• Приглашаем посетить наш сайт
    Соловьев (solovyev.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1912"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Дроздов М. С., Крылова-Устьинская Н. С.: Кто вы, "отец Спиридон"? (М. М. Пришвин и А. П. Устьинский)
    Входимость: 8. Размер: 31кб.
    2. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). Любовь. 1909-1913 гг.
    Входимость: 4. Размер: 133кб.
    3. Фатеев В. А.: Пришвин М. М.
    Входимость: 3. Размер: 25кб.
    4. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава I. Жизненный путь М. Пришвина: поиски себя
    Входимость: 2. Размер: 70кб.
    5. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1912
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    6. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). Богоискательство. 1912 г.
    Входимость: 2. Размер: 68кб.
    7. Подоксенов А. М.: Г. В. Плеханов в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    8. Трубицина Н. А.: Петербургский текст в повести Михаила Пришвина "Славны бубны"
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    9. Трубицина Н. А.: "Категорический императив" Михаила Пришвина (На материале повести "Жень-шень")
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    10. Биография (Вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    11. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Мережковский Дмитрий Сергеевич
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    12. Бабья лужа.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    13. Пришвин М.М., Пришвина В.Д. Мы с тобой. Дневник любви. Глава 17. Наш дом.
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    14. Пришвин М. М. (Википедия)
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    15. Никон Староколенный.
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    16. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    17. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Семашко Николай Александрович
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    18. Паутова Л. П.: К родословной Пришвиных (новые сведения)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    19. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1926. Страница 8
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    20. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1936. Страница 3
    Входимость: 1. Размер: 97кб.
    21. Новая земля. О двух крайностях
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    22. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Введение
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    23. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Николай Лосский
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    24. Биография (Вариант 5)
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    25. Пришвин Михаил Михайлович - Литературная энциклопедия 1929-1939
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    26. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Булгаков Сергей Николаевич
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    27. Иван-Осляничек. I. Семибратский курган
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    28. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    29. Незабудки. Глава 2. Сила жизнеутверждения.
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    30. Горлов В. П.: Хрущевско-Елецкий период в жизни М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    31. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Ремизов Алексей Михайлович
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    32. От земли и городов.
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    33. Калашникова Л. В.: А. М. Пришвин - земский врач села Галкина Медынского уезда Калужской губернии
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    34. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    35. Башмаки.
    Входимость: 1. Размер: 87кб.
    36. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1937. Страница 10
    Входимость: 1. Размер: 84кб.
    37. Иванов Н. Н.: М. Пришвин – читатель И. В. Гете
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    38. Борисова Н. В.: Женщины в судьбе и творчестве М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    39. Иванов Н. Н.: Сердце Сына Земли (геооптимизм М. Пришвина)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    40. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Розанов Василий Васильевич
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    41. Биография (Вариант 6)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    42. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1936. Страница 4
    Входимость: 1. Размер: 98кб.
    43. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин – оппонент Максима Горького
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    44. Цвет и крест. По градам и весям
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    45. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Блок Александр Александрович
    Входимость: 1. Размер: 25кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Дроздов М. С., Крылова-Устьинская Н. С.: Кто вы, "отец Спиридон"? (М. М. Пришвин и А. П. Устьинский)
    Входимость: 8. Размер: 31кб.
    Часть текста: М. Пришвин и А. П. Устьинский) М. С. Дроздов, Н. С. Крылова-Устьинская КТО ВЫ, «ОТЕЦ СПИРИДОН»? (М. М. ПРИШВИН И А. П. УСТЬИНСКИЙ) Последние годы неизменно высокую оценку критиков и ценителей истинной литературы получают «Дневники» М. М. Пришвина. Внимательный и вдумчивый читатель, конечно же, заметил, что на протяжении почти всей жизни писателя в его записях несколько фамилий упоминаются весьма регулярно. Среди них – Розанов и Устьинский. И если о Розанове, великом русском мыслителе, ныне знают практически все грамотные люди, то об Устьинском слыхали немногие, хотя в произведениях того же Розанова его имя всплывает очень часто, а в «Розановской энциклопедии» имеется статья об этом друге Василия Васильевича [1, 1033-1040]. Взаимоотношения же Пришвина и Устьинского практически не изучались, и впервые, наверное, о них заговорили мы на Пришвинских чтениях в Сольцах (Новгородская обл.) в 2011 году, через 100 лет после появления Пришвина в Новгороде [2, 16-19]. Продолжаем это исследование и сейчас, учитывая самые последние наши находки, и, в основном, не в философско-мировоззренческом, а в краеведческом ключе. Тесные связи писателя и священника установились в тот период, когда после 6-7 лет жизни в Петербурге Пришвин оказался в Новгороде и Новгородском уезде (по экономическим причинам: «В Петербурге нет возможности содержать такую семью…» [3, 66]). О...
    2. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). Любовь. 1909-1913 гг.
    Входимость: 4. Размер: 133кб.
    Часть текста: гнилью. На полу заплевано... Спускалась по лестнице разодетая женщина. Маленькие дети играли в коридоре. Был ноябрь, и в номере полумрак синеватый. Я прилег на кровать и вдруг почувствовал, что она не такая, как я думал, не светлая, а некрасивая и злая. Что та, о которой я думал, другая, что их две. Тогда я сел за стол и написал письмо этой второй, злое, плохое письмо, и отдал швейцару снести на почту. Все было кончено, но в сердце оставалась ужасная тоска. Маленькие дети из коридора прибежали ко мне. Я положил их на кровать с собой, ласкал, рассказывал им сказки. Ночью темные силы начали меня душить. И вдруг к утру стало так ясно, радостно. Да ничего же нет такого, и можно заключить перемирие. Я написал ей письмо радостное, чтобы она простила меня, что не ей я хотел послать то письмо. Она не такая, как та, которой я вчера написал. Что это черти мне подсказали. Нужно их бояться. Но теперь я их победил, я вижу ее опять прекрасную, светлую. Было такое счастье в моей душе, такой огромный просвет в какую-то чудесную страну. Такая отчетливая уверенность была в том, что я прав, не было ни малейшего сомнения в том, что я нашел истину. Я так...
    3. Фатеев В. А.: Пришвин М. М.
    Входимость: 3. Размер: 25кб.
    Часть текста: дедом Пришвина. С 1883 учился в Елецкой гимназии. После года учебы оставлен повторно в 1-м классе за неуспеваемость, с выводом: «Безнадежен по малоспособности». В 1885 попытался совершить с друзьями-гимназистами романтический побег в «Азию», который рассматривал позже как свое первое, стихийное устремление к мечте. Пришвину запомнилось заступничество от насмешек гимназистов («бежали в Азию, а попали в гимназию») учителя географии В. В. Розанова, впоследствии известного публициста и философа: «Это хорошо, это необыкновенно» (Дневники. 1918-1919. С. 365). Однако в 1889 Пришвин был исключен из гимназии без права поступления в другое учебное заведение — за оскорбление того же Розанова. В последние гимназические годы увлекался чтением нелегальной литературы. С осени 1889 продолжал учебу в реальном училище в Тюмени, живя у дяди, крупного промышленника. В 1893 сдал экстерном экзамены за 7-й класс и поступил на агрономическое отделение химического факультета Рижского политехникума. В Риге активно участвовал в деятельности т. н. школы пролетарских вождей: распространял подпольную литературу, переводил сочинения Бебеля и Меринга, воспринимая марксизм в апокалипсически окрашенном образе «светлого будущего», которое грядет после неминуемой мировой катастрофы. В 1897 арестован и приговорен к году тюремного заключения; весной 1898 выслан под надзор полиции на родину, в Елец. При запрете учиться в России в 1900 Пришвин получил разрешение выехать в Германию, где поступил в Лейпцигский университет, посещал также лекции в Берлине и Иене. Учился у всемирно известных профессоров: В. Ф. Оствальда, В. Вундта, Э. Геккеля, К. Бюхера и др. Увлекался музыкой Р. Вагнера (за время учебы...
    4. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава I. Жизненный путь М. Пришвина: поиски себя
    Входимость: 2. Размер: 70кб.
    Часть текста: уезда Орловской губернии. В автобиографическом романе «Кащеева цепь» писатель, обращаясь к своим истокам, заметил: «Мне выпала доля родиться в усадьбе с двумя белыми каменными столбами вместо ворот, с прудом перед усадьбой и за прудом – уходящими в бесконечность черноземными полями. А в другую сторону от белых столбов, в огромном дворе, тесно к садам, стоял серый дом с белым балконом. В этом большом помещичьем доме я родился» [2, 12]. Но чувствует себя здесь он «ряженым принцем», потому что хоть и родился в дворянской усадьбе, но происходил из старинного, очень хорошо известного в Ельце купеческого рода. Сам Пришвин гордился не только своим славным купеческим происхождением, но и множеством родственников, хорошо послуживших родному городу: «Немцы считают мою фамилию за немецкую, евреи за еврейскую, русские не признают за свою… Только в Ельце, откуда родом, знают, что предки мои торговали пришвами (часть ткацкого станка), за что и получили сначала прозвище, а потом и фамилию. В Ельце род Пришвиных считается основным купеческим родом, так что, если хорошенько подсчитаться, каждый коренной ельчанин мне приходится родственником» [1]. Старейшим в роду был елецкий купец 1-ой гильдии, потомственный почетный гражданин Дмитрий Иванович Пришвин. Он-то и купил имение Хрущёво у гвардии прапорщицы Марии Алексеевны Левшиной, хотя в Ельце владел большим домом. Хрущёво находилось в 14 верстах от Ельца. Деревянный дом, в котором родился и о котором так часто вспоминал писатель, был построен в 1871 году. Особенно хорош был цветник и фруктовый сад, оставивший в сознании Курымушки (так звали писателя в детстве) неизгладимое впечатление. Вспоминая свое детство, Пришвин с удивлением обнаружил, что «…дорогие для меня в детстве деревья выступают теперь вполне наравне с дорогими людьми», а каждое дерево он видит...
    5. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1912
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    Часть текста: что не может один человек отнять у другого то неотделимое и невесомое, которое называется «лучшим». И разве может женщина с седеющими волосами быть ответственной за слова и поступки 20-летней полудевочки? Годы, пропасть, Мих[аил] Михайлович], и если бы мы с Вами встретились теперь, то мы друг друга не узнали бы. Но не для того, чтобы сказать Вам это, пишу сегодня, а для того, чтобы рассеять смешное недоразумение. Хоть Ваш знакомый и служит в банке, но, по-видимому, сведения были получены из недостоверного источника, потому что я вовсе не «директор» банка, а весьма скромная рядовая работница. Видите ли, я имела несчастье родиться женщиной и потому навеки осуждена на ничтожество и работу под начальством людей, которые не стоят моего мизинца. Напрасно Вы думаете, что быть директором трудно – я, наверно, была бы им, будь я мужчиною. Про Вашу книгу ничего сказать не могу. Мы с Вами говорим разными языками, и мне при моей крайней утилитарности жизни трудно даже настроить свою душу так, чтобы читать с пониманием о психологии людей, столь далеких от меня во всех отношениях. Я ничего, кроме английских газет и книг, теперь не читаю. Почему Вы не пишете о чем-нибудь более ежедневном и близком». После нескольких неудачных попыток написать что-нибудь в ответ на это письмо я все-таки состряпал и отправил послание: «Ваше письмо получил. Оно было для меня страшное. Беру большой лист, чтобы хоть сколько-нибудь сделать себя понятным. Вы спрашиваете, отчего я не пишу о чем-нибудь ежедневном и близком. Как художник, я должен сливать это ежедневно близкое с далеким близким. А мое близкое так далеко, что для воплощения его я должен искать людей и природу необычную. Меня смешит иногда, когда я читаю статьи моих противников, спорящих о моей «позиции». Вы были всегда моей единственной «позицией». А вы ...
    6. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). Богоискательство. 1912 г.
    Входимость: 2. Размер: 68кб.
    Часть текста: крест его. Человек крепкий. Члены общественного] клуба изводят его насмешками над религией до того, что он топиться хотел. И кантонист-атеист. Позолотчик-сектант, церкви не признает, толстовец <1 нрзб.> Н. И. Ушаков земец, прогрессист и друг. Черта между обывателем и прогрессистом (интеллигентом). Черта та же самая в крестьянской душе. У «Грозного» нос попугайчиком. Новгородские долбежники (прозвание от долбни Ивана Грозного), или гущееды (едят гущу: горох с перловой мукой). – Долбежники, может, и не худые, да меня они назло били, и ничего в них не понимаю. Стали обсуждать железную дорогу и подумали – не обратиться ли к депутатам, стали разбирать, и, наконец, к какому обратиться депутату, и разобрали, что всем им, депутатам, дорога не выгода, и не стали подавать в Думу: одним миром мазаны. – В Европе выгодно заниматься общественным делом, у нас – нет: им занимаются идеалисты. В идеал возводится общественность, но в ней идеала, может быть, и нет, а это обыкновенное земное дело… Поиски квартиры, квартирная старуха спрашивает о ребенке: – Ребенок мал, а, между прочим, глуп, сколько лет ему? шесть – значит, по деревьям лазает. Не лазает? Нет, лазает, я, батюшка, насмотрелась на детей, много видела на свете всего, много хлебнула, ребенок мал, а, между прочим, по деревьям лазает. Вы не из Полтавы? Нет, ну, слава Богу, а то у меня жилец был из Полтавы сумасшедший, в Полтаве все сумасшедшие. Вы не из Полтавы, стало быть, ну, все хорошо. У меня чистота, у вас спрашивать буду, чтобы чистота, аккуратность и воспитанность. 9 Ноября. Собрание у печника Кудрявцева. Филодендрон и лимонные деревья, качающаяся мягкая мебель, божница с лампадами, фабричные роскошные плакаты вместо картин. Печник из тех, у кого жены – страдалицы, и обыкновенно выживает уже вторая или третья. Жена сидит в черном новом, но от времени порыжелом платье. Дети от самых маленьких. А в дверях назади...
    7. Подоксенов А. М.: Г. В. Плеханов в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    Часть текста: влияние, поэтому сам писатель вполне обоснованно называл свое образование марксистским, [1] особо подчеркивая, что марксизм, из-за которого он попал в 1897 году в тюрьму, действительно стал «одним из определяющих моментов жизни». [2] В настоящей статье предпринимается попытка осветить влияние на мировоззрение и творчество Пришвина некоторых социальных и эстетических идей Плеханова, сопоставляя при этом события жизни писателя с их литературной версией, а изложенные в дневниковых записях мировоззренческие оценки с их подцензурной художественной интерпретацией. С существованием социал-демократического «подполья» и революционной нелегальной литературы будущий писатель знакомится еще гимназистом в середине 1880-х годов благодаря своему старшему товарищу по Елецкой гимназии Н. А. Семашко, племяннику Плеханова. В автобиографии 1922 года Пришвин отмечал, что само увлечение марксизмом пришло через Плеханова, когда «учился в Риге в Политехникуме химиком четыре года, и тут я уверовал через книгу Бельтова (Плеханов) в марксизм <…> Я был рядовым, верующим марксистом-максималистом (как почти большевик)…» (Кн. 3. С. 275). Правда, в...
    8. Трубицина Н. А.: Петербургский текст в повести Михаила Пришвина "Славны бубны"
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    Часть текста: Петербургский текст, реализованный на основе пресуппозиций фактуального, мифологического и ценностно-интерпретационного характера. Ключевые слова: творчество Пришвина, концепция В. Н. Топорова, Петербургский текст, локальный текст, поэтические пресуппозиции. Под «Петербургским текстом» понимается коллективно-авторский тематический сверхтекст локального типа, в котором преломилась единая, «но внутренне антитетичная телеологическая установка на художественное постижение идеологически противоречивого образа Петербурга» [3, 8]. В. Н. Топоров – автор этого понятия – определил основную идею Петербургского текста как «путь к нравственному спасению и духовному возрождению в условиях, когда жизнь гибнет в царстве смерти, а ложь и зло торжествуют над истиной и добром» [7, 662]. В последнее время появился ряд исследований, посвященных «локальному» сверхтексту – городскому, провинциальному, зарубежному (В. В. Абашев, А. П. Люсый, Н. Е. Меднис, Т. М. Николаева, Н. В. Осипова и др.), в которых развиваются идеи Топорова, что свидетельствует о научной продуктивности его семиотической сверхтекстовой модели. Наличие в пришвинском дискурсе Петербургского текста впервые отметила Я. З. Гришина: «Петербургская тема занимает значительное место в творчестве Пришвина <…> и с полным правом может быть включена в, так называемый, “петербургский текст” (термин В. Н. Топорова). Кроме дневника, где постоянно возникают обращения к поэме “Медный Всадник”, к мифу о Петре, “униженным и оскорбленным” Достоевского, оппозициям “Петербург – Москва”, “Петербург – коренная Россия”, “Петербург – Ленинград”, мотивам большого города и “маленького ...
    9. Трубицина Н. А.: "Категорический императив" Михаила Пришвина (На материале повести "Жень-шень")
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: жизнь. Широко известно программное признание Канта: «Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, - звездное небо надо мной и моральный закон во мне» [1, с. 270]. Сделав особый акцент на моральной стороне бытия, считая культуру данной Богом способностью человека подняться от «животного», чувственного состояния к высоконравственному существованию, повинуясь внутреннему повелению к добру, Кант назвал это «категорическим императивом». Основной закон кантовской этики гласит: «…поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и не относился бы к нему только как к средству» [1, с. 270]. Развернутой художественной версией этого кантовского постулата является повесть Михаила Пришвина «Жень-шень». Писатель назовет в дневнике основной мотив повести, приснившийся ему во сне: «охотник, охотник, отчего ты не схватил её за копытце». Все повествование – это попытка оправдать свой поступок с помощью тех нравственных и эстетических ценностей, одним из основоположников которых выступил Иммануил Кант. Кант в своей философии развел, качественно различил два мира: мир природы и мир свободы. Только второй из них и есть подлинно человеческий мир. Как естественное существо человек не свободен – он находится целиком во власти внешних для него причин и следствий, во власти времени. Здесь, в природе, где господствуют законы зоологии, и лежит источник изначально злого. Но зло не фатально; оно может и должно быть преодолено, побеждено культурой. Человек как моральное...
    10. Биография (Вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: - русский советский писатель, получивший известность в основном благодаря произведениям о природе, рассказам и повестям для детей. Родился Пришвин 4 февраля (23 января по ст. ст.) в Орловской губернии, Елецком уезде, где находилось их фамильное имение Хрущево-Левшино, принадлежавшее некогда деду, успешному купцу. Отец семейства, Михаил Дмитриевич, получил богатое наследство и ни в чем себе не отказывал. Однажды проиграв в карты, он был вынужден заложить имение и расстаться с конезаводом - нервное потрясение привело его к параличу и смерти. На руках у матери Михаила, Марии Ивановны, осталось пятеро детей и заложенное имение, тем не менее, она смогла исправить ситуацию и обеспечить детям образование. В 1882 г. Михаил - ученик деревенской начальной школы, в 1883 г. его переводят в Елецкую классическую гимназию, однако конфликт с учителем (будущим знаменитым философом В. Розановым) послужил причиной его отчисления. В 1893 г. Пришвин переехал в Тюмень к родному дяде, крупному промышленнику И. Игнатову, где шесть классов проучился в городском Александровском реальном училище. Бездетный дядя видел в племяннике преемника, но Михаил отказался и в 1893 г. стал студентом химико-экономического отделения Рижского...