• Приглашаем посетить наш сайт
    Сумароков (sumarokov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1922"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Подоксенов А. М.: Пришвин М. М. о большевизме как религиозном сектантстве в Дневниках 1914-1922 годов и в "Мирской чаше"
    Входимость: 13. Размер: 46кб.
    2. Подоксенов А. М.: Русский бунт. Версия Михаила Пришвина
    Входимость: 11. Размер: 45кб.
    3. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: художник и время (социокультурные контексты повести "Мирская чаша")
    Входимость: 9. Размер: 56кб.
    4. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Уильям Джемс. К вопросу о философских контекстах творчества писателя
    Входимость: 8. Размер: 32кб.
    5. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Блок Александр Александрович
    Входимость: 8. Размер: 25кб.
    6. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Алексей Лосев
    Входимость: 7. Размер: 41кб.
    7. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бергсон (Bergson) Анри
    Входимость: 5. Размер: 11кб.
    8. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Семашко Николай Александрович
    Входимость: 5. Размер: 12кб.
    9. Дроздов М. С., Крылова-Устьинская Н. С.: Кто вы, "отец Спиридон"? (М. М. Пришвин и А. П. Устьинский)
    Входимость: 5. Размер: 31кб.
    10. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава III. Философские основы художественного мира М. Пришвина
    Входимость: 5. Размер: 90кб.
    11. Кащеева цепь. Чуваков В.: Вместо преамбулы
    Входимость: 5. Размер: 36кб.
    12. Урюпин И. С.: Январь-февраль 1922 года в дневниках М. М. Пришвина и М. А. Булгакова
    Входимость: 5. Размер: 12кб.
    13. Подоксенов А. М.: Розановские мотивы в "Мирской чаше", итоговой книге Михаила Пришвина о революции
    Входимость: 4. Размер: 45кб.
    14. Подоксенов А. М.: Г. В. Плеханов в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 4. Размер: 53кб.
    15. Свиридова Т. М.: Выражение позиции согласия и несогласия в "Дневниках" М. Пришвина 1920-1922 годов
    Входимость: 4. Размер: 17кб.
    16. Цвет и крест. От земли и городов (Новая Россия. 1922. № 2., Накануне (Берлин). 1923. № 276,№ 288)
    Входимость: 4. Размер: 40кб.
    17. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин – оппонент Максима Горького
    Входимость: 4. Размер: 45кб.
    18. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Преподобный Анатолий Младший (Потапов)
    Входимость: 4. Размер: 7кб.
    19. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Николай Лосский
    Входимость: 4. Размер: 44кб.
    20. Гордович К. Д.: Дневники М. Пришвина как универсальный текст
    Входимость: 4. Размер: 18кб.
    21. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Горький Максим
    Входимость: 4. Размер: 26кб.
    22. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Максим Горький: тайна прототипа огородника Крыскина из повести "Мирская чаша"
    Входимость: 3. Размер: 43кб.
    23. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава VII. "Миф мятущегося русского бытия…"
    Входимость: 3. Размер: 65кб.
    24. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: философско-мировоззренческие контексты творчества
    Входимость: 3. Размер: 41кб.
    25. Страхов И. И.: Топонимическое пространство детства и отрочества М. Пришвина (на материале романа "Кащеева цепь")
    Входимость: 3. Размер: 13кб.
    26. Чистякова Н. А.: Краеведческий дискурс в жизни и творческом наследии М. М. Пришвина
    Входимость: 3. Размер: 12кб.
    27. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Ремизов Алексей Михайлович
    Входимость: 3. Размер: 13кб.
    28. Калашникова Л. В.: Калужский край в дневниках, письмах М. Пришвина и документах ГАКО
    Входимость: 3. Размер: 12кб.
    29. Горлов В. П.: "…Михаил Пришвин, из Ельца"
    Входимость: 3. Размер: 53кб.
    30. Балашова Е. А.: "Личность" или "отдельность"? К вопросу о кризисе личности в переходную эпоху (на материале дневников М. Пришвина 1909-1930-х годов)
    Входимость: 3. Размер: 12кб.
    31. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Биобиблиографический список
    Входимость: 3. Размер: 37кб.
    32. Критика
    Входимость: 3. Размер: 20кб.
    33. Леонтьев Я. В.: М. Пришвин как краевед (Талдомский период жизни)
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    34. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бёме, (Böhme) Якоб
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    35. Холодова З. Я.: "Человек, живущий “в духе”…" (М Пришвин об А Блоке)
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    36. Цвет и крест.
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    37. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава I. Жизненный путь М. Пришвина: поиски себя
    Входимость: 2. Размер: 70кб.
    38. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1922.
    Входимость: 2. Размер: 56кб.
    39. Ломакина С. А.: М. Пришвин и Г. Успенский: к проблеме нравственно-этических исканий
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    40. Гришина Я.: "Я найду себе свободную родину".
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    41. Горлов В. П.: Пришвины. Елецкий род
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    42. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бунин Иван Алексеевич
    Входимость: 2. Размер: 35кб.
    43. Крикунов А. Е. : "Ясное распределение всего хаоса": философия Лосского и литература Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    44. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1922
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    45. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Розанов Василий Васильевич
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    46. Краснова С. В.: След Пришвиных в Ельце 60-70-х годов XIX века
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    47. Трубицина Н. А.: Провинциальный текст: Елец в романе М. Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    48. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Булгаков Сергей Николаевич
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    49. Борисова Н. В.: Мифологема пути в художественном мире М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    50. Атаманова Е. Т.: "Русский Сфинкс" в творческом сознании М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 12кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Подоксенов А. М.: Пришвин М. М. о большевизме как религиозном сектантстве в Дневниках 1914-1922 годов и в "Мирской чаше"
    Входимость: 13. Размер: 46кб.
    Часть текста: художественных произведений Пришвина, особенно его дневников, открыло нам облик какого-то нового, неоткрытого и неизвестного писателя, вызвало потребность понять подлинное значение его не только как художника слова, но и как философа, патриота, жившего проблемами и бедами России. Его размышления о роли религии для русского общества сегодня, как и некогда поучительны и актуальны. Характерная черта творчества Пришвина – художественный и философский анализ не только противоречивости общественного и индивидуального материального бытия, но также внутренней антиномичности и разорванности сознания как общества или социальной группы, так и личности. Двойственность общественного сознания осмысливается писателем как стереотип мышления, когда и одобренные правительством официальные учебники истории, и мораль борющихся с правительством революционеров, «а может быть, мораль всей учебы сложили в моем представлении историю как действие абсолютно правых и абсолютно неправых (злых) существ. Что те и другие борющиеся силы могут быть правы – этому никто не учил. Может быть, этому воспитанию способствовала вся гимназическая система...» 1 .  Уже с первых сочинений у Пришвина ярко выражено стремление преодолеть односторонность, показать скрытые причины конфликтов личного и общественного, духовного и материального, исторических и жизненных реалий, обусловливающих особенности взаимодействия личности и общества. Так, еще задолго до революции, в августе 1914 года, писатель пророчески предвидит в ходе военных событий Первой мировой войны зреющий социальный взрыв: «Россия вздулась пузырем – вообще стала в войну, как пузырь, надувается и вот–вот лопнет... если разобьют, то...
    2. Подоксенов А. М.: Русский бунт. Версия Михаила Пришвина
    Входимость: 11. Размер: 45кб.
    Часть текста: влияние на М. Пришвина философии А. Бергсона, чьи взгляды помогают писателю постичь марксизм как идею механизации жизни. По мнению Пришвина, большевистская революция вновь сделала актуальной идею Бергсона об эволюционной развилке общественного развития и поиск исторического пути в советской России вновь начинается с биологического противоборства индивидов, нисшедших до облика обезьян. Ключевые слова: марксизм, большевизм, революция, эволюция, человеко-обезьяна, обезьяно-человек. Октябрьскую революцию 1917 года и захват власти большевиками М. М. Пришвин, как и многие отечественные мыслители, воспринял резко отрицательно. Писатель-гуманист, воспитанный на нравственных идеалах русской народнической литературы, он сразу же обратил внимание на изменение методов достижения гуманных целей, которые вносили большевики-марксисты в демократическое движение. Они внедряли в русское общественное сознание новые ценности, подменяющие мораль христианскую моралью классовой, а гуманизм – насилием. Именно здесь Пришвину виделось главное противоречие большевизма: провозгласив идею служения человеку и построения справедливого строя, новая власть сделала насилие методом решения всех общественных проблем, тем самым освобождая зверя в душе человека от пут сознания. О том, что Октябрьский переворот для Пришвина означал возвращение к варварскому животно-звериному бытию, свидетельствует целый ряд его дневниковых записей 1920 года с эскизными набросками сюжетных идей будущей повести о революции «Человек и обезьяна. Происхождение обезьяны от человека (трактат-сатира на материалистов…)» [1]. В понимании писателя революция – это «гражданская война между двумя видами обезьян, высшими, усвоившими все завоевания цивилизации, и низшими, чувствующими себя вне способности и права… высших», при этом если в обычные времена...
    3. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: художник и время (социокультурные контексты повести "Мирская чаша")
    Входимость: 9. Размер: 56кб.
    Часть текста: E-mail: podoksenov2006@rambler.ru Аннотация . Анализируются взгляды Пришвина на политические, экономические и социальные причины, из-за которых народная душа впала в революционный соблазн. Показана не только историософская, но нравственная оценка Октябрьского переворота. Писатель резко критикует курс партии большевиков на разрушение всей предшествующей культуры русского народа, выступает против марксистской идеологии классовой вражды и примитивного равенства, устанавливаемого насилием. Ключевые слова : культура, философия, религия, мировоззрение, историософия, революция, марксизм, большевизм. «Мирская чаша» (1922) как повесть о революции – это не только художественное произведение, но и еще не до конца оцененный исторический документ, свидетельство очевидца о трагических событиях революционной эпохи. Действительно, сюжетные перипетии романного бытия главного героя повести Алпатова – это во многом изложение жизненных испытаний самого автора, обычного русского интеллигента, который в первые послереволюционные годы оказывается в провинциальной глубинке, где борется за выживание своей семьи. Спасаясь от...
    4. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Уильям Джемс. К вопросу о философских контекстах творчества писателя
    Входимость: 8. Размер: 32кб.
    Часть текста: причин, породивших трагедию России начала ХХ века. Наблюдая за подготовкой ленинской партии к восстанию и за самим захватом государственной власти, писатель обнаруживает поразительное сходство реалий русской действительности с Французской революцией, также отмеченной «властью террора» и многочисленными жертвами. Как незаурядный мыслитель и широко эрудированный человек, Пришвин, чтобы понять истинное значение происходящего в России, помещает Октябрьский переворот в исторический контекст, сопоставляя его с французской революцией и рассматривая советскую власть как частный момент общественного развития. Однако Пришвин ищет в прошлом Франции не только исторические параллели, способные по аналогии объяснить ход русских революционных событий, но и стремится понять внутренние, идейно-мировоззренческие мотивы и цели большевистского движения. Для этого писатель, кроме сопоставительно-исторического взгляда на события, прибегает к философскому анализу, используя в познавательном и критическом плане концепции как сторонников марксистской идеи, так и их...
    5. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Блок Александр Александрович
    Входимость: 8. Размер: 25кб.
    Часть текста: I в российское гражданство. Первый стихотворный сборник Блока – «Стихи о Прекрасной Даме» (М.: Гриф, 1904-1905) - проникнут мистическими настроениями. В период написания «Стихов о Прекрасной Даме» Блок находился под сильным влиянием софиологии Вл. Соловьева. Стихи проникнуты ожиданием вселенского переворота, в центре которого – Вечная Женственность, преобразующая дольний мир. Лейтмотив сборника – высокая жажда неземного, предчувствие небесного идеала. Мистическая символика, язык иносказаний, в основе которых – не только «соловьевский подтекст», но и вехи автобиографического мифа, сопрягаются с мечтами о религиозном преображении мира, с мечтами о НЕЙ, его Музе. «В первом периоде поэзии А. Блока каждое стихотворение уподоблено не мозаике, а росинке, сполна отражающей цельный лик его Музы. Произнесено ее «имярек», она – Дева, София, Владычица мира, Заря – Купина; ее жизнь воплощает в любовь высочайшие задания Владимира Соловьева и гностиков; превращает абстракцию в жизнь, а Софию – в любовь; и...
    6. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Алексей Лосев
    Входимость: 7. Размер: 41кб.
    Часть текста: переворота 1917 г. Анализируется, как под влиянием революционной идеологии меняется значение и смысл слов, а за изменениями языковых правил общения перерождаются отношения и мировоззрение людей. Ключевые слова : словотворчество, сознание, мировоззрение, герменевтика, большевизм. Издание в последние годы новых художественных произведений Пришвина, его многотомного Дневника и ранее не переиздававшейся публицистики революционных лет, которые не могли увидеть свет из-за цензурных запретов, открыли нам облик во многом неизвестного писателя, что вызывает потребность понять подлинное значение его не только как художника слова, но и как философа и патриота, жившего проблемами и бедами России. Свершившуюся Октябрьскую революцию Пришвин, как и многие отечественные мыслители, встретил негативно, считая марксистскую идеологию классовой борьбы, которой руководствовались большевики, органически чуждой как традиционному историческому бытию, так и менталитету русского народа. Но особенную тревогу художника вызвал классовый подход к слову, выразившийся в резко ускорившемся после революции процессе идеологизации языка. Осознавая эту опасность, 26 ноября 1917 г. он выступает в петроградской газете «Воля вольная» со статьей «В защиту слова», в которой обнажает страшную разрушительную силу изменения понятийного смысла слов: «Превосходное по силе, магическое слово создала революция <…> знаменитое наше: – Буржуй! Ни один фугас, никакая двенадцатидюймовая пушка не могли бы произвести такого...
    7. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бергсон (Bergson) Анри
    Входимость: 5. Размер: 11кб.
    Часть текста: эволюция» (1907), «Восприятие изменчивости» (1911), «Сновидения» (1914). Философские взгляды Бергсона формировались под влиянием спиритуализма, восходящего к Мен де Бирану. В центре философской системы Бергсона – жизнь, интерпретируемая как некая целостность, что, безусловно, отрицало механицизм и догматический рационализм. Сущность жизни, утверждал философ, может быть постигнута не рассудочным путем, а с помощью интуиции, непосредственно проникающей в предмет. Интуиция рассматривалась Бергсоном как «инструмент прямого контакта с вещами и сущностью жизни как длительности» (История философии. Энциклопедия. М.: Интерпрессервис; Книжный дом, 2002. С. 99). В философии Бергсона особое внимание уделяется собственной жизни сознания, которая дана каждому непосредственно. Философ постулирует многомерную модель сознания, первичным фактом которого выступает свобода. Большое место в его концепции принадлежит самонаблюдению, которое позволяет выявить, что жизнь есть непрерывная изменчивость сознания, а формой психической жизни является длительность, которая имеет прежде всего временной характер. Время для Бергсона – «не априорная форма внутреннего созерцания, но само содержание внутреннего чувства, созерцания «я», непосредственный факт сознания, постигаемый внутренним опытом» (История философии: Энциклопедия. М., 2002. С. 99). Бергсон исследовал динамическую природу времени, «длительность восприятия» в связи с проблемами сознания, сверхсознания, а также бессознательного, интуиции, сновидений и т. д. Главное в его метафизике – это концепция эволюции органического мира, идея жизни как некоего метафизически-космического процесса, «жизненного порыва», который проходит через человека. Творческая сущность человека связана с его иррациональной интуицией, этим божественным даром. Для Бергсона творчество и творческая личность выше интересов ...
    8. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Семашко Николай Александрович
    Входимость: 5. Размер: 12кб.
    Часть текста: учёбу Семашко разрешили закончить гимназию, но без золотой медали. В 1891 поступил на медицинский факультет Московского университета, быстро стал активным участником студенческого общественного движения, войдя в его медицинское крыло. В 1893 избран в нелегальный московский «Совет студенческих землячеств», скоро стал одним из его руководителей. В 1895 познакомился с В. И. Лениным в один из его приездов в Москву. В декабре 1895 за организацию студенческой демонстрации арестован и после трёхмесячного тюремного заключения выслан на три года в Елец под гласный надзор полиции. Здесь Семашко основал марксистский кружок, а также под легальным прикрытием воскресной школы развернул социал-демократическую пропаганду среди железнодорожных рабочих. После окончания высылки для завершения медицинского образования поступил в Казанский университет. В 1899-1901 совместно с А. И. Рыковым вёл революционную работу в Казани. После окончания в 1901 университета работал участковым врачом в Орловской, Самарской губерниях, а с 1904 – в Нижнем Новгороде. Здесь Семашко стал одним из руководителей городского комитета РСДРП. Во время революционных событий 1905 был в числе организаторов восстания сормовских рабочих. После девятимесячной отсидки в тюрьме и освобождения по состоянию здоровья (обострение туберкулёза) немедленно эмигрирует в Швейцарию. В августе 1907 Семашко – делегат Штутгартского конгресса 2-го интернационала от женевской большевистской организации. В январе 1908 арестован швейцарской полицией по обвинению в содействии вооружённой...
    9. Дроздов М. С., Крылова-Устьинская Н. С.: Кто вы, "отец Спиридон"? (М. М. Пришвин и А. П. Устьинский)
    Входимость: 5. Размер: 31кб.
    Часть текста: «Розановской энциклопедии» имеется статья об этом друге Василия Васильевича [1, 1033-1040]. Взаимоотношения же Пришвина и Устьинского практически не изучались, и впервые, наверное, о них заговорили мы на Пришвинских чтениях в Сольцах (Новгородская обл.) в 2011 году, через 100 лет после появления Пришвина в Новгороде [2, 16-19]. Продолжаем это исследование и сейчас, учитывая самые последние наши находки, и, в основном, не в философско-мировоззренческом, а в краеведческом ключе. Тесные связи писателя и священника установились в тот период, когда после 6-7 лет жизни в Петербурге Пришвин оказался в Новгороде и Новгородском уезде (по экономическим причинам: «В Петербурге нет возможности содержать такую семью…» [3, 66]). О Новгородском периоде жизни и творчества Пришвина имеется крайне мало материалов, основными источниками являются отрывочные дневниковые записи писателя и его рассказы так называемого «Новгородского цикла». Один из них – «Отец Спиридон» [4, 593-595]. Напомним кратко его содержание. Рассказ состоит из трех частей. В первой части автор знакомит читателя с неким древним городом, упоминает его храмы, легенды и сказания, говорит о неком чудесном камне, на котором приплыл сюда святой из Рима. В этом неназываемом городе контрастов, с «красотой великого множества древних храмов» и «жизнью настоящего времени», «жалкой как рубище нищего», явно угадывался бывший когда-то «Господин Великий Новгород». «Есть в этом городе священник отец Спиридон, человек старый», – так начинает вторую часть рассказа писатель и далее повествует о своем посещении «старого» человека. Священник живет в одном из церковных домиков, в котором автор бывал неоднократно, поскольку ему уже знакомы дом и калитка, привычно и долгое ожидание, ...
    10. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава III. Философские основы художественного мира М. Пришвина
    Входимость: 5. Размер: 90кб.
    Часть текста: познанием, русская философия всегда устремлялась к религиозно-этическому мировоззрению. Крупнейшие философы России, осмысливая коренные преобразования философских традиций, создают напряжённое интеллектуальное «силовое поле», мощные импульсы которого обращены и к творчеству «мятежных философов» - А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, представляющих философию жизни, и к учению Канта и его последователей, и к защите традиций Платона и античной мысли вообще. Однако главные поиски русской философии всегда имели единый вектор – проблему Абсолютного: «Изречение Гегеля: «Объект философии тот же, что и объект религии», - глубоко родственно русской душе и вместе с тем верно отражает традицию эллинизма. Вся античная диалектика от Сократа до Платона есть восхождение к Абсолютному, или искание Божества» [1]. Традиционным для русского менталитета было осмысление идеалистической религиозной метафизики конца XIX – начала XX века с её специфическим синтезом таких «вечных» ценностей, как истина, любовь и красота. И здесь основная роль принадлежала В. С. Соловьёву, оказавшему большое влияние на русскую философию. Диалог русских мыслителей с гениями прошлого и настоящего на рубеже веков был сложным, глубоким, подчас болезненно-противоречивым. Михаил Пришвин, являясь чутким «резонатором» своей непростой эпохи, весьма тонко реагировал на актуальные проблемы времени. В его «художественной...