• Приглашаем посетить наш сайт
    Чернышевский (chernyshevskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1916"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Цвет и крест. Письма в провинцию
    Входимость: 3. Размер: 37кб.
    2. Ковыршина О. А.: Тема первой мировой войны в творчестве М. Пришвина и А. Барбюса
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    3. Дроздов М. С., Крылова-Устьинская Н. С.: Кто вы, "отец Спиридон"? (М. М. Пришвин и А. П. Устьинский)
    Входимость: 3. Размер: 31кб.
    4. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава I. Жизненный путь М. Пришвина: поиски себя
    Входимость: 2. Размер: 70кб.
    5. Паутова Л. П.: Родословная Пришвиных
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    6. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1916
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    7. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: художник и время (социокультурные контексты повести "Мирская чаша")
    Входимость: 2. Размер: 56кб.
    8. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1916
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    9. Пришвин М.М., Пришвина В.Д. Мы с тобой. Дневник любви. Глава 13. Война.
    Входимость: 2. Размер: 28кб.
    10. Фатеев В. А.: Пришвин М. М.
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    11. Подоксенов А. М.: О проблеме "богоискательства" в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    12. Паутова Л. П.: К родословной Пришвиных (новые сведения)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    13. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1940. Страница 4
    Входимость: 1. Размер: 80кб.
    14. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    15. Балашова Е. А.: "Личность" или "отдельность"? К вопросу о кризисе личности в переходную эпоху (на материале дневников М. Пришвина 1909-1930-х годов)
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    16. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1942. Cтраница 4
    Входимость: 1. Размер: 77кб.
    17. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Дмитрий Мережковский
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    18. Пришвина В. Д.: Невидимый град. Глава 1. Тяжелое время.
    Входимость: 1. Размер: 91кб.
    19. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1920. Страница 2
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    20. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1925. Страница 7
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    21. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1936. Страница 4
    Входимость: 1. Размер: 98кб.
    22. Биография (Вариант 8)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    23. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бунин Иван Алексеевич
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    24. Юрченко Л. Н.: Дневник как жанровая форма у И. А. Бунина и М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    25. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    26. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). О дневнике М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    27. По градам и весям. Косыч
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    28. Базар
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    29. Никандрова А. В.: Издательская судьба дневников М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    30. Борисова Н. В.: Женщины в судьбе и творчестве М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    31. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1918. Страница 9
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    32. Посев
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    33. Косыч
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    34. Бирюкова Л. Б.: Калужские родственники М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    35. Цвет и крест. Дела и случаи
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    36. Гришина Я.: "Я найду себе свободную родину".
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    37. Цвет и крест. По хозяйству
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    38. Кащеева цепь. Чуваков В.: Вместо преамбулы
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    39. Цвет и крест. Сахар
    Входимость: 1. Размер: 8кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Цвет и крест. Письма в провинцию
    Входимость: 3. Размер: 37кб.
    Часть текста: – кушайте. – Этого, – отвечает, – мало, еще штрафу 500 р., и три месяца тюрьмы. – Шутите, – говорю, – это нарочно. – Как шучу, вчера один помещик тоже втяпался с телятиной: протокол составили, телятину отобрали. Потом он смилостивился, сам помог мне наверстать на окорок больше газет, чтобы не похоже было на ветчину, и, подвинув корзину с яблоками, уложил под нижнюю лавочку, рядом со своим окороком. Чудеса творятся! Как будто мы переезжали не границу Орловской и Тамбовской губерний, а двух экономически воюющих стран, как будто перед таможней многие, напуганные словами чиновника, стали подальше запрятывать свое съестное добро. И вот даже здесь, в Петрограде, я не мог добиться правды: имел ли я право везти с собой окорок или нет. Так это напомнило мне далекие студенческие времена, когда, бывало, едешь к вам в деревню и везешь тюк нелегальной литературы: Бебеля, Каутского, Энгельса. Как переменилось время! Раньше прятали Бебеля, а теперь окорок. «Это символ!» – восклицает наш батюшка. И я присоединяюсь к нему: да, это символ; этот окорочный интерес ныне объединил всю Россию и стер ту обычную пропасть между столицей и провинцией. Раньше я приезжал из деревни, как из неведомой страны, и меня влекло рассказывать здесь о ней свои сказки. Теперь этим здесь никого не удивишь, потому что сами столичные люди стали провинциальными, но только без сказок. Вот, бывало, сидишь у вас на балконе, впереди наш обыкновенный пейзаж, налево возле конюшни свежуют барана, а вы тут, глядя на...
    2. Ковыршина О. А.: Тема первой мировой войны в творчестве М. Пришвина и А. Барбюса
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    Часть текста: оказавшим огромное влияние на духовную жизнь как европейских стран, так и России. Это время ознаменовалось невиданным по быстроте и глубине гуманитарным падением человека и созданной им цивилизации. Война фактически разрушила оптимистическую культуру Европы, сделала насилие легитимным орудием разрешения международных споров и инструментом социальных перемен. Первая мировая война, может быть, впервые продемонстрировала всю шаткость провозглашавшихся доселе незыблемыми вечных ценностей, приоткрыла человечеству те бездны падения, которые заставили его потом содрогнуться и переосмыслить заново весь пройденный путь. Литература незамедлительно включилась в культурно-историческое осмысление начавшейся общеевропейской катастрофы. В европейской и русской художественной словесности периода 1914 – 1916 годов можно увидеть сложное переплетение политических и социально-этических вопросов, воздействие на нее порой взаимоисключающих идейных течений и мировоззренческих установок, таких, например, как интернационализм, патриотизм, гуманизм, с одной стороны, и шовинизм, ура-патриотизм, милитаризм – с другой. Однако в...
    3. Дроздов М. С., Крылова-Устьинская Н. С.: Кто вы, "отец Спиридон"? (М. М. Пришвин и А. П. Устьинский)
    Входимость: 3. Размер: 31кб.
    Часть текста: Васильевича [1, 1033-1040]. Взаимоотношения же Пришвина и Устьинского практически не изучались, и впервые, наверное, о них заговорили мы на Пришвинских чтениях в Сольцах (Новгородская обл.) в 2011 году, через 100 лет после появления Пришвина в Новгороде [2, 16-19]. Продолжаем это исследование и сейчас, учитывая самые последние наши находки, и, в основном, не в философско-мировоззренческом, а в краеведческом ключе. Тесные связи писателя и священника установились в тот период, когда после 6-7 лет жизни в Петербурге Пришвин оказался в Новгороде и Новгородском уезде (по экономическим причинам: «В Петербурге нет возможности содержать такую семью…» [3, 66]). О Новгородском периоде жизни и творчества Пришвина имеется крайне мало материалов, основными источниками являются отрывочные дневниковые записи писателя и его рассказы так называемого «Новгородского цикла». Один из них – «Отец Спиридон» [4, 593-595]. Напомним кратко его содержание. Рассказ состоит из трех частей. В первой части автор знакомит читателя с неким древним городом, упоминает его храмы, легенды и сказания, говорит о неком чудесном камне, на котором приплыл сюда святой из Рима. В этом неназываемом городе контрастов, с «красотой великого множества древних храмов» и «жизнью настоящего времени», «жалкой как рубище нищего», явно угадывался бывший когда-то «Господин Великий Новгород». «Есть в этом городе священник отец Спиридон, человек старый», – так начинает вторую часть рассказа писатель и далее повествует о своем посещении «старого» человека....
    4. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава I. Жизненный путь М. Пришвина: поиски себя
    Входимость: 2. Размер: 70кб.
    Часть текста: помещичьем доме я родился» [2, 12]. Но чувствует себя здесь он «ряженым принцем», потому что хоть и родился в дворянской усадьбе, но происходил из старинного, очень хорошо известного в Ельце купеческого рода. Сам Пришвин гордился не только своим славным купеческим происхождением, но и множеством родственников, хорошо послуживших родному городу: «Немцы считают мою фамилию за немецкую, евреи за еврейскую, русские не признают за свою… Только в Ельце, откуда родом, знают, что предки мои торговали пришвами (часть ткацкого станка), за что и получили сначала прозвище, а потом и фамилию. В Ельце род Пришвиных считается основным купеческим родом, так что, если хорошенько подсчитаться, каждый коренной ельчанин мне приходится родственником» [1]. Старейшим в роду был елецкий купец 1-ой гильдии, потомственный почетный гражданин Дмитрий Иванович Пришвин. Он-то и купил имение Хрущёво у гвардии прапорщицы Марии Алексеевны Левшиной, хотя в Ельце владел большим домом. Хрущёво находилось в 14 верстах от Ельца. Деревянный дом, в котором родился и о котором так часто вспоминал писатель, был построен в 1871 году. Особенно хорош был цветник и фруктовый сад, оставивший в сознании Курымушки (так звали писателя в детстве) неизгладимое впечатление. Вспоминая свое детство, Пришвин с удивлением обнаружил, что «…дорогие для меня в детстве деревья выступают теперь вполне наравне с дорогими людьми», а каждое дерево он видит теперь, «как человека со своими собственными лицами – все эти деревья выступают без всякого бремени, прекрасные и святые [8, 475]. Но и само Хрущёво, родная черноземная земля, все впечатления детства, его звуки и запахи, и тайна «зеленого покрова земли» – все впоследствии самим писателем воспринималось как неиссякаемый духовный родник. Это «чувство благодати», исходящее от родной земли, ...
    5. Паутова Л. П.: Родословная Пришвиных
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    Часть текста: рода Пришвиных составлена впервые в связи с пребыванием в г. Калуге родственников писателя. Вопрос о необходимости составления родословной Пришвиных возник еще и потому, что в литературе, посвященной жизни и творчеству автора "Кащеевой цепи", в комментариях и указателе имен к Дневникам писателя, издаваемым Дунинским домом-музеем, есть неточности в датах рождения родственников, а в книге В. Д. Пришвиной "Путь к слову" (3) М. М. Пришвин назван младшим сыном в семье, хотя это совсем не так. В елецком краеведческом музее нет сведений ни о семье Пришвиных, которые на протяжении четырех поколений были елецкими потомственными почетными гражданами, ни о родственниках по линии жены Александра Михайловича Пришвина - старшего брата писателя, чья жизнь связана с Калужским краем, и в г. Калуге живут его родственники. В Ельце Пришвиных нет (1). В данном исследовании представлены сведения о некоторых персоналиях, что не является окончательным. Нумерация персон только по линии кровного родства. В круг...
    6. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1916
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    Часть текста: 8 томах,1986 г.). 1916 1916 2 марта. Пройди по Руси, и русский народ ответит тебе душой, но пройди с душой страдающей только – и тогда ответит он на все сокровенные вопросы, о которых только думало человечество с начала сознания. Но если пойдешь за ответом по делу земному – великая откроется картина зла, царящего на Руси... 5 марта. Я не знаю ни одного общего числа, которое оказало бы мне пользу для исследования, наблюдения. Вот, например, усиленное развитие промышленности, бывшее до войны, оно ничем не сказалось на людях того района, в котором я живу. Точно так же нынешнее развитие кооперативов – наша потребительская лавка едва влачит существование. Стремление к просвещению – наша деревня не выписывает ни одной газеты. Между тем как большое развитие промышленности – факт, как и нынешнее развитие кооперативов и стремление к просвещению. Мы, конечно, в центральном районе не исключение, Россия так громадна, что общее число у истоков своих теряет всякое значение, общее число живет одной жизнью, а, скажем, личное число – живет другой... Точно так же от непосредственного наблюдения к общему числу можно подойти, только подгоняя одно к другому, как делает большинство наших обозревателей. Непосредственное наблюдение не приводит к общему... Когда человек идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступает от него и начинает бросаться из стороны в сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест (Амвросий). Креста для человека бог не творит. И...
    7. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: художник и время (социокультурные контексты повести "Мирская чаша")
    Входимость: 2. Размер: 56кб.
    Часть текста: Аннотация . Анализируются взгляды Пришвина на политические, экономические и социальные причины, из-за которых народная душа впала в революционный соблазн. Показана не только историософская, но нравственная оценка Октябрьского переворота. Писатель резко критикует курс партии большевиков на разрушение всей предшествующей культуры русского народа, выступает против марксистской идеологии классовой вражды и примитивного равенства, устанавливаемого насилием. Ключевые слова : культура, философия, религия, мировоззрение, историософия, революция, марксизм, большевизм. «Мирская чаша» (1922) как повесть о революции – это не только художественное произведение, но и еще не до конца оцененный исторический документ, свидетельство очевидца о трагических событиях революционной эпохи. Действительно, сюжетные перипетии романного бытия главного героя повести Алпатова – это во многом изложение жизненных испытаний самого автора, обычного русского интеллигента, который в первые послереволюционные годы оказывается в провинциальной глубинке, где борется за выживание своей семьи. Спасаясь от ареста большевистских властей Петрограда за...
    8. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1916
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    Часть текста: – медоносной травы. Странный цвет в наших полях... (пчеловоды... липовый сад). Неожиданно спросил меня Зубрилин: «Сколько вам лет?» Я сказал. И он продолжает: «Теперь уже кончено: она ...» И вдруг зарыдал. Мы остановили лошадей. Он все продолжал рыдать. Сбегал кучер за водой. Он выпил, оправился и стал говорить о какой-то сенокосилке новой конструкции. Так это и кончилось, и прошло, и тайна этого толстого семейного человека, который хорошо устроился, чуть-чуть приворовывал, исчезла и осталась на лиловом поле фацелии среди душистых клеверов с их сладким запахом. Зубрилин был весь, как природа; что там делается, то и у него: поставь ему под мышку барометр – можно бы узнавать погоду. 2 Марта. Пройди по Руси, и русский народ ответит тебе душой, но пройди с душой страдающей только – и тогда ответит он на все сокровенные вопросы, о которых только думало человечество с начала сознания. Но если пойдешь за ответом по делу земному – великая откроется картина зла, Царящего на Руси. 5 Марта. Домучились мы с Ефросиньей Павловной до какой новости: нужно думать о другом так же, как о себе. Она говорит: «Вот как хорошо!» А у меня ядовитая мысль, не говорю ли я так: «Думай, Ефросинья Павловна, о мне так же, как о себе». Не учу ли я этому христианству для собственной выгоды. Все резче на небе звезда утренняя, и восток сильнее обозначается, а душа не гаснет, светит по-прежнему, видно только, как злые порывы ветра качают оголенные ветви сада, как, словно бабочки, летят последние листья. Елец. Сколько же лет пройдет, пока волны общества размоют утес неограниченной власти – трудно сказать! Как в личной жизни, так и в общественной бывают разные столкновения, возникают вопросы, которые, как ни думай, все равно не одумаешь за свою жизнь, и...
    9. Пришвин М.М., Пришвина В.Д. Мы с тобой. Дневник любви. Глава 13. Война.
    Входимость: 2. Размер: 28кб.
    Часть текста: случится что-то! Она притворяется, лжет, когда говорит, что отпускает меня и скоро уедет. Она сознательно хочет и ведет к тому, чтобы разрушить мою жизнь и, может быть, довести до суда. И еще было во время этого бедственного дня – вдруг мелькнула мне во время езды на бульваре березка. Тогда из человеческого мира, в котором сейчас я живу и так страдаю, через березку эту я перенесся в мой прежний мир поэзии природы. И мне поэзия эта показалась бесконечно далекой от меня, и мне удивительно было представить себя снова, как прежде, мальчиком, играющим в охоту, фотографию. Похоже стало, как было на войне 1914-го года увидел я во время боя какие-то церкви обитые, умученные снарядами, и вся красивая природа для меня исчезла. Вчера доктор, вызванный к Павловне, взглянув на меня, сказал: – А вы тоже больны, нельзя не быть больным в этих условиях. Буду лечиться своим способом, то есть бороться за близость к Л. На этом пути помогают силы природы. Я уже чувствую, что могу быть жестоким, когда надо - война так война. И становится понятным, почему иной любящий втыкает нож в своего любимого - это тоже из войны, вроде того, как на войне взрывается собственный крейсер, с тем чтобы он не достался врагу. Звонил Коноплянцев, друг с гимназической скамьи, который, несмотря на Левину передачу, высказал мне сочувствие. Весть эта как первая ласточка из того мира, где все стоит за мою любовь. Павловна, поплакав сильно, пришла ...
    10. Фатеев В. А.: Пришвин М. М.
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    Часть текста: который рассматривал позже как свое первое, стихийное устремление к мечте. Пришвину запомнилось заступничество от насмешек гимназистов («бежали в Азию, а попали в гимназию») учителя географии В. В. Розанова, впоследствии известного публициста и философа: «Это хорошо, это необыкновенно» (Дневники. 1918-1919. С. 365). Однако в 1889 Пришвин был исключен из гимназии без права поступления в другое учебное заведение — за оскорбление того же Розанова. В последние гимназические годы увлекался чтением нелегальной литературы. С осени 1889 продолжал учебу в реальном училище в Тюмени, живя у дяди, крупного промышленника. В 1893 сдал экстерном экзамены за 7-й класс и поступил на агрономическое отделение химического факультета Рижского политехникума. В Риге активно участвовал в деятельности т. н. школы пролетарских вождей: распространял подпольную литературу, переводил сочинения Бебеля и Меринга, воспринимая марксизм в апокалипсически окрашенном образе «светлого будущего», которое грядет после неминуемой мировой катастрофы. В 1897 арестован и приговорен к году тюремного заключения; весной 1898 выслан под надзор полиции на родину, в Елец. При запрете учиться в России в 1900 Пришвин получил разрешение выехать в Германию, где поступил в Лейпцигский университет, посещал также лекции в Берлине и Иене. Учился у всемирно известных профессоров: В. Ф. Оствальда, В. Вундта, Э. Геккеля, К. Бюхера и др. Увлекался музыкой Р. Вагнера (за время учебы 37 раз слушал оперу «Тангейзер»), натурфилософией Гете. Особенно много занимался в лаборатории физикохимика и философа В. Ф. Оствальда. Научные интересы и «прозрение в мещанство социал-демократии» (СС. Т. 3. С. 9) привели Пришвина к отходу от революционной деятельности. В 1902, окончив обучение, отправился в Париж, где влюбился в В. П. Измалкову, студентку Сорбонны, однако...