Поиск по творчеству и критике
Cлово "1920"
Входимость: 20. Размер: 22кб.
Входимость: 12. Размер: 32кб.
Входимость: 11. Размер: 45кб.
Входимость: 10. Размер: 46кб.
Входимость: 9. Размер: 19кб.
Входимость: 8. Размер: 25кб.
Входимость: 7. Размер: 22кб.
Входимость: 6. Размер: 90кб.
Входимость: 6. Размер: 26кб.
Входимость: 5. Размер: 8кб.
Входимость: 5. Размер: 80кб.
Входимость: 5. Размер: 41кб.
Входимость: 5. Размер: 12кб.
Входимость: 5. Размер: 43кб.
Входимость: 4. Размер: 53кб.
Входимость: 4. Размер: 16кб.
Входимость: 4. Размер: 37кб.
Входимость: 4. Размер: 44кб.
Входимость: 4. Размер: 56кб.
Входимость: 4. Размер: 53кб.
Входимость: 4. Размер: 11кб.
Входимость: 4. Размер: 17кб.
Входимость: 4. Размер: 45кб.
Входимость: 4. Размер: 50кб.
Входимость: 3. Размер: 12кб.
Входимость: 3. Размер: 31кб.
Входимость: 3. Размер: 18кб.
Входимость: 3. Размер: 6кб.
Входимость: 3. Размер: 25кб.
Входимость: 3. Размер: 26кб.
Входимость: 3. Размер: 12кб.
Входимость: 3. Размер: 18кб.
Входимость: 3. Размер: 23кб.
Входимость: 3. Размер: 65кб.
Входимость: 3. Размер: 12кб.
Входимость: 3. Размер: 21кб.
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Входимость: 2. Размер: 9кб.
Входимость: 2. Размер: 16кб.
Входимость: 2. Размер: 50кб.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Входимость: 2. Размер: 70кб.
Входимость: 2. Размер: 25кб.
Входимость: 2. Размер: 21кб.
Входимость: 2. Размер: 20кб.
Входимость: 2. Размер: 41кб.
Входимость: 2. Размер: 50кб.
Входимость: 2. Размер: 18кб.
Входимость: 2. Размер: 45кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 20. Размер: 22кб.
Часть текста: когда основной задачей личности является выживание. Жизнетворчество здесь понимается как практика сохранения себя, своей творческой индивидуальности и своего слова [2]. Вместе с тем существует и другой аспект рассмотрения проблемы жизнетворчества в этот период, выявляющий в нем, прежде всего, не стремление личности к выживанию и самозащите, а особый тип религиозного мироотношения и связанного с ним творческого поведения, которое по своей сути является преодолением страха и образа «враждебного мира». Так, И. А. Есаулов в статье «Постсимволизм и соборность» [3] выделяет два типа мироотношения: для культуры символизма характерен образ экзистенциально одинокого героя, для которого действителен и силен «страшный мир»; в постсимволизме проявляется иное творческое отношение к миру, преодолевающее чувство одиночества и противостояния внешней среде – в приятии мира. Экзистенциальный и религиозный аспекты творчества сопоставляются и в статье В. Хализева, где он пишет об особом направлении философии диалога в 1920-е годы – китежанах XX века (А. Мейер, А. Ухтомский, М. Бахтин), для которых основой творческого отношения к миру было участное сознание, сердечное действие, поступок «в близкой реальности» [4]. В. Хализев различает в своей работе экзистенциальное восприятие творчества личности в мире (одинокий бунт, бесконечный поиск смысла) и творчество жизни как активное личное действие, «тайный подвиг», включающий человека в единство со всем миром. Сближая творчество Пришвина и идеи Ухтомского, он говорит о том, что философские опыты Ухтомского посвящены «не бытийным...
Входимость: 12. Размер: 32кб.
Часть текста: анализом духовно-материальных причин, породивших трагедию России начала ХХ века. Наблюдая за подготовкой ленинской партии к восстанию и за самим захватом государственной власти, писатель обнаруживает поразительное сходство реалий русской действительности с Французской революцией, также отмеченной «властью террора» и многочисленными жертвами. Как незаурядный мыслитель и широко эрудированный человек, Пришвин, чтобы понять истинное значение происходящего в России, помещает Октябрьский переворот в исторический контекст, сопоставляя его с французской революцией и рассматривая советскую власть как частный момент общественного развития. Однако Пришвин ищет в прошлом Франции не только исторические параллели, способные по аналогии объяснить ход русских революционных событий, но и стремится понять внутренние, идейно-мировоззренческие мотивы и цели большевистского движения. Для этого писатель, кроме сопоставительно-исторического взгляда на события, прибегает к философскому анализу, используя в познавательном и критическом плане концепции как сторонников марксистской идеи, так и их противников. И о том, что для раскрытия сущностных смыслов изображаемой действительности Пришвин активно использует разнообразные культурные концепты, свидетельствует присутствие в семантическое поле художественных текстов писателя целого ряда актуальных философских идей. Так, во время работы над повестью о влиянии Октябрьской революции 1917 года на социальные преобразования черноземной сельской глубинки он открывает для себя Уильяма Джемса...
Входимость: 11. Размер: 45кб.
Часть текста: А. М.: Русский бунт. Версия Михаила Пришвина Подоксенов А. М. Русский бунт. Версия Михаила Пришвина Человек. – 2012. – № 4. – С. 120-133. Подоксенов Александр Модестович – доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой историко-культурного наследия филологического факультета Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. В журнале «Человек» опубликовал статьи «Михаил Пришвин и Фридрих Ницше» (2008. № 5), «Михаил Пришвин и Николай Лосский» (2011. № 5). Исследуется влияние на М. Пришвина философии А. Бергсона, чьи взгляды помогают писателю постичь марксизм как идею механизации жизни. По мнению Пришвина, большевистская революция вновь сделала актуальной идею Бергсона об эволюционной развилке общественного развития и поиск исторического пути в советской России вновь начинается с биологического противоборства индивидов, нисшедших до облика обезьян. Ключевые слова: марксизм, большевизм, революция, эволюция, человеко-обезьяна, обезьяно-человек....
Входимость: 10. Размер: 46кб.
Часть текста: – 2004. – № 3. – С. 113-124. Появление в последние годы новых публикаций ранее не издававшихся художественных произведений Пришвина, особенно его дневников, открыло нам облик какого-то нового, неоткрытого и неизвестного писателя, вызвало потребность понять подлинное значение его не только как художника слова, но и как философа, патриота, жившего проблемами и бедами России. Его размышления о роли религии для русского общества сегодня, как и некогда поучительны и актуальны. Характерная черта творчества Пришвина – художественный и философский анализ не только противоречивости общественного и индивидуального материального бытия, но также внутренней антиномичности и разорванности сознания как общества или социальной группы, так и личности. Двойственность общественного сознания осмысливается писателем как стереотип мышления, когда и одобренные правительством официальные учебники истории, и мораль борющихся с правительством революционеров, «а может быть, мораль всей учебы...
Входимость: 9. Размер: 19кб.
Часть текста: СООТНЕСЕНИЕ КОНТЕКСТОВ Повесть "Мирская чаша" (1922, с первоначальным названием "Раб обезьяний") написана в характерном пришвинском стиле того времени - как бы свободным "потоком сознания", отчасти напоминая манеру Бориса Пильняка (ср. с его "Голым годом", 1921). У Пришвина фактически все, что происходит, просто берется из дневников (1919-1921), только слегка трансформируется, то есть вкладывается в уста какого-то героя повести, а не "фигуранта" дневника или же переносится туда из мыслей автора. Сюжет повести также довольно хаотично оказывается "собран" из событий жизни самого автора, бывшего школьным учителем ("шкрабом"), библиотекарем, этнографом, собирателем сказок, хранителем музея усадебного быта и пробовавшего крестьянствовать с женой (сначала в Ельце, потом в Дорогобуже). Относительно прежнего, более жесткого названия повести ("Раб обезьяний") можно заметить следующее. Беря пример, очевидно, со своего друга и учителя Алексея Ремизова, Пришвин частенько записывает в дневниках свои сны. Вот и в 1920 в этом...
Входимость: 8. Размер: 25кб.
Часть текста: ребенка. В семье интересовались литературой. Мать переводила с французского (Бальзак, Гюго, Флобер, Золя, Мюссе, Бодлер, Верлен…). Бабушка по матери, Елизавета Григорьевна Бекетова, также была известной переводчицей. Отец, профессор Варшавского университета, потомок лейб-хирурга Ивана Блока, возведенного при Павле I в российское гражданство. Первый стихотворный сборник Блока – «Стихи о Прекрасной Даме» (М.: Гриф, 1904-1905) - проникнут мистическими настроениями. В период написания «Стихов о Прекрасной Даме» Блок находился под сильным влиянием софиологии Вл. Соловьева. Стихи проникнуты ожиданием вселенского переворота, в центре которого – Вечная Женственность, преобразующая дольний мир. Лейтмотив сборника – высокая жажда неземного, предчувствие небесного идеала. Мистическая символика, язык иносказаний, в основе которых – не только «соловьевский подтекст», но и вехи автобиографического мифа, сопрягаются с мечтами о религиозном преображении мира, с мечтами о НЕЙ, его Музе. «В первом периоде поэзии А. Блока каждое стихотворение уподоблено не мозаике, а росинке, сполна отражающей цельный лик его Музы. Произнесено ее «имярек», она – Дева, София, Владычица мира, Заря – Купина; ее жизнь воплощает в любовь высочайшие задания Владимира Соловьева и гностиков; превращает абстракцию в жизнь, а Софию – в любовь; и низводит нам прямо в душу странные концепции Василида и Валентина, связывает туманнейшие искания древности с религиозно-философским исканием наших дней» (Белый Андрей. Александр Блок // Белый Андрей. Поэзия слова. П., 1922. С. 110-111). Следующая книга стихов Блока «Нечаянная радость» (1907), затем «Снежная маска» (1907), трилогия лирических драм...
Входимость: 7. Размер: 22кб.
Часть текста: жизни связаны с Ельцом. И учеба в Елецкой гимназии (1883 – 1889), и отбывание ссылки под надзором полиции за революционную деятельность (1898 – 1900), и бурное время революции и Гражданской войны (1917 – 1920). После смерти матери в 1914 году, по ее завещанию, было разделено имение Хрущево. Михаилу достался участок земли, на котором он решил построить дом и навсегда поселиться на родине. Пришвин вернулся в Елец известным писателем, корреспондентом петербургских газет. Воодушевленный возвращением на родную землю, встречами с друзьями и близкими, Пришвин много пишет, осмысливает происходящее. Елецкие дневники писателя – кладовая интереснейших сведений о жизни провинциального города, его порядках и нравах, о драматических событиях в нем в годину тяжких испытаний. 1917 год. На зиму Пришвин уезжает в Петроград. Здесь он становится свидетелем Февральской революции, падения монархии. Он – делегат временного комитета Государственной думы в Елецком уезде. И с 9 апреля 1917 года писатель снова в Хрущеве, в своем новом доме. Пришвин явно гордился построенным домом: "Терраска у меня крытая, с перилами и столбиками, будто рубка на пароходе. Вечером, бывает, когда спать лягут все и тихо, сядешь и оглянешься возле себя, – вот деревья распускаются, другой раз сядешь и смотришь – деревья цветут, а то вот уже и пожелтели и листья на террасе лежат, и кажется, будто плывешь куда-то – куда?" (1, с. 336). Пришвин самозабвенно работает на родной земле, пашет, сеет, радуется результатам своего труда. Вот дневниковые записи 1917 года: "20 августа. Три дня не был в поле и вышел и увидал свое дело, я работал...
Входимость: 6. Размер: 90кб.
Часть текста: философия всегда устремлялась к религиозно-этическому мировоззрению. Крупнейшие философы России, осмысливая коренные преобразования философских традиций, создают напряжённое интеллектуальное «силовое поле», мощные импульсы которого обращены и к творчеству «мятежных философов» - А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, представляющих философию жизни, и к учению Канта и его последователей, и к защите традиций Платона и античной мысли вообще. Однако главные поиски русской философии всегда имели единый вектор – проблему Абсолютного: «Изречение Гегеля: «Объект философии тот же, что и объект религии», - глубоко родственно русской душе и вместе с тем верно отражает традицию эллинизма. Вся античная диалектика от Сократа до Платона есть восхождение к Абсолютному, или искание Божества» [1]. Традиционным для русского менталитета было осмысление идеалистической религиозной метафизики конца XIX – начала XX века с её специфическим синтезом таких «вечных» ценностей, как истина, любовь и красота. И здесь основная роль принадлежала В. С. Соловьёву, оказавшему большое влияние на русскую философию. Диалог русских мыслителей с гениями прошлого и настоящего на рубеже веков был сложным, глубоким, подчас болезненно-противоречивым. Михаил Пришвин, являясь чутким «резонатором» своей непростой эпохи, весьма тонко реагировал на актуальные проблемы времени. В его «художественной философии» содержится и...
Входимость: 6. Размер: 26кб.
Часть текста: Чудра». Вернувшись в Нижний Новгород, систематически занимается литературным трудом, знакомится с Короленко, которому и «обязан тем, что попал в большую литературу». В 1898 году выходит в свет двухтомник «Очерки и рассказы», принёсший Горькому громкую славу. Успех Горького был поистине колоссальным. «Впервые за все время существования русской книжной торговли томики Горького стали расходиться в десяткам тысяч экземпляров, скоро достигнув колоссальной цифры 100. 000» (Русская литература ХХ века / Под ред. проф. С. А. Венгерова. М.: Республика, 2004. С. 118). В 1899 году публикует «Фому Гордеева». В начале XX века много работает в драматургии: «На дне», «Мещане», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары». Становится активным членом «Среды», которая объединяла писателей-реалистов (В. Вересаев, А. Серафимович, А. Куприн, Л. Андреев и др.). Из произведений участников «Среды» формировались многие сборники «Знание», выпускавшиеся книгоиздательским товариществом в Петербурге. В революции 1905 года Горький принимал активное участие. Весной 1906 года уезжает в Америку, где начинает работу над романом «Мать». С осени 1906 года до зимы 1913 года живёт в Италии, на Капри. Здесь создаются повести «Лето», «Городок...
Входимость: 5. Размер: 8кб.
Часть текста: Михайлович, в нашей литературе – не было. Догадывался я об этом ещё во времена “Чёрного араба”, “Края непуганых птиц”, окончательно прозрел, читая совершенно изумительные “Родники”. Превосходно писал Аксаков “Записки ружейного охотника” и “Об ужении рыбы”, чудные страницы удались Мензбиру в книге о птицах, и у Кайгородова, и у других многих природа русская порою вызывала сердечные слова, но… ни у кого из них не находил я все охватывающей, пронзительной и ликующей любви к земле нашей, ко всему её живому и якобы смертному, ни у кого, как у Вас, воистину “отца и хозяина всех своих видений”. В чувстве и слове Вашем я слышу нечто древнее, вещее и язычески прекрасное, сиречь – подлинно человеческое, идущее от сердца сына земли, великой матери, богочтимой Вами. И когда я читаю фенологические домыслы и рассуждения Ваши – улыбаюсь, смеясь от радости, до того это все изумительно прелестно у Вас. Не преувеличиваю, что мое истинное ощущение совершенно...