• Приглашаем посетить наш сайт
    Сладков (sladkov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1938"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Гордович К. Д.: Дневники М. Пришвина как художественный текст (на примере дневников 1918 и 1938 годов)
    Входимость: 10. Размер: 19кб.
    2. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1938.
    Входимость: 3. Размер: 56кб.
    3. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1937. Страница 10
    Входимость: 2. Размер: 84кб.
    4. Весна света.
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    5. Пришвина В. Д.: Невидимый град. Глава из романа.
    Входимость: 2. Размер: 132кб.
    6. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1938
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    7. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Мережковский Дмитрий Сергеевич
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    8. Гришина Я.: "Я найду себе свободную родину".
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    9. Белозерцев Е. П., Борисова Н. В.: М. Пришвин – просветитель
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    10. Гришина Я.: "Кладовая солнца" - сказка и быль.
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    11. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1939. Страница 6
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    12. Большая дорога.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    13. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1938. Страница 4
    Входимость: 1. Размер: 55кб.
    14. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    15. Дегтярев А. М.: Казаки в жизни и творчестве М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    16. Город света.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    17. Холодова З. Я.: О ноосферной рефлексии художественного мышления М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    18. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1939.
    Входимость: 1. Размер: 57кб.
    19. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин и Николай Лосский
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    20. Пришвин М.М., Пришвина В.Д. Мы с тобой. Дневник любви. Комментарии.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    21. Критика
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    22. Праздник.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    23. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1938. Страница 3
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    24. Фатеев В. А.: Пришвин М. М.
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    25. Мои тетрадки.
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    26. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    27. Гончаров П. А.: Мотив "бегства в природу" у М. Пришвина и В. Астафьева
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    28. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). О дневнике М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    29. Большая звезда.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    30. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1938. Страница 2
    Входимость: 1. Размер: 55кб.
    31. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1938. Страница 8
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    32. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1938. Страница 5
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    33. Музей-усадьба М. М. Пришвина Дунино.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    34. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1938. Страница 6
    Входимость: 1. Размер: 57кб.
    35. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1938. Страница 7
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    36. Загадка.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    37. Чу Юань: Значение "свидетельств времени" в художественном наследии М. Пришвина и В. Максимова
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    38. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1937. Страница 2
    Входимость: 1. Размер: 88кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Гордович К. Д.: Дневники М. Пришвина как художественный текст (на примере дневников 1918 и 1938 годов)
    Входимость: 10. Размер: 19кб.
    Часть текста: объект художественного исследования. Он смотрит на себя со стороны, но главная цель – постичь внутреннее состояние и определить собственное жизненное поведение – осмыслить, сформулировать, выстроить. Художественный текст – и зеркало, и свод правил, и самоотчет повествователя-героя. Он проходит проверку, отчитывается, намечает план, ставит вопросы. Обдумывание себя почти всегда связано с осмыслением времени, – себя и надо почувствовать и понять во времени. Задача вполне ясно высказана в январской записи 1918 года: «Жизнь вошла в колею, время потеряло меру и счет. В ожидании электрического света я сажусь на лавочку в сторону, хочу я обдумать свою жизнь и найти в ней звезду мою во мраке, чтобы при свете ее разглядеть хаос жизни, еще погруженный во мрак» [1, 19]. Все размышления и переживания автора-героя включены в процесс выстраивания им образа времени. Приведу одно из высказываний З. Гиппиус, в чьем творчестве дневники тоже занимали особое место, о своеобразии образа времени в этом жанре: «Воспоминания могут дать образ времени, но только дневник дает...
    2. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1938.
    Входимость: 3. Размер: 56кб.
    Часть текста: и из-за них самих. А то ведь каждый раз, как сказал кому-нибудь лишнее, через некоторое время одумаешься и раскаешься: «Зачем я сказал!» Понятно, что при этой одумке допускаешь возможность доноса. И, значит, каждый раз, когда с кем-нибудь заводишь сомнительный разговор, – тем самым оскорбляешь его. И, значит, разговаривать о некоторых вещах теперь вообще неприлично. Быть может, Куприяныч неглупо советовал повесить у себя какой-нибудь портрет и тем определить границы разговоров. Закрепляю решение перейти от охотничьего положения на инвалидское. Вальбе сетует, что нет меня в газетах и журналах, называет это «отставанием». А мне это и хорошо: пусть что угодно думают. Я замру, исчезну и вдруг воскресну. Титов сказал: «писатель отсиживается». Это плохо, значит, я не один такой, и в «инвалиды» попасть не так-то уж просто. 2 Января. После обеда выехал в Москву. Попал в Архангельский поезд, в курящее, смрад! Но тут же в этом смраде где-то чудесный хор поет старинную русскую песню. И многих простых людей песня схватила за сердце: кто подтягивал, кто мычал, кто хрипел, и так про себя, так потихоньку, что не только не мешал, а усиливал силу песни: выходило, что народ пел. Во время перерыва песни перед заходом новой один человечек, чуть-чуть навеселе, сказал: – Хорошо поете, только старое все: кто старое помянет,...
    3. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1937. Страница 10
    Входимость: 2. Размер: 84кб.
    Часть текста: глубину себя и соответственно этому безграничную ширь вне себя. Но чтобы понимать эту ширь, ему надо не «выходить из себя»: надо быть в себе. Из себя человек выходит, когда ставит себя в центре всего мира и на все сущее смотрит с точки зрения своей пользы. Мы с чрезвычайной скоростью куда-то мчимся, я это замечаю по вехам прошлого, возьмешь что-нибудь, напр., Толстого, и ужаснешься, как далеко эта веха от нас... Советская правда советскому гражданину до сих пор была в том, что мы строим плановое хозяйство, которое избавит людей от войны, а заграница, фашизм, капитализм несут в недрах своего строя войну. И все-таки правда у Сталина, а не у троцкистов: удайся им переворот... Впервые (64г.) понял я, какая пропасть разделяет меня с «троцкистами»: там личная пустота подменяется способностями и поддерживается техникой, в связи с этим каждый из них сознательно или бессознательно является претендентом на трон. Я же обладаю троном и сижу на нем очень прочно, т. к. никто другой не может сесть на мое место... Раньше я думал по величайшей наивности, что дело тут только в литературном таланте. Это наивное самопонимание было мне полезно тем, что предохраняло меня от богоискательства, которое было действительно литературным явлением, и только (точнее, оно было литературным нигилизмом: отсутствие таланта заменяется чем-то большим, чем талант (Бог), и достижение отодвигается, как и при социальном нигилизме, в будущее). Я утвердил свое право заниматься искусством слова как делом, равноценным всяким «настоящим» делам, включая революционные и религиозные. Мое занятие было истинно реально, потому что я исходил из того, ...
    4. Весна света.
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    Часть текста: меня не оставила. При легком утреннике в лучах солнца была та нейтральная среда, когда пахнет самая мысль: подумаешь о чем-нибудь, и этим самым запахнет. Воробей спустился с крыши Моссовета и утонул по шею в звездной пороше. Он до нашего прихода успел хорошо выкупаться в снегу, а когда ему из-за нас пришлось улетать, то от ветра его крыльев разлетелось вокруг столько звездочек, что кружок почти в целую большую шапку почернел на асфальте. – Видели? – сказал один мальчик трем девочкам. И дети, глядя вверх на крышу Моссовета, стали дожидаться второго слета веселого воробья. Весна света согревается полднями. Пороша к полудню растаяла, и радость моя притупилась, но не исчезла – нет! Как только замерзли к вечеру лужи, запах вечернего мороза опять вернул меня к весне света. Так вечерело, но голубые вечерние звезды не показались в Москве: все небо оставалось голубым и медленно синело. На этом новом голубом фоне в домах там и тут вспыхивали лампы с разноцветными абажурами; никогда этих абажуров в сумерках не увидишь зимой. Возле полузамерзших луж от растаявшей звездной пороши всюду слышался детский восторженный крик, детская радость наполняла весь воздух....
    5. Пришвина В. Д.: Невидимый град. Глава из романа.
    Входимость: 2. Размер: 132кб.
    Часть текста: мне спасение. Надо сказать, что храм Большого Креста, не поминавший митрополита Сергия, еще держался к началу 1932 года. Бесстрашно (с точки зрения мирской — бессмысленно) он отдавал своих детей на погибель. Ни с кем в этом храме я не была близко знакома, но обо мне еще, видимо, помнили. И вот новый очередной священник, появившийся на месте только что арестованного, прислал сказать, что хочет посетить наш дом. Меня безотчетно это насторожило, но было бы отступничеством отказать ему в его желании, и он пришел к нам и отслужил у нас на дому литургию. Священник оказался либо подставным филером, либо слабым человеком: все люди, которых он под тем или иным предлогом посетил, были арестованы. В их числе оказались и мы с Александром Васильевичем. Это случилось ранней весной. Два новых захлестывающих душу переживания уносила я с собой, когда меня сажали в тюремную машину. Первое — это была жалость к матери, в такой силе я ее еще не испытывала до сих пор. Воспоминание об ее опрокинутом ровно–белом, как бы посыпанном мукой лице в момент расставания разрывало физической болью сердце. Из последних сил держалась она на ногах, но, как только нас увезли, тут же свалилась без сознания. Подобрала ее всё та же Шура 1 , почуявшая, как всегда, несчастье. Она и выхаживала маму в эти первые дни. Пережив случившееся, мама быстро оправилась и начала свою новую, мужественную жизнь в борьбе за меня. Но я об этом ничего не знала. Мысль о матери заполняла меня безраздельно, и не было ничего, самого страшного, на что бы я ни решилась, только бы ее утешить и спасти. Об этом и ни о чем другом я думала все дни и ночи своего заключения, и никогда еще так остро, как в то страшное время, я не любила свою мать. Второе, не менее сильное чувство — это было освобождение из плена лжи: очищение, обновляющая уверенность, что только таким путем я могу спастись и выйти на свою дорогу. “Я свободна! ” — думала я, входя со страхом в...
    6. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1938
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    Часть текста: простых людей песня схватила за сердце, кто подтягивал тихонько, кто молчал, кто храпел, и так про себя, так потихоньку, что не только не мешал, а усиливал силу песни: выходило, что народ пел. Во время перерыва песни, перед загадом новой, один человек, чуть-чуть навеселе, сказал: – Хорошо поете, только старое все: кто старое помянет, тому глаз вон. Из хора ему ответили: – А кто старое забудет – тому два глаза вон. – Нехорошо говорите,– сказал человечек,– нужно бодрость вносить в новую жизнь, а вы вон что: старое воскрешаете, старое надо вон. – А Пушкин? – раздался неведомый голос. Сторонник нового на мгновение смутился, но скоро оправился: – Пушкин – единичное явление. Пушкин мог тогда предвидеть наше время и тогда стоял за него. Он единственный. – А Ломоносов? – Тоже единственный. – Нет, уже два, а вот Петра Первого тоже нельзя забыть – три. И пошел и пошел считать, чистая логика! В вагоне стало неловко: всем было ясно, что и Пушкин не один, и народную песню нельзя забывать. Но один человек поднял вопрос, и раз уж он поднял, то надо как-нибудь выходить из ...
    7. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Мережковский Дмитрий Сергеевич
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    Часть текста: Пушкина, Достоевского, Ибсена, Флобера, Сервантеса, Кальдерона и других. Мережковский был одним из создателей Религиозно-философского собрания в Санкт-Петербурге (1901-1903), которое было закрыто Синодом после революции 1905 года. Однако в 1907 году начинает функционировать Религиозно- философское общество, целью которого было «объединение интеллигенции и церкви». Под влиянием Розанова Мережковский обращается к проблеме плоти и духа, но их сотрудничество длилось недолго; наступивший кризис, свидетельствующий о непримиримости позиций по самым разным вопросам, привёл к окончательному разрыву. Главная идея Мережковского, не принимавшего «исторического христианства», заключалась в попытке «сотворения» «нового религиозного сознания», которое должно было объединить дух и плоть. С 1906 по 1914 год Мережковский и Гиппиус живут во Франции, в Париже, временами наезжая в Россию. В 1911-1912 гг. выходит первое Полное собрание сочинений Мережковского в 17 томах. Наиболее известные произведения дореволюционного периода: двухтомник «Толстой и Достоевский» (1901-1902), в котором Л. Толстой выступает как «пророк плоти», а Ф. Достоевский – как «пророк духа»; трилогия «Христос и Антихрист» (1896-1904); сборник «Грядущий Хам» (1909); романы «Александр I» (1913), «14 декабря» (1918). В конце 1919 года Мережковский, Гиппиус, Р. Философов покидают Россию и с октября 1920 года поселяются в Париже, в собственной квартире. В эмиграции Мережковский продолжает работать над историческими романами: «Рождение богов. Тутанхамон на Крите» (1925), «Мессия» (1928), «Иисус Неизвестный» (1932). Больших успехов Мережковский добился в жанре биографического романа. Широкую известность в эмиграции ему принесли романы «Наполеон» (1929) и «Данте» (1939). В годы эмиграции он создаёт...
    8. Гришина Я.: "Я найду себе свободную родину".
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    Часть текста: родину" Да не будет у меня места ни в городе, ни в деревне, а место мое будет там, где я создаю свою сказку. М. М. Пришвин. Дневник, 1938 Несмотря на то, что Пришвин прожил в Дунине лишь последние восемь лет, именно этой небольшой подмосковной деревеньке и дунинскому дому суждено было сыграть в его жизни очень большую роль. Дом для Пришвина - универсальный символ жизни, с которым связана важнейшая эстетико-философская интуиция писателя - творчество жизни. В этом смысле Пришвин оказывается в русле русской философской традиции, для которой идея жизнетворчества - одна из фундаментальных. С этой точки зрения интересно понять, что означала для писателя идея дома и каким образом она воплотилась в Дунине. До революции постоянного места жительства у Пришвина не было: зимою он снимает квартиры в разных районах Петербурга-Петрограда, летом путешествует. После революции живет в Смоленской области, Талдомском районе Московской области, в Переславле-Залесском. Скитальческая жизнь давала ему возможность жить в непосредственной близости к природе, близости, необходимой для его творческой работы: "Когда вспомнишь о сближении своем с природой, то вспоминаешь, сколько этому счастью помогла моя бедность: нищенское существование до революции обрекало на деревенскую жизнь, после революции долго не давали комнату..." Но одновременно эта жизнь включала и поиски постоянного жилища, поиски дома: "Я всю жизнь ищу, где бы свить гнездо, каждую весну покупаю где-нибудь дом, а весна проходит, и птицы сядут на яйца, и сказка исчезает". Смысл жизненного пути для Пришвина так или иначе всегда был связан с идеей дома, и единый образ дома вырастал прежде всего из...
    9. Белозерцев Е. П., Борисова Н. В.: М. Пришвин – просветитель
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    Часть текста: Н. В.: М. Пришвин – просветитель Е. П. Белозерцев, Н. В. Борисова М. ПРИШВИН – ПРОСВЕТИТЕЛЬ М. М. Пришвин – самобытнейший русский писатель – прожил долгую и сложную жизнь, полную мучительных раздумий о смысле творчества, о назначении человека. Это была не просто жизнь, а "Житие", как проницательно однажды заметил М. Горький, "житие" как процесс "само-созидания", "само-сотворения". Внимание к "Я", к тому, как это "Я" трудно, но неуклонно в творчестве переходит в "Мы сотворенное", жизнь в едином ритме с природой сформировали главное направление его деятельности – просветительство. Пришвин был не просто талантливым писателем. С удивительной настойчивостью и завидным постоянством он стремился поделиться своим опытом, духовным богатством с Другим: с другом, читателем, единомышленником, знакомым. Впервые на это особое, пришвинское "просветительство" обратил внимание известный русский физиолог, академик А. А. Ухтомский, открывший один из основных принципов деятельности нервной системы, который он назвал "доминанты на лицо другого". Ухтомский, прочитав произведения Пришвина, был поражен, насколько мысли писателя о задачах творчества, о творческом методе совпадали с его "самыми затаенными мыслями" (1, с. 154). Ухтомский, в частности, утверждал: "Каковы доминанты человека, таков и его интегральный образ мира, а каков интегральный образ мира, таково поведение, таковы счастие и несчастие, таково и лицо его для других людей. В самое последнее время я познакомился с неожиданным единомышленником из "писателей", именно профессиональных писателей, то есть таких, которые хотят заглушить тоску по живому собеседнику процессом писания для дальнего. Это М. Пришвин" (1, с. 154). Внимание к проблеме...
    10. Гришина Я.: "Кладовая солнца" - сказка и быль.
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    Часть текста: лесу. Тропинка расходится вилочкой. Поссорились в споре, по какой идти домой. Рассказ начинается описанием этих тропинок. Вечный спор – и дети заспорили. И пошли. Одна глава: переживания Тиля, другая – Митиль. Конец: обе тропы сливаются в одну. Дневник. 1938 год Появление сказки - были «Кладовая солнца» в 1945 году означает для Пришвина рождение новой оригинальной художественной формы. С этих пор в дневнике постоянно появляются размышления о сказке, и жанр своих последних произведений «Осударева дорога»(1948) и «Корабельная чаща»(1953) Пришвин определяет так: роман - сказка и повесть - сказка. В 1953 году в рабочих материалах к сборнику «Весна света» Пришвин развивает свое понимание сказки: «сказка... есть выражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым», «настоящая сказка, по моему определению, связывающая людей и поколения», «мы делаем попытку не разлагать настоящее, а в синтетической форме сказки стремимся в будущее и верим в него» . Пришвин понимает сказку как реальную творческую силу и отмечает «общественный интерес» к сказке: «Мы ходим вернуться к истокам творчества, к богатству народной детской души, у которой все в...