идите, батюшка, куда знаете». Вот вам и пятая заповедь!

    Рассказали еще много таких случаев. Подъехал еще собеседник: старшина.

    – Это как когда,– сказал он.– Ежели хорошие отцы, так и очень хороший закон: бояться начинают, слушаться, почитать родителей. И как хорошо теперь дочек замуж устраивать, можно приданое давать.

    Но батюшка опять рассказал про какого-то несчастного короля Лира, который роздал в приданое дочерям землю, а они его выгнали.

    – Таких Лиров множество! – подхватила тетушка.

    «Для хороших отцов – хорошо, для плохих – плохо; при хороших детях – хорошо, при плохих – плохо». Но решить, куда безземельный денется, не могли.

    – Это, вероятно, производит большой переворот в народном быту? – спросил я.

    – Большие переверты,– согласился старшина,– но только не извольте беспокоиться: это у нас за обыкновение. Что поднялось тогда, а ведь остановили же... Теперь, слава богу, и порядочным людям жить можно. Не извольте беспокоиться, весь закон проходит под великим страхом. Теперь крышка-с. Все за приглушиной.

    – Золото все пропало,– вздохнул батюшка,– распространение России остановилось.

    4. ВОЛШЕБНАЯ ИЗБУШКА

    в его деревню.

    Избушка Никифора всегда была похожа на навозную кучу, но теперь через соломенную крышу закуты высунула голову лошадь, и жилище похоже на волшебную избушку с лошадиной головой.

    Старшая девочка подросла, плетет кружева, постукивает звонкими кленовыми «коклюшками». Цыпленок мирно дремлет у нее на голове. Ребятишки, «жуки», по-прежнему на полатях, баба в новом сарафане, теща, вымытая, приодетая, хорошая старуха, сидит на лавке.

    – Поправляешься, бабушка?

    – Поправляется, поправляется,– говорят супруги,– молится, чтобы господь веку прибавил, вот и поправляется.

    – Вымыли?

    – Вымыли. И духу-то, духу-то что было, не приведи господи! Теперь весь.

    «И все это сделал новый закон!» – хочу я обрадоваться. Но Никифор тянет меня за рукав в сторону и шепчет:

    – Помолчите...

    – Что такое? – спрашиваю я, выходя с ним на улицу.

    – Разнюхала,– говорит он,– про закон, ужимается, чуть что – я, говорит, уйду.

    – Да разве она может ходить?

    – Вона! Рысью! Я, говорит, уйду от вас, ежели вы меня не будете слушаться, поднимусь и уйду.

    – Надо слушаться.

    – Да теща-то какая. Когда бы она с пониманием, а то чуть что – я, говорит, уйду. И очень просто, что уйдет: манят. А ведь как плоха-то была, все суставы были видны, поди вот! Вот только бы допытаться бы нам новый закон. Может, и уйти-то нельзя.

    – Барин,– догоняли нас какие-то мужики,– сделайте милость, скажите, где ходатайствовать об «уключении земли».

    Рассказывает подробно, как «моряк» 1 Афонька в кабаке пропил ему надел за две бутылки.

    – За две бутылки?! – изумляюсь я.– Да куда же он сам-то денется?

    – Вот и он меня спрашивает: «Куды же я-то денусь?» А я ему говорю: «Дурак, да ты же – моряк, на что тебе, а глядь ты издохнешь». Ну, он и пропил. Барин, нельзя ли меня уключить?..

    «Барин, сделай милость, уключи».

    5. ЛЕГЕНДА ОБ ОРАТОРАХ

    Наш путь по берегу реки. Навстречу нам идет длинный худой мужик с такою же длинной и худой собакой. Шел, шел и вдруг как провалился. Посмотрели, а он уж внизу достает какую-то дрянь из воды...

    – Гляжу,– рассказывает он нам,– верша плывет. Хотел поглядеть: не с рыбой ли? Нет, пустая и дырявая.

    – Ну и худа же твоя собака!

    – Собака-то... Да я сам худее собаки. А вот вы как дюже жирны, так у вас и собаки жирные. Ваши собаки, сказывают, десять мужиков стоят...

    – Ну, когда это было?.. Расскажи лучше про новый закон.

    – Да, скажите на милость, закон, что это такое? Я рассказываю о законе. Говорю: кто посильнее, скупит наделы и будет хозяйствовать хорошо, клевер сеять и все...

    – А те куды же денутся?..

    – Те... переселятся.

    – А-а-а! Вот! Ну, так и мы думали, что переселятся.

    И заливается смехом. Он даже мой серьезный ответ «переселятся» принимает за иронию, становится откровенным, шепотом спрашивает, не из ораторов ли я...

    шапки и третье будет освобождение земли.

    – Есть хорошие головы на Руси,– говорит мужик, – да ноги-то плохие...

    – Чьи ноги... Ораторов?..

    – Зачем, ораторы – те хорошие, мы плохие, ноги плохие, не поддержали, кого повыдали, господа опять одолели. А закон-то мы знаем зачем: хотят крестьянское общество стравить, а потом всех по одному и переловить. .

    6. КРАСНЫЙ ГЛАЗ

    Мы остановились под деревом закурить, и вдруг кто-то кашлянул и крякнул за кустами. Посмотрели, а там на камне сидит мужик в белой рубашке, серьезный, строгий, похожий скорее на фабричного, чем на мужика. В руке у него красный кисет; насыпает «цигарку». Лошадь усталая, прямо в оглоблях повалилась на пашню, щекой легла в теплую рыхлую борозду; глаз ее, кровяной шарик, горит на солнце.

    – Все еще сохами пашете? – завожу я речь.

    – А то плугом... Пара тут! – машет он рукой. И сам начинает речь о новом законе.– Хорош закон, мочи нет хорош. Мы плохи, а закон хорош.

    «Наконец-то,– радуюсь я,– встречаю довольного человека». И так это непривычно слышать у нас, где без разбору бранят все, что исходит от господ.

    – Чем же он хорош?

    – Всем хорош. Первое, что земля божья. Это дюже хорошо.

    – Как! Земские начальники теперь говорят: земля божья!

    – За-ачем земские? Ораторы!.. Вот и мы так думаем. «Грех,– говорим барыне, – за землю такие деньги брать». – «Это,– кричит,– не ваше дело, я перед богом отвечаю». Поди вот! А коли чуть коснется – грех да грех. Да что, господа, похоже старый-то бог на печке помирает, лежит, да и стонет: «Ох вы, озорники, ох вы, озорники». Шабаш! Теперь народ проглянул, новый закон.

    – Куда проглянул-то? Все зажато..

    – Ужатие великое, но рано ли, поздно ли, придет час: лопнет. Ну, поднимайся! – кричит он лошади.

    Лошадь медленно поднимает голову, оглядывается и опять кладет ее в черную борозду, и опять горит на солнце красный кровяной глаз.

    7. МАРЕВО

    – Полодни бегут! – говорит мой спутник, указывая рукой на колеблющиеся струйки прозрачного пара у земли. Так называют у нас весеннее марево. Земля дышит теплым дыханием, и все в нем колышется, все опрокидывается. Перед нами – целое море воды, и по нему ходят большие черные птицы.

    – Грачи?

    – Нет... Мужики жеребьями попутались, делятся.

    Целая деревня высыпала на поле. Старый дед сидит на камне; возле него еще два-три человека, курят трубки. А те, которые делятся, все повторяют: моть, моть. Когда я вижу много крестьян у земли, то всегда думаю: есть в земле что-то унижающее человека: чем ближе к ней, тем более ссоры и заботы. Все это так ясно видно простым глазом: пока будут эти мелкие полоски, всегда будут драки и ссора. Нужно непременно оторваться от земли, чтобы возвыситься до настоящего общинного духа.

    – Верно! – согласился он, не понимая меня.– Нужно, чтобы земля была вся вообще, чтобы всем одинаково, потому она не человеческая, а божья, она – мать всем: и царям, и королям. По-настоящему нужно бы акциз на землю.

    – Акциз, акциз! – подхватывают другие. Другие мужики услышали «акциз» и тоже идут к нам, и все галдят:

    – Верно, первое средство – акциз.

    – Какой акциз? Что такое? Обыкновенный? Как на водку?

    – К-а-а-к на водку!

    – Не понимаю: ведь мы и теперь же платим налоги.

    – Теперь неравный акциз: мы – чижолый, господа – легкий, а нужно всем равный.

    – Погоди! – перебивает дед.– Примерно: ты – доктор, я – мужик. Ты приходишь в контору и говоришь: «Милостивые государи, я не могу землю пересилить, я имею свое рукомесло, я – доктор, хочу лечить». А на тот случай я в конторе, и у меня земли не хватает. «Милостивейшие государи,– говорю я,– с превеличающим удовольствием готов платить акциз, и землю пахать, и доктора кормить, а он за то пусть моих деток лечит на здоровье».

    – Верно; что верно, то верно,– соглашаются другие мужики.– Акциз – самое справедливое. Достоинство, наука,– бог с ней, а земля – наша мать.

    – Мать?

    – Как же земля-то?

    «Акциз,– думаю я,– откуда это у них? Если бы это в прежние времена. Теперь не верится в их самостоятельное идейное творчество».

    – Нет,– говорю,– это у вас не свое, это – ораторы.

    – Ораторы! – подхватывают мужики.– Они – наши головы. Вот ноги-то плохи. Нет того, чтобы всем за одно взяться...

    – Придет время – возьмутся!

    – Придет. Первое дело, чтобы пришел настоящий оратор, самый первый, самый верный. В каждом человеке есть ангел и дьявол, а у того, чтобы один только ангел был,– вот какой оратор!

    – Как Моисей?

    – Ка-ак Моисей!

    – И очень просто придет Моисей,– говорит старик.

    – Казни были. Не понять только, где мы.

    – Какая казнь?

    – Первая была лягухами, все поле покрыло. Он и съершился.

    – Кто?

    – Фараон. «Я,– кричит,– не буду!»

    – Ишь ты! Ну и полекшело?

    – Утихло. А он отдохнул и опять за свое.

    – Поди ты! Не унимается?

    – Нет. Тут ему вторая казнь, не запомню чем, червями ли, прочим ли гадом. Он и опять сробел. «Не буду,– говорит,– я больше обижать». И так до десяти раз.

    – До десяти!

    – И, наконец, явился Моисей, человек чистый, без дьявола, с одним ангелом. «Я, братцы, вас выведу». Ну, известное дело, вывел.

    – Так-то, братец ты мой, Моисей – такой человек.

    – Ожидаете?

    – Ожидаем. Рано ли, поздно ли – будет земля наша. Сейчас-то она лежит, ждет время, а дай...

    Моисей, акциз, земля обетованная, Генри Джордж и ораторы...

    А там впереди дрожит весеннее марево, как неясные мужицкие мысли... Дрожит лес, одинокие дубы, деревня, прошлогоднее жнивье, и пашня, и сама земля.

    Может быть, это все вздор. Но, может быть, это так и должно быть, потому что слишком близко к земле. Может быть, если заглянуть в душу и самого просвещенного и разумного человека, на самом дне ее – такое же марево?

    Невесело встретила нас деревня, когда узнала, зачем мы пришли. Посыпались жалобы на новый закон, и больше всего упреки:

    – Зачем мертвым душам жизнь дают и живых мертвыми съедают.

    – Какие мертвые души? – изумился я, как гоголевская Коробочка.

    Оказалось, что это – те души, которые при переделе должны бы отойти ко всему обществу, а теперь, укрепленные за одним лицом, продавались и уходили от общества.

    – Почему же вы не переделились поскорее? – спросил я.

    – Хотели,– ответили мужики,– и подали бумагу земскому. А он тогда еще не научился закон понимать и отказал, говорит: мало вас. А нас было много, но только он на затылок бумаги (на другую сторону) не поглядел.

    Я стал убеждать мужиков в пользе закона, говорил о самостоятельном хозяйстве, о посеве клевера и прочем. Но мужики мне ответили:

    – Нигде нет людей, которые бы укрепляли землю для хозяйства. Укрепляют только мертвые души. От этого выходит «стровка» и «попута». Дошло до того, что чужие зятья теперь стали землю отбирать.

    Все поглядели на Никифора. Я за него заступился, послал за старостой и просил записать его заявление о желании укрепить тещину землю. Но тут влетела злая и крикливая баба Голендуха и стала доказывать, что земля не тещина, а ее. Обнаружилось то, что «прималчивал» Никифор: теща продала поместье Голендухе за восемнадцать рублей, а та поставила обществу ведро, и оно выдало ей бумагу на владение всею землей.

    в жидкую бороду Никифора, а общество принялось хохотать.

    Еще слава богу, что удалось нам уйти поживу и поздорову.

    – Какую силу имеет водка в деревне! – сказал я Никифору на обратном пути.

    – Первое дело – водка! – согласился он.– Кто поставит больше, тот и прав.

    – Значит, мир несправедлив?

    – Когда как,– ответил он.– Ежели справедливая сторона больше водки поставит, то будет справедливо; ежели несправедливая – несправедливо. Но еще сильнее водки,– объяснил мне дальше Никифор,– сильнее водки – шапка. Шапку снял, и закон пошел. Что пустое болтать: господа всегда сильнее. Снял шапку – и концы размотал.

    – Но если кто-нибудь не захочет шапки снять? – спросил я.

    – Так то дурак,– ответил Никифор.

    Этим он хотел ободрить меня для борьбы с сельским обществом за права тещи. Но жизнь разрушила наши планы.

    Через несколько дней захожу я в хижину Никифора и узнаю, что теща ушла.

    – Как!

    – Поднялась и пошла: дальше, дальше, палкой постукивает, идет – и ушла.

    – Как же быть-то?

    – Бог с ней! – махнул рукой Никифор.– С ней все равно каши не сваришь, теща какая-то разнобитная.

    Грустно проводила меня лошадиная голова волшебной избушки, и вспомнил я сказку о рыбаке и рыбке и о разбитом корыте.

    1 «Моряк» – значит деревенский пролетарий.

    Разделы сайта: