• Приглашаем посетить наш сайт
    Северянин (severyanin.lit-info.ru)
  • Родная земля (отклики деревенской жизни)
    На светлой земле

    НА СВЕТЛОЙ ЗЕМЛЕ

    (Впервые опубликовано: «Русские ведомости», 1910, 22 августа)

    I

    В нашем краю крот невидящий, нащупав под собой почву, может у себя в норе с точностью представить картину жизни. Если земля мягкая, рыхлая, чернозем, то на нем голо, хоть шаром покати, леса вырублены, ручьи пересохли, люди живут под соломенными крышами, отопляются навозом, одеваются в городскую одежду и боже сохрани тут поклониться проезжему барину: шапочки не покривят! Зато в этой же самой губернии, в том же самом уезде, если только почва легкая, светлая, для земледелия не очень удобная,– все наоборот. Стоят леса дремучие, на удивление всем, стена стеной, везде змеятся ручьи и речки, шевеля зелеными тростниками и осоками, трава на лугах по пояс. Тут мужики и бабы одеваются в холщовую самотканую одежду и с господами кланяются низенько-пренизенько.

    Рожденный на полосе с темной почвой, это лето я живу на светлой земле.

    и домой мне до ночи не добраться. Придется, думаю, ночевать в копне или где-нибудь по соседству в деревне. Под защитой своей собаки и охотничьего ружья везде я себя чувствую как дома и очень даже люблю такие случайные ночевки где-нибудь. Повертываю к маклаковской вершине, за которой должны быть Маклаки, и вдруг вижу, из леса в поле высовывается длиннейшая пика.

    – Кондрашкин, ты? – окликаю я.

    – Я! – отвечают мне из леса.– Не бойся.

    Выходит маленький мужик с длинной пикой. На голове у мужика рваный картузишко, бороденка жидкая, нос сплюснут, будто кто-то хорошо дал по нему кулаком, ноздри спирально закручены, и при всем этом мизерном виде в руках страшнейшая пика славяно-варяжского стиля.

    Солнце еще не село, еще видны на поле трудящиеся спины с темными пятнами пота на белых, прилипших к телу рубахах. Все так серьезно, так значительно, и вот зачем-то курносый мужичок с пикой.

    – Кондрашкин,– спрошу,– на что тебе пика?

    – А как же,– отвечает он,– нынче народ хам!

    И, право же, совсем неглупые, серые, холодные глаза выглядывают из-под его рыжих бровей. Дело в том, что Кондрашкин уже начальство, он полесовщик. С него начинается вся бесконечная цепь начальствующих лиц. Вид его, конечно, мужицкий, но вот уже пика и это хождение в лесу, когда все работают на поле. Как самый нижний и ближайший к молоку шарик сливок все-таки есть уже жировой шарик, так и Кондрашкин – начальство. Ему не легче от этого. Все простые люди, отработав день, могут жить беззаботно: хватит сил – веселись, уморился – спи. А Кондрашкин всегда должен быть настороже, ему вверен лес. Обыкновенный человек другой раз потянется и скажет: «Хорошо все-таки жить на белом свете крещеному человеку». Кондрашкину потянуться нельзя. Ему не легче... Конечно, есть кое-какая выгода,– без этого нельзя,– но тут суть-то не в выгоде, а в мыслях. Кондрашкин думает по-своему, а они – по-своему. Кондрашкин – начальство...

    Когда я гуляю возле маклаковской вершины и иногда, восхищенный синевою лесов и ветром разноцветных полосок хлебов возле далекого сельца с колокольней, вдыхаю смолистый лесной воздух и бываю иногда готов уже признать, что где-то, вне меня, все соединено в одном,– неожиданное появление Кондрашкина с пикой меня останавливает. «Нет,– думаю я,– то, что меня восхищает, есть мой собственный мир, художество, так сказать, специальность, а вот этот человек – совсем другое. И нет тут никакого соединения: то – художество, а те – Кондрашкин с пикой».

    II

    – Кондрашкин, бог тебя знает, ноздри твои как-то не так улажены,– говорит старый дед-полевик.

    Мы сидим возле леса на мягких зеленых моховых подушках.

    – Ноздри,– отвечает деду Кондрашкин,– вывернуты и перекручены не один раз, от боя такие ноздри.

    – Кто тебя бил, за что тебя били? – спрашиваю я.

    – Народ,– отвечает Кондрашкин.– Знаешь, какой теперь народ: хам! Сидел в лесу, грелся у костра. Подходят двое, заводят разговор. А сзади еще двое подходят – и цап-царап! Схватили за плечи, повалили. Пику об голову четыре раза сломали. Вылежал в больнице два месяца. Вот отчего у меня ноздри, бог их знает, какие-то...

    – За что же тебя били?

    – Что лес стерегу.

    – Не может быть!

    – Нет, может быть. У них на меня в носу. Им мною пахнет.

    – А как же я ночую в лесу?

    – С собакой ничего. А без собаки попадешься, тоже зацепят. Хам стал народ... Пойдем лучше ночевать ко мне в пуню.

    лес. Уже просыпаются ночные птицы. На небе узкой лесной просеки уже чертят короткие линии летучие мыши. С открытых полей еще доносится хоровая песня; здесь только пика Кондрашкина шевелит листву.

    III

    Тихая, теплая и звездная ночь. Пахнет сухим сеном.

    – Ну, иди! – слышу я впереди себя голос Кондрашкина.– Идешь?

    – Иду!

    – Телега, не наткнись...

    Я повертываю налево и опять натыкаюсь.

    – Сани, держись посередке.

    Там, откуда тянет сеном, вдруг приглушается голос моего проводника, и сам я через два шага не вижу звезд, вокруг кромешная тьма и шорох сена.

    – Ну, иди! – слышу я голос где-то высоко над собой.

    Ползу по сену на голос. Ложусь в приготовленную ямку. Как большую отраду, вижу в выломе ворот звезду.

    Запах сена душит. Сухие былинки колют везде и щекочут. Тьма непобедимая: смертным грехом считается спичку зажечь. То ли дело дремать где-нибудь на поле или на лесной лужайке, прислониться к сухой копне.

    Не спится. Я опять говорю Кондрашкину.

    – Неужели так-таки и изобьют, если в лесу ночевать?

    – А может, ничего,– отвечает он,– какие люди попадутся. Бывают и порядочные. Вот раз со мной было... Иду я ночью в лесу к маклаковской вершине. Светится огонек, и люди сидят у костра. Что за люди? Подхожу шагов на двести. Человек десять сидят у костра, а какие люди, все не видно. Я еще ближе подхожу, шагов на пятьдесят; им меня из-за огня не видно. Разглядываю: кто сидит, кто лежит, курят, все по-хорошему. Сапоги у них в калошах, пиджаки, картузы, как теперь на фабриках носят, папиросы в коробках, сморкаются в белые платки, одно слово – люди не какие-нибудь, а все до одного порядочные. Что они мне сделают? Выйду...

    «Вы что за люди?» – спрашиваю. «А ты кто такой и зачем?» – отвечают они. «Я – Кондрашкин, полесовщик». Оглядели меня с ног до головы, а тронуть не тронули. «Садись,– говорят,– с нами, сейчас придет наш человек, угостим».– «Спасибо,– говорю,– вам на добром слове».– «Садись!»

    Приходит их человек из поселка с большим мешком. И колбасы разные, и сыры, и рыба, и вино. Накормили меня, напотчевали досыта. Костер затоптали, прощаются. «Мы пойдем, а ты чтобы никому, смотри ты, а не то... – Пригрозили.– Ступай!» – говорят. А мне их жалко, люди хорошие и вдруг так пропадут. «Куда же вы-то?» – спрашиваю. «Ну, этого,– отвечают они,– мы тебе уж не скажем». Засмеялись и ушли. «Рискунцы,– говорю им вслед,– не сносить вам головушек. А мне что. Мне вы худа не сделали, а даже совсем напротив, напоили, накормили. Моя хата с краю, ничего не знаю».

    Хорошо... Так подходит Спас и ярмарка. Еду в поселок разговеться медом и ситником. Сижу на своей телеге, закусываю. Слышу, кто-то за полу дергает. Оглядываюсь. Стоит человек, одежа порядочная, ухмыляется. «Помнишь,– говорит,– маклакову вершину?» Я перепал. «Молодец же ты,– говорит,– хорошо молчишь. Нам все известно. Пойдем в трактир, угощу». Мне недосужно было. «Ну,– говорит,– на так...»

    – сборщика. Потом – еще и еще. Им бы ограбить да окоротиться, ограбить да подождать. А они чередом. Так жуть кругом навели. «Ох,– говорю,– не сносить вам головушек!» И, конечно, попались. Шестерых повесили, четверо – в каторжные работы пошли...

    – Так вот видишь,– заключил Кондрашкин свой рассказ,– ты спрашиваешь, как ночевать в лесу, вот теперь сам смотри: попались недобрые люди – избили, а попались порядочные, так и наградили...

    IV

    – Какие же они порядочные, когда их повесили? – спрашиваю я.

    – Так ведь их же за дела повесили,– отвечает Кондрашкин.

    «За дела повесили,– повторяю я про себя,– а то, что не дела, то, что они «порядочные» и не избили Кондрашкина, это куда же делось? Тоже повешено с «делами» или как-нибудь отдельно живет?»

    Хочу спросить об этом Кондрашкина, но не могу найти понятных ему выражений.

    – А ты видел ли, как вешают людей? – перебивает меня Кондрашкин.

    – Нет, не видал.

    – А я видал на Кавказе. При мне пятьдесят человек армян повесили. Их очень просто вешают. Есть такие кошки железные с крючками, подхватят горло, табуретку вон, те и танцуют; попрыгает, попрыгает, вытянется и повис, как плеть.

    – Страшно?

    – Страшно. Одного посмотришь, а больше и не хочешь, отвертываешься.

    – А вешал, должно быть, хо-ро-ший человек. Как же, ему дают по десять рублей за голову, а он не берет: «За деньги,– говорит,– этих делов не делаю».

    – А без денег?..

    – Без денег что же, тут – закон, не по своей воле, кто-нибудь да должен вешать.

    – А может быть, не должен?

    – Что же с ними делать? Грабят, убивают. Ведь у них такая природа. Возьми конокрада. Посади ты его в тюрьму хоть на десять лет,– выйдет и опять за свое. А повесь его...

    – Кондрашкин, да ведь это же не по-христиански!

    – Конечно, не по-христиански,– отвечает смущенно Кондрашкин.

    – Так как же быть?

    – А ведь они-то зачем же не по-христиански?

    – Конокрады?

    – Хоть бы конокрады. Они не по-христиански, и с ними не по-христиански.

    – Око за око и зуб за зуб?

    – Зуб за зуб! – сказал решительно Кондрашкин и как-то весь сразу притупился и иссяк.

    Сколько раз я ни пытался после повернуть его опять на острие вопроса, Кондрашкин неизменно говорил:

    – А они зачем не по-христиански? Они не по-христиански, и с ними не по-христиански.

    – Око за око? – спрашивал я.

    – Зуб за зуб! – твердо отвечал Кондрашкин.

    V

    Как хорошо проснуться утром на светлой земле! Через открытые Кондрашкиным ворота и через все щели пуни пробилось солнце. Я лежу наверху душистой золотой горы. Во всю длину перемета от стены к стене грудь возле груди сидят ласточки и смотрят на мою собаку. А она своим носом, покрытым множеством породистых пятнышек, медленно проводит от края перемета и до края, будто считает. За пуней лес. Я угадываю его по птичьим песням, по говору березовых верхушек. И золотое и зеленое певчее утро на светлой земле...

    Кондрашкин показывается в дверях, тоже весь золотой.

    – Тебе что?

    – Пику забыл...

    Разделы сайта: