Поиск по творчеству и критике
Cлово "1928"
Входимость: 5. Размер: 26кб.
Входимость: 5. Размер: 22кб.
Входимость: 5. Размер: 45кб.
Входимость: 4. Размер: 85кб.
Входимость: 4. Размер: 31кб.
Входимость: 4. Размер: 16кб.
Входимость: 3. Размер: 15кб.
Входимость: 3. Размер: 26кб.
Входимость: 3. Размер: 44кб.
Входимость: 3. Размер: 17кб.
Входимость: 3. Размер: 12кб.
Входимость: 2. Размер: 9кб.
Входимость: 2. Размер: 35кб.
Входимость: 2. Размер: 89кб.
Входимость: 2. Размер: 93кб.
Входимость: 2. Размер: 32кб.
Входимость: 2. Размер: 21кб.
Входимость: 2. Размер: 41кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Входимость: 1. Размер: 97кб.
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Входимость: 1. Размер: 36кб.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Входимость: 1. Размер: 76кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Входимость: 1. Размер: 81кб.
Входимость: 1. Размер: 93кб.
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Входимость: 1. Размер: 84кб.
Входимость: 1. Размер: 83кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 83кб.
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Входимость: 1. Размер: 91кб.
Входимость: 1. Размер: 91кб.
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Входимость: 1. Размер: 36кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 5. Размер: 26кб.
Часть текста: занимается литературным трудом, знакомится с Короленко, которому и «обязан тем, что попал в большую литературу». В 1898 году выходит в свет двухтомник «Очерки и рассказы», принёсший Горькому громкую славу. Успех Горького был поистине колоссальным. «Впервые за все время существования русской книжной торговли томики Горького стали расходиться в десяткам тысяч экземпляров, скоро достигнув колоссальной цифры 100. 000» (Русская литература ХХ века / Под ред. проф. С. А. Венгерова. М.: Республика, 2004. С. 118). В 1899 году публикует «Фому Гордеева». В начале XX века много работает в драматургии: «На дне», «Мещане», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары». Становится активным членом «Среды», которая объединяла писателей-реалистов (В. Вересаев, А. Серафимович, А. Куприн, Л. Андреев и др.). Из произведений участников «Среды» формировались многие сборники «Знание», выпускавшиеся книгоиздательским товариществом в Петербурге. В революции 1905 года Горький принимал активное участие. Весной 1906 года уезжает в Америку, где начинает работу над романом «Мать». С осени 1906...
Входимость: 5. Размер: 22кб.
Часть текста: (А. Варламов, Е. Худенко [1; 2]). Такое понимание жизнетворчества затрагивает скорее экзистенциальный аспект проблемы самоопределения художника в мире господства не близкой ему идеологии новой пролетарской культуры, когда основной задачей личности является выживание. Жизнетворчество здесь понимается как практика сохранения себя, своей творческой индивидуальности и своего слова [2]. Вместе с тем существует и другой аспект рассмотрения проблемы жизнетворчества в этот период, выявляющий в нем, прежде всего, не стремление личности к выживанию и самозащите, а особый тип религиозного мироотношения и связанного с ним творческого поведения, которое по своей сути является преодолением страха и образа «враждебного мира». Так, И. А. Есаулов в статье «Постсимволизм и соборность» [3] выделяет два типа мироотношения: для культуры символизма характерен образ экзистенциально одинокого героя, для которого действителен и силен «страшный мир»; в постсимволизме проявляется иное творческое отношение к миру, преодолевающее чувство одиночества и противостояния внешней среде – в приятии мира. Экзистенциальный и религиозный аспекты творчества сопоставляются и в статье В. Хализева, где он пишет об особом направлении философии диалога в 1920-е годы – китежанах XX века (А. Мейер, А. Ухтомский, М. Бахтин), для которых основой творческого отношения к миру было участное сознание, сердечное действие, поступок «в близкой реальности» [4]. В. Хализев различает в своей работе экзистенциальное восприятие творчества личности в мире (одинокий бунт, бесконечный поиск...
Входимость: 5. Размер: 45кб.
Часть текста: Модестович – доктор философских наук, профессор кафедры философии Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. В журнале «Человек» опубликовал статьи «Михаил Пришвин и Фридрих Ницше» (2008. № 5), «Михаил Пришвин и Николай Лосский» (2011. № 5), «Русский бунт. Версия Михаила Пришвина» (2012. № 4). E-mail: podoksenov2006@rambler.ru Аннотация . Задача статьи состоит в преодолении стереотипов советского литературоведения, касающихся взаимоотношений писателей. Традиционное мнение о почти полном их единомыслии рушится при прочтении опубликованного в постсоветское время пришвинского Дневника. Причиной мировоззренческих разногласий Пришвина с Горьким, многие годы остававшейся тайной, является несовместимость их отношения к Октябрьской революции, учению марксизма о классовой борьбе и диктатуре пролетариата, о культурной политике большевизма. Ключевые слова : культура, религия, мировоззрение, марксизм, революция, большевизм. Как и многие деятели культуры, Пришвин внимательно следил за творчеством Горького, видя в нем не только незаурядного художника слова, но и выразителя духовных противоречий эпохи, своего рода барометр, отражающий состояние социальной атмосферы. Очевидно, этим в значительной мере и обусловливался всеобщий интерес к Горькому как незаурядному человеку и писателю, подчинившему свое творчество интересам партии большевиков и идеям революционного учения Карла Маркса. Увлечение марксизмом было типичным для широкого круга русской интеллигенции, фабрично-заводского пролетариата и учащейся молодежи рубежа ХIХ–ХХ веков. Причиной притягательности нового учения было сходство присущих марксизму мировоззренческого экстремизма и эсхатологизма с постулатами религиозного старообрядчества, которое после никоновского раскола православной веры уже три века жило в экстремальных условиях постоянной готовности к скорому концу ...
Входимость: 4. Размер: 85кб.
Часть текста: человека лично пуста и вся целиком распределяется в деле для будущего. Но был один гениальный человек с таким мучительным сознанием своей пустоты в настоящем, что всю свою гениальность направил к восстановлению священного рода, как в Библии, и прославил свой личный семейный очаг, как идею (Розанов). О Горьком Дорогой Илья Александрович, в юбилейный сборник о Горьком оказалось написать что-нибудь связное мне невозможно. Меня сплющивает слава Горького. 1 Января. Окна не только в морозных узорах, но кроме того снизу, с наружных подоконников, поднялся на стеклах снег, подбило окна снизу снегом и еще стало уютнее, намекая на возможность совсем скрыться под снегом и так остаться в своем тепле до весны. <На полях> Уважаемый тов. Сергеев, обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой поручить Вашей канцелярии выписать на мое имя: Сергиев, Комсомольская, 85 все охотничьи журналы СССР на 1928 год. Послано Пекину. 2 Января. Валит снег. 3 Января. Тепленько, тихо, солнце показалось. Прекрасно в засыпанных лесах, в саженом ельнике каждое дерево стоит, как на скатерти. Князь пошел на охоту. У меня грипп, я не могу. 4 Января. Новый год мой начался хворью. Роман мой трещит по всем швам. Во время переписи где-то в тундрах на севере Восточной Сибири...
Входимость: 4. Размер: 31кб.
Часть текста: конечно же, заметил, что на протяжении почти всей жизни писателя в его записях несколько фамилий упоминаются весьма регулярно. Среди них – Розанов и Устьинский. И если о Розанове, великом русском мыслителе, ныне знают практически все грамотные люди, то об Устьинском слыхали немногие, хотя в произведениях того же Розанова его имя всплывает очень часто, а в «Розановской энциклопедии» имеется статья об этом друге Василия Васильевича [1, 1033-1040]. Взаимоотношения же Пришвина и Устьинского практически не изучались, и впервые, наверное, о них заговорили мы на Пришвинских чтениях в Сольцах (Новгородская обл.) в 2011 году, через 100 лет после появления Пришвина в Новгороде [2, 16-19]. Продолжаем это исследование и сейчас, учитывая самые последние наши находки, и, в основном, не в философско-мировоззренческом, а в краеведческом ключе. Тесные связи писателя и священника установились в тот период, когда после 6-7 лет жизни в Петербурге Пришвин оказался в Новгороде и Новгородском уезде (по экономическим причинам: «В Петербурге нет возможности содержать такую семью…» [3, 66]). О...
Входимость: 4. Размер: 16кб.
Часть текста: на работу в Департамент уделов, где служит до марта 1831 года. Разочаровавшись в «службе государевой», возвращается к литературной деятельности, знакомится с В. А. Жуковским, П. А. Плетнёвым, А. С. Пушкиным. Опубликованные в 1831 (I часть) и в 1832 (II часть) «Вечера на хуторе близ Диканьки» поразили читателей и критиков оригинальностью и глубинным проникновением в фольклорно-этнографическую стихию, к национальным первоосновам славянского мира. После публикации «Вечеров» Гоголь становится одним из ведущих русских писателей, много публикуется: «Миргород», «Арабески», «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и др.; наконец, повесть «Шинель», «одно из глубочайших созданий Гоголя» (В. Г. Белинский). В повести «Шинель» Гоголь открывает новую тему «маленького человека». В повести «Тарас Бульба» Гоголь обращается к исторической проблематике, в частности, к истории Украины. 19 апреля 1836 года в...
Входимость: 3. Размер: 15кб.
Часть текста: эпохой. Мережковский Дмитрий Сергеевич МЕРЕЖКОВСКИЙ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ (1865-1941) – поэт, прозаик, представитель старшего поколения символистов, религиозный философ, литературный критик, драматург. С 1884 по 1888 год обучался на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1888 году вышла первая книга Мережковского «Стихотворения». В 1893 году появляется его работа «О причинах упадка и о новых течениях современной литературы» (СПб.), в которой обосновывается теория русского символизма; в 1897 году в Санкт-Петербурге публикуются сборники статей «Вечные спутники», в которых представлены литературно-философские портреты Пушкина, Достоевского, Ибсена, Флобера, Сервантеса, Кальдерона и других. Мережковский был одним из создателей Религиозно-философского собрания в Санкт-Петербурге (1901-1903), которое было закрыто Синодом после революции 1905 года. Однако в 1907 году начинает функционировать Религиозно- философское общество, целью которого было «объединение интеллигенции и церкви». Под влиянием Розанова Мережковский обращается к проблеме плоти и духа, но их сотрудничество длилось недолго; наступивший кризис, свидетельствующий о непримиримости позиций по самым разным вопросам, привёл к окончательному разрыву. Главная идея Мережковского, не принимавшего «исторического христианства», заключалась в попытке «сотворения» «нового религиозного сознания», которое должно было объединить дух и плоть. С 1906 по 1914 год Мережковский и Гиппиус живут во Франции, в Париже, временами наезжая в Россию. В 1911-1912 гг. выходит первое Полное собрание сочинений Мережковского в 17 томах. Наиболее известные произведения дореволюционного периода: двухтомник «Толстой и Достоевский» (1901-1902), в котором Л. Толстой выступает как «пророк плоти», а Ф. Достоевский – как «пророк духа»; трилогия «Христос и Антихрист» (1896-1904); ...
Входимость: 3. Размер: 26кб.
Часть текста: до художественной реализации, когда фигура Горького становится прототипом одного из ключевых персонажей в повести Пришвина «Мирская чаша» (1922) [2]. Целью данной статьи является не столько выработка кардинально нового взгляда на заявленную проблему, сколько возможность показать, какова диалектика писательских взаимоотношений и их специфика в эпоху так называемого «пролетарского искусства» 1930-1940-х годов и как менялся вектор пришвинских отношений к фигуре Горького после смерти последнего. В связи с этим основным материалом становятся дневниковые и очерковые записи Пришвина 1936-1937 годов и более поздние его высказывания о Горьком. Как известно, отношения между писателями завязались по переписке с 1911 года в связи с желанием Горького напечатать пришвинские произведения в издательстве «Знание». Сохранившаяся переписка составляет около трех десятков писем, большинство писем Горького предоктябрьского периода утрачено (сгорели). Реально они встречались, как указывает Пришвин, четыре-пять раз за всю жизнь, и впечатления от самой запомнившейся встречи Пришвин изложил в главке «Житие» в своем автобиографическом романе «Кащеева цепь» [3]. Отношения с Горьким усложняются в послереволюционный период – в связи с разными оценками писателями событий Октября 1917 года и их последствий, с отрицательными откликами Пришвина на газетные статьи Горького начала 1920-х годов. Правда, эти оценки он...
Входимость: 3. Размер: 44кб.
Часть текста: Пришвин и Николай Лосский Подоксенов А. М. Михаил Пришвин и Николай Лосский Человек. – 2011. – № 5. – С. 143-156. Анализируется процесс творческого освоения М. М. Пришвиным идей иерархического персонализма Н. О. Лосского, благодаря чему писатель создает собственную оригинальную философско-эстетическую и этическую концепцию миропонимания, которую реализует в своем искусстве. Ключевые слова : мировоззрение, личность, персонализм, “любовь раз-личающая”, “родственное внимание”. Общепризнанной особенностью классической русской литературы, еще с ХIХ века определившей магистральное течение отечественной словесности, выступает ее органическое родство с философско-мировоззренческими идеями своего времени *. Религиозно-нравственная устремленность к практическому воплощению идеала, историософичность и эсхатологизм, антропологизм как жизненная позиция художника, ставящего в центр мироздания то падающую в бездну, то возносящуюся к небесам личность, – главные признаки принадлежности русской литературе. В постановке идеи личности как высшей ценности всегда проявлялась и проявляется укорененность отечественной художественной мысли в тысячелетней традиции христианства на Руси. Как истинно талантливый писатель М. М....
Входимость: 3. Размер: 17кб.
Часть текста: - Литературная энциклопедия 1929-1939 Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939. ПРИШВИН Михаил Михайлович (1873—) — современный писатель. Р. в купеческой семье. В юности участвовал в революционном движении. Получив высшее агрономическое образование в Германии, работал в России в качестве агронома. В 1905 перешел к лит-ой деятельности. Первая книга П. — «В краю непуганных птиц» (1906) — явилась плодом поездки на север в Выговский край для собирания былин. В дальнейшем творчество П. тесно связано с его странствиями и путешествиями в качестве охотника, этнографа, краеведа, газетного корреспондента и т. п. Своеобразное и высокое по уровню мастерства дарование П. вырастало в довольно сложной социально-исторической обстановке 90-х и 900-х гг. Очутившись перед необходимостью выбора между революционной борьбой за освобождение угнетенного человечества и буржуазным «прогрессом», П. не сумел твердо встать ни на...