Поиск по творчеству и критике
Cлово "1909"
Входимость: 9. Размер: 11кб.
Входимость: 8. Размер: 44кб.
Входимость: 5. Размер: 3кб.
Входимость: 4. Размер: 12кб.
Входимость: 4. Размер: 29кб.
Входимость: 3. Размер: 10кб.
Входимость: 3. Размер: 12кб.
Входимость: 3. Размер: 12кб.
Входимость: 3. Размер: 35кб.
Входимость: 3. Размер: 37кб.
Входимость: 3. Размер: 99кб.
Входимость: 2. Размер: 9кб.
Входимость: 2. Размер: 24кб.
Входимость: 2. Размер: 13кб.
Входимость: 2. Размер: 44кб.
Входимость: 2. Размер: 25кб.
Входимость: 2. Размер: 48кб.
Входимость: 2. Размер: 15кб.
Входимость: 2. Размер: 57кб.
Входимость: 2. Размер: 43кб.
Входимость: 2. Размер: 133кб.
Входимость: 2. Размер: 52кб.
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Входимость: 2. Размер: 110кб.
Входимость: 2. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Входимость: 1. Размер: 45кб.
Входимость: 1. Размер: 20кб.
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 22кб.
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Входимость: 1. Размер: 70кб.
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Входимость: 1. Размер: 64кб.
Входимость: 1. Размер: 55кб.
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Входимость: 1. Размер: 20кб.
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 9. Размер: 11кб.
Часть текста: жизни. Доктор философии (1889), с 1914 года – член Французской академии. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1927). Был первым Президентом Комиссии Лиги наций по интеллектуальному сотрудничеству. Умер в 1941 году в оккупированном нацистами Париже. Наиболее известные работы Бергсона: «Введение в метафизику» (1903), «Творческая эволюция» (1907), «Восприятие изменчивости» (1911), «Сновидения» (1914). Философские взгляды Бергсона формировались под влиянием спиритуализма, восходящего к Мен де Бирану. В центре философской системы Бергсона – жизнь, интерпретируемая как некая целостность, что, безусловно, отрицало механицизм и догматический рационализм. Сущность жизни, утверждал философ, может быть постигнута не рассудочным путем, а с помощью интуиции, непосредственно проникающей в предмет. Интуиция рассматривалась Бергсоном как «инструмент прямого контакта с вещами и сущностью жизни как длительности» (История философии. Энциклопедия. М.: Интерпрессервис; Книжный дом, 2002. С. 99). В философии Бергсона особое внимание уделяется собственной жизни сознания, которая...
Входимость: 8. Размер: 44кб.
Часть текста: начал в общественной и художественной мысли также актуальна, как и столетием раньше, в период глубочайшего морального кризиса русского общества накануне надвигающихся исторических катаклизмов. Вместе с тем, предреволюционная эпоха начала ХХ века была порой русского религиозного ренессанса – попыток с помощью веры найти ответы на запросы истории. Именно в то переломное время начинается творческий путь Пришвина, представителя Серебряного века русской культуры, в которой он сложился как художник слова. К этому же периоду относится и тот мировоззренческий этап, обозначенный писателем как «десятилетие нашего интел-лигентского богоискательства» 1 , вместившееся между революциями 1905 и 1917 годов. Как известно, в те годы писатель жил преимущественно в Петербурге и деятельно участвовал в заседаниях Религиозно-философского общества, руководители которого Д. Мережковский, В. Розанов и А. Мейер оказали значительное влияние на многих деятелей русской культуры начала ХХ века, в том числе и на Пришвина. Кроме того, следует учитывать, что на богоискательские устремления ...
Входимость: 5. Размер: 3кб.
Часть текста: Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.) О дневнике М. М. Пришвина Мои тетрадки Ранний дневник (1905 - 1913 гг.) Любовь Любовь. 1906-1906 гг. Любовь. 1908 г. Любовь. 1909-1913 гг. Начало века Начало века. 1908 г. Начало века. 1909 г. Начало века (Материалы к задуманному роману) Хрущево Хрущево. 1909 г. Хрущево. 1910-1913 гг. Путешествие из Павлодара в Каркаралинск Путешествие из Павлодара в Каркаралинск. Часть 1 (1909 г.) Путешествие из Павлодара в Каркаралинск. Часть 2 (1909-1910 гг.) Богоискательство Богоискательство. 1911 г. Богоискательство. 1912 г. Крым (1913 г.) 1914 год. 1915 год. 1916 год. 1917 год. 1918 год. 1919 год. 1920 год. 1921 год. 1922 год. 1923 год. 1924 год. 1925 год. 1926 год. 1927 год. 1928 год. 1929 год. 1930 год. 1931 год. 1932 год. 1933 год. 1934 год. 1935 год. 1936 год. 1937 год. 1938 год. 1939 год. 1940 год. 1941 год. 1942 год. 1943 год. 1944 год. 1945 год. 1946 год. 1947 год.
Входимость: 4. Размер: 12кб.
Часть текста: РОССИЕЙ" (М. ПРИШВИН И КАЛУЖСКИЙ КРАЙ) Михаил Михайлович Пришвин (1873-1957) – один из сложнейших и колоритнейших писателей ХХ столетия. Все его творчество от первых художественных очерков до последних дневниковых записей несет на себе печать напряженных идейно-эстетических исканий, питавшихся высокими токами литературной и философской культуры эпохи. Самобытность художественного мышления М. Пришвина, парадигма его творческой эволюции не сразу поддаются исчерпывающему истолкованию. На протяжении всего ХХ века и вплоть до сегодняшнего времени высказывалось немало разноречивых суждений по поводу природы художественного метода и стиля писателя, а смысл его творчества трактовался и трактуется самым различным образом. Литературный имидж Пришвина, подчас не без участия самого писателя, складывался из немалого количества мифов. "Писатель – Берендей", "Великий Пан", "певец природы", так аттестовывали его в учебниках и в научной литературе. При изучении творчества Пришвина акцент нередко делается на "этнографии", "фенологии", даже "зоологии" его произведений, хотя на самом деле как и творчество всякого подлинного художника слова, оно было прежде всего человековедением. Сложное, многообразное изображение человека и...
Входимость: 4. Размер: 29кб.
Часть текста: "Черный араб" З. Я. Холодова ДНЕВНИК КАК ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ: М. ПРИШВИН В РАБОТЕ НАД ОЧЕРКОМ-ПОЭМОЙ «ЧЕРНЫЙ АРАБ» Рассматривая себя самого как часть окружающего мира, к своей жизни М. М. Пришвин относился как к литературному факту: объектом познания и изображения становилось все, что происходило в его душе или на его глазах. Но, считал он, настоящий художник умеет видеть «свое … отраженным в мире природы и человечества» [1, 8, 320]. Эти слова объясняют особенность пришвинского дневника: он не обращен преимущественно к событиям личной жизни писателя. Поэтому дневниковое наследие Пришвина – ценный материал не только для изучения его художественного мира и творчества, но также истории и культуры России первой половины ХХ века. Неудивительно, что дневники писателя в последние два десятилетия являются предметом пристального внимания не только литературоведов, но и философов, культурологов, историков, социологов. Однако глубина осмысления Пришвиным действительности и мироздания послужила причиной того, что повышенный интерес к содержательному аспекту дневника несколько заслонил внимание к литературоведческим вопросам (жанровое своеобразие дневника, дневник как творческая лаборатория и др.). При отсутствии других рукописей, в которых запечатлен процесс работы писателя над произведением от возникновения замысла до его воплощения, значение...
Входимость: 3. Размер: 10кб.
Часть текста: Сказал свое слово Волошин и в изобразительном искусстве: он был живописцем, графиком, признанным мастером пейзажа, искусным аквалеристом. С 1910 года живет в Крыму, в собственном доме в Коктебеле на морском берегу. Горные и морские ландшафты восточного Крыма отражены Волошиным в краске и слове. Цикл стихов «Киммерийские сумерки» (1907) – одна из вершин его лирика – запечатлел образ крымской земли, которая во времена Гомера звалась Киммерией. Стихотворный цикл «Алтари в пустыне» (1909) посвящен Аполлону. Сумрачная Киммерия уступает в этом цикле славословным гимном в честь солнечного блеска. Волошин активно сотрудничает в журнале «Аполлон», пропагандирующем принципы «гармонически-просветленного» искусства. Здесь Волошин выступает не только как поэт, но и как публицист, и критик: статьи об изобразительном искусстве, литературе, театре и т. д. Во время первой мировой войны демонстрирует пацифистские настроения и мистическое восприятие исторической катастрофы, усилившееся под антропософским влиянием Р. Штейнера. Начало войны Волошин встретил в Швейцарии, в кругу последователей Р. Штейнера. Волошин, как и А. Белый, участвует в Швейцарии в постройке храма «Гётеанум». Поэзии Волошина этого периода свойственны публицистичность, гражданский пафос которые станут преобладать после Октябрьской смуты в России. Поэт все настойчивей обращается к русской истории, пытаясь понять смысл настоящего (поэма «Россия», 1924). Особого внимания заслуживает волошинская оценка ...
Входимость: 3. Размер: 12кб.
Часть текста: содержащей нужные для будущих произведений материалы, а с другой стороны, позволяющей автору подняться на новую художественную высоту. Чтение дневников М. Пришвина 1909-1930-х годов становится необходимыми "лесами" для исследования его подходов к проблеме личности. На сломе эпох каждый человек ощущает себя наедине с веком: "совершается... некий исторический и духовный смотр, жизненная ревизия духовных сил" (2). Вот почему таким важным документом эпохи становятся личные дневники. Они доказывают, что М. Пришвин прощается со сказочным царством, не озабоченным бегом времени, но, несмотря на это, в жестоко социальную эпоху писатель продолжает судить о человеке вне его исторических и социальных ролей. Раньше на Руси всё было взаимосвязано: и религия, и государство, и искусство, и отдельный человек, тогда этические нормы были неотделимы от христианских: "люди были цельные" (запись от 1930 г.), такие, что с них "Греки, Леонарды, Рафаэли... прямо списывали лицо Бога" (1927). А потом человек потерял свою цельность, и церковь собирала его по идеальному образу Христа, а теперь его собирает революция. Для Пришвина человек, собранный революцией - пустой, так как в нём были разрушены интимнейшие ценности детства, брачных отношений, материнства: "Революция - это грабёж личной судьбы человека" (1930 год). М. Пришвин заставляет читателя посмотреть на строительство нового человека, ориентируя на библейские образы, тем самым усиливая порочность современности. Человек революции, как когда-то мир во времена Библейского Сотворения, создаётся из хаоса. Запись ...
Входимость: 3. Размер: 12кб.
Часть текста: прочих имен, которых знал писатель (2, с. 134). Это записано 1 февраля 1921 года: "Имена известных людей, которых мне в жизни моей приходилось видеть: Розанов, Мережковский, Ремизов, Гиппиус, А. Белый, Сологуб, Бальмонт, Брюсов, Ал. Толстой, Куприн, Б. Зайцев..., гр. Мар. Ник. Толстая, оптинский старец Анатолий ..." (1, с. 171). В письме от 14 июня 1909 года к А. М. Ремизову Михаил Михайлович писал: "Послал фельетоны в Русск(ие) вед(омости), к(ото)рые должны мне дать 200 р(ублей). Теперь дожидаюсь денег, как только напечатают, отправлюсь с семьей в Оптину Пустынь, где и проживу осень, навещая оттуда мать. Если же не напечатают, то и не знаю, что делать". В газете "Русские ведомости" за июль и август 1909 года были опубликованы произведения М. М. Пришвина: "Как я укреплял тещу Никифора" – (18 июля, с. 2); " Дубовый дол" – (1 августа, с. 2); " Как быть с мужиками?" – (23 июля, с. 2). Поездка в Оптину Пустынь состоялась, иначе бы не было в Дневнике М. Пришвина такой записи за 29 октября 1919 года: "Вспоминали вечером про Оптину Пустынь,старца Анатолия – неужели и там теперь конюшни и казармы?" (3, с. 318-348). И это вспоминалось писателю в суровое время Гражданской войны, когда большая часть Елецкого уезда была занята красными, остальное - находилось у белых. Жители уезда не знали, по какой же они земле едут и решали, что едут они по " нашей...
Входимость: 3. Размер: 35кб.
Часть текста: между тем, что в советскую эпоху позволительно было сказать, и тем, что можно было доверить только тщательно скрываемому Дневнику. Поэтому об истинном значении народничества, и особенно марксизма, в мировоззрении писателя можно судить, лишь исследуя сопряжение двух онтологических планов: с одной стороны, опредмеченного бытия мысли в легальном художественном и публицистическом творчестве, а с другой – тайных дневниковых записей, которые не только не смогли бы пройти коммунистическую цензуру, но, выражая истинные взгляды человека, были просто опасны для его жизни. Дополняя и конкретизируя события жизни и художественные образы творчества, Дневник писателя раскрывает подлинные мировоззренческие оценки и акценты в интерпретации действительности, которые он при Советской власти не мог обнародовать. По социальному положению семья Пришвиных принадлежала к тому поколению русской интеллигенции, которое «Толстым, народниками и славянофилами воспиталось в религиозном благоговении к...
Входимость: 3. Размер: 37кб.
Часть текста: 1929-1931. 4. Пришвин М. Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Гослитиздат, 1956-1957. 5. Пришвин М. Собрание сочинений: В 8 т. – М.: Худож. литература, 1982-1986. 6. Пришвин М. 1917: Дневник / Публ. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской // Лит. учёба. – М., 1990. – № 3. – С. 88-118. 7. Пришвин М. 1931-1932 годы // Октябрь. – М., 1990. – № 1. – С. 146-180. 8. Пришвин М. Воля вольная // Вопр. литер. – М., 1995. – Вып. 3. – С. 175-216. 9. Пришвин М. Дневник / Вступ. заметка, публ. и прим. Я. З. Гришиной // Лит. обозрение. – М., 1990. – № 8. – С. 104-112. 10. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской; Подг. текста и комм. Л. А. Рязановой // Человек. – М., 1990. – Вып. 4. – С. 125-139. 11. Пришвин М. Дневник 1942 года / Публ., подг. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской // Человек. – М., 1990. – Вып. 5. – С. 134-147. – Окончание. 12. Пришвин М. Дневники 1914-1917 / Пред. В. Д. Пришвиной. – М.: Московский рабочий, 1991. – 432 с. 13. Пришвин М. Дневники 1918-1919 / Подг. текста Л. А. Рязановой, Я. З. Гришиной....