Поиск по творчеству и критике
Cлово "1901"
Входимость: 4. Размер: 31кб.
Входимость: 3. Размер: 43кб.
Входимость: 3. Размер: 9кб.
Входимость: 3. Размер: 18кб.
Входимость: 2. Размер: 35кб.
Входимость: 2. Размер: 25кб.
Входимость: 2. Размер: 12кб.
Входимость: 2. Размер: 15кб.
Входимость: 2. Размер: 25кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 49кб.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Входимость: 1. Размер: 87кб.
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Входимость: 1. Размер: 45кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 4. Размер: 31кб.
Часть текста: хотя в произведениях того же Розанова его имя всплывает очень часто, а в «Розановской энциклопедии» имеется статья об этом друге Василия Васильевича [1, 1033-1040]. Взаимоотношения же Пришвина и Устьинского практически не изучались, и впервые, наверное, о них заговорили мы на Пришвинских чтениях в Сольцах (Новгородская обл.) в 2011 году, через 100 лет после появления Пришвина в Новгороде [2, 16-19]. Продолжаем это исследование и сейчас, учитывая самые последние наши находки, и, в основном, не в философско-мировоззренческом, а в краеведческом ключе. Тесные связи писателя и священника установились в тот период, когда после 6-7 лет жизни в Петербурге Пришвин оказался в Новгороде и Новгородском уезде (по экономическим причинам: «В Петербурге нет возможности содержать такую семью…» [3, 66]). О Новгородском периоде жизни и творчества Пришвина имеется крайне мало материалов, основными источниками являются отрывочные дневниковые записи писателя и его рассказы так называемого «Новгородского цикла». Один из них – «Отец Спиридон» [4, 593-595]. Напомним кратко его содержание. Рассказ состоит из ...
Входимость: 3. Размер: 43кб.
Часть текста: и революционно-социалистического движения. Ключевые слова : мировоззрение, культура, философия, религия, сектантство, богоискательство, марксизм. Жизненные обстоятельства сложились так, что с 1904 по 1918 годы М. М. Пришвин жил преимущественно в Петербурге и именно к этому времени относится один из наиболее важных этапов становления личности писателя, названный им «десятилетие нашего интеллигентского богоискательства» [15, 26]. Общепризнанным центром бурлящей интеллектуальной жизни города на Неве было петербургское отделение Религиозно-философского общества, один из руководителей которого Д. С. Мережковский оказал значительное влияние на многих деятелей русской культуры, в том числе и на Пришвина. Главной же задачей РФО было стремление «сблизить безрелигиозную интеллигенцию с религией и, главным образом, с “новым религиозным сознанием”» [1, 109-110]. Собственно, так и называлась концептуальная статья, опубликованная Мережковским в 1905 году, в которой он писал, что христианское вероисповедание, открывшееся людям почти две тысячи лет тому назад, «ныне для нас опять сделалось тайной; это откровение и тайна о том, что человек Иисус, распятый при Пилате Понтийском, был не только Человек, но и Бог, истинный Богочеловек, единородный Сын Божий, что “вся полнота Божества обитала в Нем телесно” и что “нет иного имени под небом, коим надлежало бы нам спастись”» [7, 107]. Автор статьи ставил задачу по-новому раскрыть и заставить действовать забытую тайну исповедания Иисуса Христа. Ведь если для многих людей христианство виделось только лишь...
Входимость: 3. Размер: 9кб.
Часть текста: 11 января 1870 года (1). Отец его – Михаил Дмитриевич Пришвин был купцом второй гильдии, потомственным почетным гражданином. Мать его – Мария Ивановна Пришвина (урожденная Игнатова) – была из города Белёва Тульской губернии. В семье было 4 брата: Николай, Александр, Михаил, Сергей и сестра Лидия. Александр поступил в приготовительный класс Елецкой мужской гимназии 6 августа 1879 года и закончил Елецкую мужскую гимназию в 1890 году (2), по окончании которой продолжил обучение в Московском университете. В 1895 году он женился на Марии Николаевне Лопатиной (1870 – 1962 гг.), дочери статского советника Николая Николаевича Лопатина (ум. 17. 06. 1901) (3). Знали они друг друга с детства. М. М. Пришвин так написал в своем дневнике: " Проезжая жеребца, Саша увлекся и докатился до города. Поставив жеребца в слободе, он пошел в город купить папирос и встретился с Маней Лопатиной. Он с четвертого класса гимназии танцевал с ней и ухаживал, но в восьмом она почему-то на одном вечере предпочла ему другого, Саша обиделся и сначала со злости, а потом и с удовольствием стал ухаживать за Наташей Боговут. А когда поступил в университет, Наташа Боговут вышла замуж. Теперь Саша встретился с Маней на улице, посмотрел на нее, и она, и он вдруг сразу влюбились друг в друга. Маня позвала его в Дубки к себе, и события пошли с быстротой". Сведения об Александре Михайловиче даны не только...
Входимость: 3. Размер: 18кб.
Часть текста: потомственными почетными гражданами, ни о родственниках по линии жены Александра Михайловича Пришвина - старшего брата писателя, чья жизнь связана с Калужским краем, и в г. Калуге живут его родственники. В Ельце Пришвиных нет (1). В данном исследовании представлены сведения о некоторых персоналиях, что не является окончательным. Нумерация персон только по линии кровного родства. В круг родственных отношений Пришвиных вошли представители городских сословий не только елецкого, но и более отдаленных регионов – Ливен, Землянска, Саратова, Санкт-Петербурга, заграничной Сербии. В Ельце род Пришвиных считается одним из основных купеческих родов, а многочисленные местные контакты с фамилиями духовенства, чиновничества, купечества - Хренниковых, Заусайловых, Череновых, Добродеевых, Барбашиных, Ершовых, Васильевых, Перекалиных, Жеребцовых, Давыдовых, Вуколовых, Чеботаревых и др. - образуют различные степени родства. Пришвин пишет о своем происхождении следующее: "Мы купцы. Дед в одних лапоточках в Елец пришел. Битую дичь возил в Москву, в Охотный ряд, и расторговался. А потом само пошло … Купец второй гильдии, потомственный почетный гражданин, внукам образование, имение купили. А в корне, как мы были мужики – так и остались. Корень у нас мужицкий". Старейший в роду – Дмитрий Иванович Пришвин (1) – елецкий купец 1-й гильдии, бывший прасол, именуется в Метрической книге Введенской церкви г. Ельца "Потомственным почетным гражданином". Это привилегированное звание, введенное в России для лиц, не принадлежащих к дворянскому сословию, наследуют потом все его потомки. Звание присваивалось...
Входимость: 2. Размер: 35кб.
Часть текста: гимназию, но в 1886 году был отчислен из четвёртого класса. Получил домашнее образование под руководством старшего брата Юлия Алексеевича, который был сослан под полицейский надзор и жил у родителей в деревне Озёрки Елецкого уезда Орловской губернии. С 1889 года сотрудничал в газете «Орловский вестник» в качестве корректора, затем редактора. Через два года в Орле появляется небольшая книга стихотворений. Увлекается толстовством, но быстро разочаровывается в идеи толстовского опрощения. В Москве и Петербурге входит в литературную среду, много путешествует. Публикует рассказы и стихотворные произведения. В 1903 году получает Пушкинскую премию за стихотворный сборник «Листопад» (1901) и перевод «Песни о Гайавате» (1906) американского поэта Г. Лонгфелло. В 1909 году избран почётным членом Академии наук. Наиболее известные произведения дореволюционного этапа в творчестве Бунина – «Антоновские яблоки» (1900), «Деревня» (1910), «Суходол» (1911), «Лёгкое дыхание» (1916), «Братья» (1914), «Господин из Сан-Франциско» (1915) и др. В 1920 году эмигрировал во Францию. В эмиграции талант Бунина обретает новую силу. Он создаёт здесь «Митину...
Входимость: 2. Размер: 25кб.
Часть текста: потомок лейб-хирурга Ивана Блока, возведенного при Павле I в российское гражданство. Первый стихотворный сборник Блока – «Стихи о Прекрасной Даме» (М.: Гриф, 1904-1905) - проникнут мистическими настроениями. В период написания «Стихов о Прекрасной Даме» Блок находился под сильным влиянием софиологии Вл. Соловьева. Стихи проникнуты ожиданием вселенского переворота, в центре которого – Вечная Женственность, преобразующая дольний мир. Лейтмотив сборника – высокая жажда неземного, предчувствие небесного идеала. Мистическая символика, язык иносказаний, в основе которых – не только «соловьевский подтекст», но и вехи автобиографического мифа, сопрягаются с мечтами о религиозном преображении мира, с мечтами о НЕЙ, его Музе. «В первом периоде поэзии А. Блока каждое стихотворение уподоблено не мозаике, а росинке, сполна отражающей цельный лик его Музы. Произнесено ее «имярек», она – Дева, София, Владычица мира, Заря – Купина; ее жизнь воплощает в любовь высочайшие задания Владимира Соловьева и гностиков; превращает абстракцию в жизнь, а Софию – в любовь; и низводит нам прямо в душу странные концепции Василида и Валентина, связывает туманнейшие искания древности с религиозно-философским исканием наших дней» (Белый Андрей. Александр Блок // Белый Андрей. Поэзия слова. П., 1922. С. 110-111). Следующая книга стихов Блока «Нечаянная радость» (1907), затем «Снежная маска» (1907), трилогия лирических драм («Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка» - 1906) свидетельствуют о том, что творчество поэта приобретает «многострунный», «многомирный характер». В стихах «Нечаянная радость», в драме «Балаганчик» происходит пародирование важнейших мотивов «Стихов о ...
Входимость: 2. Размер: 12кб.
Часть текста: В выпускном классе организовал с группой гимназистов (в их числе С. М. Маслов – будущий эсер и министр земледелия 3-его коалиционного Временного правительства 1917) кружок по изучению запрещённой марксистской литературы. За блестящую учёбу Семашко разрешили закончить гимназию, но без золотой медали. В 1891 поступил на медицинский факультет Московского университета, быстро стал активным участником студенческого общественного движения, войдя в его медицинское крыло. В 1893 избран в нелегальный московский «Совет студенческих землячеств», скоро стал одним из его руководителей. В 1895 познакомился с В. И. Лениным в один из его приездов в Москву. В декабре 1895 за организацию студенческой демонстрации арестован и после трёхмесячного тюремного заключения выслан на три года в Елец под гласный надзор полиции. Здесь Семашко основал марксистский кружок, а также под легальным прикрытием воскресной школы развернул социал-демократическую пропаганду среди железнодорожных рабочих. После окончания высылки для завершения медицинского образования поступил в Казанский университет. В 1899-1901 совместно с А. И. Рыковым вёл революционную работу в Казани. После окончания в 1901 университета работал участковым врачом в Орловской, Самарской губерниях, а с 1904 – в Нижнем Новгороде. Здесь Семашко стал одним из руководителей городского комитета РСДРП. Во время революционных событий 1905 был в числе организаторов восстания сормовских рабочих. После девятимесячной отсидки в тюрьме и освобождения по состоянию здоровья (обострение туберкулёза) немедленно эмигрирует в Швейцарию. В августе 1907 Семашко – делегат Штутгартского конгресса 2-го интернационала от женевской большевистской организации. В январе 1908 арестован...
Входимость: 2. Размер: 15кб.
Часть текста: собрания в Санкт-Петербурге (1901-1903), которое было закрыто Синодом после революции 1905 года. Однако в 1907 году начинает функционировать Религиозно- философское общество, целью которого было «объединение интеллигенции и церкви». Под влиянием Розанова Мережковский обращается к проблеме плоти и духа, но их сотрудничество длилось недолго; наступивший кризис, свидетельствующий о непримиримости позиций по самым разным вопросам, привёл к окончательному разрыву. Главная идея Мережковского, не принимавшего «исторического христианства», заключалась в попытке «сотворения» «нового религиозного сознания», которое должно было объединить дух и плоть. С 1906 по 1914 год Мережковский и Гиппиус живут во Франции, в Париже, временами наезжая в Россию. В 1911-1912 гг. выходит первое Полное собрание сочинений Мережковского в 17 томах. Наиболее известные произведения дореволюционного периода: двухтомник «Толстой и Достоевский» (1901-1902), в котором Л. Толстой выступает как «пророк плоти», а Ф. Достоевский – как «пророк духа»; трилогия «Христос и Антихрист» (1896-1904); сборник «Грядущий Хам» (1909); романы «Александр I» (1913), «14 декабря» (1918). В конце 1919 года Мережковский, Гиппиус, Р. Философов покидают Россию и с октября 1920 года поселяются в Париже, в собственной квартире. В эмиграции Мережковский продолжает работать над историческими романами: «Рождение богов. Тутанхамон на Крите» (1925), «Мессия» (1928), «Иисус Неизвестный» (1932). Больших успехов...
Входимость: 2. Размер: 25кб.
Часть текста: последним владельцем которого был Константин Николаевич – председатель Елецкой земской управы, расстрелянный большевиками в 1918 году. Удалось определить, что по родственным связям Константин Николаевич Лопатин – шурин Александра Пришвина и свояк писателя. Установлено, что через известный дворянский род Лопатиных Пришвины породнились с Чебышевыми. Этот род дал миру величайшего математика – Пафнутия Львовича Чебышева, 180-летие со дня рождения которого широко отмечалось в 2001 году. В Становлянском районе, рядом со знаменитым Кропотовом-Лермонтовом, обнаружена родовая усадьба Чебышевых. Оказалось, что Чебышевы были соседями Лермонтовых. Отцы поэта и математика вместе служили в тульском ополчении в 1812 году. Через Чебышевых Лопатины были родственниками Гончаровых и потомков Пушкина. Растет внимание краеведов к творческому и жизненному пути М. М. Пришвина. В марте 2001 года в Калуге, в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры, состоялась IX межрегиональная научная конференция "Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья", которая была посвящена 180-летию со дня рождения Пафнутия Львовича Чебышева, родившегося на Калужской земле. Хочется отметить, что...
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: доме в д. Дубровки. Затем, 4 мая 1924 г. он перебрался в д. Костино. Центр округи – старинное торговое село Талдом (с ударением на первый слог) (1) славилось на всю Россию своим башмачным кустарным промыслом. Соседнее волжское село Кимра (ныне г. Кимры) населяли кустари-сапожники. Находившаяся на расстоянии 40 верст Троице-Нерльская слобода (ныне просто Нерль - по названию реки, где Пришвин бывал на охоте) была центром валяльного промысла. Близ Талдома располагалось село Квашенки (Спасское-Квашенки), являвшееся известным центром скорняжного производства. До революции с. Кимра относилась к Корчевскому уезду Тверской губернии, а Талдом, Троице-Нерль и Квашенки – к Калязинскому той же губернии. Воспользовавшись выдвинутым большевиками лозунгом самоопределения, жители Кимры и Талдома потребовали возвести свои селения в статус уездных городов. Для того, чтобы наверняка добиться отделения от уездного центра в Калязине, в первую годовщину Октября Талдомский Совдеп провозгласил населенный пункт городом с переименованием его в Ленинск. Отсюда путаница с названием, присущая и дневниковым записям Пришвина. Но чаще он называет центр округи по старинке Талдом. Писатель иронично отзывался о самозваном городе: "Какой это город! – одна церковь. Было раньше просто большое село, в наше время сделали городом". К 1921 г. Ленинск добился отделения не только от Калязина, но и от Тверской губернии в пользу Московской. К моменту переезда сюда Пришвина с семьей (2) в...