• Приглашаем посетить наш сайт
    Хемницер (hemnitser.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1923"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Николай Лосский
    Входимость: 5. Размер: 44кб.
    2. Цвет и крест. От земли и городов (Новая Россия. 1922. № 2., Накануне (Берлин). 1923. № 276,№ 288)
    Входимость: 3. Размер: 40кб.
    3. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1923.
    Входимость: 3. Размер: 60кб.
    4. Константинова Е. Ю.: Философия творческой личности в дневниках и художественных произведениях М. Пришвина 1920-х годов (религиозно-философский контекст)
    Входимость: 3. Размер: 22кб.
    5. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Волошин Максимилиан Александрович
    Входимость: 3. Размер: 10кб.
    6. Цвет и крест.
    Входимость: 3. Размер: 9кб.
    7. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Уильям Джемс. К вопросу о философских контекстах творчества писателя
    Входимость: 3. Размер: 32кб.
    8. Кащеева цепь. Чуваков В.: Вместо преамбулы
    Входимость: 3. Размер: 36кб.
    9. Страхов И. И.: Топонимическое пространство детства и отрочества М. Пришвина (на материале романа "Кащеева цепь")
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    10. Паутова Л. П.: К родословной Пришвиных (новые сведения)
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    11. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин – оппонент Максима Горького
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    12. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бердяев Николай Александрович
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    13. Наумова И. А.: Пространственные архетипы в сновидческом хронотопе М. Пришвина (на материале дневников 1914-1931 гг.)
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    14. Подоксенов А. М.: Розановские мотивы в "Мирской чаше", итоговой книге Михаила Пришвина о революции
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    15. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бергсон (Bergson) Анри
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    16. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: художник и время (социокультурные контексты повести "Мирская чаша")
    Входимость: 2. Размер: 56кб.
    17. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава I. Жизненный путь М. Пришвина: поиски себя
    Входимость: 2. Размер: 70кб.
    18. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Фридрих Ницше
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    19. Подоксенов А. М.: М. Пришвин и С. Булгаков о героизме и подвижничестве русский интеллигенции
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    20. Леонтьев Я. В.: М. Пришвин как краевед (Талдомский период жизни)
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    21. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1923
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    22. Цвет и крест. Сопка Маира
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    23. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1923. Страница 2
    Входимость: 1. Размер: 60кб.
    24. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Дмитрий Мережковский
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    25. Незабудки. Глава 11. Наука и искусство.
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    26. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    27. Пришвин М. М. (Википедия)
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    28. Подоксенов А. М.: Г. В. Плеханов в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    29. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - я и другой
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    30. Зархин С. Б.: Михаил Михайлович Пришвин
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    31. Пальчикова Т. С.: Тематическое разнообразие картины мира в дневниках М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    32. Пришвин М.М., Пришвина В.Д. Мы с тобой. Дневник любви. Комментарии.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    33. Башмаки.
    Входимость: 1. Размер: 87кб.
    34. Палагин Ю. Н.: М. Пришвин в Сергиевом Посаде
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    35. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Максим Горький: тайна прототипа огородника Крыскина из повести "Мирская чаша"
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    36. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    37. Паутова Л. П.: Родословная Пришвиных
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    38. Незабудки. Глава 30. Загадка истории
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    39. Цвет и крест. Червячки
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    40. Бирюкова Л. Б.: Калужские родственники М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    41. Гришина Я.: "Я найду себе свободную родину".
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    42. Биография (Вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    43. Воробьева Л. В., Дорофеева М. А.: Тропами Михаила Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    44. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1940. Страница 4
    Входимость: 1. Размер: 80кб.
    45. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Ухтомский Алексей Алексеевич
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    46. Калашникова Л. В.: Калужский край в дневниках, письмах М. Пришвина и документах ГАКО
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    47. Холодова З. Я.: О ноосферной рефлексии художественного мышления М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    48. Подоксенов А. М.: Мировоззренческий путь М. М. Пришвина от народничества к марксизму
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    49. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1931.
    Входимость: 1. Размер: 68кб.
    50. От земли и городов.
    Входимость: 1. Размер: 29кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Николай Лосский
    Входимость: 5. Размер: 44кб.
    Часть текста: устремленность к практическому воплощению идеала, историософичность и эсхатологизм, антропологизм как жизненная позиция художника, ставящего в центр мироздания то падающую в бездну, то возносящуюся к небесам личность, – главные признаки принадлежности русской литературе. В постановке идеи личности как высшей ценности всегда проявлялась и проявляется укорененность отечественной художественной мысли в тысячелетней традиции христианства на Руси. Как истинно талантливый писатель М. М. Пришвин входит в классическую русскую литературу со своим философским взглядом на человека и общество, историю и природу. По сути, вся его жизнь посвящена теме обоснования ценности личности, ее права на достойное бытие и в то же время долга перед общим делом людей. Факт четко выраженной ориентации пришвинского творчества на личность позволяет предположить, что мировоззренческие взгляды художника имеют персоналистический характер. По нашему мнению, данная особенность Пришвина начинает формироваться в начале ХХ века под влиянием отечественных мыслителей-персоналистов, и прежде всего Н. О. Лосского, который, характеризуя суть своих взглядов, писал: “Учение о том, что весь мир состоит из личностей действительных или, по крайней мере, потенциальных, есть персонализм (латинское слово persona – личность)” [1]. В Дневнике писателя содержится множество упоминаний имени Лосского, знакомство с которым началось еще в дореволюционные времена. Интересовался Пришвин судьбой философа и после его высылки за границу (1922): “Узнал, что Вячеслав Иванов в Риме, Лосский – профессор Оксфордского университета и там говорит о своем наивном реализме” [2], –...
    2. Цвет и крест. От земли и городов (Новая Россия. 1922. № 2., Накануне (Берлин). 1923. № 276,№ 288)
    Входимость: 3. Размер: 40кб.
    Часть текста: II. Россия. 1922. № 2. С. 8-10.) В свое время Батищево (Смоленск<ой> губ<ернии>, Дорогобужского уезда) было Меккой народников, и все в русском интеллигентном обществе его знали. Теперь необходимо напомнить, что славу Батищевскому хозяйству создал А. Н. Энгельгардт, профессор химии, «по независящим обстоятельствам» поселившийся в этой глуши. Перед каждым выдающимся деятелем в зените его дела и славы является искушение малых сих, так и к А. Н. Энгельгардту после его знаменитых писем «Из деревни» потянулись паломники, прозванные в Батищеве «тонконогими». Не знаю хорошо происхождения этого названия, одни говорят, что кличка эта была дана первому ученику с необычайно тонкими ногами, другие, что крестьяне вообще так называли батищевскую интеллигенцию за узкие брюки. А. Н. Энгельгардт, человек исключительной инициативы, воли и дела, а рядом с ним «тонконогие» со своим вопросом «что делать?» – вот первое, о чем мне хочется написать вам, когда, с одной стороны, народническое дело в свете грандиозного перелома в крестьянской действительности так интересно возвращается нашему сознанию, а с другой стороны, Батищево стояло почти что научным городком (Энгельгардтовская областная сельскохозяйственная опытная станция). А. Н. Энгельгардт жил в таком маленьком и худом домике, что зимой за ночь мокрый веник примерзал к полу; по десяти лет, не снимая, он носит одно и то же платье, часто ест-пьет с рабочими, не имеет никакого общества; жизнь такую вполне можно назвать аскетической. Но подвиг совершается из целей...
    3. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1923.
    Входимость: 3. Размер: 60кб.
    Часть текста: и брошена в Америке и т. д. Я теперь,– сказал он,– обладаю совершенным знанием, но это знание исходит не от интеллекта». Удивительно, над чем думаю – то мне и посылается. Этот старик участвовал в юности в заговоре против Александра II, всю жизнь свергал царей религией Маркса и теперь свергает Маркса <1 нрзб.>, (трагически) рассмотрев в нем царя. На масленой ехал к себе в Талдом в холодном вагоне. – Это что за холод,– сказал один из башмачников,– вот в прошлый раз в вагоне было двадцать градусов, нас было во всем вагоне двое, я и одна дамочка, вот какая температура была, а с меня три пота текло. – Что же вы такое работали? – спросила женщина, похожая на портниху. – Что я работал? – ответил башмачник.– Дрова рубил, а дамочка мне помогала. – Где на свете водится больше всего львов? – В Москве. – Как?! – Так: Лев Давыдович, Лев Борисович, Лев Маркович, Лев Исаич и каких там нет еще в Москве львов. – Социализм происходит от печки: кухарке жарко, нервы ее расстраиваются, и она заболевает болезнью Furor Kucharicum 1 . – При чем же тут социализм? – А вот при чем: был такой господин, мягкий сердцем, или покаявшийся, он взял мечту своей рабыни и стал ее проводить, вот и получился...
    4. Константинова Е. Ю.: Философия творческой личности в дневниках и художественных произведениях М. Пришвина 1920-х годов (религиозно-философский контекст)
    Входимость: 3. Размер: 22кб.
    Часть текста: мир, в котором сохраняется его личное право на творчество, выражение его творческой индивидуальности (А. Варламов, Е. Худенко [1; 2]). Такое понимание жизнетворчества затрагивает скорее экзистенциальный аспект проблемы самоопределения художника в мире господства не близкой ему идеологии новой пролетарской культуры, когда основной задачей личности является выживание. Жизнетворчество здесь понимается как практика сохранения себя, своей творческой индивидуальности и своего слова [2]. Вместе с тем существует и другой аспект рассмотрения проблемы жизнетворчества в этот период, выявляющий в нем, прежде всего, не стремление личности к выживанию и самозащите, а особый тип религиозного мироотношения и связанного с ним творческого поведения, которое по своей сути является преодолением страха и образа «враждебного мира». Так, И. А. Есаулов в статье «Постсимволизм и соборность» [3] выделяет два типа мироотношения: для культуры символизма характерен образ экзистенциально одинокого героя, для которого действителен и силен «страшный мир»; в постсимволизме проявляется иное творческое отношение к миру, преодолевающее чувство одиночества и противостояния...
    5. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Волошин Максимилиан Александрович
    Входимость: 3. Размер: 10кб.
    Часть текста: Бальмонта, Вячеслава Иванова. Для поэзии Волошина этого периода особенно характерны господство изобразительного начала, символика цветописи. Его называли «поэтом-живописцем и ваятелем». Сказал свое слово Волошин и в изобразительном искусстве: он был живописцем, графиком, признанным мастером пейзажа, искусным аквалеристом. С 1910 года живет в Крыму, в собственном доме в Коктебеле на морском берегу. Горные и морские ландшафты восточного Крыма отражены Волошиным в краске и слове. Цикл стихов «Киммерийские сумерки» (1907) – одна из вершин его лирика – запечатлел образ крымской земли, которая во времена Гомера звалась Киммерией. Стихотворный цикл «Алтари в пустыне» (1909) посвящен Аполлону. Сумрачная Киммерия уступает в этом цикле славословным гимном в честь солнечного блеска. Волошин активно сотрудничает в журнале «Аполлон», пропагандирующем принципы «гармонически-просветленного» искусства. Здесь Волошин выступает не только как поэт, но и как публицист, и ...
    6. Цвет и крест.
    Входимость: 3. Размер: 9кб.
    Часть текста: подготовка текста и коммент. В. А. Фатеева.– СПб.: Росток, 2004.– 608 с. Издание состоит из трех частей: 1. Два наброска начала неосуществленной повести «Цвет и крест». Расположенные в хронологическом порядке очерки и рассказы, созданные Пришвиным в 1917-1918 гг. и составившие основу задуманной Пришвиным в 1918 г. книги. 2. Художественные произведения 1917-1923 гг., непосредственно примыкающие по своему содержанию к предыдущей части, а также ряд повестей и рассказов 1910-х гг., не включавшихся в собрания сочинений советского времени. 3. Малоизвестные ранние публицистические произведения, в том числе никогда не переиздававшиеся газетные публикации периода Первой мировой войны, а также очерки 1922-1924 гг., когда после нескольких лет молчания произошло новое вступление Пришвина в литературу.   Часть 1. Цвет и крест. Цвет и крест (1-я редакция. 1918г.) Цвет и крест (2-я редакция. 1918г.) Воля вольная. Газетный дневник 1917-1918 От земли и городов (Новая жизнь. 1917. № 19. 10 мая.) Трифон Земля и власть (Дело народа. 1917. № 151., Воля народа. 1917. № 115.) Самогон Земля и власть (Воля народа. 1917. № 123.) Война слов Не робейте, за нас индейцы! Письма в провинцию О бесстрашии Египетские ночи Хрустят косточки Земля и власть (Воля народа. 1917. № 145.) Мертвая зыбь Чающие и обещающие Порождение ехидны Смех обезьян Убивец Красный гроб Поцелуйте боженьку под хвостик! Ключ и замок Раздел Подзаборная молитва Овчее дело Князь тьмы Посещение фараона Невидимый град Папиросное войско В защиту слова Молитва пастуха В борьбе – право Сила вещей Перестаньте, я вас застрелю! Хождение в народ Испытание вином Крест и цвет Разбойнику благоразумному Из дневника (12 декабря) На чем земля стоит Из дневника (18 декабря) Мать-земля Пахота О детях и детям Про зверя ужасного вида Праздник рыжего таракана ...
    7. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Уильям Джемс. К вопросу о философских контекстах творчества писателя
    Входимость: 3. Размер: 32кб.
    Часть текста: значение происходящего в России, помещает Октябрьский переворот в исторический контекст, сопоставляя его с французской революцией и рассматривая советскую власть как частный момент общественного развития. Однако Пришвин ищет в прошлом Франции не только исторические параллели, способные по аналогии объяснить ход русских революционных событий, но и стремится понять внутренние, идейно-мировоззренческие мотивы и цели большевистского движения. Для этого писатель, кроме сопоставительно-исторического взгляда на события, прибегает к философскому анализу, используя в познавательном и критическом плане концепции как сторонников марксистской идеи, так и их противников. И о том, что для раскрытия сущностных смыслов изображаемой действительности Пришвин активно использует разнообразные культурные концепты, свидетельствует присутствие в семантическое поле художественных текстов писателя целого ряда актуальных философских идей. Так, во время работы над повестью о влиянии Октябрьской революции 1917 года на социальные преобразования черноземной сельской глубинки он открывает для себя Уильяма Джемса (1842–1910), американского психолога и философа, создателя концепции прагматизма, которая привлекает Пришвина своим свободомыслием и демократичностью. С творчеством Джемса писатель детально знакомится в 1920–1921 годах, о чем свидетельствуют его записи в Дневнике: «…думал о прочитанном вчера у Джемса о потоке сознания» (1 апреля 1920 года); «Психология привычки. Воспитание состоит в развитии способности по своей воле привыкать к чему-нибудь и отвыкать – это значит быть свободным от привычек. Чтобы привычка приходила не извне, а изнутри. Захочу и брошу все и начну новую жизнь. Надо: до еды убирать комнату. Прочесть...
    8. Кащеева цепь. Чуваков В.: Вместо преамбулы
    Входимость: 3. Размер: 36кб.
    Часть текста: в сельской школе, организует в селе Алексине, бывшем имении И. С. Барышникова, музей усадебного быта, работает на сельскохозяйственной станции, основанной еще до революции известным ученым-почвоведом А. Н. Энгельгардтом. Однако переезд писателя на жительство из столицы в глухую провинцию объяснялся не только конкретными обстоятельствами жизни М. М. Пришвина. Главным и определяющим было его стремление в переломную историческую эпоху связать свою жизнь и судьбу интеллигента с жизнью народа, проникнуться «народным сознанием» и найти в нем для себя опору. 26 мая 1920 года М. М. Пришвин записывает в дневник: «Нам, писателям, нужно опять к народу, надо опять подслушивать его стоны, собирать кровь и слезы, и новые души, возвращенные его страданием, нужно поднять все прошлое в новом свете» [Контекст 1974. Литературно-теоретические исследования. М., Наука, 1975, с. 323]. Это один из ранних откликов М. М. Пришвина на Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Призывая писателей «опять к народу», он ясно определяет свою гражданскую позицию, отделяет себя от тех литераторов, которые, не приняв Великого Октября, ушли в лагерь белой эмиграции. С другой стороны, программное заявление М. М. Пришвина о необходимости «поднять все прошлое в новом свете» свидетельствовало о том, что уже и тогда социалистическая революция в России была воспринята им как важнейшее историческое событие, знаменующее собою коренную ломку всего старого уклада жизни. Что же касается «стонов», «крови» и «слез», то здесь нужно отметить, что для М. М. Пришвина, размышлявшего над судьбой Родины в первые годы Советской...
    9. Страхов И. И.: Топонимическое пространство детства и отрочества М. Пришвина (на материале романа "Кащеева цепь")
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    Часть текста: должным образом. Особенно это касается дневников Пришвина, всегда наполненных живой мыслью, жаждой поиска, прямой оценкой окружавшей писателя действительности. Как отмечал И. К. Рогощенков, «для Пришвина органична дневниковая форма: в ней находило естественное развитие дело его жизни, в нее оно отливалось, оставалось в память и в пример последующим поколениям» [1, 81]. Закономерно, что первая работа, посвященная ономастике творчества Пришвина, была написана Г. Ф. Ковалевым именно на материале дневников [2]. Важно обратиться к автобиографическому роману М. М. Пришвина «Кащеева цепь», а в особенности к его первой книге, откуда можно узнать о детстве и отрочестве Пришвина больше, чем откуда бы ни было еще, и понять, каким было топонимическое пространство будущего писателя в те годы пусть и увиденное им сквозь призму времени, ведь начало работы над романом относят к 1922 году. Дневники, особенно ранние записи, помогают подтвердить, уточнить или же опровергнуть автобиографичность произведения. «Оказывается, что не так-то легко оторваться от прошлого и объявить себя не связанным родом своим и племенем. И уж если рассказывать о том, как я сделался писателем, то надо рассказать прежде всего о том времени, когда я вовсе и не помышлял делаться писателем» [3, 11], – такими строками предваряет М. М. Пришвин одну из первых глав своего автобиографического романа «Кащеева цепь» «Хрущево», которая начинается с процитированных почти во всех биографиях писателя строк: «Родился я в 1873 году в селе Хрущево, Соловьевской волости, Елецкого уезда, Орловской губернии, ...
    10. Паутова Л. П.: К родословной Пришвиных (новые сведения)
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    Часть текста: раскрасила картинки и отложила. В 1921 г. отец умер от туберкулеза. Семья переехала во Псков. Здесь в 1928 году окончила педагогический техникум. Когда в Великих Луках работала библиотекарем, прочитала о поездке М. М. Пришвина на Север и что у него 2 сына примерно её возраста. "Судьба ведет людей, конечно, к себе в дом, но какими путями нам неизвестно", - пишет М. Пришвин в дневнике в 1923 году (1). В 1931 году Г. Б. Фосс приехала в Москву на работу и здесь случайно познакомилась со своим будущим мужем – Львом Михайловичем Пришвиным. Михаил Михайлович сначала был очень недоволен, что у сына появилась невеста. Лев был его личным секретарем, имел право подписи на документах. У Пришвиных был дом в Загорске, но по издательским делам писатель часто бывал в Москве, и ему нужна была квартира. Ему дали комнату в коммуналке по адресу – ул. Станиславского (ныне Леонтьевский пер.), д. 12/9, кв. 7. М. Пришвин почувствовал, что сын "выдавливает" его из комнаты и подумывал о кооперативной квартире. Компания была богемная, некоторое время молодые не думали об оформлении своих отношений. М. М. был щепитильным в этих делах и однажды сказал: "Я не понимаю Вашего положения, оно мне кажется унизительным". После этого брак был зарегистрирован, но свадьбы не было. Михаил Михайлович и Ефросинья Павловна обижались, что сын не представил жену как положено. К Галине Борисовне относились хорошо, но Пришвин сомневался, что она выдержит, как он считал, плохой характер Льва. Как журналиста, его направили в командировку в Среднюю Азию, Г. Б. Фосс поехала с ним. М. Пришвин пообещал:...