• Приглашаем посетить наш сайт
    Культура (cult-news.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1948"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Гришина Я.: "Страшно увидеть себя в зеркале страшного времени" (к 9 тому: Дневники: 1932 - 1935).
    Входимость: 3. Размер: 75кб.
    2. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1947. Страница 4
    Входимость: 3. Размер: 71кб.
    3. Подоксенов А. М.: Г. В. Плеханов в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 53кб.
    4. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1948
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    5. Глаза земли
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    6. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Введение
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    7. Туранина Н. А.: Метафорическое видение мира в художественном дискурсе М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    8. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1947. Страница 6
    Входимость: 2. Размер: 70кб.
    9. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1944. Страница 3
    Входимость: 1. Размер: 69кб.
    10. Атаманова Е. Т.: "Русский Сфинкс" в творческом сознании М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    11. Фатеев В. А.: Пришвин М. М.
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    12. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). О дневнике М. М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    13. Пришвин М.М., Пришвина В.Д. Мы с тобой. Дневник любви. Глава 19. Личное и общее.
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    14. Мантрова С. А.: "Живая тишина"»: образы природы у М. Пришвина и К. Паустовского
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    15. Подоксенов А. М.: Михаил Пришвин (к вопросу о предмете и методах исследования творчества писателя)
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    16. Ткачева Ю.: Л. Н. Толстой и М. М. Пришвин (проблема преемственности)
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    17. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Глава I. Жизненный путь М. Пришвина: поиски себя
    Входимость: 1. Размер: 70кб.
    18. Трубицина Н. А.: Петербургский текст в повести Михаила Пришвина "Славны бубны"
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    19. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1944. Страница 2
    Входимость: 1. Размер: 69кб.
    20. Трубицина Н. А.: Петербургский текст в романе Михаила Пришвина "Кащеева цепь"
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    21. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1946. Страница 5
    Входимость: 1. Размер: 72кб.
    22. Пришвин М.М., Пришвина В.Д. Мы с тобой. Дневник любви. Послесловие.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    23. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1947. Страница 8
    Входимость: 1. Размер: 68кб.
    24. Холодова З. Я.: Идеи русских космистов в художественном сознании М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    25. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1936.
    Входимость: 1. Размер: 99кб.
    26. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бердяев Николай Александрович
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    27. Гришина Я.: "Кладовая солнца" - сказка и быль.
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    28. Глаза земли. 1948 год.
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    29. Пришвин М.М., Пришвина В.Д. Мы с тобой. Дневник любви. Глава 3. Голодный повар.
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    30. Борисова Н. В.: Михаил Пришвин - диалоги с эпохой. Бунин Иван Алексеевич
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    31. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    32. Краснова С. В.: М. Пришвин на родине В. Жуковского
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    33. Устинов В. А.: М. М. Пришвин – автолюбитель
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    34. Худенко Е. А.: М. Пришвин о М. Горьком: "несвоевременные мысли" в эпоху пролетарского искусства
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    35. Пришвин М.М., Пришвина В.Д. Мы с тобой. Дневник любви. Комментарии.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    36. Крамарь О. К.: Эпиграфы к "Осударевой дороге" М. Пришвина в аспекте творческой истории произведения
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    37. Розанов Ю. В.: "Чудесный помощник": образ М. Пришвина в текстах А. Ремизова
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    38. Зархин С. Б.: Михаил Михайлович Пришвин
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    39. Глаза земли. 1948 год.
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    40. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1947. Страница 5
    Входимость: 1. Размер: 70кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Гришина Я.: "Страшно увидеть себя в зеркале страшного времени" (к 9 тому: Дневники: 1932 - 1935).
    Входимость: 3. Размер: 75кб.
    Часть текста: что его дневник – едва ли не самое масштабное и едва ли не самое неожиданное произведение в истории русской литературы первой половины ХХ века. В нем соединяется русская литературная традиция писательского дневника , в котором его личная жизнь и творчество предстают в сплетении постоянной авторефлексии с русской летописной традицией – погодовой хроникой происходящих событий в течение пятидесяти лет. И сама фигура писателя, творчество которого по разным причинам еще до сих пор не осмыслено, выступает в несколько ином свете, чем это представлялось до сих пор. В 1932 - 1935 гг. Пришвину удается не противопоставлять себя современности и участвовать в жизни, публикуя свои произведения, и в то же время оставаться независимым и свободным («Быть везде, все видеть и не покидать пустыни, чтобы не сорваться и не отдать первенство за чечевичную похлебку») ; по его мнению, сохранить универсальность миропонимания ему удается благодаря «приобщенности» к европейской культуре: образованию, которое он в начале ХХ века получил в Германии, и немецкой культуре, влияние которой (в частности, Ницше и Вагнера) он испытал в полной мере («Почему же писателя кормят какими - то тенденциозными вытяжками из европейско - американской культуры < ... > и не дают ему возможности < ... > быть в курсе «технологии» мирового общения в вопросах искусства слова. Лично я не очень нуждаюсь < ... > в этом общении, потому что смолоду был приобщен, и на всяком месте при всяких условиях от этого заряда < ... > воспринимаю все универсально») . Характер дневника в эти годы остается прежним: Пришвин стремится понять смысл новой жизни, пытается оценить достижения, осознать степень́ цинизма власти, обнаружить способы существования, вернее, спасения личности. Писатель по - прежнему остается в дневнике предельно открытым, общий страх, который уже проникает в повседневную жизнь,...
    2. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1947. Страница 4
    Входимость: 3. Размер: 71кб.
    Часть текста: назад. Она племянница Глеба Успенского и до сих пор пронесла народнический дух (этика интеллигента-болельщика, как Глеб Успенский, породившая, в конце концов, большевиков). Она и сейчас сказала Ляле: - Народ наш чудесный, а вот... и т. д. У нас все общество тогда было пропитано этим духом, и нам, «разночинцам», даже в голову никак не могло прийти разделять людей на имеющих право пользоваться земными благами и на обреченных просто на борьбу за существование. Мы тогда все думали, что неправда бытия происходит от дурного правительства и что если свергнуть его, то будет всем хорошо. Так что нынешний марксистский коммунизм вырос из факта народного быта, заключенного в узкие рамки первобытного крестьянства. Русский крестьянин при наличии необъятной страны страдал от безземелья так же, как германский рабочий при необъятной индустрии страдал от безработицы. Русский мужик был творцом нынешнего коммунизма, и «жалость» Глеба Успенского к мужику была почвой, на которой выросла жестокость большевика (это жалость, обращенная в жестокость). Противоположно этому «демократизму» миросозерцание, назовем самоутверждение, которое тайно держится и у нас в потомственных остатках дворянской и промышленной аристократии, а также и у даровитых людей нынешнего времени, получающих лимит и могущих избежать картофельной повинности. Это самоутверждение есть тайная оппозиция официальному коммунизму, это особый отбор интеллигенции советского строя, имеющей внутри себя особую трещину (к примеру, взять Симонова, поэта-спекулянта, имеющего миллионные месячные доходы). NB. Это смутные наметки мыслей, навернувшихся от встречи с Людмилой Кулаковой, племянницей народника Успенского. <Зачеркнуто: Написать о России и ее утверждении барства в связи с появлением Кулаковой Людмилы...
    3. Подоксенов А. М.: Г. В. Плеханов в мировоззрении и творчестве М. М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 53кб.
    Часть текста: этом события жизни писателя с их литературной версией, а изложенные в дневниковых записях мировоззренческие оценки с их подцензурной художественной интерпретацией. С существованием социал-демократического «подполья» и революционной нелегальной литературы будущий писатель знакомится еще гимназистом в середине 1880-х годов благодаря своему старшему товарищу по Елецкой гимназии Н. А. Семашко, племяннику Плеханова. В автобиографии 1922 года Пришвин отмечал, что само увлечение марксизмом пришло через Плеханова, когда «учился в Риге в Политехникуме химиком четыре года, и тут я уверовал через книгу Бельтова (Плеханов) в марксизм <…> Я был рядовым, верующим марксистом-максималистом (как почти большевик)…» (Кн. 3. С. 275). Правда, в автобиографическом романе «Кащеева цепь» (1922-1954) автор относит свое знакомство с идеями Маркса на несколько лет раньше, когда Алпатов – alter ego писателя, – получив в Сибири гимназический аттестат зрелости, летом 1893 года возвращается домой к матери в Хрущевское имение под Ельцом. Юность закончилась, и наступило время выбора направления пути взрослой жизни. Алпатов остро ощущал необходимость мировоззренческой опоры, нужно было «найти такое знание, чтобы открывалось все – и человек, и природа; наука была бы такая же увлекательная, как искусство, и то же искусство не расплывалось бы в одно удовольствие, а служило бы, как у Шиллера, высоким целям», [3] т. е., как отмечал Ф. Шиллер, когда «удовольствие сочетается с поучением, спокойствие с возбуждением, забава с образованием...». [4] За время пребывания Михаила Алпатова в Сибири все его елецкие друзья уже определились: кто учился в университете, кто, не окончив гимназии, служил чиновником на почте, кто у нотариуса. Но главной новостью оказалось, что Ефим Несговоров (прототип Н. А. Семашко – будущего наркома медицины в Советском правительстве), у которого Алпатов в гимназии «выучился...
    4. Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.). 1948
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    Часть текста: открывшего Америку, и на Америго Веспуччи, освоившего ее, у Сервантеса на Дон Кихота и на Санчо. Географ Арсеньев принадлежит к первой группе людей: Колумбов – Дон Кихотов, людей – зачинателей, бесконечных в своем движении в новый неведомый мир. И соответственно такой своей природе души он должен был перенести и соответствующие трудности. Вторые трудности возникли оттого, что он был истинным поэтом в душе и должен был эту поэзию свою распять на прокрустовом ложе географического исследования. 10 января. Времена переживаем слишком серьезные для критики их отдельными людьми: не человек отдельной душой своей будет судить. 14 января. Материализм возник из отчаяния: не надо мне зеркала, давайте самый предмет, мою возлюбленную в ее материально телесном выражении. Если же предмета этого нет, я создам такие условия, чтобы он зарождался в них и вырастал. 29 января. Пока люди спорили о правде и стояли в борьбе за старое слово дониконовских годов, правда утекла дальше, и староверы остались на месте (в «Царя»). 16 февраля. Чем больше берешь на себя той общественной силы, которая называется властью, тем больше и берешь на себя ответственности. Это одна из тем, окружающих образ Сутулова. 20 марта. По старинным хорошим вещам видишь, как движешься сам по жизни. Так прочитал сейчас «Домби и сын» и думаю, что Поль является прототипом князя Мышкина. Очень похоже, что Каренин у Толстого тоже вывезен из Англии, равно как непонятная осужденность Анны напоминает осужденность Эдит. Не говорю, что Домби-отец и Каренин складываются, а как-то чувствуется на Каренине дыхание не русского долга. 21 марта. Ляля вчера высказала, что роман мой затянулся на столько лет и поглотил меня, потому что была порочность в его замысле: порочность чувства примирения. Из-за этого будто бы мне явилось препятствие, которое годами приходится мне преодолевать, потому что в сделанных моей фирмой вещах я не могу быть нечестным. – Не порочность,–...
    5. Глаза земли
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: Глаза земли Пришвин М. М. Глаза земли // Собр. соч.: В 8 т. – М.: Художественная литература, 1984. – Т. 7. – С. 83-458. ОТ АВТОРА (Вместо предисловия) Из клочков моих признаний в дневнике в конце концов должна выйти книга «Дорога к другу» (дневник писателя). Весь путь мой был из одиночества в люди. Мелькает мысль, чтобы бросить все лишнее, машину, ружья, собак, фотографию и заниматься только тем, чтобы свести концы с концами, то есть написать книгу о себе со своими всеми дневниками. О себе я говорю не для себя: я по себе других людей узнаю и природу, и если ставлю «я», то это не есть мое «я» бытовое, а «я» производственное, не менее разнящееся от моего индивидуального «я», чем если бы я сказал «мы». Мое «я» в дневнике должно быть таким же, как и в художественном произведении, то есть глядеться в зеркало вечности, выступать всегда победителем текущего времени. Что же касается нескромных выходок с интимной жизнью, то разобраться в том, что именно на свет и что в стол, можно только со стороны. И еще есть особая смелость художника не слушаться этого голоса со стороны. Примером возьму Ж. - Ж. Руссо, если бы он слушался этого голоса, у нас бы не было «Исповеди». Таких примеров могу дать бесчисленное множество. Дорога к другу. 1946 год. 1947 год. 1948 год. 1949 год. 1950 год. Раздумья. 1946 год. 1947 год. 1948 год. 1949 год. 1950 год. Зеркало человека. Мои земляки. Жизнь дерева. Времена года. Зеркало человека.
    6. Борисова Н. В.: Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина. Введение
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    Часть текста: хранит еще много загадок. Сама его жизнь, долгая, сложная, полная мучительных раздумий о смысле творчества, о назначении человека, даже не жизнь, а, как проницательно заметил М. Горький, «житие», являет собой поразительный образец само-созидания, само-возрастания, служения миру. Он был философом и сказочником, чутким ко вселенскому ритму, к нездешним временам и срокам. «Очарованный странник», влюбленный в сверкающие зеленью живые «ризы» своей многострадальной отчизны, полесник, звездочет и мечтатель, поэт, зачарованный магией русского слова, алхимик, устремленный к поискам философского камня, Пришвин оставил в нашей литературе неповторимый миф о России и о себе. Неподражаемый, оригинальный, он шел медленным, «каким-то тележным» путем, в русской культуре, но это дорога, которая по силам подлинным великанам духа. В его художественном мире есть что-то ускользающее, даже парадоксальное: писал сложные, не помещавшиеся в границах привычных жанров, произведения, но упорно называл их очерками; оставил нам неповторимую «художественную...
    7. Туранина Н. А.: Метафорическое видение мира в художественном дискурсе М. Пришвина
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    Часть текста: образов, существующих в сознании носителей языка. Автор помещает метафору в определённую художественную среду, в которой она, с одной стороны, подчиняется общим законам авторского идиостиля, с другой стороны, расширяет, обогащает его. Метафорические выражения формируют индивидуальную систему отражения мира, которая находится тем не менее в соответствии с этнокультурными традициями и имманентной способностью языка называть мир. Анализ 2433 индивидуально-авторских метафор, выделенных путём сплошной выборки из собрания сочинений М. М. Пришвина в 8 томах, показал, что основной в творчестве писателя является субстантивная метафора (1175 единиц). Глагольной метафоры почти в полтора раза меньше (798 единиц). Далее следуют метафоры адъективные (причастий – 98 единиц, прилагательных – 188 единиц) и адвербиальные (33 единицы). Отдельную и довольно многочисленную группу составляют свободные или несвободные словосочетания, компоненты которых могут принадлежать к разным частям речи ( прилагательное + существительное , существительное + существительное в разных падежных формах и т. д.) – 137 единиц. В составленном нами (в соавторстве с А. Н. Чумаковым) «Словаре метафорических образов М. Пришвина» словарная статья содержит заголовочную единицу, контекст, в котором слово реализует своё метафорическое значение, указание тома, страницы, года, относящихся к данному контексту. Примеры словарных статей Говорить Вода разделилась: одна вода говорила, что вот этот путь раньше приведёт к цели, другая в другой стороне увидела короткий путь (5, 38, 1940). Вот только ленивая...
    8. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1947. Страница 6
    Входимость: 2. Размер: 70кб.
    Часть текста: на почве чувства родины, агитируя примерами германского зверства... Исток веры... Народовластие... Власть народа. Власть Советов. Партия. Неколебимая вера... 13 Июля. Один день лучше другого, только для огородов хотелось бы больше дождя. Иду по лесной дорожке и встречаю наравне с лицом, в луче света в воздухе на невидимой паутине висит хвоинка. Знаю, что случайно запуталась хвоинка, а скорее всего, паук наверху, создавая себе путь, выпускал паутину, чтобы она оттягивала нить... К «Царю»: Предпоследняя глава. Солнечный луч в лесу на острове разделял все живое: светолюбивые потянулись к лучу и оставались в нем, перемещаясь с ним, как двигалось солнце, а тенелюбивые прятались в тени, одним радость был свет, другим – тень. Как только луч света согрел корни дерева, выступающие на поверхность земли, на это теплое место выползли три маленькие ящерицы, северные наследники древних гигантов. Когда солнце стало склоняться и солнечное пятно, малиновое на темной коре, стало подниматься выше, светолюбивые наследники древних гигантов стали подниматься, чувствуя тепло, вверх. NB. Кончить: началась ночная жизнь. Ночь для всех: победа тьмы. Зайцы обрадовались, летучие мыши, сова. Но человек на острове наследник разума всего соединенного человека. Костер... и опять как солнце рождало всю жизнь на острове: светолюбивые стали подвигаться к огню человека, и огни глаз животных засверкали в кустах. И маленькие ящерицы, наследники древних гигантских [ящеров], утратив солнце из вида, почуяв тепло, стали спускаться к огню человека, и огонь человека им стал как солнце. И маленький царь природы, получивший дары от солнца, герой, ты, овладевши, поклонись своим предкам. Рано утром привезли части из Москвы, пришли шоферы, принялись за работу. С утра до ночи работали, но машина у них не пошла. Посетил меня Вас. Вас. Казин с женой Анной Ивановной. Приехал монахообразный пчеловод К. С. Родионов. 14 Июля. Постоянство в погоде. Черника поспела. Мята цветет. Огурцы...
    9. Пришвин.Дневники 1905-1947 гг. (Публикации 1991-2013 гг.). 1944. Страница 3
    Входимость: 1. Размер: 69кб.
    Часть текста: Устраиваем поездку в Переславль. Вчера приходил Коноплянцев. Старик вовсе разваливается, мечтает о месте сторожа. Всю жизнь, как звезду, имел в виду место и умирает с мечтой о месте сторожа, на котором быть совсем и не может. Окончание разделенности петербургского человека-чиновника: «место» как средство после службы жить для себя («белые анархисты»). Елена Конст. Миллер, тип обратный Коноплянцеву, но тоже чем-то неприятный: пассивный чиновник и активная барыня (оба вне времени). С гордостью думал о себе, что «Повесть» есть результат не только таланта, а и нравственного усилия, в котором большую роль играет внимание ко времени (усилие быть современным). Ляля обладает тем же нравственным свойством и всегда современна, хотя вовсе не интересуется газетами. (После Крыма спрашивает: – А разве Одесса взята?) На очереди овладеть машиной так, чтобы во всякое время можно бы самому завести и выехать из Москвы по Ярославскому шоссе. Ставлю на конкурс в «Детиздат» (к 1 Июля): 1) Рассказы о детях. 2) Дом на колесах. И к декабрю для конкурса 1945 года обещаюсь написать < зачеркнуто : Падун> «Былину». Петя сказал по телефону, что сейчас разгар половодья, что в мелких лесах проталины, на полях пестреет, и что при потеплении начнется прямо и тяга. Во время обеда, около 1 ч. дня Володя Елагин передал вызов в Кремль к Калинину в 2. 20 дня. Собрались, как на пожаре, прибыли ровно в 2. 20 и пробыли у Калинина 40 минут. Володя после сказал, самое важное в этом: рукопись в Кремле . Итак, секретарь Союза писателей Поликарпов вовсе не принял меня, председатель Тихонов принял, но ничего не сделал. А председатель СССР Калинин принял по первому звонку и все сделал, т. е. взялся прочесть рукопись. Зачем я взял с собой к Калинину Лялю? Без нее бы он мне много сказал интересного. Но зато с ней я держался сам как на веревочке, ничего не...
    10. Атаманова Е. Т.: "Русский Сфинкс" в творческом сознании М. Пришвина
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: характер и во многом определялась стратегической необходимостью того периода времени. Однако при этом новации Петра вызывали весьма противоречивые оценки современников и потомков. Вероятно, отчасти это было вызвано тем, что «Одною рукою бросая семена, другою хотел он тут же пожинать их, нарушая обычные законы природы и возможности…», - так писал Белинский о Петре [Цит. по: 1, 95]. Сложная многогранная натура Петра Великого, самого активного западника русской истории, в течение XIX-ХХ веков и до сих пор продолжает находиться в центре внимания историков, политиков и, конечно, русских писателей. Не является исключением и М. Пришвин. Автор «Осударевой дороги» всегда глубоко переживал за судьбу многострадальной Родины, проецируя в творчестве современные события на эпохи, уже ушедшие в небытие, но оставившие неизгладимый след в истории России. Таковой, бесспорно, является Петровская эпоха. О личности Петра I в своем творческом наследии М. Пришвин размышлял довольно часто. В его оценках деятельности царя-реформатора чувствуется некая двойственность. Особенно отчетливо это проявилось в многочисленных дневниковых записях различных лет. Так, с Петровской эпохой у писателя ассоциируются события русской истории начала ХХ века, ознаменовавшегося тремя революциями и Первой мировой войной. В день похорон жертв революции 23 марта 1917 г. он записывает в дневник: «Все больше и больше с каждым днем вырастает фигура Петра Великого как нашего революционера (Петроград, освободивший Россию)…» [2, 259]. В дальнейшем...