Поиск по творчеству и критике
Cлово "1916"
Входимость: 3. Размер: 37кб.
Входимость: 3. Размер: 16кб.
Входимость: 3. Размер: 31кб.
Входимость: 2. Размер: 70кб.
Входимость: 2. Размер: 18кб.
Входимость: 2. Размер: 6кб.
Входимость: 2. Размер: 56кб.
Входимость: 2. Размер: 17кб.
Входимость: 2. Размер: 28кб.
Входимость: 2. Размер: 25кб.
Входимость: 1. Размер: 44кб.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Входимость: 1. Размер: 80кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Входимость: 1. Размер: 77кб.
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Входимость: 1. Размер: 91кб.
Входимость: 1. Размер: 50кб.
Входимость: 1. Размер: 49кб.
Входимость: 1. Размер: 98кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 20кб.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 45кб.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 28кб.
Входимость: 1. Размер: 44кб.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 36кб.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 3. Размер: 37кб.
Часть текста: – кушайте. – Этого, – отвечает, – мало, еще штрафу 500 р., и три месяца тюрьмы. – Шутите, – говорю, – это нарочно. – Как шучу, вчера один помещик тоже втяпался с телятиной: протокол составили, телятину отобрали. Потом он смилостивился, сам помог мне наверстать на окорок больше газет, чтобы не похоже было на ветчину, и, подвинув корзину с яблоками, уложил под нижнюю лавочку, рядом со своим окороком. Чудеса творятся! Как будто мы переезжали не границу Орловской и Тамбовской губерний, а двух экономически воюющих стран, как будто перед таможней многие, напуганные словами чиновника, стали подальше запрятывать свое съестное добро. И вот даже здесь, в Петрограде, я не мог добиться правды: имел ли я право везти с собой окорок или нет. Так это напомнило мне далекие студенческие времена, когда, бывало, едешь к вам в деревню и везешь тюк нелегальной литературы: Бебеля, Каутского, Энгельса. Как переменилось время! Раньше прятали Бебеля, а теперь окорок. «Это символ!» – восклицает наш батюшка. И я присоединяюсь к нему: да, это символ; этот окорочный интерес ныне объединил всю Россию и стер ту обычную пропасть между столицей и провинцией. Раньше я приезжал из деревни, как из неведомой страны, и меня влекло рассказывать здесь о ней свои сказки. Теперь этим здесь никого не удивишь, потому что сами столичные люди стали провинциальными, но только без сказок. Вот, бывало, сидишь у вас на балконе, впереди наш обыкновенный пейзаж, налево возле конюшни свежуют барана, а вы тут, глядя на...
Входимость: 3. Размер: 16кб.
Часть текста: оказавшим огромное влияние на духовную жизнь как европейских стран, так и России. Это время ознаменовалось невиданным по быстроте и глубине гуманитарным падением человека и созданной им цивилизации. Война фактически разрушила оптимистическую культуру Европы, сделала насилие легитимным орудием разрешения международных споров и инструментом социальных перемен. Первая мировая война, может быть, впервые продемонстрировала всю шаткость провозглашавшихся доселе незыблемыми вечных ценностей, приоткрыла человечеству те бездны падения, которые заставили его потом содрогнуться и переосмыслить заново весь пройденный путь. Литература незамедлительно включилась в культурно-историческое осмысление начавшейся общеевропейской катастрофы. В европейской и русской художественной словесности периода 1914 – 1916 годов можно увидеть сложное переплетение политических и социально-этических вопросов, воздействие на нее порой взаимоисключающих идейных течений и мировоззренческих установок, таких, например, как интернационализм, патриотизм, гуманизм, с одной стороны, и шовинизм, ура-патриотизм, милитаризм – с другой. Однако в...
Входимость: 3. Размер: 31кб.
Часть текста: Васильевича [1, 1033-1040]. Взаимоотношения же Пришвина и Устьинского практически не изучались, и впервые, наверное, о них заговорили мы на Пришвинских чтениях в Сольцах (Новгородская обл.) в 2011 году, через 100 лет после появления Пришвина в Новгороде [2, 16-19]. Продолжаем это исследование и сейчас, учитывая самые последние наши находки, и, в основном, не в философско-мировоззренческом, а в краеведческом ключе. Тесные связи писателя и священника установились в тот период, когда после 6-7 лет жизни в Петербурге Пришвин оказался в Новгороде и Новгородском уезде (по экономическим причинам: «В Петербурге нет возможности содержать такую семью…» [3, 66]). О Новгородском периоде жизни и творчества Пришвина имеется крайне мало материалов, основными источниками являются отрывочные дневниковые записи писателя и его рассказы так называемого «Новгородского цикла». Один из них – «Отец Спиридон» [4, 593-595]. Напомним кратко его содержание. Рассказ состоит из трех частей. В первой части автор знакомит читателя с неким древним городом, упоминает его храмы, легенды и сказания, говорит о неком чудесном камне, на котором приплыл сюда святой из Рима. В этом неназываемом городе контрастов, с «красотой великого множества древних храмов» и «жизнью настоящего времени», «жалкой как рубище нищего», явно угадывался бывший когда-то «Господин Великий Новгород». «Есть в этом городе священник отец Спиридон, человек старый», – так начинает вторую часть рассказа писатель и далее повествует о своем посещении «старого» человека....
Входимость: 2. Размер: 70кб.
Часть текста: помещичьем доме я родился» [2, 12]. Но чувствует себя здесь он «ряженым принцем», потому что хоть и родился в дворянской усадьбе, но происходил из старинного, очень хорошо известного в Ельце купеческого рода. Сам Пришвин гордился не только своим славным купеческим происхождением, но и множеством родственников, хорошо послуживших родному городу: «Немцы считают мою фамилию за немецкую, евреи за еврейскую, русские не признают за свою… Только в Ельце, откуда родом, знают, что предки мои торговали пришвами (часть ткацкого станка), за что и получили сначала прозвище, а потом и фамилию. В Ельце род Пришвиных считается основным купеческим родом, так что, если хорошенько подсчитаться, каждый коренной ельчанин мне приходится родственником» [1]. Старейшим в роду был елецкий купец 1-ой гильдии, потомственный почетный гражданин Дмитрий Иванович Пришвин. Он-то и купил имение Хрущёво у гвардии прапорщицы Марии Алексеевны Левшиной, хотя в Ельце владел большим домом. Хрущёво находилось в 14 верстах от Ельца. Деревянный дом, в котором родился и о котором так часто вспоминал писатель, был построен в 1871 году. Особенно хорош был цветник и фруктовый сад, оставивший в сознании Курымушки (так звали писателя в детстве) неизгладимое впечатление. Вспоминая свое детство, Пришвин с удивлением обнаружил, что «…дорогие для меня в детстве деревья выступают теперь вполне наравне с дорогими людьми», а каждое дерево он видит теперь, «как человека со своими собственными лицами – все эти деревья выступают без всякого бремени, прекрасные и святые [8, 475]. Но и само Хрущёво, родная черноземная земля, все впечатления детства, его звуки и запахи, и тайна «зеленого покрова земли» – все впоследствии самим писателем воспринималось как неиссякаемый духовный родник. Это «чувство благодати», исходящее от родной земли, ...
Входимость: 2. Размер: 18кб.
Часть текста: рода Пришвиных составлена впервые в связи с пребыванием в г. Калуге родственников писателя. Вопрос о необходимости составления родословной Пришвиных возник еще и потому, что в литературе, посвященной жизни и творчеству автора "Кащеевой цепи", в комментариях и указателе имен к Дневникам писателя, издаваемым Дунинским домом-музеем, есть неточности в датах рождения родственников, а в книге В. Д. Пришвиной "Путь к слову" (3) М. М. Пришвин назван младшим сыном в семье, хотя это совсем не так. В елецком краеведческом музее нет сведений ни о семье Пришвиных, которые на протяжении четырех поколений были елецкими потомственными почетными гражданами, ни о родственниках по линии жены Александра Михайловича Пришвина - старшего брата писателя, чья жизнь связана с Калужским краем, и в г. Калуге живут его родственники. В Ельце Пришвиных нет (1). В данном исследовании представлены сведения о некоторых персоналиях, что не является окончательным. Нумерация персон только по линии кровного родства. В круг...
Входимость: 2. Размер: 6кб.
Часть текста: 8 томах,1986 г.). 1916 1916 2 марта. Пройди по Руси, и русский народ ответит тебе душой, но пройди с душой страдающей только – и тогда ответит он на все сокровенные вопросы, о которых только думало человечество с начала сознания. Но если пойдешь за ответом по делу земному – великая откроется картина зла, царящего на Руси... 5 марта. Я не знаю ни одного общего числа, которое оказало бы мне пользу для исследования, наблюдения. Вот, например, усиленное развитие промышленности, бывшее до войны, оно ничем не сказалось на людях того района, в котором я живу. Точно так же нынешнее развитие кооперативов – наша потребительская лавка едва влачит существование. Стремление к просвещению – наша деревня не выписывает ни одной газеты. Между тем как большое развитие промышленности – факт, как и нынешнее развитие кооперативов и стремление к просвещению. Мы, конечно, в центральном районе не исключение, Россия так громадна, что общее число у истоков своих теряет всякое значение, общее число живет одной жизнью, а, скажем, личное число – живет другой... Точно так же от непосредственного наблюдения к общему числу можно подойти, только подгоняя одно к другому, как делает большинство наших обозревателей. Непосредственное наблюдение не приводит к общему... Когда человек идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступает от него и начинает бросаться из стороны в сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест (Амвросий). Креста для человека бог не творит. И...
Входимость: 2. Размер: 56кб.
Часть текста: Аннотация . Анализируются взгляды Пришвина на политические, экономические и социальные причины, из-за которых народная душа впала в революционный соблазн. Показана не только историософская, но нравственная оценка Октябрьского переворота. Писатель резко критикует курс партии большевиков на разрушение всей предшествующей культуры русского народа, выступает против марксистской идеологии классовой вражды и примитивного равенства, устанавливаемого насилием. Ключевые слова : культура, философия, религия, мировоззрение, историософия, революция, марксизм, большевизм. «Мирская чаша» (1922) как повесть о революции – это не только художественное произведение, но и еще не до конца оцененный исторический документ, свидетельство очевидца о трагических событиях революционной эпохи. Действительно, сюжетные перипетии романного бытия главного героя повести Алпатова – это во многом изложение жизненных испытаний самого автора, обычного русского интеллигента, который в первые послереволюционные годы оказывается в провинциальной глубинке, где борется за выживание своей семьи. Спасаясь от ареста большевистских властей Петрограда за...
Входимость: 2. Размер: 17кб.
Часть текста: – медоносной травы. Странный цвет в наших полях... (пчеловоды... липовый сад). Неожиданно спросил меня Зубрилин: «Сколько вам лет?» Я сказал. И он продолжает: «Теперь уже кончено: она ...» И вдруг зарыдал. Мы остановили лошадей. Он все продолжал рыдать. Сбегал кучер за водой. Он выпил, оправился и стал говорить о какой-то сенокосилке новой конструкции. Так это и кончилось, и прошло, и тайна этого толстого семейного человека, который хорошо устроился, чуть-чуть приворовывал, исчезла и осталась на лиловом поле фацелии среди душистых клеверов с их сладким запахом. Зубрилин был весь, как природа; что там делается, то и у него: поставь ему под мышку барометр – можно бы узнавать погоду. 2 Марта. Пройди по Руси, и русский народ ответит тебе душой, но пройди с душой страдающей только – и тогда ответит он на все сокровенные вопросы, о которых только думало человечество с начала сознания. Но если пойдешь за ответом по делу земному – великая откроется картина зла, Царящего на Руси. 5 Марта. Домучились мы с Ефросиньей Павловной до какой новости: нужно думать о другом так же, как о себе. Она говорит: «Вот как хорошо!» А у меня ядовитая мысль, не говорю ли я так: «Думай, Ефросинья Павловна, о мне так же, как о себе». Не учу ли я этому христианству для собственной выгоды. Все резче на небе звезда утренняя, и восток сильнее обозначается, а душа не гаснет, светит по-прежнему, видно только, как злые порывы ветра качают оголенные ветви сада, как, словно бабочки, летят последние листья. Елец. Сколько же лет пройдет, пока волны общества размоют утес неограниченной власти – трудно сказать! Как в личной жизни, так и в общественной бывают разные столкновения, возникают вопросы, которые, как ни думай, все равно не одумаешь за свою жизнь, и...
Входимость: 2. Размер: 28кб.
Часть текста: случится что-то! Она притворяется, лжет, когда говорит, что отпускает меня и скоро уедет. Она сознательно хочет и ведет к тому, чтобы разрушить мою жизнь и, может быть, довести до суда. И еще было во время этого бедственного дня – вдруг мелькнула мне во время езды на бульваре березка. Тогда из человеческого мира, в котором сейчас я живу и так страдаю, через березку эту я перенесся в мой прежний мир поэзии природы. И мне поэзия эта показалась бесконечно далекой от меня, и мне удивительно было представить себя снова, как прежде, мальчиком, играющим в охоту, фотографию. Похоже стало, как было на войне 1914-го года увидел я во время боя какие-то церкви обитые, умученные снарядами, и вся красивая природа для меня исчезла. Вчера доктор, вызванный к Павловне, взглянув на меня, сказал: – А вы тоже больны, нельзя не быть больным в этих условиях. Буду лечиться своим способом, то есть бороться за близость к Л. На этом пути помогают силы природы. Я уже чувствую, что могу быть жестоким, когда надо - война так война. И становится понятным, почему иной любящий втыкает нож в своего любимого - это тоже из войны, вроде того, как на войне взрывается собственный крейсер, с тем чтобы он не достался врагу. Звонил Коноплянцев, друг с гимназической скамьи, который, несмотря на Левину передачу, высказал мне сочувствие. Весть эта как первая ласточка из того мира, где все стоит за мою любовь. Павловна, поплакав сильно, пришла ...
Входимость: 2. Размер: 25кб.
Часть текста: который рассматривал позже как свое первое, стихийное устремление к мечте. Пришвину запомнилось заступничество от насмешек гимназистов («бежали в Азию, а попали в гимназию») учителя географии В. В. Розанова, впоследствии известного публициста и философа: «Это хорошо, это необыкновенно» (Дневники. 1918-1919. С. 365). Однако в 1889 Пришвин был исключен из гимназии без права поступления в другое учебное заведение — за оскорбление того же Розанова. В последние гимназические годы увлекался чтением нелегальной литературы. С осени 1889 продолжал учебу в реальном училище в Тюмени, живя у дяди, крупного промышленника. В 1893 сдал экстерном экзамены за 7-й класс и поступил на агрономическое отделение химического факультета Рижского политехникума. В Риге активно участвовал в деятельности т. н. школы пролетарских вождей: распространял подпольную литературу, переводил сочинения Бебеля и Меринга, воспринимая марксизм в апокалипсически окрашенном образе «светлого будущего», которое грядет после неминуемой мировой катастрофы. В 1897 арестован и приговорен к году тюремного заключения; весной 1898 выслан под надзор полиции на родину, в Елец. При запрете учиться в России в 1900 Пришвин получил разрешение выехать в Германию, где поступил в Лейпцигский университет, посещал также лекции в Берлине и Иене. Учился у всемирно известных профессоров: В. Ф. Оствальда, В. Вундта, Э. Геккеля, К. Бюхера и др. Увлекался музыкой Р. Вагнера (за время учебы 37 раз слушал оперу «Тангейзер»), натурфилософией Гете. Особенно много занимался в лаборатории физикохимика и философа В. Ф. Оствальда. Научные интересы и «прозрение в мещанство социал-демократии» (СС. Т. 3. С. 9) привели Пришвина к отходу от революционной деятельности. В 1902, окончив обучение, отправился в Париж, где влюбился в В. П. Измалкову, студентку Сорбонны, однако...