• Приглашаем посетить наш сайт
    Бианки (bianki.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1919"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Михеев М. Ю.: Черпание из пришвинской "Мирской чаши" и из дневников: соотнесение контекстов
    Входимость: 13. Размер: 19кб.
    2. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава I. Жизненный путь М. Пришвина: поиски себя
    Входимость: 7. Размер: 70кб.
    3. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Максим Горький: тайна прототипа огородника Крыскина из повести "Мирская чаша"
    Входимость: 7. Размер: 43кб.
    4. Горлов В. П.: Хрущевско-Елецкий период в жизни М. Пришвина
    Входимость: 7. Размер: 22кб.
    5. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Преподобный Амвросий Оптинский
    Входимость: 6. Размер: 16кб.
    6. Подоксенов А. М.: Русский бунт. Версия Михаила Пришвина
    Входимость: 6. Размер: 45кб.
    7. Подоксенов А. М.: Пришвин М. М. о большевизме как религиозном сектантстве в Дневниках 1914-1922 годов и в "Мирской чаше"
    Входимость: 6. Размер: 46кб.
    8. Паутова Л. П.: Родословная Пришвиных
    Входимость: 6. Размер: 18кб.
    9. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бебель (Bebel) Август
    Входимость: 5. Размер: 12кб.
    10. Подоксенов А. М.: Розановские мотивы в "Мирской чаше", итоговой книге Михаила Пришвина о революции
    Входимость: 5. Размер: 45кб.
    11. Вилкова О. Н.: Елецкие пейзажи в творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 5. Размер: 80кб.
    12. Константинова Е. Ю.: Философия творческой личности в дневниках 1918-1919 годов и в "Мирской чаше" М. Пришвина
    Входимость: 5. Размер: 12кб.
    13. Поляков В. Б.: Имя Пришвина в документах областного архива (Липецк)
    Входимость: 5. Размер: 16кб.
    14. Ляйрих Е. Б., Меренкова С. Б.: Пришвинский маршрут по Ельцу (1918-1919 годы)
    Входимость: 5. Размер: 9кб.
    15. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Блок Александр Александрович
    Входимость: 5. Размер: 25кб.
    16. Дроздов М. С., Крылова-Устьинская Н. С.: Кто вы, "отец Спиридон"? (М. М. Пришвин и А. П. Устьинский)
    Входимость: 4. Размер: 31кб.
    17. Горлов В. П.: Пришвины и Лопатины
    Входимость: 4. Размер: 25кб.
    18. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: художник и время (социокультурные контексты повести "Мирская чаша")
    Входимость: 4. Размер: 56кб.
    19. Горлов В. П.: "…Михаил Пришвин, из Ельца"
    Входимость: 4. Размер: 53кб.
    20. Гордович К. Д.: Дневники М. Пришвина как универсальный текст
    Входимость: 4. Размер: 18кб.
    21. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Алексей Лосев
    Входимость: 4. Размер: 41кб.
    22. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава III. Философские основы художественного мира М. Пришвина
    Входимость: 4. Размер: 90кб.
    23. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бунин Иван Алексеевич
    Входимость: 4. Размер: 35кб.
    24. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бердяев Николай Александрович
    Входимость: 3. Размер: 9кб.
    25. Чистякова Н. А.: Краеведческий дискурс в жизни и творческом наследии М. М. Пришвина
    Входимость: 3. Размер: 12кб.
    26. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Мережковский Дмитрий Сергеевич
    Входимость: 3. Размер: 15кб.
    27. Паутова Л. П.: К родословной Пришвиных (новые сведения)
    Входимость: 3. Размер: 10кб.
    28. Фатеев В. А.: Пришвин М. М.
    Входимость: 3. Размер: 25кб.
    29. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1919.
    Входимость: 3. Размер: 62кб.
    30. Трусова А. С.: Тема братоубийства в дневниках М. Пришвина и Ив. Бунина
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    31. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Преподобный Анатолий Младший (Потапов)
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    32. Горлов В. П.: Пришвинская одиссея
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    33. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Розанов Василий Васильевич
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    34. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Фридрих Ницше
    Входимость: 3. Размер: 45кб.
    35. Подоксенов А. М.: О проблеме "богоискательства" в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 44кб.
    36. Зверева Л. И.: Новаторская книга о творчестве М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    37. Сионова С. А.: М. Пришвин: "Нет лучше на свете места, где я родился"
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    38. Гришина Я.: "Я найду себе свободную родину".
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    39. Белозерцев Е. П., Борисова Н. В.: М. Пришвин – просветитель
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    40. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава II. М. Пришвин в культуре серебряного века
    Входимость: 2. Размер: 63кб.
    41. Страхов И. И.: Топонимическое пространство детства и отрочества М. Пришвина (на материале романа "Кащеева цепь")
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    42. Подоксенов А. М.: Г. В. Плеханов в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 53кб.
    43. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Гоголь Николай Васильевич
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    44. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1919
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    45. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Джеймс Уильям
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    46. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Семашко Николай Александрович
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    47. Хворова Л. Е.: По следам великих потрясений: М. Пришвин и С. Сергеев-Ценский после революции
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    48. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бёме, (Böhme) Якоб
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    49. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Соловьёв Владимир Сергеевич
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    50. Никандрова А. В.: Издательская судьба дневников М. М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 14кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Михеев М. Ю.: Черпание из пришвинской "Мирской чаши" и из дневников: соотнесение контекстов
    Входимость: 13. Размер: 19кб.
    Часть текста: И ИЗ ДНЕВНИКОВ: СООТНЕСЕНИЕ КОНТЕКСТОВ Повесть "Мирская чаша" (1922, с первоначальным названием "Раб обезьяний") написана в характерном пришвинском стиле того времени - как бы свободным "потоком сознания", отчасти напоминая манеру Бориса Пильняка (ср. с его "Голым годом", 1921). У Пришвина фактически все, что происходит, просто берется из дневников (1919-1921), только слегка трансформируется, то есть вкладывается в уста какого-то героя повести, а не "фигуранта" дневника или же переносится туда из мыслей автора. Сюжет повести также довольно хаотично оказывается "собран" из событий жизни самого автора, бывшего школьным учителем ("шкрабом"), библиотекарем, этнографом, собирателем сказок, хранителем музея усадебного быта и пробовавшего крестьянствовать с женой (сначала в Ельце, потом в Дорогобуже). Относительно прежнего, более жесткого названия повести ("Раб обезьяний") можно заметить следующее. Беря пример, очевидно, со своего друга и учителя Алексея Ремизова, Пришвин частенько записывает в дневниках свои сны. Вот и в 1920 в этом жанре мы читаем притчу об "основном вопросе" современности - о...
    2. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава I. Жизненный путь М. Пришвина: поиски себя
    Входимость: 7. Размер: 70кб.
    Часть текста: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава I. Жизненный путь М. Пришвина: поиски себя ГЛАВА I ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ М. ПРИШВИНА: ПОИСКИ СЕБЯ М. Пришвин родился 23 января (по старому стилю) 1873 года в усадьбе Хрущёво, в дворянском имении Елецкого уезда Орловской губернии. В автобиографическом романе «Кащеева цепь» писатель, обращаясь к своим истокам, заметил: «Мне выпала доля родиться в усадьбе с двумя белыми каменными столбами вместо ворот, с прудом перед усадьбой и за прудом – уходящими в бесконечность черноземными полями. А в другую сторону от белых столбов, в огромном дворе, тесно к садам, стоял серый дом с белым балконом. В этом большом помещичьем доме я родился» [2, 12]. Но чувствует себя здесь он «ряженым принцем», потому что хоть и родился в дворянской усадьбе, но происходил из старинного, очень хорошо известного в Ельце купеческого рода. Сам Пришвин гордился не только своим славным купеческим происхождением, но и множеством родственников, хорошо послуживших родному городу: «Немцы считают мою фамилию за немецкую, евреи за еврейскую, русские не признают за свою… Только в Ельце, откуда родом, знают, что предки мои торговали пришвами (часть ткацкого станка), за что и получили сначала прозвище, а потом и фамилию. В Ельце род Пришвиных считается основным купеческим родом, так что, если хорошенько подсчитаться, каждый коренной ельчанин мне приходится родственником» [1]. Старейшим в роду был елецкий купец 1-ой гильдии, потомственный почетный гражданин Дмитрий Иванович Пришвин. Он-то и купил имение Хрущёво у гвардии прапорщицы Марии Алексеевны Левшиной, хотя в Ельце владел большим домом. Хрущёво находилось в 14 верстах от Ельца. Деревянный дом, в котором родился и о котором так часто вспоминал писатель, был построен в 1871 году. Особенно хорош был цветник и фруктовый сад, оставивший в сознании Курымушки...
    3. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Максим Горький: тайна прототипа огородника Крыскина из повести "Мирская чаша"
    Входимость: 7. Размер: 43кб.
    Часть текста: – № 23. – С. 97-105. Аннотация . В статье исследуются взгляды Пришвина на положение народа после революции. Негативно оценивая роль Горького, писатель делает его прототипом огородника Крыскина в повести «Мирская чаша». Художественная логика автора приводит Крыскина к смерти за неуплату налогов, выражая неизбежность гибели от насилия всех, кто проповедует эту идею. Тем самым Пришвин пророчески предупреждает Горького о неотвратимости возмездия: революции всегда пожирают своих творцов. Ключевые слова : Пришвин, Горький, революция, черносотенство, красносотенство. «Мирская чаша» (1922), одно из самых значительных произведений русской литературы о причинах и последствиях Октябрьского переворота, наиболее полно и образно воплотила в себе пришвинское восприятие этого драматического события в жизни России. Один из немногих писателей того времени, оказавшийся в первые революционные годы в провинциальной глубинке, Пришвин не только излагает свои непосредственные впечатления от простонародного крестьянского бытия, но оценивает, рассуждает и спорит, обличая как мировоззренческие устои нового политического режима, так и его апологетов из родного ему цеха художников слова, в частности, Максима Горького. Повесть о революции обдумывалась писателем многие годы, фактически всю до- и послеоктябрьскую эпоху, потому-то автор и называет ее своей «коренной вещью», решением высказать о революционной катастрофе всю правду, найдя для этого слова самые сильные, такие, как слово «хлеб». Да и сам вопрос «о хлебе в русской революции» являлся в те годы для людей главнейшим не только в плане...
    4. Горлов В. П.: Хрущевско-Елецкий период в жизни М. Пришвина
    Входимость: 7. Размер: 22кб.
    Часть текста: он решил построить дом и навсегда поселиться на родине. Пришвин вернулся в Елец известным писателем, корреспондентом петербургских газет. Воодушевленный возвращением на родную землю, встречами с друзьями и близкими, Пришвин много пишет, осмысливает происходящее. Елецкие дневники писателя – кладовая интереснейших сведений о жизни провинциального города, его порядках и нравах, о драматических событиях в нем в годину тяжких испытаний. 1917 год. На зиму Пришвин уезжает в Петроград. Здесь он становится свидетелем Февральской революции, падения монархии. Он – делегат временного комитета Государственной думы в Елецком уезде. И с 9 апреля 1917 года писатель снова в Хрущеве, в своем новом доме. Пришвин явно гордился построенным домом: "Терраска у меня крытая, с перилами и столбиками, будто рубка на пароходе. Вечером, бывает, когда спать лягут все и тихо, сядешь и оглянешься возле себя, – вот деревья распускаются, другой раз сядешь и смотришь – деревья цветут, а то вот уже и пожелтели и листья на террасе лежат, и кажется, будто плывешь куда-то – куда?" (1, с. 336). Пришвин самозабвенно работает на родной земле, пашет, сеет, радуется результатам своего труда. Вот дневниковые записи 1917 года: "20 августа. Три дня не был в поле и вышел и увидал свое дело, я работал простуженный, ходил с пудовым лукошком семян на шее, швырял семена… А вот теперь, – о, какая радость! – я глянул на поле после дождя по солнышку: рожь уже вышла из краски, внизу была розовая, вверху зеленая и на каждом зеленом листике висела капля сияющая, как алмаз" (1, с. 354). "Хрущевское эсэрство", – так подведет писатель итог своего пребывания на родине в 1917 году. Октябрьскую...
    5. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Преподобный Амвросий Оптинский
    Входимость: 6. Размер: 16кб.
    Часть текста: Тамбовское духовное училище и семинарию. В последнем классе семинарии тяжело заболел и дал обет: в случае выздоровления постричься в монахи; однако, исцелившись, не сразу решился исполнить свое обещание и порвать с миром. В это время он, молодой, веселый и остроумный преподаватель духовной семинарии в Липецке, пользовался большим уважением и любовью. Однако после встречи с местным подвижником Илларионом, который сказал молодому человеку: «Иди в Оптину – ты там нужен», Гренков обретает решимость и через некоторое время тайно бежит в Оптину пустынь, опасаясь уговоров своих близких и родных. В Оптине застает преподобных Моисея, Антония, Макария и Льва. В 1840 году Александр был зачислен в братство и некоторое время служил келейником у старца Льва, а после его смерти – у другого старца Макария. Пострижен в 1842 году с именем Амвросий (в честь святителя Амвросия Медиоланского). В 1845 году по дороге в Калугу, куда иеродьякон Амвросий направлялся на рукоположение в иеромонахи, простудился и тяжело заболел. До конца своих дней болезнь не оставляла великого подвижника. Через два года из-за болезни он был вынужден выйти за штат, ибо не мог уже служить в храме. К 1848 году его здоровье ухудшилось настолько, что он был пострижен в схиму, прямо в келье, с сохранением прежнего имени. Но неожиданно для окружающих почувствовал себя лучше, окреп. Впоследствии старец...
    6. Подоксенов А. М.: Русский бунт. Версия Михаила Пришвина
    Входимость: 6. Размер: 45кб.
    Часть текста: сделала актуальной идею Бергсона об эволюционной развилке общественного развития и поиск исторического пути в советской России вновь начинается с биологического противоборства индивидов, нисшедших до облика обезьян. Ключевые слова: марксизм, большевизм, революция, эволюция, человеко-обезьяна, обезьяно-человек. Октябрьскую революцию 1917 года и захват власти большевиками М. М. Пришвин, как и многие отечественные мыслители, воспринял резко отрицательно. Писатель-гуманист, воспитанный на нравственных идеалах русской народнической литературы, он сразу же обратил внимание на изменение методов достижения гуманных целей, которые вносили большевики-марксисты в демократическое движение. Они внедряли в русское общественное сознание новые ценности, подменяющие мораль христианскую моралью классовой, а гуманизм – насилием. Именно здесь Пришвину виделось главное противоречие большевизма: провозгласив идею служения человеку и построения справедливого строя, новая власть сделала насилие методом решения всех общественных проблем, тем самым освобождая зверя в душе человека от пут сознания. О том, что Октябрьский переворот для Пришвина означал возвращение к варварскому животно-звериному бытию, свидетельствует целый ряд его ...
    7. Подоксенов А. М.: Пришвин М. М. о большевизме как религиозном сектантстве в Дневниках 1914-1922 годов и в "Мирской чаше"
    Входимость: 6. Размер: 46кб.
    Часть текста: и индивидуального материального бытия, но также внутренней антиномичности и разорванности сознания как общества или социальной группы, так и личности. Двойственность общественного сознания осмысливается писателем как стереотип мышления, когда и одобренные правительством официальные учебники истории, и мораль борющихся с правительством революционеров, «а может быть, мораль всей учебы сложили в моем представлении историю как действие абсолютно правых и абсолютно неправых (злых) существ. Что те и другие борющиеся силы могут быть правы – этому никто не учил. Может быть, этому воспитанию способствовала вся гимназическая система...» 1 .  Уже с первых сочинений у Пришвина ярко выражено стремление преодолеть односторонность, показать скрытые причины конфликтов личного и общественного, духовного и материального, исторических и жизненных реалий, обусловливающих особенности взаимодействия личности и общества. Так, еще задолго до революции, в августе 1914 года, писатель пророчески предвидит в ходе военных событий Первой мировой войны зреющий социальный взрыв: «Россия вздулась пузырем – вообще стала в войну, как пузырь, надувается и вот–вот лопнет... если разобьют, то революция ужасающая» 2 . Художественная интуиция позволяет ему уже в 1915 году увидеть приближение революции как страшного исторического суда над Россией не только за бездарность ведения войны царским правительством и деятельность революционеров, но и за движение русской религиозной души в сторону социалистического мифа о земном рае: «Последствием ...
    8. Паутова Л. П.: Родословная Пришвиных
    Входимость: 6. Размер: 18кб.
    Часть текста: домом-музеем, есть неточности в датах рождения родственников, а в книге В. Д. Пришвиной "Путь к слову" (3) М. М. Пришвин назван младшим сыном в семье, хотя это совсем не так. В елецком краеведческом музее нет сведений ни о семье Пришвиных, которые на протяжении четырех поколений были елецкими потомственными почетными гражданами, ни о родственниках по линии жены Александра Михайловича Пришвина - старшего брата писателя, чья жизнь связана с Калужским краем, и в г. Калуге живут его родственники. В Ельце Пришвиных нет (1). В данном исследовании представлены сведения о некоторых персоналиях, что не является окончательным. Нумерация персон только по линии кровного родства. В круг родственных отношений Пришвиных вошли представители городских сословий не только елецкого, но и более отдаленных регионов – Ливен, Землянска, Саратова, Санкт-Петербурга, заграничной Сербии. В Ельце род Пришвиных считается одним из основных купеческих родов, а многочисленные местные контакты с фамилиями духовенства, чиновничества, купечества - Хренниковых, Заусайловых, Череновых, Добродеевых, Барбашиных, Ершовых, Васильевых, Перекалиных, Жеребцовых, Давыдовых, Вуколовых, Чеботаревых и др. - образуют различные степени родства. Пришвин пишет о своем происхождении следующее: "Мы купцы. Дед в одних лапоточках в Елец пришел. Битую дичь возил в Москву, в Охотный ряд, и расторговался. А потом само пошло … Купец второй гильдии, потомственный...
    9. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бебель (Bebel) Август
    Входимость: 5. Размер: 12кб.
    Часть текста: деятельность неоднократно приговаривался к тюремному заключению, где провел в общей сложности около шести лет. Материалист, сторонник дарвинизма. Активно выступал против идеализма и религии. Рассматривал капитализм в качестве закономерного этапа общественного развития, который также неизбежно должен смениться социализмом. Самая известная книга Бебеля «Женщина и социализм» (1879, русский перевод 1904). В ней автор утверждает прямую зависимость женщины от системы социальных отношений и связывает истинную свободу женщины только с грядущим социализмом. Бебель оказал огромное влияние на мировоззренческие установки молодого Пришвина, который предпочел народничеству марксизм. Книга Бебеля «Женщина и социализм» сыграла судьбоносную роль в творческой биографии писателя. В «летописи жизни», которая легла в основу автобиографического романа «Кащеева цепь», Пришвин, возвращаясь к своей молодости, запишет: «1893-1895. В Риге меняю разные факультеты в поисках «философского камня». 1896. Летом еду на Кавказ для работ на виноградниках, схожусь здесь с марксистами, перевожу Бебеля. 1897. Попадаю в тюрьму за марксизм. Это один из определяющих моментов в жизни… 1898-1900. Высланный на родину в Елец, продолжаю быть марксистом. 1900. В Берлине, Иене, Лейпциге. 1902. Марксизм мой постепенно тает… я учусь на агронома и хочу быть просто полезным для родины человеком (Пришвин М....
    10. Подоксенов А. М.: Розановские мотивы в "Мирской чаше", итоговой книге Михаила Пришвина о революции
    Входимость: 5. Размер: 45кб.
    Часть текста: тупика, Пришвин вслед за Розановым считает заповеди Христа. Ключевые слова : Пришвин, Розанов, революция, христианство, богоборчество, большевизм. «Мирская чаша» (1922) М. М. Пришвина – одно из самых значительных произведений русской литературы о последствиях Октябрьского переворота. Сюжетные перипетии бытия главного героя повести – Алпатова – это во многом изложение жизненных испытаний и взглядов на мир самого автора, который в первые послереволюционные годы оказывается в провинциальной глубинке, где борется за выживание своей семьи. И хотя местом действия повести является затерянная в древних Смоленских лесах полуразрушенная барская усадьба, в действительности речь идет о трагической ситуации во всей послереволюционной России. Примечательно, что еще до Октябрьских событий, летом 1917 года, Пришвин, как потомственный земледелец, догадывается о грозных последствиях революционного хаоса передела земли, сводящегося к анархическому грабежу имений. Ведь даже если все владения помещиков и хуторян разделить поровну, то достанется крестьянству лишь по «три сажени» на душу, тогда как возникшая вместо крупных помещичьих и фермерских хозяйств мелкая чересполосица наделов неминуемо разрушит культуру зернопроизводства и голод станет неизбежен. Поэтому неудивительно, что уже в январе 1918 года в Петрограде, а затем и по всей стране начались голодные митинги рабочих и солдат. Да и сам писатель не...