Поиск по творчеству и критике
Cлово "1914"
Входимость: 8. Размер: 46кб.
Входимость: 7. Размер: 32кб.
Входимость: 7. Размер: 45кб.
Входимость: 6. Размер: 45кб.
Входимость: 6. Размер: 26кб.
Входимость: 6. Размер: 58кб.
Входимость: 6. Размер: 16кб.
Входимость: 5. Размер: 44кб.
Входимость: 4. Размер: 25кб.
Входимость: 4. Размер: 10кб.
Входимость: 4. Размер: 44кб.
Входимость: 4. Размер: 41кб.
Входимость: 4. Размер: 13кб.
Входимость: 4. Размер: 14кб.
Входимость: 3. Размер: 35кб.
Входимость: 3. Размер: 45кб.
Входимость: 3. Размер: 25кб.
Входимость: 3. Размер: 14кб.
Входимость: 3. Размер: 43кб.
Входимость: 3. Размер: 91кб.
Входимость: 3. Размер: 7кб.
Входимость: 3. Размер: 20кб.
Входимость: 3. Размер: 16кб.
Входимость: 3. Размер: 56кб.
Входимость: 3. Размер: 31кб.
Входимость: 3. Размер: 20кб.
Входимость: 3. Размер: 26кб.
Входимость: 2. Размер: 15кб.
Входимость: 2. Размер: 70кб.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Входимость: 2. Размер: 14кб.
Входимость: 2. Размер: 66кб.
Входимость: 2. Размер: 16кб.
Входимость: 2. Размер: 16кб.
Входимость: 2. Размер: 11кб.
Входимость: 2. Размер: 15кб.
Входимость: 2. Размер: 53кб.
Входимость: 2. Размер: 61кб.
Входимость: 2. Размер: 22кб.
Входимость: 2. Размер: 32кб.
Входимость: 2. Размер: 21кб.
Входимость: 2. Размер: 25кб.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 8. Размер: 46кб.
Часть текста: М. М. о большевизме как религиозном сектантстве в Дневниках 1914-1922 годов и в "Мирской чаше" Подоксенов А. М. Пришвин М. М. о большевизме как религиозном сектантстве в Дневниках 1914-1922 годов и в «Мирской чаше» Религиоведение. – 2004. – № 3. – С. 113-124. Появление в последние годы новых публикаций ранее не издававшихся художественных произведений Пришвина, особенно его дневников, открыло нам облик какого-то нового, неоткрытого и неизвестного писателя, вызвало потребность понять подлинное значение его не только как художника слова, но и как философа, патриота, жившего проблемами и бедами России. Его размышления о роли религии для русского общества сегодня, как и некогда поучительны и актуальны. Характерная черта творчества Пришвина – художественный и философский анализ не только противоречивости общественного и индивидуального материального бытия, но также внутренней антиномичности и разорванности сознания как общества или социальной группы, так и личности. Двойственность общественного сознания осмысливается писателем как стереотип мышления, когда и одобренные правительством официальные учебники истории, и мораль борющихся с правительством революционеров, «а может быть, мораль всей учебы сложили в...
Входимость: 7. Размер: 32кб.
Часть текста: то Юнг допускает, что в психическом развитии человека значительное место принадлежит коллективному бессознательному, в центре которого стоят архетипы. Архетип (от греч. arche начало + typos образ) – понятие, введённое Карлом Густавом Юнгом для обозначения изначальных первобытных образов, универсальных символов или мотивов, которые существуют в коллективном бессознательном и проявляются в сновидении каждого из нас. Они повторяются в сюжетах мифов и сказок разных народов, поскольку «складировались» в коллективное бессознательное с первых дней человечества. По мнению Юнга, архетипы – это ещё и «насыщенные энергией центры»: из-за нерешённых проблем они всплывают в наших снах. Архетипы являются воплощением знаков внутренней эволюции и ключами к решению различных жизненных ситуаций. Однако лишь немногие могут воспользоваться подобными посланиями, так как их расшифровка достаточно сложна и не поддаётся однозначному толкованию. Попытки найти логическое объяснение всплывающим в подсознании видениям предпринимались людьми ещё в глубокой древности, а выделение относящихся к архетипам образов не прекращается и в настоящее время. Рассмотрение литературных архетипов нашло своё отражение в работах Е. М. Мелетинского, Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, В. Н. Топорова, Ю. В. Доманского и других исследователей, каждый из которых предложил свой подход к раскрытию данной проблемы. Среди множества существующих архетипов особое внимание следует уделить тем, которые связаны с понятием «хронотоп», впервые введённым в психологию и нейрофизиологию А. А. Ухтомским, а затем перешедшим в литературоведение благодаря М. М. Бахтину, утверждавшему, что временные и пространственные представления, запечатлеваемые в литературе, составляют некое единство, которое и принято называть «хронотопом». И, хотя временные архетипы...
Входимость: 7. Размер: 45кб.
Часть текста: университета им. И. А. Бунина. В журнале «Человек» опубликовал статьи «Михаил Пришвин и Фридрих Ницше» (2008. № 5), «Михаил Пришвин и Николай Лосский» (2011. № 5). Исследуется влияние на М. Пришвина философии А. Бергсона, чьи взгляды помогают писателю постичь марксизм как идею механизации жизни. По мнению Пришвина, большевистская революция вновь сделала актуальной идею Бергсона об эволюционной развилке общественного развития и поиск исторического пути в советской России вновь начинается с биологического противоборства индивидов, нисшедших до облика обезьян. Ключевые слова: марксизм, большевизм, революция, эволюция, человеко-обезьяна, обезьяно-человек. Октябрьскую революцию 1917 года и захват власти большевиками М. М. Пришвин, как и многие отечественные мыслители, воспринял резко отрицательно. Писатель-гуманист, воспитанный на нравственных идеалах русской народнической литературы, он сразу же обратил внимание на изменение методов достижения гуманных целей,...
Входимость: 6. Размер: 45кб.
Часть текста: опубликовал статьи «Михаил Пришвин и Фридрих Ницше» (2008. № 5), «Михаил Пришвин и Николай Лосский» (2011. № 5), «Русский бунт. Версия Михаила Пришвина» (2012. № 4). E-mail: podoksenov2006@rambler.ru Аннотация . Задача статьи состоит в преодолении стереотипов советского литературоведения, касающихся взаимоотношений писателей. Традиционное мнение о почти полном их единомыслии рушится при прочтении опубликованного в постсоветское время пришвинского Дневника. Причиной мировоззренческих разногласий Пришвина с Горьким, многие годы остававшейся тайной, является несовместимость их отношения к Октябрьской революции, учению марксизма о классовой борьбе и диктатуре пролетариата, о культурной политике большевизма. Ключевые слова : культура, религия, мировоззрение, марксизм, революция, большевизм. Как и многие деятели культуры, Пришвин внимательно следил за творчеством Горького, видя в нем не только незаурядного художника слова, но и выразителя духовных противоречий эпохи, своего рода барометр, отражающий состояние социальной атмосферы. Очевидно, этим в значительной мере и обусловливался всеобщий интерес к Горькому как незаурядному человеку и писателю, подчинившему свое творчество интересам партии большевиков и идеям революционного учения Карла Маркса. Увлечение марксизмом было типичным для широкого круга русской интеллигенции, фабрично-заводского пролетариата и учащейся молодежи рубежа ХIХ–ХХ веков. Причиной притягательности нового учения было сходство присущих марксизму мировоззренческого экстремизма и эсхатологизма с постулатами религиозного старообрядчества, которое после никоновского раскола православной веры уже три века жило в экстремальных условиях постоянной готовности к скорому концу света. В обществе того времени постоянно нагнеталась атмосфера апокалипсических ожиданий и устремленности если не к светопреставлению, то ...
Входимость: 6. Размер: 26кб.
Часть текста: Вернувшись в Нижний Новгород, систематически занимается литературным трудом, знакомится с Короленко, которому и «обязан тем, что попал в большую литературу». В 1898 году выходит в свет двухтомник «Очерки и рассказы», принёсший Горькому громкую славу. Успех Горького был поистине колоссальным. «Впервые за все время существования русской книжной торговли томики Горького стали расходиться в десяткам тысяч экземпляров, скоро достигнув колоссальной цифры 100. 000» (Русская литература ХХ века / Под ред. проф. С. А. Венгерова. М.: Республика, 2004. С. 118). В 1899 году публикует «Фому Гордеева». В начале XX века много работает в драматургии: «На дне», «Мещане», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары». Становится активным членом «Среды», которая объединяла писателей-реалистов (В. Вересаев, А. Серафимович, А. Куприн, Л. Андреев и др.). Из произведений участников «Среды» формировались многие сборники «Знание», выпускавшиеся книгоиздательским товариществом в Петербурге. В...
Входимость: 6. Размер: 58кб.
Часть текста: 2) Загадочный случай. Слушаю радио в 12 д. «Известия» – стахановцы – уголь; киргизы идут в партию. Звеньевая колхоза. Свекловичный комбайн: он еще лучше. Коллектив полярников. Знатные люди, стахановцы, орденоносцы. У нас зима: снег, мороз, айсберги. Провал мобилизации в Польше. Панамский канал под охраной. Обыск на «Бремене». Чешские фашисты. Когда работа бывает напечатана, писатель «умнеет» за счет других, случайно может сделаться «умным» совершенный дурак, подобно тому, как это постоянно бывает в учреждениях. <3агеркнуто: Рабство Хомут крепостного права и <зачеркнуто: рабство хомут колхозного права, – какая разница? Первое чувство от пакта – почему-то была радость (похожая на 1-ю радость в 17 году от свержения царя). Радость и умственные перспективы. На деле же необходимость диктует пакты и войны, те, кто в этом участвуют, все понимают другим умом, как в театре актер и зритель. Стал вопрос, можно ли надолго удаляться. Проверить в Москве. 1 Сентября. Уважаемый т. Селех! Желая в нашем споре с Вами по поводу «трутней» в моем очерке «Большая биология» решить вопрос путем третейского суда, я послал рукопись т. Фадееву для «Литературной газеты», не предупредив его, что предлагал Вам. Т. Фадеев, отдав дань «превосходно написанной и умной статье», просил меня устранить не только «трутней», но еще две главы, по его мнению, очень сомнительные. Следовательно, «суд» разрешил спор в пользу Вас, и очень прошу Вас извинить <Зачеркнуто: меня за мои резкие замечания Вам. Одновременно пишу о недоразумении с Вами и Фадееву, указывая ему, что мой долг, как виноватого, в исправленном виде...
Входимость: 6. Размер: 16кб.
Часть текста: по быстроте и глубине гуманитарным падением человека и созданной им цивилизации. Война фактически разрушила оптимистическую культуру Европы, сделала насилие легитимным орудием разрешения международных споров и инструментом социальных перемен. Первая мировая война, может быть, впервые продемонстрировала всю шаткость провозглашавшихся доселе незыблемыми вечных ценностей, приоткрыла человечеству те бездны падения, которые заставили его потом содрогнуться и переосмыслить заново весь пройденный путь. Литература незамедлительно включилась в культурно-историческое осмысление начавшейся общеевропейской катастрофы. В европейской и русской художественной словесности периода 1914 – 1916 годов можно увидеть сложное переплетение политических и социально-этических вопросов, воздействие на нее порой взаимоисключающих идейных течений и мировоззренческих установок, таких, например, как интернационализм, патриотизм, гуманизм, с одной стороны, и шовинизм, ура-патриотизм, милитаризм – с другой. Однако в этих непростых условиях литература сумела воспрепятствовать забвению общечеловеческих ценностей, сосредоточившись на...
Входимость: 5. Размер: 44кб.
Часть текста: своем искусстве. Ключевые слова : мировоззрение, личность, персонализм, “любовь раз-личающая”, “родственное внимание”. Общепризнанной особенностью классической русской литературы, еще с ХIХ века определившей магистральное течение отечественной словесности, выступает ее органическое родство с философско-мировоззренческими идеями своего времени *. Религиозно-нравственная устремленность к практическому воплощению идеала, историософичность и эсхатологизм, антропологизм как жизненная позиция художника, ставящего в центр мироздания то падающую в бездну, то возносящуюся к небесам личность, – главные признаки принадлежности русской литературе. В постановке идеи личности как высшей ценности всегда проявлялась и проявляется укорененность отечественной художественной мысли в тысячелетней традиции христианства на Руси. Как истинно талантливый писатель М. М. Пришвин входит в классическую русскую литературу со своим философским взглядом на человека и общество, историю и природу. По сути, вся его жизнь посвящена теме обоснования ценности личности, ее права на достойное бытие и в то же время долга перед общим делом людей. Факт четко выраженной ориентации пришвинского творчества на личность позволяет предположить, что мировоззренческие взгляды художника имеют персоналистический характер. По нашему мнению, данная особенность Пришвина начинает формироваться в начале ХХ века под влиянием...
Входимость: 4. Размер: 25кб.
Часть текста: провел в доме деда, А. Н. Бекетова, известного ботаника, ректора Санкт-Петербургского университета. Родители Блока: отец, Александр Львович Блок, мать, Александра Андреевна Бекетова – расстались еще до рождения ребенка. В семье интересовались литературой. Мать переводила с французского (Бальзак, Гюго, Флобер, Золя, Мюссе, Бодлер, Верлен…). Бабушка по матери, Елизавета Григорьевна Бекетова, также была известной переводчицей. Отец, профессор Варшавского университета, потомок лейб-хирурга Ивана Блока, возведенного при Павле I в российское гражданство. Первый стихотворный сборник Блока – «Стихи о Прекрасной Даме» (М.: Гриф, 1904-1905) - проникнут мистическими настроениями. В период написания «Стихов о Прекрасной Даме» Блок находился под сильным влиянием софиологии Вл. Соловьева. Стихи проникнуты ожиданием вселенского переворота, в центре которого – Вечная Женственность, преобразующая дольний мир. Лейтмотив сборника – высокая жажда неземного, предчувствие небесного идеала. Мистическая символика, язык иносказаний, в основе которых – не только «соловьевский подтекст», но и вехи автобиографического мифа, сопрягаются с мечтами о религиозном преображении мира, с мечтами о НЕЙ, его Музе. «В первом периоде поэзии А. Блока каждое стихотворение уподоблено не мозаике, а росинке, сполна отражающей цельный лик его Музы. Произнесено ее «имярек», она – Дева, София, Владычица мира, Заря – Купина; ее жизнь воплощает в любовь высочайшие задания Владимира Соловьева и гностиков; превращает абстракцию в жизнь, а Софию – в любовь; и низводит нам прямо в душу странные концепции Василида и Валентина, связывает туманнейшие искания древности с религиозно-философским исканием наших дней» (Белый Андрей. Александр Блок // Белый Андрей. Поэзия слова. П., 1922. С. 110-111)....
Входимость: 4. Размер: 10кб.
Часть текста: 1914 году тиражом в 2012 экземпляров. Однако на самом деле Россия проявила интерес к философско-мистическому наследию Бёме значительно раньше: в XVIII веке его сочинения переводят масоны, затем философа изучают славянофилы и русские религиозные философы. Круг проблем, которые рассматривает в своих произведениях Бёме, весьма широк: натурфилософия, теория языка и знака, антропология, этика. Очень интересна диалектика Бёме, которая представлена у него в ярких образах: света и тьмы, добра и зла, мира как движения и одновременно соединения противоречий и т. д. Самыми плодотворными оказались последние шесть лет его жизни, в течение которых он создал большое количество книг, посланий, частных писем, молитв. Его главные сочинения: «О трех принципах божественной сущности», «О троякой жизни человека», «О воплощении Слова», «Путь ко Христу», «Об обозначении вещей», «О выборе по благодати», «Mysterium magnum», или Комментарий на первую книгу «Бытия». Философское наследие Бёме воспринималось неоднозначно. Существует загадка Бёме. Действительно, кто он? Мистик, религиозный реформатор, метафизик, оккультист? Загадка личности Бёме объясняется проблемой его понимания, связанный с эзотерическим способом изложения, с особой закодированностью его мышления и языка: «Трудность в том, что его мышлению свойственна многомерность, неоднозначность понятий (понятийной стороны символа, метафоры и т. п.), что отделяет его от традиционной, привычной для нас манеры мышления и сближает, пожалуй, с восточной манерой. Один и тот же мыслеобраз ...