• Приглашаем посетить наш сайт
    Чарская (charskaya.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1915"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Горлов В. П.: Пришвины. Елецкий род
    Входимость: 9. Размер: 25кб.
    2. Ковыршина О. А.: Тема первой мировой войны в творчестве М. Пришвина и А. Барбюса
    Входимость: 4. Размер: 16кб.
    3. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин – оппонент Максима Горького
    Входимость: 4. Размер: 45кб.
    4. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Соловьёв Владимир Сергеевич
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    5. Дроздов М. С., Крылова-Устьинская Н. С.: Кто вы, "отец Спиридон"? (М. М. Пришвин и А. П. Устьинский)
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    6. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1915
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    7. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1915. Страница 4
    Входимость: 2. Размер: 66кб.
    8. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1915.
    Входимость: 2. Размер: 58кб.
    9. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1915. Страница 2
    Входимость: 2. Размер: 60кб.
    10. Краснова С. В.: След Пришвиных в Ельце 60-70-х годов XIX века
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    11. Цвет и крест. Дела и случаи
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    12. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Николай Лосский
    Входимость: 2. Размер: 44кб.
    13. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    14. Пальчикова Т. С.: Тематическое разнообразие картины мира в дневниках М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    15. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Максим Горький: тайна прототипа огородника Крыскина из повести "Мирская чаша"
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    16. Фатеев В. А.: Пришвин М. М.
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    17. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1937. Страница 7
    Входимость: 1. Размер: 87кб.
    18. Подоксенов А. М.: Г. В. Плеханов в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    19. Аптека счастья
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    20. Подоксенов А. М.: О проблеме "богоискательства" в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    21. Цвет и крест. Отзвуки войны
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    22. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    23. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава III. Философские основы художественного мира М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 90кб.
    24. Палагин Ю. Н.: М. Пришвин в Сергиевом Посаде
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    25. Краснова С. В.: "... Подвиг среди народа". М. Пришвин
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    26. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бунин Иван Алексеевич
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    27. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Розанов Василий Васильевич
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    28. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Блок Александр Александрович
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    29. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1936. Страница 3
    Входимость: 1. Размер: 97кб.
    30. Цвет и крест. Отзвуки боя
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    31. Цепочка Иисусова
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    32. Подоксенов А. М.: Пришвин М. М. о большевизме как религиозном сектантстве в Дневниках 1914-1922 годов и в "Мирской чаше"
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    33. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1915. Страница 3
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    34. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Горький Максим
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    35. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: художник и время (социокультурные контексты повести "Мирская чаша")
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    36. По градам и весям. Августовские леса
    Входимость: 1. Размер: 17кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Горлов В. П.: Пришвины. Елецкий род
    Входимость: 9. Размер: 25кб.
    Часть текста: издания, подготовленного второй женой писателя, к примеру, «случайно выпали» рассказы Михаила Михайловича о Ельце и елецкой родине. Елец. Писатель Михаил Пришвин в своих произведениях неоднократно возвращался к истории своего рода: "Мы купцы. Дед в одних лапоточках в Елец пришел. Битую дичь возил в Москву, в Охотный ряд, и расторговался. А потом само пошло … Купец второй гильдии, потомственный почетный гражданин, внукам образование дал, имение купили. А в корне, как мы были мужики — так и остались. Корень у нас мужицкий". Сведения о своем роде, об уровне его материального достатка, приводимые писателем, как правило, сознательно занижены. Легенды о бедности деда в лапоточках, расторговавшегося в купцы второй гильдии не находят подтверждения. Дмитрий Иванович Пришвин – елецкий купец 1-й гильдии, именуется в Метрической книге Введенской церкви г. Ельца "Потомственным почетным гражданином". Это привилегированное звание присваивалось самым авторитетным купцам, заслужившим общественное признание и пробывшим не менее 20 лет в 1-й гильдии. Существует еще одно предание, легенда писателя о затруднительном положении семейства разорившегося отца, сказание о бедной матери, вынужденной всю жизнь экономить и «работать на банк». Эти вымыслы были своего рода защитной реакцией...
    2. Ковыршина О. А.: Тема первой мировой войны в творчестве М. Пришвина и А. Барбюса
    Входимость: 4. Размер: 16кб.
    Часть текста: Первая мировая война стала историческим событием планетарного масштаба, оказавшим огромное влияние на духовную жизнь как европейских стран, так и России. Это время ознаменовалось невиданным по быстроте и глубине гуманитарным падением человека и созданной им цивилизации. Война фактически разрушила оптимистическую культуру Европы, сделала насилие легитимным орудием разрешения международных споров и инструментом социальных перемен. Первая мировая война, может быть, впервые продемонстрировала всю шаткость провозглашавшихся доселе незыблемыми вечных ценностей, приоткрыла человечеству те бездны падения, которые заставили его потом содрогнуться и переосмыслить заново весь пройденный путь. Литература незамедлительно включилась в культурно-историческое осмысление начавшейся общеевропейской катастрофы. В европейской и русской художественной словесности периода 1914 – 1916 годов можно увидеть сложное переплетение политических и социально-этических вопросов, воздействие на нее порой взаимоисключающих идейных течений и мировоззренческих установок, таких, например, как интернационализм, патриотизм, гуманизм, с одной стороны, и шовинизм, ура-патриотизм, милитаризм – с другой. Однако в этих непростых условиях литература сумела воспрепятствовать забвению общечеловеческих ценностей, сосредоточившись на социально-этических, психологических аспектах войны. Большинство художников прошло путь от романтического к развенчивающему романтизм и сентиментализм описанию военных будней, от декларативности и лозунговости к объективистской стилистике, беспафосности повествования. В этом русле шла эволюция художественного мировоззрения писателей-современников Михаила Пришвина и Анри Барбюса. Стремление познать происходящее не из газетных столбцов, быть на передовой, в гуще событий, открыть читателям...
    3. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин – оппонент Максима Горького
    Входимость: 4. Размер: 45кб.
    Часть текста: мнение о почти полном их единомыслии рушится при прочтении опубликованного в постсоветское время пришвинского Дневника. Причиной мировоззренческих разногласий Пришвина с Горьким, многие годы остававшейся тайной, является несовместимость их отношения к Октябрьской революции, учению марксизма о классовой борьбе и диктатуре пролетариата, о культурной политике большевизма. Ключевые слова : культура, религия, мировоззрение, марксизм, революция, большевизм. Как и многие деятели культуры, Пришвин внимательно следил за творчеством Горького, видя в нем не только незаурядного художника слова, но и выразителя духовных противоречий эпохи, своего рода барометр, отражающий состояние социальной атмосферы. Очевидно, этим в значительной мере и обусловливался всеобщий интерес к Горькому как незаурядному человеку и писателю, подчинившему свое творчество интересам партии большевиков и идеям революционного учения Карла Маркса. Увлечение марксизмом было типичным для широкого круга русской интеллигенции, фабрично-заводского пролетариата и учащейся молодежи рубежа ХIХ–ХХ веков. Причиной притягательности нового учения было сходство присущих марксизму мировоззренческого экстремизма и эсхатологизма с постулатами религиозного старообрядчества, которое после никоновского раскола православной веры уже три века жило в экстремальных условиях постоянной готовности к скорому концу света. В обществе того...
    4. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Соловьёв Владимир Сергеевич
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    Часть текста: конструкций в сторону христианской эсхатологии. В философии Соловьёв предпринял попытку объединения христианско-платонического миросозерцания, немецкой классической философии и научного эмпиризма, полагая, что «нравственный элемент» должен быть положен в основу теоретической философии. Развивал идею «богочеловеческого процесса» в историософии как совокупного спасения Человечества, мечтал об избавлении материального мира от разрушительного действия времени. Соловьёв принадлежит к философско-религиозному направлению русского космизма. Космическая тема связана у Соловьёва с платоновским мифом об эротическом восхождении, учении о «смысле любви» («Смысл любви»), утверждающем совершенную любовь, способную восстановить целостность человека и мира и ввести их в вечность. Соловьёв разрабатывает философскую доктрину Всеединства и религиозно-мистическое учение о Софии. В сфере гносеологии философ постулирует «цельное знание», в сфере онтологии – «положительное всеединство» как объединение в Абсолюте всех элементов бытия в качестве божественного первообраза и искомого состояния мира. Концепция Всеединства отрицала разъединение, разделение как изначальный порок падшего человечества. Мечтая о «великом синтезе» «бесчеловечного Востока» и «безбожного Запада», о вселенской общности, он проповедовал избавление мира от косности, разъединённости во времени и...
    5. Дроздов М. С., Крылова-Устьинская Н. С.: Кто вы, "отец Спиридон"? (М. М. Пришвин и А. П. Устьинский)
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    Часть текста: чтениях в Сольцах (Новгородская обл.) в 2011 году, через 100 лет после появления Пришвина в Новгороде [2, 16-19]. Продолжаем это исследование и сейчас, учитывая самые последние наши находки, и, в основном, не в философско-мировоззренческом, а в краеведческом ключе. Тесные связи писателя и священника установились в тот период, когда после 6-7 лет жизни в Петербурге Пришвин оказался в Новгороде и Новгородском уезде (по экономическим причинам: «В Петербурге нет возможности содержать такую семью…» [3, 66]). О Новгородском периоде жизни и творчества Пришвина имеется крайне мало материалов, основными источниками являются отрывочные дневниковые записи писателя и его рассказы так называемого «Новгородского цикла». Один из них – «Отец Спиридон» [4, 593-595]. Напомним кратко его содержание. Рассказ состоит из трех частей. В первой части автор знакомит читателя с неким древним городом, упоминает его храмы, легенды и сказания, говорит о неком чудесном камне, на котором приплыл сюда святой из Рима. В этом неназываемом городе контрастов, с «красотой великого множества древних храмов» и «жизнью настоящего времени», «жалкой как рубище нищего», явно угадывался бывший когда-то «Господин Великий Новгород». «Есть в этом городе священник отец Спиридон, человек старый», – так начинает вторую часть рассказа писатель и далее повествует о своем посещении «старого»...
    6. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1915
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    Часть текста: пор, как взяли ратников, печка не горит, а только чуть светит лампада. 5 января. Не знаю, как для всего света, много ли даст существенного война, только для России она положит грань совсем новой жизни. [Петроград.] 12 января. Молоденькая парочка идет: казалось, что это давно-давно прошло, а вот она идет, и до того ясно, что это вечное' вечная безумная попытка своим личным счастьем осчастливить весь мир. 22 января. Очень, очень мучусь всем своим домашним, очень мучусь. Возможное появление Марухи – появится, и всему этому конец. Но она не являлась, так что вся эта жизнь как бы украдкой, временная, случайная. И вот это случайное, это игрушечное предъявляет свои права, как самое высшее и единственное. Кажется это вторжением в чужие права и через это унижением самого себя. Мелькает мысль все чаще и чаще о бездомье и одиноком странничестве: «с палочкой». От 12 по 31 января был в Петербурге – определялся на войну. Салон Сологуба: само-говорящая, резонирующая, всегда логичная мертвая маска... поиски популярности... Блок всегда благороден. Поездка в Карпаты от «Русских ведомостей» корреспондентом. Эта поездка будет отличаться от всех моих прежних поездок тем, что писать я буду на месте для газеты, а не беречь материалы для последующей литературной обработки. Вообще я отныне расстаюсь с путешествием как литературной формой. Велебицы. 7 февраля. Поездка на войну. 9 февраля. Проходил обоз, бывало, идут молодец к молодцу, а теперь больше бабы, да старики, да какой-нибудь бракованный. Старик просит узнать, почему же они все на месте топчутся и когда будет конец – вот самое главное. Другой пришел узнать: честно ли ведется война? Все эти разговоры убеждают меня до очевидности, что задача наша поддержать неизбежно утомляющийся тяжелым настоящим и неизвестным будущим народный дух. 15 февраля. Есть предчувствие близкого конца войны, но...
    7. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1915. Страница 4
    Входимость: 2. Размер: 66кб.
    Часть текста: власти. Движение такое, что сделать ничего нельзя, но возможно только непосредственно хвататься за нужду: кусочек сахару, поданный ребенку, и кусочек власти. Сестры жизни обходят вагон: сколько детей? восемь! восемь кусков, щепотка чаю. Достали молока... Пользуются воинским питательным пунктом, а если приходит воинский поезд, то вся машина останавливается, билетики хранятся до следующего питательного пункта, при опросах: «У вас нет билетика?» –говорят: «Есть», а с тем билетиком не дают здесь пищи. Движение Елец – Гродно – Пенза – где-нибудь забивается и направление изменяют – где искать родных? В комитете юридической помощи населению: беженец пошел определять в приют чужого ребенка, пока определил, эшелон ушел, и, в конце концов, он остался с чужим мальчиком на руках, а своя семья неизвестно где. С 24 августа – 24 сентября 100 тысяч беженцев, из них 10 тыс. дамы, наверно, накормили. Болгария объявила войну Сербии . Война теперь и все, связанное с войной, до того глубоко проникло в жизнь, до того стало обыкновенно и всем знакомо, что для изображения этого нужно воображать себе читателя где-нибудь на другой планете. Мне кажется, наиболее занятным и даже фантастическим показалось бы теперь изображение жизни где-нибудь самой мирной, самой обыкновенной в прежнем довоенном роде. Вот аллея старого парка именья, где я часто раньше бывал, вот по озими пробитая крестьянами тропа, лошади на зеленях, листья замерзающего хрена, голые деревья дубов, лип и как бы весенняя нежная зелень каких-то деревьев вдалеке: зелень сирени, зелень немногих сохранившихся листьев – желтые все облетели и остались зеленые, редкая зелень от редины своей кажется нежно-весенней зеленью, а пруд, как зеркало, и пущенный по нем камешек звенит и свистит, как стаи пролетающих весенних пташек. Вот-вот грянет крепкая зима. И бродил по старинному саду, бычок, увидев меня, пошел за мной, и все шел, шел,...
    8. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1915.
    Входимость: 2. Размер: 58кб.
    Часть текста: на пороше и убираются). Беличьи следы веером, на елке – мордочка. Птичьи следы (куропатки), глухарь набродил. – Расскажите, Алексей Иванович, как вы понимаете зайца? – спросил дьякон охотника,– что это за жизнь такая все по ночам да по ночам... – Тишина, о. дьякон, вся сила зайца в тишине. Часы остановились. Время по огонькам. У старухи напротив огонь печки. Взяли вечером сына – стон. На другой день огонек слабее – лампада, а печку так и не затопила. На второй день Нового года брали ратников, стон, рев, вой были на улице, женщины качались и падали в снег, пьяные от слез. И вот, как он отстранил их и сел в сани, в этом движении и сказался будущий воин: отстранил и стал тем особенным существом, в какое превращается мужик на позициях. Как я любил эту печку в избе напротив нас, бывало, утром рано, часов в пять, проснешься, часы стоят, и не решаешься, стучать ли в стену, самовар чтобы поставили, или рано и еще спят хозяева; вот тут и посмотришь в окно, пылает печка напротив, смело стучи. А вот уже дня три с тех пор, как взяли ратников, печка не горит, а только чуть светит лампада. Железный обруч на человеке: два живут, один становится обручем – кому только лучше, закованному или самому обручу? Так и все это государственное насилие ужасно, отвратительно, а необходимо, как смерть, неизбежно. И так они растут и растут, эти огромные, пожирающие жизнь чудовища, и будут расти, пока есть жизнь. А как посмотришь на карту, так аппетитно, и непременно нужно нам взять Дарданеллы. 5 Января. Какой-то американский исследователь доказывает, будто у немцев, единственных в мире...
    9. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1915. Страница 2
    Входимость: 2. Размер: 60кб.
    Часть текста: Против войны. Слезы от картины у Толстого. Пьеса: Ремизов и Горький. Горький: на вопрос, почему он не признает религии и отказывается от Бога, Горький ответил, что в религии обещается жизнь не здешняя, а загробная. Март. 19-го вечером. Поломаться, порисоваться перед кем-нибудь хочется каждому и для этого многие выбирают себе сюжеты, но не всякий сюжет дает себя в полное распоряжение. Иногда он совсем не дается, тем сильнее желание порисоваться. И вдруг на помощь талант, действительная способность рисовать себя, и я рисую себя, показываю другим: «Вот какой я хороший!», и, обратясь к первоначальному сюжету: какой все это вздор! Вы для меня непобедимый вечный сюжет. Так я себя чувствовал на днях, прочитав последнее свое письмо. Удивительно, как хорошо выходит обращение в сторону, но как только обратиться к своему – такой вздор. Вы всегда были для меня зеркалом, я напишу Вам, потом раскаюсь, и так мне кажется, что Вам я пишу только глупости, а настоящее останется – как иначе жить, или не оставлять для себя: раскаялся, очистился и веришь, что вот теперь я другой. Но проходят часы, я опять Вам пишу и опять смотрю в свое зеркало. Каждый раз я думаю, что вот теперь уже я скажу настоящее: мне хочется сказать что-то о светлом мгновении, когда ночью увидишь на золотом электрически рыжем небе звездочку – минутку... что-то такое... но суровый образ Ваш вырастает передо мной: ничего я не могу сказать, все будет отвергнуто. Так разобрать, все понятно: суровый образ – (1 нрзб.) звездочки-претензии, священная, но все-таки претензия и тут...
    10. Краснова С. В.: След Пришвиных в Ельце 60-70-х годов XIX века
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    Часть текста: Государственный Архив Липецкой области большая коллекция (133 экземпляра) старинных метрических книг с традиционной системой документального отражения основных явлений общежитейского характера (рождения-крещения, бракосоетания-венчания, смерти-похорон), что с неукоснительной тщательностью фиксировалось церковью. «Метрическая книга данная изъ Орловской Духовной Консистории въ Введенскую города Ельца церковь священно-церковно-служителям для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1868 годъ…» 1 привлекла наше внимание многократным упоминанием фамилии Пришвиных во всех трех разделах. В течение охваченного книгой десятилетия, с 1868 по 1879 годы, члены семьи елецкого потомственного почетного гражданина Дмитрия Ивановича Пришвина (деда писателя) фигурируют на ее страницах сплошь и рядом. В 33 случаях церковных записей в связи с Пришвиными насчитывается 19 конкретных персоналий из пришвинского рода. Данное наблюдение позволяет сделать некоторые выводы и предположения. Во-первых, тот факт, что старший в роде Дмитрий Иванович Пришвин именуется в Метрической книге «Елецким Потомственным Почетным Гражданином», свидетельствует о подлинности мемориальных сведений Пришвина в биографическом романе «Кащеева цепь» о своих семейных корнях, а также высвечивает ряд сопутствующих обстоятельств: наличие в роде Пришвиных более ранней общественно-коммерческой ступени, обусловившей главе его звание высокого российского достоинства....