• Приглашаем посетить наш сайт
    Чернышевский (chernyshevskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1943"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Гришина Я.З.: Дневник М. М. Пришвина и культурные вызовы XX века. 1944-1945 годы
    Входимость: 6. Размер: 22кб.
    2. Соколова И. Г.: Усолье в жизни и произведениях М. Пришвина. Прототипы "Кладовой солнца"
    Входимость: 6. Размер: 19кб.
    3. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1943.
    Входимость: 5. Размер: 57кб.
    4. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1943. Страница 10
    Входимость: 3. Размер: 62кб.
    5. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1943. Страница 3
    Входимость: 2. Размер: 54кб.
    6. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1943
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    7. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1941. Страница 4
    Входимость: 2. Размер: 80кб.
    8. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1943. Страница 4
    Входимость: 2. Размер: 60кб.
    9. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин – оппонент Максима Горького
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    10. Биография (Вариант 7)
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    11. Углова Н. В.: Обретение гармонии мироздания в творческом наследии М. Пришвина ("Повесть нашего времени")
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    12. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1942. Cтраница 2
    Входимость: 1. Размер: 75кб.
    13. Горлов В. П.: Пришвинская одиссея
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    14. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1943. Страница 2
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    15. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1943. Страница 9
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    16. Горлов В. П.: Пришвины. Елецкий род
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    17. Биография (Вариант 3)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    18. Попова Е. А.: Метаязыковой портрет М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    19. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1943. Страница 6
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    20. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1941. Страница 7
    Входимость: 1. Размер: 82кб.
    21. Фатеев В. А.: Пришвин М. М.
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    22. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин: философско-мировоззренческие контексты творчества
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    23. Кащеева цепь. Чуваков В.: Вместо преамбулы
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    24. Шманов Е. Г.: Елецкий период в жизни М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    25. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1950
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    26. Горлов В. П.: "…Михаил Пришвин, из Ельца"
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    27. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    28. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1943. Страница 7
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    29. Биография (Вариант 8)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    30. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1941. Страница 3
    Входимость: 1. Размер: 80кб.
    31. Трубицина Н. А.: Петербургский текст в повести Михаила Пришвина "Славны бубны"
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    32. Пришвин М.М., Пришвина В.Д. Мы с тобой. Дневник любви. Комментарии.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    33. Дроздов М. С., Крылова-Устьинская Н. С.: Кто вы, "отец Спиридон"? (М. М. Пришвин и А. П. Устьинский)
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    34. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1943. Страница 8
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    35. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1943. Страница 5
    Входимость: 1. Размер: 57кб.
    36. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    37. Гришина Я.: "Кладовая солнца" - сказка и быль.
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    38. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1942.
    Входимость: 1. Размер: 78кб.
    39. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1941. Страница 2
    Входимость: 1. Размер: 80кб.
    40. Бирюкова Л. Б.: Калужские родственники М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    41. Трубицина Н. А.: Петербургский текст в романе Михаила Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 1. Размер: 21кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Гришина Я.З.: Дневник М. М. Пришвина и культурные вызовы XX века. 1944-1945 годы
    Входимость: 6. Размер: 22кб.
    Часть текста: и ирреальное смешиваются и взаимопроникают одно в другое. В сновидении душа, лишенная всего субъективного, личного, соединяется с народной трагедией и судьбой (« 7 Июня 1945. Недавно сон видел, обоз идет, а колеса не движутся. Как это похоже на жизнь нашего времени. Такое блестящее положение государства, а людей нет »). С присущей здравому смыслу трезвостью Пришвин видит очевидное и пишет, не думая о том, как это может выглядеть в глазах настоящих или будущих судей (« 11 Октября 1945. После войны время у нас будто остановилось. Радио не слушаю, газету читаю невнимательно, зная, что там нет ничего <…> Всякое движение мысли в обществе остановилось »). В эти годы в дневнике одна за другой появляются записи о разгроме Германии. Пришвин видит ту же самую человеческую трагедию, какую пережила Россия: «маленький человек», втянутый в «большую войну» (« 13 Ноября 1944. Пришли слухи из Восточной Пруссии, что наши приступили к возмездию ...
    2. Соколова И. Г.: Усолье в жизни и произведениях М. Пришвина. Прототипы "Кладовой солнца"
    Входимость: 6. Размер: 19кб.
    Часть текста: побывав в Усолье в 1925-ом году, Пришвин был пленён его первозданной красотой. «В Усолье приплываешь, как будто не в село, а в какое-то жительство лесных существ, не нарушающих общий пейзаж: так всё вокруг лесисто, болотно, так много природы ». Эта запись впервые появилась в его дневнике 14 мая 1925 г., когда он приезжал в Усолье к лодочнику Кошкину, смастерившему по заказу писателя лодку «Ботик». В мае 1925-ого года Михаил Михайлович в составе научной экспедиции Переславского краеведческого музея совершил увлекательное путешествие по реке Вёксе и побывал на неолитической стоянке «Польцо». Зорко и точно этот опытный наблюдатель и странствователь перекинул мостик из настоящего в прошлое, описав в «Родниках Берендея» свои впечатления от раскопок стоянки древних людей. Эта книга была написана под вековыми соснами на знаменитых кручах реки Вёксы. «Знатные люди нашей страны (назову Веру Николаевну Фигнер), прочитав мою книгу, ездили смотреть и озеро, и реку Вёксу, и кручи», – пишет Пришвин в статье «Переславские кручи». А поводом для её написания послужила печальная история соснового бора в селе Усолье. В 1935-ом году писатель приехал в наши края, чтобы подготовить материал о работе усольского лесхоза. Устроился он в конце села среди высоких сосен. Перед домом находилась вышка для наблюдения за лесными пожарами. Каково же было его удивление, когда он увидел, что сосны на кручах срубили. Остались пни и голый песок. «Когда плыли на лодке по Вёксе, то видели гнетущую картину: корень великолепной сосны с кручи нависал над рекой, все кручи голые,...
    3. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1943.
    Входимость: 5. Размер: 57кб.
    Часть текста: решена одним выстрелом и в то же время образовалась какая-то пробка в душе. Стали разбирать, что это за пробка, и оказалось, это «счастье»: вот сколько времени мы напрягали силы, выкраивали из всех возможностей по маленькому кусочку доставать мясо, а теперь больше не надо: у нас лось! И вот от этого, что не надо тревожиться, образуется в душе пробка. Ночью проснулся и во тьме увидел, как из-под пепельного нависшего неба на фоне черных елей слетали с неба снежинки. И так, оказалось, оно и было: тепловато и слегка порошит. Во время этого общего подъема надежд от побед на Дону 1 все-таки сохранялись люди, не верящие в эти победы («что это за победа, если ценою всего!»). Теперь наступает реакция, и эти люди поднимают головы, и мало-помалу уже и все начинают переставать находить в этих победах какое-то решение войны. Кто-то видел группу военных, как полагается, с птичками на локтях; а один из них, указав на свою птичку, сказал: скоро птички наши полетят. Это к тому сказано, что будто с Нового года будет введена новая...
    4. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1943. Страница 10
    Входимость: 3. Размер: 62кб.
    Часть текста: положение Вронского в «Анне Карениной»: тот думает о скачках, а она к нему со своей душой пристает, и оба друг друга не понимают. Так вот и я сейчас радостно говорил об охоте, а она ко мне со своей ущемленностью (через Петю). -Этого, - ответила она, - я всегда и боялась, что ты не тот в действительности, каким я тебя полюбила. После этого мы каким-то образом подошли к Олегу и она мне сказала: - Олег был гений, а ты кто? Разве ты гений? И сделала мне ту женскую улыбку презрения, ранящую душу больно-пребольно. Я, однако, за время занятий своих литературой приучил себя к этому удару. Я ей спокойно ответил, что у нас, служителей искусства перед Богом у всех равенство: пусть Пушкин велик, но то, что я делаю, он не мог сделать. И он, если бы встретил меня, обнял бы меня как равного, и мы перед Богом нашим чувствуем себя в равенстве. Но, конечно, если бы пришла женщина, и у нас начался бы из-за нее спор, то эта женщина могла бы уколоть меня: «Ты не Пушкин, и не Толстой, и не Тургенев». Ничего этого я не сказал ей, вернее, не сумел сказать, и сейчас сказать не могу, потому что мне жалко ее, очень хорошая она, но измученная. Надо взять понимание из самого себя. В душе моей, верю я, таятся слова неисчерпаемые и, сжигая мысленно все свои книги прошлые, я держусь за веру свою в то, что напишу, наконец, книгу несгораемых слов. Эта вера, однако, держится вся на какой-то вечно дрожащей струне и - такое дело художника - на открытой струне: каждый может махнуть по ней кулаком. Так я и живу вечно под грозящим кулаком. (- Разве, - говорит она, - ты-то сам не чувствуешь, что есть кто-то выше тебя, придет и поведет тебя? - Бог, - ответил я, -да, но человека такого не чувствую,...
    5. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1943. Страница 3
    Входимость: 2. Размер: 54кб.
    Часть текста: а может быть, и в роковую минуту закончился на Страшном Судилище. Так с французами было в 1783 году, так и с немцами в 1943: там революция, здесь «спасение цивилизации». Мы же, дети русские, вырастали в гимназиях с немецким режимом и с учебниками и с французской свободой на словах в обществе. Оба эти противоположные начала - личной свободы и государственной необходимости во многих сердцах поселяли верование в западного настоящего человека. Эта уверенность в существе западного человека была так велика, что продремала во мне до сих пор. Еще несколько лет тому назад в «Детгизе» при обсуждении кандидатуры Фаворского на иллюстрацию моей книги, я привел аргумент в пользу Ф-го, что его иллюстрации моей книжки «Жень-шень» имели большой успех за границей. На это мне ответили так, что всему есть время - это было раньше, заграница была для нас авторитетом, а теперь нет! И тут же вполголоса передали, что сигнал к этому в высшем источнике уже дан: мера по загранице должна быть оставлена. Мне такая самонадеянность была...
    6. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1943
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    Часть текста: и в январе сиротская зима, только снег не тает,– так тепло! И понемногу, но не сильно подсыпает снежок. Завожу часы для своего счета времени, но самое время идет само по себе. Так вот я все теперь делаю: конечно, делаю все, что от меня зависит, но жизнь идет сама по себе. 3 января. Вчера весь день валил снег валом и в лесах было, как во сне, когда снится приятно вечный покой... Ляля принялась за дневники нашей любви. Переписываем, перечитываем и связываем свое тогда и теперь. Вы возмущаетесь жестокости древнего закона «око за око», но закон есть сила греха, есть ответ мечом тому, кто поднял меч. 6 января. Вспоминаю и записываю, раздумывая о пределах унижения: по существу, нет этих пределов для идеально глубокого человека, отвечающего за жизнь свою перед любимыми людьми п перед богом. Но у каждого человека в отдельности есть потолок личной чести, сквозь который он не может подняться, и его смертельная вспышка за честь – есть удар головой об этот потолок. Наше сочувствие таким выходкам исходит из нравственных требований к росту личности в том смысле, что если не можешь выйти духовно из оскорбленного и униженного твоего тела, то лучше разбей его в его поганости... и, может быть, тем самым определи свое лучшее расти в новом, более счастливом воплощении. С тех пор, как голод заставил людей смотреть на охоту как на...
    7. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1941. Страница 4
    Входимость: 2. Размер: 80кб.
    Часть текста: веры. «Естественная» любовь родителей к детям, эгоистическая эта любовь неминуемо должна вернуться от детей к родителям как горе, если только в любви к детям не содержится высокого, руководящего идеала. (Напр., в семье Удинцевых.) - А как же иначе, если во всей природе новая жизнь теснит и хоронит старую? Мы шли где-то в лесу по тропиночке, Ляля впереди, я за ней, и я в связи с каким-то разговором нашим думал о материальном узле, которым завязывает жизнь человека - узле необходимости и смерти (наше советское миропонимание - материализм: выражение объекта) и той свободе (идеализме), которую носит в себе человек и борется ею с необходимостью и смертью (выражение субъекта). Идет борьба не с Богом, не с Христом, а с исторической формой, в которую облекаются людьми эти понятия. В этом смысле и материализм борется с идеализмом. Внутри же, в существе жизни и Бог, и Христос, и Троица, связанные с жизнью субъекта, как были, так и пребывают во веки веков... Вот почему, и веруя в святость церкви, можно допускать издевательство толпы над церквями, и материализм, и всякое господство объекта: пусть! Субъект как горный ручей: пусть даже валится вся гора на ручей, - он неминуемо выбьется из-под горы и размоет ее до конца. Пришло время, когда прямо на глазах без всякого промежутка ночной темноты утренняя заря хоронит вечернюю... Вот почти Июнь, а деревья, как в конце Апреля, только-только...
    8. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1943. Страница 4
    Входимость: 2. Размер: 60кб.
    Часть текста: о том, кто за что воюет, Вы хотите убедиться, что в Америке, возглавляемой Вами, заинтересованы все и каждый по-своему, что каждый сучок, каждый листик американского дерева во всех их миллионах единственно и по-своему трудится и радуется в гармоническом сочетании интересов своих с интересами всего дерева... Мое чувство родины исходит от слова, которое унаследовал я через мать мою от русского народа - это наследство и есть моя родина. Но в любви своей к русскому слову я приложил много своего личного труда, и что бы я ни сделал в меру своего таланта и усердия представляет собою нечто отличное от всего полученного мною наследства: там, в чувстве родины, я вместе со всеми, едино тело и един дух, здесь, в отечестве, я представляю собой, как и каждый поработавший честно на пользу своей родине, личность единственную, неповторимую и незаменимую. Чувство родины неизъяснимо, мы связываем его с чувством материнства, родина - это мать моя, а собрание дел моих (сочинений) есть мой паспорт в отечество. Вот, г. Рузвельт, когда я начал писать Вам письмо, я думал только о родине, и, когда я думаю о родине, я все понимаю и принимаю как необходимость и проливаемую русскую кровь ,и себя тоже готов отдать, как жертву, на общее дело. Но случилось, мое письмо оборвал приход одного гражданина, который, узнав о моем намерении писать Вам о необходимости немедленной помощи в деле спасения людей моей родины, сказал: -Какое значение может иметь ваше письмо после того, как с тем же самым выступил у нас комиссариат иностранных дел? - Но ведь это был комиссариат, а я выступлю, как личность, как частный и непартийный человек. - Но что такое личность? Как личности, мы все зависим от среды. - Вот именно, - ответил я, -что в материнстве своем, в чувстве родины мы все зависимы, но как личности, составляющие свое отечество, мы независимы и неповторимы. - Но...
    9. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин – оппонент Максима Горького
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    Часть текста: Аннотация . Задача статьи состоит в преодолении стереотипов советского литературоведения, касающихся взаимоотношений писателей. Традиционное мнение о почти полном их единомыслии рушится при прочтении опубликованного в постсоветское время пришвинского Дневника. Причиной мировоззренческих разногласий Пришвина с Горьким, многие годы остававшейся тайной, является несовместимость их отношения к Октябрьской революции, учению марксизма о классовой борьбе и диктатуре пролетариата, о культурной политике большевизма. Ключевые слова : культура, религия, мировоззрение, марксизм, революция, большевизм. Как и многие деятели культуры, Пришвин внимательно следил за творчеством Горького, видя в нем не только незаурядного художника слова, но и выразителя духовных противоречий эпохи, своего рода барометр, отражающий состояние социальной атмосферы. Очевидно, этим в значительной мере и обусловливался всеобщий интерес к Горькому как незаурядному человеку и писателю, подчинившему свое творчество интересам партии большевиков и идеям революционного учения Карла Маркса. Увлечение марксизмом было типичным для широкого круга русской интеллигенции, фабрично-заводского пролетариата и учащейся молодежи рубежа ХIХ–ХХ веков. Причиной притягательности нового учения было сходство присущих марксизму мировоззренческого экстремизма и эсхатологизма с постулатами религиозного старообрядчества, которое после...
    10. Биография (Вариант 7)
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    Часть текста: родился в деревне Хрущево Елецкого уезда 4 февраля 1873 года в купеческой семье. Несмотря на происхождение, Пришвин не был богатым человеком, так как его отец жил на широкую ногу и промотал состояние, когда Михаил был совсем ребенком. В шесть лет, благодаря стараниям матери, Михаил поступает в гимназию Ельца, но, проучившись там 4 года, был отчислен за дерзость по отношению к учителю (некоторые источники утверждают, что Пришвин был не только отъявленным хулиганом, но и двоечником). Благодаря ходатайству родного дяди – богатого пароходовладельца, Миша отправился доучиваться в Тюменское реальное училище: туда его взяли «с волчьим билетом» по дядиной рекомендации. Затем, с 1893 по 1897 год будущий писатель становится студентом Рижского политеха, который также не заканчивает из-за ареста. Пришвин стал активно принимать участие в марксистском кружке, на очередном собрании которого и был обнаружен полицией. На Михаила огромное влияние оказал его друг по университету В. Д. Ульрих, который и вел активную пропаганду марксизма. Пришвина поймали с поличным, когда он распространял листовки и за бунтарские мысли упекли за решетку на год, а после ещё на два года его ждала ссылка в родной Елец. В 1900 году молодой Пришвин решает покончить с политикой и идет учиться на агронома в Лейпцигский Университет, после окончания которого, в 1902 году работает по специальности, а по вечерам занимается сочинительством. Творческий путь писателя и его становление «бродягой» начинается в 1906 году с переездом в Петербург. Годом начала своей творческой...