Поиск по творчеству и критике
Cлово "1902"
Входимость: 6. Размер: 9кб.
Входимость: 3. Размер: 25кб.
Входимость: 3. Размер: 82кб.
Входимость: 2. Размер: 53кб.
Входимость: 2. Размер: 11кб.
Входимость: 2. Размер: 67кб.
Входимость: 2. Размер: 70кб.
Входимость: 2. Размер: 9кб.
Входимость: 2. Размер: 31кб.
Входимость: 2. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 71кб.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Входимость: 1. Размер: 56кб.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Входимость: 1. Размер: 37кб.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Входимость: 1. Размер: 45кб.
Входимость: 1. Размер: 98кб.
Входимость: 1. Размер: 79кб.
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Входимость: 1. Размер: 72кб.
Входимость: 1. Размер: 49кб.
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Входимость: 1. Размер: 28кб.
Входимость: 1. Размер: 71кб.
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Входимость: 1. Размер: 69кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 85кб.
Входимость: 1. Размер: 74кб.
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 6. Размер: 9кб.
Часть текста: (1870-1911 гг.) был врачом, работал в Калужской, Курской и Тамбовской губерниях. В Калужском областном архиве имеется "Дело об определении врача Булычева на службу по Медынскому земству. Приложение – формулярный список земского врача Медынского уезда Калужской губернии лекаря Александра Пришвина". Начато 5 января 1898 года. Окончено 8 января 1898 года (дело № 4180, фонд 62, опись 22). Дело небольшое – 32 листа, но информация о старшем брате писателя Михаила Пришвина – Александре – очень ценная (1). Благодаря формулярному списку, мы уточнили дату рождения Александра Михайловича. Он родился в семье потомственного почетного гражданина М. Д. Пришвина 11 января 1870 года (1). Отец его – Михаил Дмитриевич Пришвин был купцом второй гильдии, потомственным почетным гражданином. Мать его – Мария Ивановна Пришвина (урожденная Игнатова) – была из города Белёва Тульской губернии. В семье было 4 брата: Николай, Александр, Михаил, Сергей и сестра Лидия. Александр поступил в приготовительный класс Елецкой мужской гимназии 6 августа 1879 года и закончил Елецкую мужскую гимназию в 1890 году (2), по окончании которой продолжил обучение в Московском университете. В 1895 году он женился на Марии Николаевне Лопатиной (1870 – 1962 гг.), дочери статского советника Николая Николаевича Лопатина (ум. 17. 06. 1901) (3). Знали они друг друга с детства. М. М. Пришвин так написал в своем дневнике: " Проезжая жеребца, Саша увлекся и докатился до города. Поставив жеребца в слободе, он пошел в город купить...
Входимость: 3. Размер: 25кб.
Часть текста: побывали в Хрущево, Пальне-Михайловке, посетили Лебедянь, где земским врачом работал когда-то Александр Михайлович. Несмотря на известное утверждение писателя, что каждый коренной ельчанин ему приходится родственником, семейным связям большого купеческого рода в пришвиноведении уделялось мало внимания. Единственным, пожалуй, исключением явилась статья Софьи Васильевны Красновой "След Пришвиных в Ельце 60 – 70 годов XIX века", опубликованная в шестом выпуске "Елецкой были". За 2001 год сделан ряд интересных краеведческих открытий. В Ельце удалось найти родовой дом Лопатиных, последним владельцем которого был Константин Николаевич – председатель Елецкой земской управы, расстрелянный большевиками в 1918 году. Удалось определить, что по родственным связям Константин Николаевич Лопатин – шурин Александра Пришвина и свояк писателя. Установлено, что через известный дворянский род Лопатиных Пришвины породнились с Чебышевыми. Этот род дал миру величайшего математика – Пафнутия Львовича Чебышева, 180-летие со дня рождения которого широко отмечалось в 2001 году. В Становлянском районе, рядом со знаменитым...
Входимость: 3. Размер: 82кб.
Часть текста: находится в духе: «все в духе, а не в "природе"». По-видимому, та запись была одним из первых симптомов поворота моего обычного сознания массового интеллигентского материализма полуобразованных людей к духовной реальности человека. И этот процесс переделки внушенного чуть ли не в детстве сознания общего на личное совершался медленно в процессе развития моего писательства как личного дела. И если «Жень-шень» является завершением этого процесса, столь ярким, столь реально законченным, что вызвал из мира навстречу моему сомневающемуся «Я» утвердительное «Ты», значит, личность моя формировалась с 1902 года до «Женьшеня» (1933 - 1902 = 31 год), а до прихода Ляли 37 лет. Конечно, в интеллигенции у нас были не только материалистические, но всякие направления, но средний человек, так сказать, простак, на темени которого строится общество, был у нас изначала дарвинист, материалист, марксист и т. п. Недаром же еще недавно Мантейфель показывал мне в Зоопарке обезьяну, которая служит специально для разъездных лекторов, пропагандирующих происхождение человека от обезьяны. Это возвращение человека к обезьяне длинный исторический процесс всего человечества, и пусть он в отдельных умах давно пережит и кажется даже смешным, он не кончится, пока он не кончится в массах, пока наверно не рухнет вся современная цивилизация. Тут нечего радоваться, как было во время богоискательства, что такой-то отдельный, вроде Шпенглера, все понял и предсказывает Закат Европы 146 , - что в этом? если весь мир людей, весь человеческий родовой человек, весь простак неуклонно и медленно движется к обезьяне и ничем его движение не остановишь, пока он не плюхнется в обезьянью грязь. Радоваться же надо, когда один из таких простаков не одной головой, а всей натурой, пережив обезьянство от начала до конца, возвратился к человеку... ... между прочим,...
Входимость: 2. Размер: 53кб.
Часть текста: Происхождение своей фамилии Михаил Михайлович связывал с «пришвой» – передним валом или колодой на ткацком станке, предназначенной для крепления основы и постепенной намотки новины холста. Он считал, что предки его занимались полезным делом: вытачивали эту необходимую часть ткацкого станка. Однако слово пришва имеет и другие значения, в том числе: головка сапога, наставка, притачка у одежды. Не исключено, что Пришвины получили свою фамилию от клички своих предков, занимавшихся сапожным промыслом. У предков писателя по елецкой традиции была уличная кличка – Алпатовы. Видимо, кто-то из Пришвиных был лекарем, применявшим алопатию, как способ лечения и называвший себя греческим словом «алопат», подобно нынешним гомеопатам. А его потомки стали в русском произношении Алпатовыми. «Уличное имя Алпатов я встречал не раз в рассказах о елецких прасолах, гонявших украинский скот по большаку в Москву. Этого предка своего Алпатова я вижу на большаке, дороге широкой, как самая большая река, соединяющая степь Ильи Муромца с лесами...
Входимость: 2. Размер: 11кб.
Часть текста: учителем географии В. В. Розановым (в будущем – знаменитый философ и писатель). Третьим «определяющим моментом» своей жизни он считал увлечение марксизмом (сер. 1890-х – нач. 1900 гг.), которое привело его к работе в марксистских кружках, аресту (1897 г.), одиночному заключению в Митавской тюрьме. Годы, проведенные М. Пришвиным в Германии, были временем учебы на агрономическом отделении философского факультета Лейпцигского университета, освоения европейской и, прежде всего, немецкой культуры, увлечения И. В. Гете, Р. Вагнером, Ф. Ницше. Встречу в 1902 году в Париже с В. П. Измалковой и любовь к ней Пришвин считал четвертым «определяющим моментом» своей жизни. Впоследствии все эти «моменты» стали основой сюжета автобиографического романа «Кащеева цепь», который Пришвин создавал в течение всей жизни. В 1902-1905 гг. М. М. Пришвин работал агрономом, писал книги по сельскому хозяйству. С 1905 года началась его журналистская деятельность, с...
Входимость: 2. Размер: 67кб.
Часть текста: каждый человек, полагающийся на себя, когда всякому известно, что жизнь коротка, и каждый из нас вспыхивает лишь на мгновенье, чтобы в следующее мгновение погаснуть. Сила жизни встает теперь, как сила необходимого обмана ее вечностью. Ловушка состоит в том, что каждый из нас эту действительную вечность присваивает себе: все умирают, а я как-нибудь проскочу. Посмотришь теперь на себя, пережитого, каким дураком жил! – Мало того! – ответила мне подруга, – я подозреваю, что и наш теперешний, несомненный ум, со временем нам же самим покажется глупостью. - Я начал с осени, а ты говоришь о зиме... Только вот, что хорошо написано, то не пустеет: читаю и удивляюсь, и кажется, будто это не я написал. – А я даже и этим не могу похвалиться: нет утешения! – Вот вздор! – Конечно, вздор. Страсть не обманывает, страсть – это сама правда, обман выходит из подмены страсти физической ее духовным эквивалентом, от чего любовь распадается на животную (презренную) и человеческую (возвышенную). Между тем истинная любовь, как борьба за личность человека, одна. Написано по поводу любви моей к В. П. Измалковой, представшей мне как подмена естественной страсти. Подлость тут скрывалась в том, что недоступность моей невесты была создана мною самим, что эта недоступность была потребностью моего духа, быть может, даже просто как условие обнаружения дремлющего в нем таланта. Подлость заключалась в пользовании (правда, бессознательном) живым существом для себя – тончайший эгоизм. Скворцы. В Рождество Богородицы у Носиловых семья скворцов вернулась с полей к старому скворечнику, два старых, четыре молодых. Старый скворец все утро пел, и молодые подражали ему. Эта песня и сборище возле гнезда, оказалось, было перед отлетом. Улетают и журавли. 25...
Входимость: 2. Размер: 70кб.
Часть текста: цепь» писатель, обращаясь к своим истокам, заметил: «Мне выпала доля родиться в усадьбе с двумя белыми каменными столбами вместо ворот, с прудом перед усадьбой и за прудом – уходящими в бесконечность черноземными полями. А в другую сторону от белых столбов, в огромном дворе, тесно к садам, стоял серый дом с белым балконом. В этом большом помещичьем доме я родился» [2, 12]. Но чувствует себя здесь он «ряженым принцем», потому что хоть и родился в дворянской усадьбе, но происходил из старинного, очень хорошо известного в Ельце купеческого рода. Сам Пришвин гордился не только своим славным купеческим происхождением, но и множеством родственников, хорошо послуживших родному городу: «Немцы считают мою фамилию за немецкую, евреи за еврейскую, русские не признают за свою… Только в Ельце, откуда родом, знают, что предки мои торговали пришвами (часть ткацкого станка), за что и получили сначала прозвище, а потом и фамилию. В Ельце род Пришвиных считается основным купеческим родом, так что, если хорошенько подсчитаться, каждый коренной...
Входимость: 2. Размер: 9кб.
Часть текста: политеха, который также не заканчивает из-за ареста. Пришвин стал активно принимать участие в марксистском кружке, на очередном собрании которого и был обнаружен полицией. На Михаила огромное влияние оказал его друг по университету В. Д. Ульрих, который и вел активную пропаганду марксизма. Пришвина поймали с поличным, когда он распространял листовки и за бунтарские мысли упекли за решетку на год, а после ещё на два года его ждала ссылка в родной Елец. В 1900 году молодой Пришвин решает покончить с политикой и идет учиться на агронома в Лейпцигский Университет, после окончания которого, в 1902 году работает по специальности, а по вечерам занимается сочинительством. Творческий путь писателя и его становление «бродягой» начинается в 1906 году с переездом в Петербург. Годом начала своей творческой деятельности Михаил Михайлович считает 1906-ой, тогда печатается его первое произведение «Сашок». Но известным имя Пришвина стало после публикации его «Путевых заметок», которые он публикует после окончания путешествия по крайнему северу, Карелии и Заволжью. Пришвин становится настоящим путешественником-краеведом. Он объездил весь Крым, Казахстан, побывал в Норвегии, был на Дальнем Востоке… Писатель делает вынужденный перерыв в своей работе только с приходом Первой Мировой. С 1918 года – он – военный корреспондент, с 1919-го – сельский учитель в Смоленске. Прежде, чем переехать в Москву и поселиться в доме писателей (рядом с Третьяковской галереей), прошло долгих 15 лет. Это произошло лишь в 1937 году. Начиная с 1940 года, Пришвин публикует свой дневник наблюдений в рассказах и очерках. После войны писатель едет «поближе к природе», он приобретает дачу и там работает не покладая рук. Умер писатель 16 января 1954 года. Его тело было ...
Входимость: 2. Размер: 31кб.
Часть текста: Пришвина. Внимательный и вдумчивый читатель, конечно же, заметил, что на протяжении почти всей жизни писателя в его записях несколько фамилий упоминаются весьма регулярно. Среди них – Розанов и Устьинский. И если о Розанове, великом русском мыслителе, ныне знают практически все грамотные люди, то об Устьинском слыхали немногие, хотя в произведениях того же Розанова его имя всплывает очень часто, а в «Розановской энциклопедии» имеется статья об этом друге Василия Васильевича [1, 1033-1040]. Взаимоотношения же Пришвина и Устьинского практически не изучались, и впервые, наверное, о них заговорили мы на Пришвинских чтениях в Сольцах (Новгородская обл.) в 2011 году, через 100 лет после появления Пришвина в Новгороде [2, 16-19]. Продолжаем это исследование и сейчас, учитывая самые последние наши находки, и, в основном, не в философско-мировоззренческом, а в краеведческом ключе. Тесные связи писателя и священника установились в тот период, когда после 6-7 лет жизни в Петербурге Пришвин оказался в Новгороде и Новгородском уезде (по экономическим причинам: «В Петербурге нет возможности содержать такую семью…» [3, 66]). О Новгородском периоде жизни и творчества Пришвина имеется крайне мало материалов, основными источниками являются отрывочные дневниковые записи писателя и его рассказы так называемого «Новгородского цикла». Один из них – «Отец Спиридон» [4, 593-595]. Напомним кратко его содержание. Рассказ состоит из трех частей. В первой части автор знакомит читателя с неким древним городом, упоминает его храмы, легенды и сказания, говорит о неком чудесном камне, на котором приплыл сюда святой из Рима. В этом неназываемом городе контрастов, с «красотой великого множества древних храмов» и «жизнью настоящего времени»,...
Входимость: 2. Размер: 15кб.
Часть текста: свидетельством Сретенской церкви города Ельца. Крещена была 21 февраля, родители ее: "Потомственный почетный гражданин Александр Михайлович Пришвин и законная жена его Мария Николаевна, оба православного вероисповедания. Восприемниками были – статский советник Николай Николаевич Лопатин дед по матери и Потомственная почетная гражданка, вдова Мария Иоанновна Пришвина" – моя прапрабабушка, мать писателя. Таинство крещения совершал священник Николай Поздняков (2) . Как же породнились купцы Пришвины с дворянским родом Лопатиных? Обратимся к дневникам Михаила Пришвина. "Проезжая жеребца, Саша увлекся и докатился до города. Поставив жеребца в слободе, он пошел в город купить папирос и встретился с Маней Лопатиной. Он с четвертого класса гимназии танцевал с ней и ухаживал, но в восьмом она почему-то предпочла ему другого, Саша обиделся и сначала со злости, а потом и с удовольствием стал ухаживать за Наташей Боговут. А, когда поступил в университет, Наташа Боговут вышла замуж. Теперь Саша встретился с Маней на улице, посмотрел на нее, она, и вдруг сразу влюбились друг в друга. Маня позвала к себе в Дубки, и события пошли с быстротой" (3, с. 360). В принадлежащем мне семейном архиве семьи Пришвиных сохранились две...