• Приглашаем посетить наш сайт
    Добычин (dobychin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1918"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: художник и время (социокультурные контексты повести "Мирская чаша")
    Входимость: 18. Размер: 56кб.
    2. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Блок Александр Александрович
    Входимость: 12. Размер: 25кб.
    3. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Алексей Лосев
    Входимость: 10. Размер: 41кб.
    4. Подоксенов А. М.: Пришвин М. М. и Бунин И. А. об истоках и причинах революционной смуты 1917 года
    Входимость: 10. Размер: 36кб.
    5. Константинова Е. Ю.: Философия творческой личности в дневниках 1918-1919 годов и в "Мирской чаше" М. Пришвина
    Входимость: 9. Размер: 12кб.
    6. Цвет и крест. От земли и городов (Раннее утро. 1918. № 79. - № 124.)
    Входимость: 9. Размер: 38кб.
    7. Гордович К. Д.: Дневники М. Пришвина как художественный текст (на примере дневников 1918 и 1938 годов)
    Входимость: 8. Размер: 19кб.
    8. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Преподобный Амвросий Оптинский
    Входимость: 8. Размер: 16кб.
    9. Подоксенов А. М.: Розановские мотивы в "Мирской чаше", итоговой книге Михаила Пришвина о революции
    Входимость: 8. Размер: 45кб.
    10. Подоксенов А. М.: Пришвин М. М. о большевизме как религиозном сектантстве в Дневниках 1914-1922 годов и в "Мирской чаше"
    Входимость: 7. Размер: 46кб.
    11. Ляйрих Е. Б., Меренкова С. Б.: Пришвинский маршрут по Ельцу (1918-1919 годы)
    Входимость: 7. Размер: 9кб.
    12. Цвет и крест. Голодные рассказы
    Входимость: 7. Размер: 16кб.
    13. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава I. Жизненный путь М. Пришвина: поиски себя
    Входимость: 7. Размер: 70кб.
    14. Фатеев В. А.: Пришвин М. М.
    Входимость: 7. Размер: 25кб.
    15. Розанов Ю. В.: "Чудесный помощник": образ М. Пришвина в текстах А. Ремизова
    Входимость: 6. Размер: 16кб.
    16. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Фридрих Ницше
    Входимость: 6. Размер: 45кб.
    17. Цвет и крест.
    Входимость: 6. Размер: 9кб.
    18. Горлов В. П.: Пришвины и Лопатины
    Входимость: 5. Размер: 25кб.
    19. Горлов В. П.: "…Михаил Пришвин, из Ельца"
    Входимость: 5. Размер: 53кб.
    20. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бебель (Bebel) Август
    Входимость: 5. Размер: 12кб.
    21. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бердяев Николай Александрович
    Входимость: 5. Размер: 9кб.
    22. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Булгаков Сергей Николаевич
    Входимость: 4. Размер: 16кб.
    23. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава III. Философские основы художественного мира М. Пришвина
    Входимость: 4. Размер: 90кб.
    24. Подоксенов А. М.: Мировоззренческий путь М. М. Пришвина от народничества к марксизму
    Входимость: 4. Размер: 35кб.
    25. Чистякова Н. А.: Краеведческий дискурс в жизни и творческом наследии М. М. Пришвина
    Входимость: 4. Размер: 12кб.
    26. Подоксенов А. М.: Русский бунт. Версия Михаила Пришвина
    Входимость: 4. Размер: 45кб.
    27. Вилкова О. Н.: Елецкие пейзажи в творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 4. Размер: 80кб.
    28. Дроздов М. С., Крылова-Устьинская Н. С.: Кто вы, "отец Спиридон"? (М. М. Пришвин и А. П. Устьинский)
    Входимость: 4. Размер: 31кб.
    29. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Семашко Николай Александрович
    Входимость: 4. Размер: 12кб.
    30. Холодова З. Я.: "Человек, живущий “в духе”…" (М Пришвин об А Блоке)
    Входимость: 4. Размер: 18кб.
    31. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1918.
    Входимость: 4. Размер: 49кб.
    32. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Горький Максим
    Входимость: 3. Размер: 26кб.
    33. Балашова Е. А.: "Личность" или "отдельность"? К вопросу о кризисе личности в переходную эпоху (на материале дневников М. Пришвина 1909-1930-х годов)
    Входимость: 3. Размер: 12кб.
    34. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Розанов Василий Васильевич
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    35. Краснова С. В.: "... Подвиг среди народа". М. Пришвин
    Входимость: 3. Размер: 54кб.
    36. Горлов В. П.: Хрущевско-Елецкий период в жизни М. Пришвина
    Входимость: 3. Размер: 22кб.
    37. Борисова Н. В.: Женщины в судьбе и творчестве М. Пришвина
    Входимость: 3. Размер: 28кб.
    38. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бунин Иван Алексеевич
    Входимость: 3. Размер: 35кб.
    39. Подоксенов А. М.: Г. В. Плеханов в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 3. Размер: 53кб.
    40. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин (к вопросу о предмете и методах исследования творчества писателя)
    Входимость: 3. Размер: 50кб.
    41. Критика
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    42. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1918
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    43. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Преподобный Анатолий Младший (Потапов)
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    44. Гордович К. Д.: Дневники М. Пришвина как универсальный текст
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    45. Кащеева цепь. Чуваков В.: Вместо преамбулы
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    46. Колядина А. М.: Принципы организации текста в дневниках М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    47. Константинова Е. Ю.: Философия творческой личности в дневниках и художественных произведениях М. Пришвина 1920-х годов (религиозно-философский контекст)
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    48. Калашникова Л. В.: Калужский край в дневниках, письмах М. Пришвина и документах ГАКО
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    49. Дегтярев А. М.: Казаки в жизни и творчестве М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    50. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Дмитрий Мережковский
    Входимость: 2. Размер: 43кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: художник и время (социокультурные контексты повести "Мирская чаша")
    Входимость: 18. Размер: 56кб.
    Часть текста: культуры русского народа, выступает против марксистской идеологии классовой вражды и примитивного равенства, устанавливаемого насилием. Ключевые слова : культура, философия, религия, мировоззрение, историософия, революция, марксизм, большевизм. «Мирская чаша» (1922) как повесть о революции – это не только художественное произведение, но и еще не до конца оцененный исторический документ, свидетельство очевидца о трагических событиях революционной эпохи. Действительно, сюжетные перипетии романного бытия главного героя повести Алпатова – это во многом изложение жизненных испытаний самого автора, обычного русского интеллигента, который в первые послереволюционные годы оказывается в провинциальной глубинке, где борется за выживание своей семьи. Спасаясь от ареста большевистских властей Петрограда за деятельное сотрудничество с правоэсеровской газетой «Воля народа», писатель в апреле 1918 года покидает Петроград и на четыре года исчезает с литературного столичного горизонта, уйдя в «корневое» народное бытие, в жизнь рядового провинциального труженика – сельского пахаря, библиотекаря, учителя. Однако духовный труд Пришвина не прекращается. В тяжкое и трагичное время великой смуты писатель стремится выявить те духовные, социально-экономические и исторические причины, из-за которых народная душа впала в страшный революционный соблазн [см.: 9]. Хозяйствование в...
    2. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Блок Александр Александрович
    Входимость: 12. Размер: 25кб.
    Часть текста: мать, Александра Андреевна Бекетова – расстались еще до рождения ребенка. В семье интересовались литературой. Мать переводила с французского (Бальзак, Гюго, Флобер, Золя, Мюссе, Бодлер, Верлен…). Бабушка по матери, Елизавета Григорьевна Бекетова, также была известной переводчицей. Отец, профессор Варшавского университета, потомок лейб-хирурга Ивана Блока, возведенного при Павле I в российское гражданство. Первый стихотворный сборник Блока – «Стихи о Прекрасной Даме» (М.: Гриф, 1904-1905) - проникнут мистическими настроениями. В период написания «Стихов о Прекрасной Даме» Блок находился под сильным влиянием софиологии Вл. Соловьева. Стихи проникнуты ожиданием вселенского переворота, в центре которого – Вечная Женственность, преобразующая дольний мир. Лейтмотив сборника – высокая жажда неземного, предчувствие небесного идеала. Мистическая символика, язык иносказаний, в основе которых – не только «соловьевский подтекст», но и вехи автобиографического мифа, сопрягаются с мечтами о религиозном преображении мира, с мечтами о НЕЙ, его Музе. «В первом периоде поэзии А. Блока каждое стихотворение уподоблено не мозаике, а росинке, сполна...
    3. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Алексей Лосев
    Входимость: 10. Размер: 41кб.
    Часть текста: людей. Ключевые слова : словотворчество, сознание, мировоззрение, герменевтика, большевизм. Издание в последние годы новых художественных произведений Пришвина, его многотомного Дневника и ранее не переиздававшейся публицистики революционных лет, которые не могли увидеть свет из-за цензурных запретов, открыли нам облик во многом неизвестного писателя, что вызывает потребность понять подлинное значение его не только как художника слова, но и как философа и патриота, жившего проблемами и бедами России. Свершившуюся Октябрьскую революцию Пришвин, как и многие отечественные мыслители, встретил негативно, считая марксистскую идеологию классовой борьбы, которой руководствовались большевики, органически чуждой как традиционному историческому бытию, так и менталитету русского народа. Но особенную тревогу художника вызвал классовый подход к слову, выразившийся в резко ускорившемся после революции процессе идеологизации языка. Осознавая эту опасность, 26 ноября 1917 г. он выступает в петроградской газете «Воля вольная» со статьей «В защиту слова», в которой обнажает страшную разрушительную силу изменения понятийного смысла слов: «Превосходное по силе, магическое слово создала революция <…> знаменитое наше: – Буржуй! Ни один фугас, никакая двенадцатидюймовая пушка не могли бы произвести такого...
    4. Подоксенов А. М.: Пришвин М. М. и Бунин И. А. об истоках и причинах революционной смуты 1917 года
    Входимость: 10. Размер: 36кб.
    Часть текста: Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. – № 12 (56). – С. 80-88. При всем различии жизненного и творческого пути Бунина и Пришвина – двух земляков, окончивших одну гимназию г. Ельца, более всего их сближает общность напряженных размышлений по корневым, онтологическим вопросам бытия русского народа и государства. Поэтому так родственны их раздумья и перекличка тем, их внутренний диалог об Октябрьской революции, закончившейся братоубийственной Гражданской войной. Об этом свидетельствуют опубликованные лишь в постсоветское время задержанные цензурой бунинские и пришвинские дневники и публицистика, в которых есть не только своеобразие мировоззренческих позиций, но и множество совпадений в оценках и описаниях одних и тех же событий. Даже сама судьба писательских дневников многое говорит нам об истинном характере ушедшей эпохи. Без цензурных купюр начало полной публикации бунинского и пришвинского дневников стало возможным лишь в начале 1990 годов. Их дневники – это не только...
    5. Константинова Е. Ю.: Философия творческой личности в дневниках 1918-1919 годов и в "Мирской чаше" М. Пришвина
    Входимость: 9. Размер: 12кб.
    Часть текста: материалах дневников этих лет повести "Мирская чаша" события революции и первых послереволюционных лет рассматриваются Пришвиным как испытание человека, сохраняющего или теряющего свою личность в хаосе революционных событий. В отличие от А. Блока и В. Маяковского М. Пришвин находится в оппозиции к революционной стихии. Он оценивает революцию как процесс не творческий, а разрушительный. "Революция предстает как процесс хаосогенный, энтропийный, разлагающий сложное и цельное в элементарное, в "пыль", а высшее и человеческое в низкое и зверское, обращая Россию в одно "поганое место", - пишет С. Г. Семенова (3, с. 433). В противовес одичанию, энтропийному распаду, сведению сложного до простого, механического, понижению качества человека, безличного в коллективе развертывается философия творческой личности М. Пришвина. Пришвин сам является человеком творческого поведения и в дневнике, и в " Мирской чаше", где оказывается прототипом главного героя - Алпатова. Дневник 1918-1919 годов становится творческой рефлексией человека, не влившегося в чан революции, сохранившего свою точку зрения на происходящие события. Пришвин сравнивает революцию с кометой: "Во все небо раскинулся хвост кометы революции…" (1, с. 34). Этому особому ускоренному времени Пришвин противопоставляет "обыкновенное телячье время земли мирной, бытия нашей земли и вселенной" (1, с. 33). Изменения, которые несет революция, не касаются самого бытия, поэтому революция при всем ее пафосе творческого преобразования мира, касается только форм этого мира, но не достигает ...
    6. Цвет и крест. От земли и городов (Раннее утро. 1918. № 79. - № 124.)
    Входимость: 9. Размер: 38кб.
    Часть текста: могу сдать свой сад в аренду – сад, насаженный моей матерью, принадлежит комитету; только дом, который выстроил я на том самом месте, где в детстве моем стоял яблочный шалаш арендаторов сада, откуда я в детстве воровал яблоки, – этот дом еще мой, я в нем жить могу. Я приехал к посеву, но сеять не могу, потому что земля, вспаханная мной осенью под яровое, – не моя земля, я должен ждать, пока не разделят всю землю нашей волости по живым душам, поровну: по одной четверти десятины на душу. Никто не ревнив так к своему делу, как земледелец, и вот душевное состояние человека, когда нужно сеять, а сеять не дают на собственной земле, которую сам пахал и которую купили предки мои сто лет тому назад. Одно утешение, что и всем так: каждый хозяйственный мужик, купивший сверх надела земли, арендатор, имевший лишнюю корову и лошадь, огородник-специалист, снимавший под капусту десятину, – всякий сидит сложа руки и ожидает «декрета». Вот мы встречаемся: – Ну, что пахота? – Ничего: я жду декрета. Наш Смольный – одно имение, которое теперь называется «культурным» и где засел комитет, защищаемый пулеметами. Почти все имения вокруг разграблены, инвентарь разобран, скот уведен, только одно на волость оставлено «культурное» имение: задача его – переделить всю землю волости на мельчайшие полоски, как во времена глубочайшей древности, и смести всякую земледельческую культуру. И все бы это ничего: я лично, хотя и агроном по образованию, но как всякий русский интеллигент, в душе большевик. Мне, например, не скрою, очень занятно сейчас думать, что сладкое блюдо помещиков зажато мужицкими руками. Как бы лично я ни страдал, этого я не выкину из сознания, что тут действуют рок и возмездие. Я только...
    7. Гордович К. Д.: Дневники М. Пришвина как художественный текст (на примере дневников 1918 и 1938 годов)
    Входимость: 8. Размер: 19кб.
    Часть текста: автор – субъект повествования и объект художественного исследования. Он смотрит на себя со стороны, но главная цель – постичь внутреннее состояние и определить собственное жизненное поведение – осмыслить, сформулировать, выстроить. Художественный текст – и зеркало, и свод правил, и самоотчет повествователя-героя. Он проходит проверку, отчитывается, намечает план, ставит вопросы. Обдумывание себя почти всегда связано с осмыслением времени, – себя и надо почувствовать и понять во времени. Задача вполне ясно высказана в январской записи 1918 года: «Жизнь вошла в колею, время потеряло меру и счет. В ожидании электрического света я сажусь на лавочку в сторону, хочу я обдумать свою жизнь и найти в ней звезду мою во мраке, чтобы при свете ее разглядеть хаос жизни, еще погруженный во мрак» [1, 19]. Все размышления и переживания автора-героя включены в процесс выстраивания им образа времени. Приведу одно из высказываний З. Гиппиус, в чьем творчестве дневники тоже занимали особое место, о своеобразии образа времени в этом жанре: «Воспоминания могут дать образ времени, но только дневник дает время в его длительности» [2, 27]. Сквозной мотив дневниковых записей – соотношение отдельного, частного, личного и общего. Интересно обыгрывается многозначность в интерпретации слова «охота». Охота может быть родом занятий, увлечением, а может идти речь об «охоте жить»: «Новый строй стремится к тому, чтобы это чувство охоты, удачи, расчета вынуть из души, и каждого сделать рабом, не Бога, не царя, не государства, не народа, даже не человечества, а просто какой-то никому не понятной бездушной системы, без передачи к живой душе человека» [1, 98]. В том же ключе воспринимается и соотношение жизни сегодняшнего дня с разговорами о «священном будущем», ради которого сегодня приносятся жертвы: «Это все для того делается, чтобы жили мы...
    8. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Преподобный Амвросий Оптинский
    Входимость: 8. Размер: 16кб.
    Часть текста: в Липецке, пользовался большим уважением и любовью. Однако после встречи с местным подвижником Илларионом, который сказал молодому человеку: «Иди в Оптину – ты там нужен», Гренков обретает решимость и через некоторое время тайно бежит в Оптину пустынь, опасаясь уговоров своих близких и родных. В Оптине застает преподобных Моисея, Антония, Макария и Льва. В 1840 году Александр был зачислен в братство и некоторое время служил келейником у старца Льва, а после его смерти – у другого старца Макария. Пострижен в 1842 году с именем Амвросий (в честь святителя Амвросия Медиоланского). В 1845 году по дороге в Калугу, куда иеродьякон Амвросий направлялся на рукоположение в иеромонахи, простудился и тяжело заболел. До конца своих дней болезнь не оставляла великого подвижника. Через два года из-за болезни он был вынужден выйти за штат, ибо не мог уже служить в храме. К 1848 году его здоровье ухудшилось настолько, что он был пострижен в схиму, прямо в келье, с сохранением прежнего имени. Но неожиданно для окружающих почувствовал себя лучше, окреп. Впоследствии старец Амвросий говорил: «Милостив Господь! В монастыре болеющие скоро не умирают, а тянутся и тянутся до тех пор, пока болезнь принесет им настоящую пользу. В монастыре полезно быть немного больным, чтобы менее пустяки приходили в голову. А то при полном здоровье, особенно молодым, какая только пустошь в голову не приходит» (Горбачева Н. Оптинские старцы. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006. С. 116)....
    9. Подоксенов А. М.: Розановские мотивы в "Мирской чаше", итоговой книге Михаила Пришвина о революции
    Входимость: 8. Размер: 45кб.
    Часть текста: от давления материальной необходимости без опоры на высшие основания жизни людей. Таким вечным духовно-нравственным началом человеческого бытия, способным вывести русский народ из революционного тупика, Пришвин вслед за Розановым считает заповеди Христа. Ключевые слова : Пришвин, Розанов, революция, христианство, богоборчество, большевизм. «Мирская чаша» (1922) М. М. Пришвина – одно из самых значительных произведений русской литературы о последствиях Октябрьского переворота. Сюжетные перипетии бытия главного героя повести – Алпатова – это во многом изложение жизненных испытаний и взглядов на мир самого автора, который в первые послереволюционные годы оказывается в провинциальной глубинке, где борется за выживание своей семьи. И хотя местом действия повести является затерянная в древних Смоленских лесах полуразрушенная барская усадьба, в действительности речь идет о трагической ситуации во всей послереволюционной России. Примечательно, что еще до Октябрьских...
    10. Подоксенов А. М.: Пришвин М. М. о большевизме как религиозном сектантстве в Дневниках 1914-1922 годов и в "Мирской чаше"
    Входимость: 7. Размер: 46кб.
    Часть текста: Дневниках 1914-1922 годов и в "Мирской чаше" Подоксенов А. М. Пришвин М. М. о большевизме как религиозном сектантстве в Дневниках 1914-1922 годов и в «Мирской чаше» Религиоведение. – 2004. – № 3. – С. 113-124.  Появление в последние годы новых публикаций ранее не издававшихся художественных произведений Пришвина, особенно его дневников, открыло нам облик какого-то нового, неоткрытого и неизвестного писателя, вызвало потребность понять подлинное значение его не только как художника слова, но и как философа, патриота, жившего проблемами и бедами России. Его размышления о роли религии для русского общества сегодня, как и некогда поучительны и актуальны. Характерная черта творчества Пришвина – художественный и философский анализ не только противоречивости общественного и индивидуального материального бытия, но также внутренней антиномичности и разорванности сознания как общества или социальной группы, так и личности. Двойственность общественного сознания осмысливается писателем как стереотип мышления, когда и одобренные правительством официальные учебники истории, и мораль борющихся с правительством революционеров, «а может быть, мораль всей учебы сложили в моем представлении историю как действие абсолютно правых и абсолютно неправых (злых) существ. Что те и другие борющиеся силы могут быть правы – этому никто не учил. Может быть, этому воспитанию способствовала вся гимназическая система...» 1 .  Уже с первых сочинений у Пришвина ярко выражено стремление преодолеть односторонность, показать скрытые причины конфликтов личного и общественного, духовного и материального, исторических и жизненных реалий,...