• Приглашаем посетить наш сайт
    Гончаров (goncharov.lit-info.ru)
  • Родная земля.
    Колобок.
    У Марьи Моревны

    У МАРЬИ МОРЕВНЫ

    Радостно стучит и бьется на новом месте волшебный колобок.

    Так свежа, молода эта песенка: "Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел".

    Я в "чистой" комнате зажиточного помора. Посреди нее с потолка свешивается вырезанный из дерева, окрашенный в сизую краску голубок. Комната эта для гостей, в верхнем этаже, а внизу живут хозяева. Я слышу оттуда мерный стук. Будто от деревенского прядильного станка.

    И хорошо же вот так удрать от всех в какое-то новое место, полное таинственных сновидений. Хорошо так касаться человеческой жизни с призрачной, прекрасной стороны и верить, что это - серьезное дело. Хорошо знать, что это не скоро кончится. Как только колобок перестанет петь свою песенку, я пойду дальше. А там еще таинственнее. Ночи будут светлеть с каждым днем, и где-то далеко отсюда, за Полярным кругом, в Лапландии, будут настоящие солнечные ночи.

    Я умываюсь. Чувствую себя бесконечно здоровым.

    Мечты с самого утра. Я могу летать здесь, куда хочу, я совершенно один. Это одиночество меня нисколько не стесняет, даже освобождает. Если захочу общения, то люди всегда под рукой. Разве тут, в деревне, мало людей? Чем проще душа, тем легче увидеть в ней начало всего. Потом, когда я поеду в Лапландию, вероятно, людей не будет, останутся птицы и звери. Как тогда? А потом, когда останутся только черные скалы и постоянный блеск не сходящего с неба солнца? Что тогда? Камни и свет... Нет, этого я не хочу. Мне сейчас страшно... Мне необходимо нужен хотя какой-нибудь кончик природы, похожий на человека. Как же быть тогда? Ах, да очень просто:

    Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел.

    Мы бежим по лестнице с моим волшебным колобком вниз.

    - Стук, стук! Есть ли кто тут жив человек?

    Марья Моревна сидит за столиком, перебирает ниточки, пристукивает. Одна.

    - Здравствуй, Марья Моревна, как тебя зовут?

    - Машей!

    - Так и зовут?

    Царевна смеется.

    Ах, эти веселые белые зубы!

    - Чайку хочешь?

    - Налей.

    Возле меня за лавкой в стене какое-то отверстие, можно руку просунуть, закрывается плотно деревянной втулкой. Так в старину по всей Руси подавали милостыню.

    - Как это называется? - спрашиваю я о какой-то части станка.

    - Это ставило, это набилки, бобушки, бердо, разлучница, приставница, пришвица.

    Пылает знаменитая русская печь, огромная, теплая. Но без нее невозможна русская сказка. Вот гладкая лежанка, откуда свалился старик и попал в бочку со смолой. Вот огромное горло, куда бросили злую колдунью. Вот подпечье, откуда выбежала к красной девице мышка.

    - Спасибо тебе, Маша, что чаем напоила, я тебе за это Иванушку посватаю.

    Горят щеки царевны ярче пламени в печи, сердитая, бросает гордо:

    - Изба низка! Есть и получше, да не иду.

    "Врет все, - думаю я, - а сама рада".

    Мы еще на ступеньку ближе с царевной. Ей будто хочется мне что-то сказать, но не может. Долго копается у стенки, наконец подходит, садится рядом. Она осматривает упорно мои сапоги, потом куртку, останавливается глазами на моей голове и говорит ласково:

    - Какой ты черный!

    - Не подъезжай, не подъезжай, - отвечаю я, - сосватаю и так Иванушку.

    Она меня не понимает. Она просто по дружбе подсела, а я уже вижу корыстную цель. Она меня не понимает и не слушает. Да и зачем это? Разве все эти вещи - карандаш в оправе, записная книжка, часы, фотографический аппарат - не говорят больше всяких слов об интересном госте? Я снимаю с нее фотографию, и мы становимся близкими друзьями.

    - Поедем семгу ловить, - предлагает она мне совсем уже попросту.

    - Поедем.

    На берегу мы возимся с лодкой; откуда-то является на помощь Иванушка и тоже едет с нами. Я становлюсь в романе третьим лицом. Иванушка хочет что-то сказать царевне, но она тактична; она искоса взглядывает на меня и отвечает ему презрительно:

    - Губ не мочи, говорить не хочу.

    Тогда начинается разговор о семге, - как в гостиной о предметах искусства.

    - Семга, видишь ли, - говорит мне Иванушка, - идет с лета. Человек ходит по свету, а семга по месяцу. Вот ей на пути и ставим тайник, ловушку.

    Мне тут же и показывают этот тайник: несколько сетей, сшитых так, чтобы семга могла войти в них, а уйти не могла. Мы ставим лодку возле ловушки и глядим в воду, ждем рыбу. Хорошо, что тут роман, а вот если бы так сидеть одному и покачиваться в лодке?

    - Другой раз и неделю просидишь, - угадывает меня Иванушка, - две, и месяц... ничего. А придет час удачи - за все ответит.

    Подальше от нас покачивается еще такая же лодка, дальше - еще и еще... И так сидят недели, месяцы, с весны до зимы, стерегут, как бы не ушла из тайника семга. Нет, я бы не мог. Но вот если слушать прибой, или передавать на полотно эти северные краски, - не тоны, полутоны, а может быть, десятые тонов... Как груба, как подчеркнута наша южная природа сравнительно с этой северной интимной красотой!

    Я замечтался и, наверно, пропустил бы семгу, если бы был рыбаком Марья Моревна довольно сильно толкнула меня в бок кулаком.

    - Семга, семга! - тихо шепчет она.

    - Перо сушит, - отвечает Иванушка.

    Мы поднимаем сеть и вместо дорогой семги вытаскиваем морскую свинку, совсем ненужную.

    Жених с невестой заливаются смехом.

    Вышел веселый анекдот:

    - Семга, семга, а ин свинка!

    Не знаю, сколько бы продолжалась наша пастораль на море, как вдруг произошло крупнейшее событие.

    Прежде всего я заметил, что к кучке рыбаков на берегу подошла другая кучка, потом третья, потом собралась вся деревня, даже женки и ребятишки; под конец и оба смешных старика бросили клубки на землю и стали у края толпы. Дальше поднялись невероятный шум, крик, брань.

    Я видел с воды, как из толпы там и тут выскакивала жидкая борода Кощея Бессмертного, будто он был дирижером этого концерта на берегу Белого моря...

    Мало-помалу все улеглось. От толпы отделились десять седых мудрых старцев и направились к дому Кощея. Остальные опять уселись по своим местам на песок. Сам Кощей подошел к берегу и закричал нам:

    - Греби сюда, Ма-аша!

    Я беру на руки морскую свинку, Иванушка садится, а Марья Моревна гребет.

    - Старики с тобой поговорить хотят, господин, - встретил нас Кощей.

    - Что-то недоброе, что-то недоброе! - шепнул мне волшебный колобок.

    Мы входим в избу. Мудрецы встают с лавок, торжественно приветствуют.

    - Что такое? Что вы? - спрашиваю я глазами.

    Но они смеются моей свинке, приговаривают:

    - Семга, семга, а ин свинка!

    Вспоминают, как одному попал в тайник морской заяц, другому - нерпа, третий вытащил то, что ни на что не похоже.

    Так долго продолжался оживленный, но искусственный разговор. Наконец все смолкают, и только один, ближайший ко мне, как отставший гусь, повторяет: "Семга, семга, а ин свинка".

    - Но в чем же дело? Что вам нужно? - не выдерживаю я этого тягостного молчания.

    Мне отвечает самый старый, самый мудрый:

    - Тут приходил человек из Дуракова...

    - Алексей? - спрашиваю я.

    - Алексей, Алексей, - отвечают разом все десять. А самый мудрый, седой, продолжает:

    - Алексей сказывал: едет от государя императора член Государственной думы море делить в Дураково. Кланяемся тебе, ваше превосходительство, прими от нас семушку!

    Старик подносит мне огромную, пудовую семгу. Я отказываюсь принять и, потерявшись, извиняюсь тем, что у меня на руках уже есть свинка.

    - Брось ты эту дрянь, на что она тебе? Вот какую рыбинку мы тебе изловили.

    Другой старик вынимает из-за пазухи бумагу и подает. Я читаю:

    "Члену Государственной думы

    по фотографическому отделению.

    Прошение.

    Население умножилось, а море по-старому, сделай милость, житья нет, раздели нам море..."

    Что такое? Глазам не верю... И вдруг вспоминаю, что где-то на станции мы брали обывательских лошадей, и я расписывался: "От географического общества". Потом - фотографический аппарат... И вот я стал членом Думы по фотографическому отделу. Я припоминаю, что Алексей мне говорил о каких-то двух враждебных деревнях, где не хватает хоть какого-нибудь начальства, чтобы кончить вражду.

    И у меня мелькает мысль: а почему бы и не разделить мне этим людям море?

    - Хорошо, - говорю я старцам, - хорошо, друзья, я разделю вам море.

    Мне нужен точный подсчет экономического положения деревни. Я беру записную книжку, карандаш и начинаю с земледелия как основы экономической жизни народа.

    - Что вы сеете здесь, старички?

    - Сеем, батюшка, все, да не родится ничего.

    Я так и записываю. Потом спрашиваю о потребностях и узнаю, что на среднее семейство в шесть душ нужно двенадцать кулей муки. Узнаю, что, кроме необходимых потребностей, существуют роскоши, что едят калачи, по праздникам щелкают орехи и очень любят кисель из белой муки.

    - Откуда же вы берете на это деньги?

    - А вот, поди знай, откуда взять! - ответили все десять.

    Но я все-таки узнаю: деньги получают от продажи зверей, наваги, сельди и семги.

    Узнаю, что все эти промыслы ничтожны и случайны, кроме семги.

    - Она, матушка. Сделай милость, раздели!

    - Хорошо, - говорю я. - Теперь к разделу. Сколько у вас душ?

    Старцы ответили. Я записал.

    - С женками?

    - Нет. Женские души не считаются, тех хоть сколько ни будь.

    Потом я узнаю, что берег моря принадлежит деревне в одну сторону на двадцать верст, в другую - на восемь, что на каждой версте находится тоня. Я записываю названия тоней: Баклан, Волчок, Солдат... Узнаю своеобразные способы раздела этих тонь на жребии и число тонь крестьянских, архиерейских, Сийского, Никольского и Холмогорского монастырей.

    Точно таким же образом узнаю положение соседней деревни Дураково. Но претензий старцев на тони этой, еще более бедной деревни понять не могу.

    - Почтенные, мудрые старцы, - наконец говорю я. - Без соседей я море делить вам не буду: пошлите немедленно Иванушку за представителями.

    Старцы молчат, гладят бороды.

    - Да зачем нам дураковцы?

    - Как зачем? Море делить!

    тони отобрали.

    - Как же они смели? По какому праву?

    - Права у них, батюшка, давние, еще со времени Марфы Посадницы.

    - И вы их уважаете... эти права?

    Старцы чешутся, поглаживают бороды; очевидно, уважают.

    - А мы, ваше превосходительство, думали, что как ты от Государственной думы, так отчего бы тебе этих монахов не согнать?

    До этих слов я все еще надеюсь, все еще думаю выискать в своей записной книжке яркую страницу с цифрами и разделить море и соединить поэзию, науку и жизнь. Но вот это роковое слово: "согнать". Просто и ясно, - я здесь генерал или член Государственной думы: почему бы не согнать этих монахов, зачем им семга? Я - враг этих длинных рыб на архиерейском столе. Согнать! Но я не могу. Мне кажется, будто я вошел, как морская свинка, в тайник и, куда ни сунусь, встречаю крепкие веревки. Я еще механически перебираю в голове число душ, уловов, но все больше и больше запутываюсь.

    "Семга, семга, - думают старцы, - а ин свинка!"

    А в углу-то сверкают белые зубы Марьи Моревны, и, боже мой, как заливается смехом мой волшебный колобок!