Поиск по творчеству и критике
Cлово "1937"
Входимость: 9. Размер: 71кб.
Входимость: 6. Размер: 26кб.
Входимость: 6. Размер: 75кб.
Входимость: 4. Размер: 84кб.
Входимость: 4. Размер: 50кб.
Входимость: 3. Размер: 17кб.
Входимость: 3. Размер: 93кб.
Входимость: 3. Размер: 22кб.
Входимость: 3. Размер: 21кб.
Входимость: 3. Размер: 29кб.
Входимость: 3. Размер: 70кб.
Входимость: 2. Размер: 19кб.
Входимость: 2. Размер: 19кб.
Входимость: 2. Размер: 41кб.
Входимость: 2. Размер: 9кб.
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Входимость: 2. Размер: 20кб.
Входимость: 2. Размер: 25кб.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Входимость: 1. Размер: 93кб.
Входимость: 1. Размер: 20кб.
Входимость: 1. Размер: 82кб.
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Входимость: 1. Размер: 27кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 22кб.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Входимость: 1. Размер: 45кб.
Входимость: 1. Размер: 45кб.
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Входимость: 1. Размер: 34кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Входимость: 1. Размер: 88кб.
Входимость: 1. Размер: 99кб.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Входимость: 1. Размер: 85кб.
Входимость: 1. Размер: 89кб.
Входимость: 1. Размер: 89кб.
Входимость: 1. Размер: 87кб.
Входимость: 1. Размер: 87кб.
Входимость: 1. Размер: 96кб.
Входимость: 1. Размер: 31кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 132кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 9. Размер: 71кб.
Часть текста: – уникальное явление в литературе первой половины ХХ века, когда писатель в СССР существовал в жестких рамках идеологического диктата и тотального контроля, а тот, кто выходил за эти рамки – соцреализма – был либо лишен возможности печататься, либо репрессирован. К середине 1930 - х гг. становится очевидным, что Пришвин выдерживает трагедию человека и писателя, оказавшегося на перекрестке традиций в период страшной исторической ломки: он не сломился и не поддался. Тем не менее, с каждым днем ему все труднее и труднее становится находить себя в новой культуре ( «Быть или не быть»: для себя я решаю, что надо быть и в то же время если понадобится, то не быть <...> Мне надо так ― «быть», чтобы в пустыне мог бы я по своему желанию вызывать любимых людей и в городе среди грохота, гудков и бензина, в самой толкучке мог бы по желанию чувствовать себя как в пустыне. Затем именно я и занимаюсь искусством слова, чтобы мне быть, а когда захочется, и не быть, то и другое: не ― «или», а ―...
Входимость: 6. Размер: 26кб.
Часть текста: проблему, сколько возможность показать, какова диалектика писательских взаимоотношений и их специфика в эпоху так называемого «пролетарского искусства» 1930-1940-х годов и как менялся вектор пришвинских отношений к фигуре Горького после смерти последнего. В связи с этим основным материалом становятся дневниковые и очерковые записи Пришвина 1936-1937 годов и более поздние его высказывания о Горьком. Как известно, отношения между писателями завязались по переписке с 1911 года в связи с желанием Горького напечатать пришвинские произведения в издательстве «Знание». Сохранившаяся переписка составляет около трех десятков писем, большинство писем Горького предоктябрьского периода утрачено (сгорели). Реально они встречались, как указывает Пришвин, четыре-пять раз за всю жизнь, и впечатления от самой запомнившейся встречи Пришвин изложил в главке «Житие» в своем автобиографическом романе «Кащеева цепь» [3]. Отношения с Горьким усложняются в послереволюционный период – в связи с разными оценками писателями событий Октября 1917 года и их последствий, с отрицательными откликами Пришвина на газетные статьи Горького начала...
Входимость: 6. Размер: 75кб.
Часть текста: творчество которого по разным причинам еще до сих пор не осмыслено, выступает в несколько ином свете, чем это представлялось до сих пор. В 1932 - 1935 гг. Пришвину удается не противопоставлять себя современности и участвовать в жизни, публикуя свои произведения, и в то же время оставаться независимым и свободным («Быть везде, все видеть и не покидать пустыни, чтобы не сорваться и не отдать первенство за чечевичную похлебку») ; по его мнению, сохранить универсальность миропонимания ему удается благодаря «приобщенности» к европейской культуре: образованию, которое он в начале ХХ века получил в Германии, и немецкой культуре, влияние которой (в частности, Ницше и Вагнера) он испытал в полной мере («Почему же писателя кормят какими - то тенденциозными вытяжками из европейско - американской культуры < ... > и не дают ему возможности < ... > быть в курсе «технологии» мирового общения в вопросах искусства слова. Лично я не очень нуждаюсь < ... > в этом общении, потому что смолоду был приобщен, и на всяком месте при всяких условиях от этого заряда < ... > воспринимаю все универсально») . Характер дневника в эти годы остается прежним: Пришвин стремится понять смысл новой жизни, пытается оценить достижения, осознать степень́ цинизма власти, обнаружить способы существования, вернее,...
Входимость: 4. Размер: 84кб.
Часть текста: 21-го достиг -10°. Человек имеет безграничную даль в глубину себя и соответственно этому безграничную ширь вне себя. Но чтобы понимать эту ширь, ему надо не «выходить из себя»: надо быть в себе. Из себя человек выходит, когда ставит себя в центре всего мира и на все сущее смотрит с точки зрения своей пользы. Мы с чрезвычайной скоростью куда-то мчимся, я это замечаю по вехам прошлого, возьмешь что-нибудь, напр., Толстого, и ужаснешься, как далеко эта веха от нас... Советская правда советскому гражданину до сих пор была в том, что мы строим плановое хозяйство, которое избавит людей от войны, а заграница, фашизм, капитализм несут в недрах своего строя войну. И все-таки правда у Сталина, а не у троцкистов: удайся им переворот... Впервые (64г.) понял я, какая пропасть разделяет меня с «троцкистами»: там личная пустота подменяется способностями и поддерживается техникой, в связи с этим каждый из них сознательно или бессознательно является претендентом на трон. Я же обладаю троном и сижу на нем очень прочно, т. к. никто другой не может сесть на мое место... Раньше я думал по величайшей наивности, что дело тут только в литературном таланте. Это наивное самопонимание было мне полезно тем, что предохраняло меня от богоискательства, которое было действительно литературным явлением, и только (точнее, оно было литературным нигилизмом: отсутствие таланта заменяется чем-то большим, чем талант (Бог), и достижение отодвигается, как и при социальном нигилизме, в будущее). Я утвердил свое право заниматься искусством слова как делом, равноценным всяким «настоящим» делам, включая революционные и религиозные. Мое занятие было истинно реально, потому что я исходил из того, что есть во мне самом, но не что ...
Входимость: 4. Размер: 50кб.
Часть текста: Подоксенов Александр Модестович Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина доктор философских наук, профессор кафедры историко-культурного наследия E-mail: podoksenov2006@rambler.ru Аннотация : В статье обосновывается необходимость преодоления методологического редукционизма, когда истоки творчества художника сводятся к какому-либо частному фактору. В качестве предмета анализа предлагается взять мировоззрение писателя, которое как интегрирующий фактор позволит объединить все разнообразие исследовательских путей и подходов. На конкретных примерах показан ряд достоинств метода герменевтики, позволяющего выявить как скрытые смыслы текста, так и предложить новые интерпретации бытия героев художественного произведения. Ключевые слова : культура, философия, мировоззрение, религия, пантеизм, герменевтика. В истории отечественной культуры М. М. Пришвин является одним из самых сложных и многогранных явлений, и хотя о жизни и творчестве писателя сказано уже немало, у его наследия, как и у всякого значительного культурного явления, есть примечательное свойство: сам ход времени и обновление исследовательских парадигм порождают все новые интерпретации его таланта. В пришвиноведении, правда, преобладают традиции филологического и литературоведческого анализа, но по мере переиздания публицистики революционного периода, выхода в свет задержанных из-за цензуры художественных произведений и особенно многотомного Дневника, становится все более ясно, что перед нами оригинальный мыслитель с собственными воззрениями на мир. Определенная «непонятость» писателя...
Входимость: 3. Размер: 17кб.
Часть текста: дорога", а также дневники писателя, в которых детально описаны все этапы почти полувековой работы над произведением. Первоначально книга задумывалась как "новая Робинзонада", рассказ о юном путешественнике, заблудившемся в северных лесах, в "краю непуганых птиц". Однако в процессе работы замысел существенно изменился (изменения коснулись, прежде всего, проблематики и временного охвата материала), приобрел философскую глубину (1). Дневники Пришвина отразили процесс перехода от предполагавшейся занимательности к философскому осмыслению проблемы соотношения личности и государства. Во многом эта переориентация произошла благодаря своеобразию творческой манеры автора "Осударевой дороги", связанной с эпической природой его дарования: проза писателя органично вырастала из дневников самонаблюдений. В произведении отразились собственные впечатления Пришвина, его потрясенность величественной, непокорной, могучей природой русского Севера, где он увидел "осудареву дорогу", соединившую Белое и Балтийское моря. Этот незарастающий след был оставлен кораблями, которые по приказу Петра волоком тащили по земле от моря до моря. Отныне в творческом сознании писателя сплелись тема Севера, тема жизни и быта староверов, тема Петра. С образом Петра ассоциировались размышления Пришвина о соотношении личных и государственных интересов, определяемом писателем как извечное противоборство "хочется" и "надо"; "хочется" в этой оппозиции – "своеволие" отдельной личности, "надо" - государственная необходимость. С образом...
Входимость: 3. Размер: 93кб.
Часть текста: чувство, что в эти Пушкинские дни представителем Пушкина являюсь не я, а Маршак с Цыпиным. Сегодня я должен решить: открывать борьбу или глубже спрятаться. В 10 у. был у Кожевникова, который думает что неприглашение меня было сделано «мелкотой», т. е. 3-мя лицами: Маршаком, Ивантером и Цыпиным, что положение их довольно шаткое, вследствие этого стоит написать Косыреву. Проект письма: В предпоследнем совещании в ЦК ВЛКСМ в детской литературе я выступал и теперь напомню тезисы своей речи: 1) детская литература как труднейшая является высшим достижением писателя для взрослых. Я это иллюстрировал книгой своих детских рассказов «Зверь Бурундук». 2) Я подверг очень резкой критике деятельность т. Маршака с точки зрения требований русской народности, мое выступление, таким образом, было направлено против отграничения от общей литературы детских писателей и в высшей степени невыгодно для тех писателей детских, которые не в состоянии ничего дать общей литературе. С тех пор как это было высказано, я лично хотел развить эту мысль более конкретно. Однако я не получил приглашения на это совещание. Не допуская мысли о том, что устранение меня от совещания есть сознательное действие, я послал сына в редакцию...
Входимость: 3. Размер: 22кб.
Часть текста: выставка так и названа. Здесь можно увидеть подлинные вещи из дома на Комсомольской (ныне Вифанской) улице Сергиева Посада, переименованного в те годы в Загорск, где с 1926 по 1937 год – почти одиннадцать лет! – жил Михаил Михайлович. В витринах – книги с произведениями Пришвина разных лет издания, копии его рукописных дневниковых записей; на стендах – многочисленные фотографии, сделанные писателем, фотографии и портреты писателя и его окружения. Специально для выставки воссоздан макет кабинета Пришвина. Среди экскурсионных групп, побывавших здесь, немало приходит и приезжает детей. Они подолгу стоят и переговариваются у стендов с чучелами животных и птиц (из Дарвиновского музея), обитающих в подмосковных лесах. Именно на таких охотился Пришвин, ярко описывал их в своих произведениях. На выставке вы не только близко познакомитесь с Пришвиным – охотником и защитником природы, с бытом его семьи, но и узнаете, с кем он дружил, где бывал и что видел… В рамках юбилейной выставки состоялась научная конференция «Михаил Михайлович Пришвин в культуре ХХ века: к 140-летию со дня рождения». В работе конференции принимали участие ведущие специалисты, изучающие творчество писателя, музейные работники, краеведы, преподаватели вузов. В докладах поднимались такие темы, как «М. М. Пришвин и В. В. Розанов», «Природа и творчество: М. М. Пришвин и Б. Л. Пастернак», «Загорск 1930 года по дневникам и фотографиям М. М. Пришвина»,...
Входимость: 3. Размер: 21кб.
Часть текста: Троице-Сергиевом монастыре Пришвин знал с раннего детства. Вернее, не знал, а помнил троицкий запах от лошадок, которых ему привозили родственники из Троицы. В дневнике 1946-1950 гг. он записал: "Шел в сосновом бору свежим утром, и вдруг запахло мне чем-то чудесным, и, поймав раз, и два, и три аромат, я понял, что пахло мне той самой детской лошадкой, какие возили нам в детстве в подарок от Троицы. Вскоре оказалось, что вблизи находился завод металлистов в лесу, и пахло от него каким-то эфирным маслом, применяемым в производстве" (1, т. 5, с. 709). Первое известное упоминание о Троице мы находим в дневнике Пришвина за 1914 год от 18 мая. Еще 1 мая он был в Хрущеве. В Ельце Пришвина раздражали "ад кромешный в жару", засилье елецких картузников, "пещерные черносотенцы: черносотенные клубы в конторках при лавках и общество хоругвеносцев", расплодившихся перед надвигающейся бурей. Выход виделся Пришвину не в новых потугах "пещерных" горе-патриотов, а в самом обыкновенном – "это семья, труд, постоянство, прикосновение ко всему миру жизни, отечеству, народу"....
Входимость: 3. Размер: 29кб.
Часть текста: С этой точки зрения интересно понять, что означала для писателя идея дома и каким образом она воплотилась в Дунине. До революции постоянного места жительства у Пришвина не было: зимою он снимает квартиры в разных районах Петербурга-Петрограда, летом путешествует. После революции живет в Смоленской области, Талдомском районе Московской области, в Переславле-Залесском. Скитальческая жизнь давала ему возможность жить в непосредственной близости к природе, близости, необходимой для его творческой работы: "Когда вспомнишь о сближении своем с природой, то вспоминаешь, сколько этому счастью помогла моя бедность: нищенское существование до революции обрекало на деревенскую жизнь, после революции долго не давали комнату..." Но одновременно эта жизнь включала и поиски постоянного жилища, поиски дома: "Я всю жизнь ищу, где бы свить гнездо, каждую весну покупаю где-нибудь дом, а весна проходит, и птицы сядут на яйца, и сказка исчезает". Смысл жизненного пути для Пришвина так или иначе всегда был связан с идеей дома, и единый...