Поиск по творчеству и критике
Cлово "1921"
Входимость: 4. Размер: 19кб.
Входимость: 3. Размер: 32кб.
Входимость: 3. Размер: 36кб.
Входимость: 3. Размер: 57кб.
Входимость: 3. Размер: 12кб.
Входимость: 2. Размер: 31кб.
Входимость: 2. Размер: 17кб.
Входимость: 2. Размер: 15кб.
Входимость: 2. Размер: 18кб.
Входимость: 2. Размер: 34кб.
Входимость: 2. Размер: 25кб.
Входимость: 2. Размер: 41кб.
Входимость: 2. Размер: 9кб.
Входимость: 2. Размер: 13кб.
Входимость: 2. Размер: 26кб.
Входимость: 2. Размер: 12кб.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Входимость: 1. Размер: 33кб.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Входимость: 1. Размер: 36кб.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 70кб.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Входимость: 1. Размер: 45кб.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Входимость: 1. Размер: 44кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 4. Размер: 19кб.
Часть текста: есть вкладывается в уста какого-то героя повести, а не "фигуранта" дневника или же переносится туда из мыслей автора. Сюжет повести также довольно хаотично оказывается "собран" из событий жизни самого автора, бывшего школьным учителем ("шкрабом"), библиотекарем, этнографом, собирателем сказок, хранителем музея усадебного быта и пробовавшего крестьянствовать с женой (сначала в Ельце, потом в Дорогобуже). Относительно прежнего, более жесткого названия повести ("Раб обезьяний") можно заметить следующее. Беря пример, очевидно, со своего друга и учителя Алексея Ремизова, Пришвин частенько записывает в дневниках свои сны. Вот и в 1920 в этом жанре мы читаем притчу об "основном вопросе" современности - о происхождении человека от обезьяны. Он записывает ее как рассказ одного из героев сна: (29 дек. 1920) "Мне кажется, что обезьяна и человек некогда произошли (и теперь происходят) из одной утробы, только человек падает до обезьян и, падая, вспоминает и хранит образ своего прародителя человека — это человеко-обезьяна, а обезьяна, совершенствуясь в борьбе за существование, и думает о будущем, неохотно озираясь назад на прародителя обезьяну, — это обезьяно-человек, бегущий по рельсам прогресса. Итак, налево обезьяночеловек, направо человеко-обезьяна. # Итак, падая, одни восстанавливали в мечте первоначальный образ человека и даже сверхчеловека — консервативная часть бытового человечества. # Другие,...
Входимость: 3. Размер: 32кб.
Часть текста: А. М. Михаил Пришвин и Уильям Джемс. К вопросу о философских контекстах творчества писателя Вопросы литературы. 2013. – № 5. – С. 311-326. Повесть «Мирская чаша» (1922) и Дневник революционных лет М. Пришвина являются не только еще одним художественно-документальным свидетельством о событиях той эпохи, но и глубоким анализом духовно-материальных причин, породивших трагедию России начала ХХ века. Наблюдая за подготовкой ленинской партии к восстанию и за самим захватом государственной власти, писатель обнаруживает поразительное сходство реалий русской действительности с Французской революцией, также отмеченной «властью террора» и многочисленными жертвами. Как незаурядный мыслитель и широко эрудированный человек, Пришвин, чтобы понять истинное значение происходящего в России, помещает Октябрьский переворот в исторический контекст, сопоставляя его с французской революцией и рассматривая советскую власть как частный момент общественного развития. Однако Пришвин ищет в прошлом Франции не только исторические параллели, способные по аналогии объяснить ход русских революционных событий, но и стремится понять внутренние, идейно-мировоззренческие мотивы и цели большевистского движения. Для этого писатель, кроме сопоставительно-исторического взгляда на события, прибегает к философскому анализу, используя в познавательном и критическом плане концепции как сторонников марксистской идеи, так и их противников. И о том, что для раскрытия...
Входимость: 3. Размер: 36кб.
Часть текста: А. Н. Энгельгардтом. Однако переезд писателя на жительство из столицы в глухую провинцию объяснялся не только конкретными обстоятельствами жизни М. М. Пришвина. Главным и определяющим было его стремление в переломную историческую эпоху связать свою жизнь и судьбу интеллигента с жизнью народа, проникнуться «народным сознанием» и найти в нем для себя опору. 26 мая 1920 года М. М. Пришвин записывает в дневник: «Нам, писателям, нужно опять к народу, надо опять подслушивать его стоны, собирать кровь и слезы, и новые души, возвращенные его страданием, нужно поднять все прошлое в новом свете» [Контекст 1974. Литературно-теоретические исследования. М., Наука, 1975, с. 323]. Это один из ранних откликов М. М. Пришвина на Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Призывая писателей «опять к народу», он ясно определяет свою гражданскую позицию, отделяет себя от тех литераторов, которые, не приняв Великого Октября, ушли в лагерь белой эмиграции. С другой стороны, программное заявление М. М. Пришвина о необходимости «поднять все прошлое в новом...
Входимость: 3. Размер: 57кб.
Часть текста: по кругу всегда возвращаясь к своему логову – исходному пункту Это логово было прирожденное ему чувство благообразия, сочетавшееся страшно так с желанием разрушить всякое видимое благообразие, в конце концов, во имя того же, только идеального благообразия. Вот Хрущево: мать сидит в старом кресле... И вдруг скачок в сторону, сметка: рябая женщина, вдова крестьянская Таня сидит в гостиной одна, наконец-то одна во всем доме – час настал! теперь или никогда! Он уходит в свою комнату, рюмку за рюмкой насильно без закуски выпивает всю заготовленную давно уже для этой цели полбутылку водки – водка не действует! но ничего «Я пьян, я пьян! – воображает он,– я действую теперь, как пьяный, пьяному море по колено». После этого он идет в гостиную и не своим голосом говорит: – Таня! я пьян. Она повертывает к нему голову, и в это время он бросается к ней, схватывает, тащит на диван и все время шепчет: – Ничего, я пьян, я пьян Слышит от нее: – Так это же хуже, что пьян, это хуже! Она, впрочем, ему совершенно покорна, нема телом и духом... Написать Ремизовой С. П-е. Мне нужно от кого-нибудь из старых друзей письмо с подтверждением,...
Входимость: 3. Размер: 12кб.
Часть текста: [7, с. 204], то М. А. Булгаков вел дневник лишь в самом начале своего творческого пути, фиксируя наиболее важные факты из личной и общественной жизни страны, послужившие, кстати, поводом к его изъятию вместе с другими документами и повестью «Собачье сердце» сотрудниками ОГПУ 7 мая 1926 года. С тех пор сам писатель больше не обращался к дневнику, однако в 1933 году он настоял на том, чтобы его жена Е. С. Булгакова завела тетрадь для записей основных событий, происходящих в их жизни. Начатый дневник она воспринимала как логическое продолжение того самого дневника, который был конфискован, но в небольших фрагментах за январь-февраль 1922 года сохранен в архиве М. А. Булгакова. Эти фрагменты явились творческим подступом к уникальному в жанровом отношении произведению «Под пятой» («Мой дневник. 1923 год»), представляющему скорее документально-художественный очерк, по структуре и идейному содержанию напоминающий книгу И. А. Бунина «Окаянные дни». События, которые запечатлел в нем М. А. Булгаков, переживавший свои «окаянные дни» (оказавшись в...
Входимость: 2. Размер: 31кб.
Часть текста: КТО ВЫ, «ОТЕЦ СПИРИДОН»? (М. М. ПРИШВИН И А. П. УСТЬИНСКИЙ) Последние годы неизменно высокую оценку критиков и ценителей истинной литературы получают «Дневники» М. М. Пришвина. Внимательный и вдумчивый читатель, конечно же, заметил, что на протяжении почти всей жизни писателя в его записях несколько фамилий упоминаются весьма регулярно. Среди них – Розанов и Устьинский. И если о Розанове, великом русском мыслителе, ныне знают практически все грамотные люди, то об Устьинском слыхали немногие, хотя в произведениях того же Розанова его имя всплывает очень часто, а в «Розановской энциклопедии» имеется статья об этом друге Василия Васильевича [1, 1033-1040]. Взаимоотношения же Пришвина и Устьинского практически не изучались, и впервые, наверное, о них заговорили мы на Пришвинских чтениях в Сольцах (Новгородская обл.) в 2011 году, через 100 лет после появления Пришвина в Новгороде [2, 16-19]. Продолжаем это исследование и сейчас, учитывая самые последние наши находки, и, в основном, не в философско-мировоззренческом, а в краеведческом ключе. Тесные связи писателя и священника установились в тот период, когда после 6-7 лет жизни в Петербурге Пришвин оказался в Новгороде и Новгородском уезде (по экономическим причинам: «В Петербурге нет возможности содержать такую семью…» [3, 66]). О Новгородском периоде жизни и творчества Пришвина имеется крайне мало материалов, основными источниками являются отрывочные дневниковые записи...
Входимость: 2. Размер: 17кб.
Часть текста: единственная мораль писателя. Но все-таки большими и великими артистов делает их встреча с человеческой этикой. Поэзия – это душа подвига, обращающего красоту в добро. *** В художественной вещи красота красотой, но сила ее заключается в правде: может быть бессильная красота (эстетизм), но правда бессильная не бывает. Были люди сильные и смелые, и великие артисты были, и великие художники, но суть русского человека – не в красоте, не в силе, а в правде. Если же весь даже люд, вся видимость пропитается ложью, то для основного человека культуры это не будет основой, и он знает, что эта ложь есть дело врага и непременно пройдет. Не в красоте, а только в правде великие художники черпали силу для своих великих произведений, и это наивно-младенческое преклонение перед правдой, бесконечное смирение художника перед величием правды создало в нашей литературе наш реализм; да, в этом и есть сущность нашего реализма: это подвижническое смирение художника перед правдой. Шегаль замечательный пейзажист, он...
Входимость: 2. Размер: 15кб.
Часть текста: пороша вершка на три. Солнце греет •щеку. На снегу голубые тени. Свету много. Сосны и ели, занесенные снегом, как будто узнают себя и спрашивают: «Что с нами было, какой темный сон!» 16 января. Искусство есть способность человека изображать предмет своей веры и любви (...) Вера без дел мертва, а вера без любви – зла и есть, кажется (надо подумать), основа величайших злодейств. 19 января. Вера есть сила жизнетворчества: ребенок верит всему. Живя, человек отмирает от мира и, как вулкан оставляет холодную лаву и пепел, так и он оставляет продукты разума. Смерть – конец жизнетворчеству: перед лицом смерти всякая вера – обман. Значит, как же надо верить-обманываться, чтоб выйти на борьбу со смертью! 27 января. Душа песню поет о пятилинейной керосиновой лампочке – какое счастье! Достал 3 ф. керосину и зажег пятилинейную лампу, хватит на месяц (начал жечь – среда – раз, четверг – два, пятница (утро) – три), до февраля начала, а солнце помогает, тогда день против тьмы на 3 часа. 5 февраля. Мое рождение: 48 лет. Хорошо, что вспомнилось в этот день, вернее, не вспомнилось, а встало , потому что вспоминается это всегда и всегда будет, но вставать нет, придет час, а не встанет... Я читал сегодня Карамзина о Париже и вот воробей в Люксембургском саду встал передо мной в ярком первовесеннем свете, какая-то дама бросала...
Входимость: 2. Размер: 18кб.
Часть текста: ДУХЕ”…" (М. ПРИШВИН ОБ А. БЛОКЕ) В задуманном М. Пришвиным романе "Начало века", охватывающем 1905—1917 годы, среди его героев должны были быть А. Блок, Д. Мережковский, А. Ремизов, В. Розанов и М. Горький. Роман так и не был написан, однако именно эти писатели стали "вечными спутниками" Пришвина, с ними он вел "внутренние диалоги" до конца своей жизни. Александр Блок играл значительную роль в творческой судьбе Пришвина — прежде всего как катализатор духовной жизни писателя, его идейно-эстетических и художественных поисков. Дневниковые записи Пришвина, посвященные Блоку, чрезвычайно интересны. Они не только раскрывают глубинный смысл их личных и творческих взаимоотношений, но и освещают малоизвестные страницы жизни поэта, помогают понять трагизм его судьбы. Для Пришвина Блок — один из высочайших авторитетов, и даже не как поэт, а как человек. В Блоке его поражало сочетание аристократизма и демократизма: "... рабочий, крестьянин, земский интеллигент — все бывали у Блока, и кто бывал, будет до гроба хранить очарование равенства всех в общении с этим прекрасным душой и телом человеком" (1, т. 8, с. 186). "Есть люди, — пишет Пришвин, — от которых является подозрение в своей ли неправоте, или даже ничтожестве своем, и начинается борьба за восстановление себя самого, за выправление своей жизненной линии. Такой для меня...
Входимость: 2. Размер: 34кб.
Часть текста: фиксировалось церковью. «Метрическая книга данная изъ Орловской Духовной Консистории въ Введенскую города Ельца церковь священно-церковно-служителям для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1868 годъ…» 1 привлекла наше внимание многократным упоминанием фамилии Пришвиных во всех трех разделах. В течение охваченного книгой десятилетия, с 1868 по 1879 годы, члены семьи елецкого потомственного почетного гражданина Дмитрия Ивановича Пришвина (деда писателя) фигурируют на ее страницах сплошь и рядом. В 33 случаях церковных записей в связи с Пришвиными насчитывается 19 конкретных персоналий из пришвинского рода. Данное наблюдение позволяет сделать некоторые выводы и предположения. Во-первых, тот факт, что старший в роде Дмитрий Иванович Пришвин именуется в Метрической книге «Елецким Потомственным Почетным Гражданином», свидетельствует о подлинности мемориальных сведений Пришвина в биографическом романе «Кащеева цепь» о своих семейных корнях, а также высвечивает ряд сопутствующих обстоятельств: наличие в роде Пришвиных более ранней общественно-коммерческой ступени, обусловившей главе его звание высокого российского достоинства. Привилегированное звание почетного гражданина введено в России в 1832 году для лиц, не принадлежащих к дворянскому сословию. Оно освобождало от...